12 сентября 2012

А29: стили и функционально-смысловые типы речи

Продолжаю публиковать консультации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10.
2) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

Текст для выполнения задания А29

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15) Я не могу понять, что такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26) Мне неадо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынцли меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость былы так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)

Для справок
С учением о тексте тесно связано понятие о стилях речи. Выделяется 5 основных стилей речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Каждому из этих стилей присущи свои особенности: официально-деловому стилю характерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений; тексты научного стиля насыщены терминологией; публицистический стиль – стиль газет и журналов; художественный стиль отличает использование языковых средств, обладающих наравне с логическим смыслом еще и экспрессивно-эмоциональным оттенком и т.д.
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
·         Научный. Адресат этого стиля – учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. В собственно научном стиле речи не объясняются факты, общеизвестные в науке, а термины объясняются только новые. Отличается этот стиль большим объёмом предложений и частым употреблением цитат. Заглавие текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена работа. («О языке художественной литературы»). Ведущий тип речи стиля – рассуждение.
·         Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Объясняются практически все термины, учебный текст обычно начинается с объяснения понятия. Объём предложений значительно меньше, чем в собственно научном подстиле, реже употребляются цитаты. Заглавие указывает на тип учебного материала (учебник, практикум, сборник и т. д.). Ведущий тип речи – описание.
·         Научно-популярный. Адресат – любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя. Естественно, точность отображения фактов у этого подстиля гораздо ниже, чем у предыдущих, он приближается к публицистическому стилю. Чтобы заинтересовать читателя, в текстах данного подстиля рассматриваются не только необходимые для раскрытия темы факты, но и интригующие, занимательные, иногда даже недоказанные гипотезы. Примеров значительно больше, чем в других подстилях. Термины здесь менее частотны, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях, объясняются через аналогию, то есть бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение – толпа в метро в час пик). Объём предложений меньше, чем в других подстилях. Цель стиля позволяет использовать цитаты не очень точные и без подробных сносок. Преобладающий тип речи – повествование. Заглавие не только называет тему книги, но и вызывает интерес, интригует читателя («Почему мы не похожи друг на друга?»). Среди особенностей этого подстиля можно назвать употребление эмоциональных слов, сравнений, метафор, эпитетов, вопросительных и восклицательных предложений.
В заданиях типа А29 экзаменуемым предлагается определить тип речи тех или иных предложений, выделяя при этом три типа речи: описание, рассуждение, повествование. При описании предложения характеризуют предметы по их внешним признакам, при рассуждении читающие знакомятся с позицией автора относительно той или иной проблемы, а при повествовании автором описываются события и поступки без какой-либо эмоциональной подоплёки и комментариев. От типа речи во многом зависит композиционная структура самого текста. Зависимость композиции от типа речи представлена в следующее таблице:
Тип речи
Характеристика типа речи
Структура
Повествование
Рассказывается о последовательных событиях, действиях.
  Начало действия.
Развитие действия, события.
Завершение действия, событий.
Описание
Характеризуются признаки предмета речи. Обычно в описании говорится о тех признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе.
Общее впечатление от предмета речи.
Признаки предмета речи.
Оценка предмета речи (может отсутствовать).
Рассуждение
Раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, даётся объяснение чего-либо.
Тезис.
Доказательства.
Вывод (может отсутствовать
  
В произведениях чаще всего встречаются комбинированные типы речи (повествование с элементами описания, повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, описание с элементами повествования и т.д.).
Источник здесь 

Комментариев нет:

Отправить комментарий