суббота, 21 мая 2011 г.

Не лишайте детство беспечности

Статья доктора психологических наук Владимира Кудрявцева.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Недавно в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой и вот уже стоит на руках и одновременно поет в микрофон.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.
– Нет, – ответила малышка.
А еще до передачи ей задавали такой вопрос:
– Кем бы ты хотела быть?
– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.
Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.
Им невдомек, что сами дети удовольствия от жизни получают, увы, все меньше. Без тех «журавлей», которые всегда в небе, – без неспешных сказок, спонтанного художественного творчества, своих игр, с точки зрения взрослых, «глупых» – нормальное детство не случается.
Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. Будем считать, что это и есть плата за по-настоящему не прожитое и не пережитое детство. Как психолог скажу: она несоразмерно велика.
Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, невротическая тревожность, эмоциональная расторможенность, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых.
О том, что таковы последствия ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, результат занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, – многие даже не подозревают, да и мало кто готов согласиться, что это вредно, ведь побуждения родителей самые благие. Нередко они, начитавшись пособий типа «Математика, не отрываясь от груди», берутся выполнять функцию «дошкольного репетитора».
К тому же и общество одобряет вундеркиндов! Но драгоценное время детства отпущено человеку совсем для другого.
Это время ловить своих «журавлей» в небе, заниматься «всем», играть беззаботно и радоваться беспричинно. Чего и хочется пожелать каждой девочке, каждому мальчику.