03 сентября 2012

А28: смысловая и композиционная целостность текста

                                                                    Для справок
Некоторая теория, посвящённая тексту, уже приводилась в разделе «Для справок» к заданиям типа А7.
Как мы можем увидеть из примеров заданий типа А28, для их выполнения необходимо хорошее владение языком и внимательность, которые невозможно расписать в теории: практика, практика и практика – единственное, что поможет справиться с подобными заданиями.
Понятие о тексте довольно широко и противоречиво в различных источниках, однако все учёные, занимающиеся изучением текста, сходятся в том, что текст – это высказывание на определённую тему, реализующее основную мысль говорящего, являющееся относительно автономным (законченным) высказыванием, к которому можно подобрать заголовок. Текст состоит из двух и более предложений, так как его можно расчленить на несколько самостоятельных предложений (так что даже самое большое и сложное предложение самостоятельно текстом назвать нельзя). Одним из основных признаков текста является его связность, т.е. такая последовательность в расстановке предложений, которая отражает логику развития мысли.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания на определение номера предложения, в котором о чём-либо говорится, либо с предложениями на определение того, в каком из отражено или не отражено содержание текста. С данным заданием, как правило, справляются все, кто выполняет его без спешки.

Текст для выполнения заданий A28

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! 
(По К.Г. Паустовскому)

А28-1. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?
1) 22                              2) 2                                 3) 24                                4) 4

А28-2. Какое высказывание отражает содержание текста?
1) Дети поддерживают своих старых родителей материально и духовно.
2) Трудно быть одиноким в глубокой старости.
3) Катерина Ивановна усыновила автора текста.
4) Любование красота родной природы – постоянное занятие героини.

А28-3. Какая мысль не нашла отражение в тексте?
1) Катерина Ивановна одна на белом свете.
2) Старые люди не стесняются своих слёз.
3) Автор текста с большим теплом относится к Катерине Ивановне.
4) Дочь постоянно помогает своей матери материально и духовно поддерживает её.
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий