пятница, 14 сентября 2012 г.

Зачем учить фонетику в школе?


Что же дает школе изучение фонетики как позиционной системы, то есть как фонологически организованного целого?
Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том, что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей, а мир отношений.
В-третьих, уроки по этой парадоксальной и удивительной фонологии, если они проводятся серьезным преподавателем, дают радость ученикам. Дети любят наблюдать, замечать, из наблюдений делать выводы, любят искать и находить закономерности. Отсюда -- любовь, часто азартная, к занятиям по фонетике и фонологии.
В-четвертых, занятия фонологией делают орфографические умения сознательными, разумно усвоенными, убеждают ученика в ценности русской системы письма; они обычно обеспечивают высокую грамотность.
В-пятых -- выигрыш для учителя: видя, что его работа дает хороший результат, он ходит довольный, уверенный в ценности своей работы.
Итак, фонология в школе, конечно, требует особых усилий учителя, но она себя оправдывает и, в конце концов, облегчает учителю его работу. (М.В. Панов. Методика преподавания русского языка. Усложнить, чтобы упростить).

Комментариев нет:

Отправить комментарий