суббота, 29 декабря 2012 г.

Односоставные предложения

Односоставные предложения часто встречаются в составе сложных предложений, поэтому их нужно научиться видеть, чтобы правильно расставлять знаки препинания.
В односоставных предложениях информационный и, соответственно, грамматический центр сосредоточен в одном главном члене. При этом смысл высказывания понятен вне зависимости от контекста (что в том числе отличает односоставные предложения от неполных). Часто в односоставных предложениях большую роль играют второстепенные члены, берущие на себя информационную нагрузку. Так, предложение Маше тоскливо без дополнения просто утратит смысл. Односоставные предложения могут иметь главным членом только сказуемое или только подлежащее. Предложения с главным членом сказуемым подразделяются на определённо-личные, обобщённо-личные, неопределённо-личные (здесь важно вспомнить изменение глаголов по лицам, то есть спряжение) и безличные. Предложения с главным членом подлежащим называются номинативными, или назывными.
Односоставные предложения часто встречаются в составе сложных предложений, поэтому их нужно научиться видеть, чтобы правильно расставлять знаки препинания.
I. Определённо-личным называется односоставное предложение, в котором главный член сказуемое выражен глаголом в личной форме, указывающей на определённое действующее лицо. На определённое действующее лицо указывают следующие глагольные формы.
1. Форма первого лица единственного числа (я), например:
С особенным чувством вспоминаю свой последний школьный день.
С особенным чувством вспоминал недавно свой последний школьный день.
С особенным чувством буду вспоминать свой последний школьный день.
В этих предложениях подлежащее не требуется для полноты высказываний, которые выражают мысль сами по себе, без всякого контекста.
2. Форма первого лица множественного числа (мы). Эта форма имеет по сравнению с формой первого лица единственного числа более обобщённый характер, например:
Сидим вместе в санях. Грызём крупные калёные семечки. (В. Песков)
По большей части предложения с такой формой сказуемого выступают распространителями первого предложения-зачина, где подлежащее названо (Например: И вот наконец мы прибыли в назначенное место.Сидим вместе в санях…).
3. Форма второго лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени (ты, вы), если известен субъект, к которому обращена речь:
"Значит, присматриваешь за пишущими", - догадался и успокоился он. (Ф. Искандер)
"Когда заедете к нам?" - спросил Коля.
4. Форма глагола повелительного наклонения, поскольку в диалоге всегда известно, к кому обращена речь:
Идём со мной!
II. Обобщённо-личным называется односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме второго лица единственного числа (ты) настоящего или простого будущего времени и обозначает действие, относящееся к любому действующему лицу, называется, например:
1) Иные места покидаешь и всё же думаешь, что когда-нибудь сюда вернёшься. (К. Паустовский) Кто покидает? И я, и ты, и все.
2) Ласковым словом и камень растопишь. (Пословица).

Из приведённых примеров видно, что по сравнению с определённо-личными предложениями обобщённо-личные обладают гораздо большей степенью обобщения. А пословицы особенно.
В тексте определённо-личные и обобщённо-личные предложения прежде всего дают возможность избежать повторения личных местоимений, что делает высказывания более динамичными, поскольку внимание читателя сосредоточивается на самом действии.
Задание. Прочитайте отрывок.
…К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня к пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Поглядишь на дым и можешь точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова солнце. (Н. Лавров)
Проведём лексико-грамматический экперимент. В последнем сложном предложении добавим подлежащие:
Если ты поглядишь на дым, то ты можешь точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова солнце.
Сравните исходный вариант с переделанным. И само сложное предложение удлинилось - прибавилось ещё одно придаточное, и динамика утратилась.
III. Неопределённо-личным называются такое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено формой третьего лица множественного числа настоящего или простого будущего времени (они) или формой множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершённое неопределёнными лицами:
1) Проруби очень нужны: там полощут бельё, поят скотину, берут воду для домашних нужд. (В. Ильин)
2) С пучком полыхавшей сухой берёзовой лучины осторожно обходили отмели, руками брали на освещённом дне подползавших к берегу раков. (И. Соколов-Микитов)
Подлежащие удалены из обоих предложений намеренно, именно для того, чтобы показать неопределённость действующих лиц.
Действующее лицо может быть не представлено, если оно неизвестно: В дверь звонят; или, напротив, всем известно и нет надобности его называть: А мне на день рождения редкую книгу подарили.
Чаще всего в тексте неопределённо-личные предложения используются в тех случаях, когда надо сосредоточить внимание читателя только на действии, оставив в тени действующее лицо:
Однажды унесли Петькиных голубей. Тихо унесли. Запоры не срывали, жесть не сдирали, досок не выламывали. Отомкнули пудовый амбарный замок и опять замкнули, сложив голубей в мешок. (В. Воронов)
А теперь подумайте: почему к неопределённо-личным не относятся предложения, где сказуемое выражено формой третьего лица единственного числа (он, она, оно)? Ответ - в теме о неполных предложениях.
IV. Безличным называется такое предложение, в котором сказуемое обозначает действие или состояние независимо от производителя действия или носителя признака. В таких предложениях нет подлежащего, выраженного формой именительного падежа и оно не подсказывается грамматической формой сказуемого.
На отсутствие подлежащего указывают следующие формы сказуемого.
1. Безличный глагол (вечереет, нездоровится, знобит, морозит, светает, смеркается, стемнело и пр.), например:
Сашу знобит.
Нездоровится.
В лесу смеркалось.
2. Личный глагол в безличном употреблении - чаще всего в грамматической форме прошедшего времени среднего рода, но могут встречаться и другие формы, например:
Лес затянуло туманом.
Мне наконец-то повезло.
В ухе стреляет.
Задание. В приведённых примерах в каких грамматических формах употреблены при безличном сказуемом существительные и местоимение?
3. Краткое страдательное причастие, например:
У меня много связано воспоминаний с этими местами.
В таких предложениях показывается результат независимого действия.
4. Предикативное наречие на  или слова категории состояния, например:
Маше тоскливо.
Жарко.
Мне жаль растоптанные цветы.
5. Отрицательное слово нет или глаголы быть, стать в безличном значении с отрицанием, например:
Кругом нет ни души.
Кругом не было ни души.
Кругом не стало ни души.
6. Неопределённая форма глагола (инфинитивные предложения), например:
Скоро собираться домой.
Работать так работать. - Здесь в сказуемое входит усложнённая форма инфинитива вместе с частицей так. Всё сказуемое имеет значение категоричности.
Безличные предложения особенно характерны для публицистики и художественной литературы, что объясняется их стилистической выразительностью. В частности, с помощью безличных предложений, безличных зачинов или концовок можно ярко и в то же время лаконично описать состояние природы, окружающей среды или человека.
Задания. 1. Прочитайте отрывок с безличным зачином. Замените это безличное предложение подходящим по смыслу двусоставным. Утратит ли при этом текст "особый оттенок лёгкости действия", по выражению А. М. Пешковского?
Стемнело. Едва-едва пламенеет тихая заря. Зелёные сумерки. Черны и резки контуры здания с их чуждыми теперь, пустыми, неосвещёнными окнами. (А. Куприн)
2. Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом и и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.
Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.
V. Назывное (номинативное) предложение это такое односоставное предложение, в котором главный член подлежащее и в котором утверждается (называется) наличие предметов, явлений или состояний.
Таким образом, в назывном предложении представлено только подлежащее - предмет речи. Однако в этом подлежащем одновременно заключена сказуемость, делающая предмет речи и сообщением о нём. Грамматически сообщение в назывном предложении оформляется при помощи:
1) настоящего времени - если мы говорим Август, то имеем в виду, что он есть сейчас. В прошедшем и будущем времени назывным предложениям соответствуют двусоставные: Наступил август (здесь прошедшее время может в контексте употребляться и как настоящее: Вот и наступил август. Листья на деревьях желтеют, трава сохнет…). Скоро наступит август.;
2) утвердительной интонацией, указывающей на реальность предметов и явлений.
Назывные предложения в тексте - создатели описания. Если назывное предложение выступает описательным зачином, оно рождает у читателя определённые ассоциации, которые раскрывает контекст.
Задание. Прочитайте контекст с описательным зачином.
Полдень. На песчаной отмели под жгучими лучами солнца лениво дремлет крокодил, полуоткрыв огромную пасть с острыми, как бритва, зубами. (И. Орловская)
В каких функциональных стилях можно встретить такой контекст?
Кроме существительных в именительном падеже подлежащее назывного предложения может быть выражено:
а) количественно-именным сочетанием: Четыре часа утра;
б) личным местоимением: Вот она!
Назывные предложения с подлежащим-существительным чаще всего нераспространённые, но могут быть распространены согласованными и несогласованными определениями (вспомним, что именно определения выступают распространителями подлежащего):
Осенние листья. Листья осени.
Задание. Прочитайте односоставные предложения. Определите вид каждого односоставного предложения.
1. Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 2. В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 3. Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 4. Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 5. Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 6. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)
Источник здесь