ОГЭ: образцы сочинений

Три мифа о сочинении 15.3


Скорее всего, вы об этом не знали...
МИФ 1.  Определение понятия может находиться только в начале сочинения.
Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)

МИФ 2. Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста, как первый.
Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.
Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.
Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного тексталитературного произведениякинофильмовСМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)
Ссылка здесь
Задание 15.3. Что такое дружба
          Дружба -  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

         Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев -  оказался настоящим другом.  Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.
         Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.
         Таким образом, эти примеры ещё раз подтверждают мою мысль о том, что в дружбе главное -  поддержка и понимание. (194 слова)

Сочинение на морально-этическую тему
Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.
Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, бездушие, трудолюбие, учтивость, правда, отзывчивость, гордость, справедливость, ответственность.
К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.
Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие.
Справедливость
Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести "Подумаешь, птицы!" от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...>  до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сочинение ученика
Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.
"Каждому - то же, что и другим". Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его "О справедливейший из справедливых!". Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька "весело и добровольно подчинялись" им.
В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.
Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.
Благодарность
Текст К.Г. Паустовского из рассказа "Заячьи лапы" от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...>  до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.              
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сочинение ученика
Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара (предл. 33-34). Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.
В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.
Благодарность - одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.
Бесстрашие
Текст из повести "Мальчик у моря" Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.     
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика
Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие - качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным - значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.
В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: "...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря" при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома (предл. 12-17). Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале (предл. 35, 37, 39).
Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения. 
Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.
Ответственность
Текст из повести А. Алексина "Сигнальщики и горнисты" от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сочинение ученика
Ответственность - это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.
Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг - следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же (предл. 3-4, 19-21). 
Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.
Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности. 
Бездушие 
Текст А. Алексина из повести "Подумаешь, птицы!" от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..        
Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сочинение ученика
Бездушие - это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.
В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице (предл. 22, 24, 38). Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: "Подумаешь, птицы!.."
Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему нас надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам. 
Таким образом, бездушие –  это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то. Источник

Сочинения на морально-этическую тему (задание 15.2)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45-50) текста: "Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала" "Да, значит, это правда... Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение
         Смысл финала фрагмента я понимаю так: Ольга прощает свою подругу только потому, что во время разоблачения она увидела, как та раскаялась в содеянном. Ольга не могла поступить иначе по многим причинам.
          Во-первых, Лена была любимой подругой, девочек связывали доверительные отношения (предложения 4 - 8). Поэтому Ольге не так-то просто было перечеркнуть их.
          Во-вторых, от природы Ольга "была характера очень мягкого и мирного" (предложение 28), поэтому ей чужды злоба и мстительность. Искреннее раскаяние Лены заставило Ольгу забыть о нанесённой обиде.
          Таким образом, благодаря таким качествам, как великодушие и умение прощать, Ольга смогла сохранить дружбу с Леной на долгие годы. (94 слова)

2.     Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение
          Смысл финала текста я понимаю так: девятилетний Тимофей тяжело переживает неожиданное расставание с Машей, потому что он очень привязался к этой девушке. Их знакомство и встречи происходили в зоопарке, поэтому после расставания он не мог больше находиться в этом месте, так как всё напоминало ему о Маше. Докажу справедливость своих слов на примерах из текста.
          Тимофей действительно очень дорожил дружбой с Машей, потому что рядом с ней он чувствовал себя не хулиганом и мелким воришкой, а человеком, которому можно доверить важное дело. Маша заставляла Тимофея гордиться собой, ощущать себя полезным и нужным (предложения 8, 10).
          Но мир рухнул для Тимофея в тот момент, когда Маша уехала (предложения 35-36). Отъезд девушки для него стал настоящим горем (предложение 26). Тоска и одиночество охватили мальчика (предложения 34,37).
          Эта печальная история рассказывает о большой трагедии маленького человека, который потерял настоящего друга. (132 слова)

3.       Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "- Он ведь спас нас!.. - потрясённо говорит Люська". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение
          Смысл финала текста я понимаю так: ребята, в экстремальных условиях сплавляясь на катамаранах по горной реке, избежали гибели только благодаря смелости и быстрой реакции одного из них - Овечкина. Докажу справедливость своих слов примерами из прочитанного текста.
          Во-первых, ситуация, в которой оказались ребята, была действительно критической. Так называемые "расчёски", образованные упавшими в воду деревьями, могли прорвать гондолы катамарана или сгрести всех в бурное течение реки (предложение 10, 37), что грозило ребятам гибелью.
          Во-вторых, Овечкин, быстро сориентировавшись, не слушает команды рассказчика и, вместо того чтобы рубить сучья снизу, забирается на ствол и пытается его отсечь топором, рискуя собственной жизнью (предложения 42 - 46). Всё происходит настолько стремительно, что потрясённые ребята осознают произошедшее только после того, как Овечкин, целый и невредимый, оказывается на катамаране.
          Поступок Овечкина, который, не раздумывая, бросился спасать своих товарищей, заслуживает уважения и восхищения.


Образец сочинения на лингвистическую тему по высказыванию

 К.Г. Паустовского

Действительно, прав был  К.Г. Паустовский, утверждавший, что "нет  ничего в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Словом можно назвать предмет, явление, действие, признак, выразить различные чувства, передать мысли, оценить  поступки, охарактеризовать человека... Текст рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма" является прекрасной иллюстрацией верности его высказывания о богатейших возможностях  лексики русского языка.
Например, слово  от знакомой, брошенное Настей в ответ на вопрос старого  художника, хпрактеризует её как человека чёрствого, вроде бы даже стесняющегося своей матери и того, что та умерла. В момент её (Настиного) триумфа как бы не к место говорит об этом.
Или другой пример: автор о взгляде Гоголя с портрета говорит, что он тяжёлый и пронзительный. Этими словами выражено отношение писателя (пусть в сознании Насти) к её жестокосердию. Оно ещё более усиливается, когда в мыслях девушки звучит его: "Эх, ты!" Простым междометием К.Г. Паустовский выражет целую гамму   чувств, оценивающих бездущие героини. И наоборот, в слове  ненаглядная звучит столько материнской любви -- и больше никаких слов-то и не нужно.
Вообще, рассказ удивительный по своей лаконичности и вместе с тем насыщенности такими тонкими оттенками чувства и оценок, выраженными в простых словах. Хмурое небо давило на город, Настя горько заплакала, старушка  дряхлая, брошенная всеми, "Красная стрела" едва тащится, хотя поезд стремительно мчалсякрик у него был предостерегающий.
Мне очень нравятся произведения К.Г. Паустовского. За их простоту и понятность, за замечательный живой и яркий язык.


Образец сочинения на лингвистическую тему для восьмиклассников

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: "Союзы будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение".
Попробуем разобраться в смысле этой фразы.  Союзы - это слова, так как каждый из них имеет свое значение. Они подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений. Например, в предложении 20 встречаю союз "но", передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз "когда", придающий придаточному предложению временное значение.
Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.


Сочинение о роли языковых единиц (по цитате М.В. Панова)

Подскажите, пожалуйста, какие аргументы лучше взять из текста по цитате Панова:" Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу."
Из текста:

1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. 3.Посмотрит человек такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда все уже, вроде, ясно. 4.Преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. 5.Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. 6.Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. 7.Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом. 8. Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно включается воображение. 9. Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. 10. Он видит обстановку, представляет себе лица персонажей, видит их живыми, как бы в кино. 11. Преимущество книги и в том, что читатель сам себе режиссер, он создает свой «фильм». 12. При этом кинорежиссер не навязывает ему своих концепций, а актеры – внешнего облика персонажей, характера их действий. 13. Следовательно, чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.

Ответ на это письмо.

Здравствуйте, уважаемый аноним! А почему Вы не хотите зарегистрироваться и стать постоянным читателем моего блога? Это ведь так просто! Ну, ладно, помогу Вам в очередной раз.


Язык представляет собой систему. И в нём первостепенное значение имеют  отношения, в которые вступают единицы языка. Звуки (фонемы), морфемы, слова, словосочетания, предложения, текст -- это единицы языка. Мельчайшая из них -- это фонема, смыслоразличитель. Сравните, например такие слова: дам, дом, дым, дум (много), Дим (разговорное обращение от Дима). В них гласные фонемы  позволяют нам понять, о чём или о ком идёт речь. Фонемы бывают в слабой и сильной позиции. Смыслоразличителем фонема является, находясь в сильной позиции. Так, в исходном тексте есть слово  обстановку. Фонема <б> в нём находится в слабой позиции -- перед глухой согласной фонемой <с>, поэтому она и уподобляется ей и звучит, как <п>. Но по главному закону русского языка -- фонемному, следует писать букву фонемы в сильной позиции. Для парных глухих/звонких согласных  это позиция перед гласными. Подставляем гласный звук -- обождать , чётко слышится  б, поэтому и пишем оБстановку..
В сочинении для ГИА вам достаточно написать о том, что слова состоят из звуков (фонем). Например, слово обстановку состоит из фонем <а> <п> <с> <т> <а> <н> <о> <ф> <к> <у> . Фонемы в приставке <а>,  <п> и в корне <а>, <ф> находятся в слабой позиции. Их надо проверить, поставив в сильную позицию: Обжиг, оБождать, стАВить и написать соответствующие буквы.
Слово  обстановку состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: об-стан-овк-у. Морфемы -- языковые единицы более высокого уровня, чем фонемы. Это как бы второй "этаж" дома. Во всех словах   обязательно есть хотя бы одна главная морфема -- корень.
Следующая  единица языка -- это слово. С помощью слов мы постигаем смысл высказывания. Так, в исходном тексте есть  многозначное слово язык . Оно употреблено в словосочетаниях стихия языка -- значит речь, русский язык -- язык определенного народа, язык писателя --  слова, которые употребляет  тот или иной автор. Понять же, о каком языке идёт речь, конкретизировать  лексическое значение этого слова, помогают словосочетания: см. приведённые выше примеры..
Однако употребляя отдельные слова и даже словосочетания, мы не сможем выразить мысль. Только связанные по смыслу и грамматически, они формируют высказывание. Связь слов в предложении можно показать на примере любого предложения из текста. Например, 9 предложения. Действие (чего?) романа, повести, рассказа; разворачивается (где?) перед взором; взором (каким?) мысленным и т.д. 
И наконец верхний "этаж" нашего здания (языка) -- текст. Предложения, объединённые  одной темой, основной мыслью,  связанные по смыслу и с помощью различных грамматических средств связи, образуют текст. Так, перед нами текст о том, почему предпочтительнее читать книги, чем смотреть фильмы по ним.
Таким образом, мы доказали, что каждая из языковых единиц на своем месте и каждая выполняет свою работу в языке.


Темы сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)
1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)
5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин)
6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». (Литературная энциклопедия)
7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский)
8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Б. Н. Головин)
9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Л. В. Успенский)
10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (И. А. Гончаров)
11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».  (А. А. Зеленецкий)
12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (М. Н. Кожина)
13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (И. И. Постникова)
14. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (А. А. Реформатский)
15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (А. А. Реформатский)
16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (С. И. Львова)
17. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)
18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (А. И. Горшков)
19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Б. В. Шергин)
20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (И. И. Постникова)
21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д. С. Лихачёв)
23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е. В. Джанджакова)
24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Г. Я. Солганик)
25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский)
26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (И. Н. Горелов)
27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (М. В. Исаковский)
28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов)
29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Л. Н. Толстой)
30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Г. В. Степанов)
31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка)
33. «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». (А. А.Мирошниченко)
34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (А.А. Мирошниченко)
35. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Г. Короленко)
36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Н. С. Валгина)



ГИА-2013: сочинение к тексту варианта 14 (о местоимениях)
Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян»  о Демосфене.
Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Попробуем  доказать истинность данного суждения.
Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения  он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик – он), 15 (он и его друг – они).
Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).
Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому  не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение  относится ко всем трём лицам.
Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия – которое), 28 (упорство – с которым), что также помогает избежать повторов в речи.
В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).
Таким образом,  местоимения являются действительно вторичными словами.



Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013
Обновление от 10.11.2012
Напоминаю, что в 2013 году планируются изменения
 в части С2 экзаменационного теста.
До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение
 на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один.
! В проекте демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. Но не будем делать поспешных выводов, дождёмся утверждения проекта.

Если проект всё-таки утвердят, то все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.  В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. 
В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос:
 какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные
 требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о
 критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких
 свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;
·                     о средствах выражения мыслей;
·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;
·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;
·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
·                     сформулировать позицию автора высказывания
·                     выразить своё отношение к ней.

Сформулировать
 позицию автора вам помогут слова и выражения:
·                     автор анализирует
·                     характеризует
·                     рассуждает
·                     отмечает
·                     доказывает
·                     сравнивает
·                     сопоставляет
·                     противопоставляет
·                     называет
·                     описывает
·                     разбирает
·                     подчёркивает
·                     ссылается на...
·                     останавливается на ...
·                     раскрывает содержание
·                     отмечает важность
·                     формулирует
·                     касается
·                     утверждает
·                     считает, что ...
·                     и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
·                     действительно
·                     на самом деле
·                     не могу не согласиться с автором высказывания
·                     я полностью согласен с ...
·                     вынужден согласиться с ...
·                     я разделяю точку зрения автора высказывания
·                     я поддерживаю мнение автора
·                     бесспорно мнение автора о том, что ...
·   и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно
 из 2-3-х предложений.
Можно применить
 цитирование, например:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и
 без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
или:
        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно
 начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:



Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

·                     примеров должно быть 2;
·                     примеры должны быть из указанного текста;
·                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например: 
Аргумент 1. 
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2.
 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "
во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается
 вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Образец сочинения-рассуждения по проекту демоверсии 2013
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
          Богатство любого языка определяется прежде все­го богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
           Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  (204 слов)
При написании данной статьи были использованы материалы из следующих источников:

·                     сайт "Капканы ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
·                     дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
·                     "ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.
Пока проект демоверсии не утверждён, информация может обновляться. Поэтому следите за новостями!
Источник здесь


Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
                                        Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
 Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
 Источник здесь


Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)    2013 год 

Сочинения учеников 9 класса

2. Ещё одно сочинение  из написанных моими девятиклассниками. 
Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают". Попробуем порассуждать на  эту тему.
Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора -- это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора "декабристы -- сердце русской истории". Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
Грамматика -- раздел науки о языке,  который включает морфологию и синтаксис.  Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения.  Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в  предложении 20 употреблено обращение "Саня". С помощью   именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему -- приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или  восклицательным знаком.
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает,  с помощью грамматики -- как он относится к этому, как он думает. (Елена А.).



1. В 9 классе писали сочинение на лингвистическую тему по заданию  С2.1. Я вслед за своими коллегами советую ученикам, готовясь к выполнению этого задания на экзамене, выучить  ряд  подходящих заготовок и по возможности использовать их в сочинениях. Разумеется,  иллюстрируя  соответствующими примерами из текста. Кто-то внял советам, кто-то всё ещё сомневается в том, такое ли будет задание в КИМах, и не хочет тратить своих усилий, как ему кажется, впустую. Здесь то, что получается, на мой взгляд, более или менее правильно.
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель  любит русскую классику, как он старается передать  это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика -- это раздел науки  о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также  лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность  тезиса Г. Степанова. (Наиль М.).

Примеры лексических и грамматических явлений  по тексту В.Г. Распутина
В тексте варианта ГИА по русскому языку по этой ссылке http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia22.xml из рассказа "Уроки французского" В.Г. Распутина можно найти ряд интересных, на мой взгляд, примеров лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1).
Примеры лексических явлений.
В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слова, придающие речи  образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого   не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.
В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данному тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.
И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина. В каком значении употреблено слово колено в предложении 2? Понятно, что в значении поколение. (Пройдитесь по ссылке в моем блоге и посмотрите историю этого слова). В сочинении же надо написать о том, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение.
Примеры грамматических явлений.
В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15). Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно.
Предложение 19 в данном тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций  точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то,  о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно. 

3 образца сочинения по тексту М.Горького "Хорошее дело" (задания С2.1 и С2.2)

Статья содержит текст, задания С2.1 и С2.2, три образца сочинения, а также ссылку на презентацию.
ТЕКСТ
(1)Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице. (2)Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала густая зелень вяза и липы.

       (3) В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках.  (6)Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал:
  -  (7)Хорошее дело.
      (8)Так его и стали звать.
      (9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.
     (10)Однажды бабушка устроила такой вечер.
      (11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, - в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой, жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова.
      (13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:
  -  (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это – страшно верное, наше… русское…
     (17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, - глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову.
     (19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце.  (20)Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, - так ясно помнились его утонувшие глаза.
     (21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно сконфуженный.
  -  (22)Вера я шумел, - сказал он бабушке виновато, словно маленький. -  (23)Вы не сердитесь?   (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25)Молчишь, молчишь, - и вдруг – вскипит в душе, прорвёт…
    (26) И меня потянуло к нему.
     (27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним.     
(По М. Горькому)

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.
ЗАДАНИЕ С2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
 

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СОЧИНЕНИЕ (образец №1) 



          «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
          Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
          Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
          Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

СОЧИНЕНИЕ (образец №2) 
Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска         «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г. Степанов. Докажем это на примерах из произведения. М. Горького.

            В данном тексте писатель знакомит нас с героем по имени Хорошее Дело. Бабушкины сказки оказывают на него сильное впечатление, и автор, передавая волнение  героя, использует предложения с однородными членами № 13, № 14, № 18.

            Сопереживая герою, рассказывая о его чувствах, автор использует слова в переносном значении (метафоры): «опрокинулось его лицо», «вскипит в душе».

                Эти грамматические и лексические средства помогают создать образ героя, искреннего, доброго, одинокого человека.                                                                                 ( 77-78 слов)




ЗАДАНИЕ С2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

СОЧИНЕНИЕ

Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ 

«СОШ № 3» г. Братска.

          Я понимаю смысл предложения «И меня потянуло к нему» так: 

автору Хорошее Дело стал очень интересен, потому что он был 

искренний, чувствительный, впечатлительный человек.           

          Он очень волнуется, слушая  рассказ бабушки, что 
подтверждается в предложениях № 13. № 14, № 17 .      
          Сам рассказчик такой же чувствительный. После ухода 
Хорошего Дела он пишет, что «стало грустно; какое-то уныние щемило 
сердце», «было жалко его», «помнились его утонувшие глаза».           
          А ещё Хорошее Дело,  как и рассказчик,  был «страшно один» 
(предложения № 24, № 27).          
          Автора «потянуло к нему»,  так как он почувствовал родственную 
душу.
Источник здесь

____________________________________________________
С2.1 Образец № 8
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
          Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
          Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
          Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 7

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. 
Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)

 Автор Настя. Источник здесь
По мнению учителя Бенделевой Любови Михайловны (Тетеркиной), надо учить ребят искать пример для анализа по лексике и синтаксису в ОДНОМ предложении. Это позволит сделать сочинение четче и лаконичнее. Она  приводит  в пример работу своей ученицы Насти по тесту 23 Сборника тестов ФИПИ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 6  

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстуальных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Автор Бузина Е.В. Источник здесь
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 5 
          Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
          «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
           В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
          Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.          (104 слова) Автор Беспалова Т.В. Источник здесь
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слово -- одежда всех мыслей и фактов
Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую "одежду" необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом". 
В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились.  Источник здесь
Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тезис к сочинению (С2.1)
Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных  поисков наилучшего выражения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 4
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

           Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..."  Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка "свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (129 слов). Автор   Любовь Михайловна Бенделеева.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

С2.1 Образец № 3
Язык -- это  сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить  свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним  данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом бабуля (морфемы, как известно, относятся к лексическим явлениям языка -- прим. ред.). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложение существительное бабуля ещё является обращением (названо грамматическое явление). Оно употреблено в форме именительного падежа и выделено запятой (прокомментировано  грамматическое явление и названы основные признаки обращения). Так знание грамматики помогает понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Следовательно, утверждение Г.В. Степанова "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают" является справедливым. (Автор  Борисов Сергей Александрович -- интернет-портал  ProШколу.ru)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 2
Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
          Данное высказывание состоит из  двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи.  Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.  Значит, они отражают мысли людей.  Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления.  То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди».  Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
          Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика».  Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).
          Таким образом,  в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. Источник здесь

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1  Образец № 1
Итак, попробуем  создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова  "Чучело" (примеры лексических явлений из этого текста здесь, грамматических -- здесь). Частью оно будет компилятивным, то есть мы позаимствуем некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении  речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы  приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Словарь языка -- это  его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое  нужное, передающее в точности и образно его мысли и  чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными  словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. (К тезису об умении выбрать нужное слово подойдут также и другие примеры лексических явлений отсюда -- об употреблении многозначного слова работа и лексического повтора).
 Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова.  Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.
В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто  выполняет звательную функцию, оно  выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье. (Другие грамматические явления, подходящие для приведенного выше тезиса, можно найти здесь. Помните, однако, достаточно привести один пример).

Таким образом, мы доказали истинность тезиса известного российского филолога, профессора, академика АН СССР Г.В.  Степанова (1919-1986) о значении лексики и грамматики в языке.