понедельник, 7 ноября 2016 г.

Замена слов стилистически нейтральными синонимами (из ОБЗ)

Задание. Подберите стилистически нейтральные синонимы к следующим словам. (Задания из Открытого банка заданий ОГЭ).

1.      Парень. (Они стояли, прижавшись друг к другу, -- молоденький парень и девушка).
2.      Разом. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!)
3.      Окоченев. (Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки)
4.      Облезла. (Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла,)
5.      Примостясь. (И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе).
 Нынешним. (А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких).
7.      Грохнулся. (Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом)
8.      Злющих. (Особенно волновалась росомаха, когда они подходили
к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка).
9.      Прыснули. (– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера родились...)
1    Ору. (Тут я выскакиваю и ору:
– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!)
  Твердил. (Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»)
1     Саданул. (Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько
«разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на
ушибленные пальцы).
1     Огрел. (Оля ещё и развернуть своё угощение
не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров).
1     Украдкой. (Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу).
1     Отведай. (– (9)Отведай, внучок, моего коржа)
1     Отныне. ((11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич).
1     Невзначай.(А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
– (19)Хочешь сфотографироваться с ним?)
1    Ликует. (И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости).
1    Напрягал память. (Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!)
2    Слагал. (Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов).
2    Классная. (Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете).
2    Ввязываться. (Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью).
2    Ступай. (Ступай, ступай, – сказала бабушка).
2     Остыл. – (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
2    Урвать. (Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще).
2     Здорово. (Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате).
2    Шлёпнулся. (Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь).
2    Послание. (Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?)
2    Таскал. (Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним).
3    Ведает. (Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта).
3    Непреходящего. (Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения).
3    Воспарит. (Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица).
3     Надлежало. (На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора).
3     Неказистый. (На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой – под стать её неказистому внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше).
3     Лупить. (А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара).
3     (На) потеху. ()Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки).
3    Страшно. (Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно доволен).
3   Промямлил. (Андрейка кое-как промямлил извинения  и сунул в руки потрясённой Алки астры).
3   Угомонились. (Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять).
4    Живо. (Переобувайся да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи)


1 комментарий:

  1. Спасибо! Очень ценный материал, недолюбливаю это задание...

    ОтветитьУдалить