суббота, 13 октября 2012 г.

О пользе комментариев к художественным текстам

Не знаю, кого как, но меня, пожалуй, редкий учебник может  удовлетворить. Особенно  по литературе. В одном нет текстов или какие-то обрывки их помещены, в других произведения подобраны бессистемно и случайно. В третьих  проза и стихи хорошие, но без комментариев. В четвёртых настолько заумные задания, что  не сразу сообразишь, как их выполнить, а когда выполнишь, то по сути овчинка выделки не стоит, потому что ничего  это не прибавляет в читательском кругозоре или в литературоведческих познаниях учеников. А в старших классах, вообще, надо несколько книг на уроки таскать, чтобы из одной, из другой взять что-то нужное и  молодым людям показать, откуда можно почерпнуть необходимую информацию. (В особенности, если это своеобразные раритеты, которых современное поколение в массе своей никогда в жизни не видело и не увидит наверняка).
Последние годы работаю по учебнику Г.С. Меркина, и он мне нравится своей основательностью в выборе произведений для изучения,   доступностью изложения материала, постановкой вопросов  для анализа  текстов и особенно -- наличием  историко-литературных комментариев и   образцов текстуального анализа. Так, сегодня в 8 классе читали стихотворение Пушкина "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."). На двух страницах  после него совершенно изумительный комментарий о друзьях поэта, которым посвящены строфы стихотворения.  Стихотворение стало  понятнее, заинтересовало ребят, и кто-то даже заметил, что и про нас в нём сказано... Конечно, коллеги могут вспомнить  замечательную  книжку "Лицейские друзья Пушкина". Ну кто теперь читает такие книги?..