30 июля 2012

О Тотальном диктанте...и, к слову, о привычке к чтению

– Вы принимали участие в проекте «Тотальный диктант». Ваше мнение о нем?
Дмитрий Быков: – С этим проектом случилось то, что случается в России со всеми проектами. Он стал кампанией и модой, не знаю, хорошо ли это, потому как не люблю моду. Если у людей появляется мода на прогулки с белой ленточкой – мне это приятно, как и мода заниматься благотворительностью. А вот тотальный шум вокруг «Тотального диктанта» и тотальное желание всех туда прийти, мне, скорее, претит. Тем более что люди идут туда за высокой самооценкой, ведь у нас очень мало сейчас вещей, за которые мы можем себя уважать, мы все почти ничего не делаем. Нам не дают работать, у нас нет общего дела. Но когда мы идем на тотальный диктант, мы воодушевляемся, что нам сейчас поставят пять за нашу более чем сомнительную грамотность. А большинству ставят два и правильно делают, в результате все уходят разочарованными и злыми. Диктант этого года, написанный Захаром Прилепиным, состоял из трех больших частей. Та часть, которую я диктовал, была очень трудной, много спорных авторских случаев, пунктуация проблематичная, и вообще мне показалось, что этот диктант не для средних умов. Я бы в двух случаях сам засомневался, хотя преподаю русский и литературу.
Но то страшное количество народа, которое приперлось его писать, – дети и взрослые, и то, какой успех это имело в Новосибирске, на родине акции, и в Красноярске, показывает, что подобное уместно. Следующим шагом, мне кажется, будет хорошая контрольная работа по математике. Это прекрасная гимнастика ума. Грамотность нужна избранным, а считать деньги необходимо всем. Вообще, нынешняя пропаганда чтения у меня вызывает неприятное ощущение. Все странно подается – будто читать так же трудно, как и отжиматься. И, скорее, напоминает беготню за кем-то с ведром черной икры и мольбой: «Попробуй ложечку». Но зачем это нужно? Если человек не хочет читать книги, понимать, как устроена русская жизнь, отвергает для себя этот пласт культуры – он инвалид, не пригоден, и значит, у нас с вами меньше будет конкурентов. И не нужно заставлять детей получать высокое духовное наслаждение – не для всех оно!
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий