07 сентября 2012

Интеллектуальность стала трендом еще в прошлом году. Постепенно начинается и мода на интеллект

По этой ссылке  статья под названием "Внос мозга" известного журналиста-публициста, поэта, учителя Дмитрия Быкова, опубликованная в газете "Московские новости".
Вот некоторые цитаты из неё.
  • Сегодня повод для оптимизма не надо долго искать: начался учебный год, и впервые за последние пять лет я вижу качественный скачок, революционное изменение студенческого уровня. Это, впрочем, и школьников касается. Мало того, что конкурс в лучшие вузы России доходил в этом году до 60 человек на место, в этом конкурсе действительно отобрали лучших.
  • Настало время умнеть вслед за нашими детьми.
  • Сегодня высшая форма оппозиции — быть умным и не опускаться до уровня оппонента: не переходить на личности в дискуссиях, не ограничиваться школьной программой, вообще меньше развлекаться и больше работать над собой.
  • Что сейчас нужнее всего, на мой взгляд, — так это учителя, которым бы эта молодежь доверяла; педагоги, которые могли бы предупредить ее о нескольких наиболее очевидных тупиках.
Очень рекомендую прочитать статью полностью.

13 комментариев:

  1. Спасибо, прочла. Сколь толково, столь и оптимистично. Востребованных ... временем? учителей знаю, но их единицы... и это уже не безнадежно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, уважаемая Татьяна Адольфовна, не всё так плохо. Мы же работаем и с полной отдачей. Жаль, что ученики и родители не всегда бывают отзывчивы на наши порывы здесь и сейчас. Понимание роли учителя в их жизни приходит со временем и познаётся в сравнении...

      Удалить
  2. Валентина Васильевна, а мне показалось, что отрадные перемены, о которых пишет Быков, есть во многом результат эффективно работающих... репетиторов. Но и они - не кто иной как учителя! У нас в Краснодаре есть Малая Академия (учреждение дополнительного образования детей), работающая исключительно на академическую образованность ребят (в том числе предметные олимпиады школьников в их руках). Это "муниципальные репетиторы", поскольку занятия там проводятся по индивидуальным и групповым образовательным программам. И результаты достойные.
    Остается ждать, когда придет мода на родителей-интеллектуалов! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Вы правы, Татьяна Адольфовна! Но отчасти. Автор говорит не столько об отрепетированных, натасканных умениях студентов, сколько об общем развитии молодых людей, их начитанности, умении ориентироваться в ситуации, адекватно оценивать события. А это приобретается в условиях развивающей среды, школы в том числе. Далеко не все родители могут организовать "правильное" чтение своих детей. Думаю, что нельзя в этом случае недооценивать роль школьных учителей... Сам-то автор, кстати, работает учителем в школе.

      Удалить
    2. А я о репетиторах-умных учителях.... растет их культура, профессионализм: они не натаскивают (это удел учителей-плебеев!), они по-настоящему УПРАВЛЯЮТ образовательным процессом своего подопечного (пусть даже в рамках своего предмета), выводя его в метапредметность и демонстрируя возможности индивидуального обучения, осуществляемого высокооплачиваемым специалистом... вот Вам и суперсреда )))

      Удалить
    3. Однако далеко не каждая семья может позволить себе нанять высокооплачиваемого репетитора-учителя. Потому и надо, чтобы школьные учителя поумнели. А это им НА ФИГА? Да и обществу тоже...

      Удалить
  3. Увы! Тот самый "социальный лифт" (по В.В.Путину - образование) недоступен для многих, но ...дает страт по-настоящему образованных молодых людей; формирующаяся учительская элита пока (так будет, наверное, всегда) сравнительно малочисленна. Но как важно, что это есть. Учителя не хотят (не умеют?) умнеть: кто-то придет в движение, потому что так "заквашен", а кто-то будет "коптеть"... издержки массовой профессии, еще много чего... жаль их,
    еще более жаль их учеников. Или ошибаюсь, Валентина Васильевна, я ведь уже более десяти лет не учительствую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жалко, да, жалко учеников, учителей, себя... за то, что взрослые во всём хорошем разуверились, а юные никакой веры отродясь не имели и, увы, её не приобретут... потому что учат их сильно уставшие (даже молодые!) и безразличные люди (в массе своей) и учат не так. Вот прочитала сегодня старую статью в какой-то центральной газете на сайте Минобра о необходимости ввести в ранге обязательного экзамен по иностранному языку после 11 класса. Но смогут ли экзамен сдать все ученики? Оказывается, учат у нас так, что даже учителя не могут общаться, к примеру, с англичанами. Учат грамматике, а не живому разговорному языку. Есть проблемы с обучением русскому языку, литературе. Нам, учителям, подумать бы, как донести слово русское до своих подопечных, а мы составляем (списываем) рабочие программы. Сегодня принтер даже стал пачкать краской бумагу -- устал. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса получилась на сотне страниц. По остальным классам поменьше, но тоже много, вот техника и не выдерживает. А ещё к 20-му план воспитательной работы напечатать надо. Страсть сколько бумаг! Не прибавляющих ни в мастерстве, ни в зарплате учителя, ни в улучшении его настроения. Ещё больше документов требуют от администрации школы. Я веду школьный сайт и связана с этими бумагами. Боюсь, что гуглевский диск, где они у меня хранятся, лопнет...

      Удалить
  4. Валентина Васильевна, а рабочая программа действительно "рабочая"? Когда мы с Лилией Павловной на совещании назвали ресурсы, где эти самые рабочие программы вывешены, зал как-то "плотоядно" на это среагировал (теперь понимаю почему - 100 страниц: не кот начихал!) Валентина Васильевна, действительно наличие этой самой программы - залог сколь-нибудь толкового учебного занятия? ...про план воспитательной работы не спрашиваю...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна!
    Программа, в которой расписаны цели каждого раздела, каждой темы (урока -- это идеально!), в которую добавлены активные ссылки на ЭОРы именно к данному уроку, несомненно, поможет учителю быстро подготовиться к занятию и толково его провести.
    Я работаю по экспериментальному учебнику русского языка (в связи с ним и был назван блог), программ в интернете ещё нет (по 8 классу, например), поэтому я попыталась "прописать" в КТП детально "расчасовку" и ресурсы, которые можно найти в Сети. Мне это помогает. Судя по статистике программа некоторое время держалась в числе популярных сообщений блога. Однако по УМК под ред. Панова работает очень мало учителей в нашей стране.
    О плане воспитательной работы классного руководителя. Он не должен быть слишком громоздким.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за пояснения. Вы делаете очень важную работу. Объемную. Инновационную. Безвозмездную.

    ОтветитьУдалить