Итоговое сочинение (изложение)

Этапы написания итогового сочинения
Памятка для ученика.


Даты проведения Итогового сочинения (изложения) 

в 2016 - 2017 учебном году


5 сочинений по темам "Итогового сочинения 2015/16".
 Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.

106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

КОГДА ХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ?
Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца. Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время.
Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь. Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома. После того как любимый пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита, чтобы вновь вернуть любимого. За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котором девушка вновь встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить, героиня хотела бы остановить навечно. И, кажется, Воланд дал ей такую возможность.
Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь. Но я склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить. Судя по образу мышления героя и циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя. Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть эту девушку, он пожелал бы растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда ничего подобного не чувствовал.
Остановить мгновение невозможно - время уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть.

ЧТО ДОМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О СВОЁМ ХОЗЯИНЕ?
Издревле известно, что дом еще с момента постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы образовывает слепок его души. По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние. Неслучайно дом является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ персонажа.
Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ своего хозяина. В её описании автор употребляет словосочетание «с первого взгляда» - «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни. О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду, осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние газеты и засохшая чернильница. Все это прекрасно характеризует образ Ильи Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его характер и образ жизни в целом.
Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов помещиков. Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на совесть постройки. Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже характеризует как «дикие». Все постройки, включая и сам дом, кажутся неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами, своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В. Гоголь делает акцент на том, что герой похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список продаваемых душ свою жену. Поместье и дом Собакевича являются деталью, полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного, грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного, нежели на человека. Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с хорошей, так и с плохой стороны. Дом раскрывает все черты нашего характера, и даже те, что мы тщательно пытались скрыть.



КАКИЕ КАЧЕСТВА РАСКРЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЛЮБОВЬ?
Любовь – это то чувство, которое, подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани его характера. В художественной литературе даже существует такой прием как «проверка любовью» - один из признаков достойного персонажа с чистой, неиспорченной противоречиями душой. Именно в ходе такой «проверки» зачастую выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю.
Например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит главная героиня. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко прогуливается по городу с желтыми цветами в руках - уже из этого факта сам по себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Затем, следуя по сюжету романа, обращая внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости, в свободное время она предпочитала находиться одной. Но с приходом в её жизнь Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером. Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых, наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить.
Иногда любовь кардинально меняет характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери и слегка безразличного отца. Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял. И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты, каких было немало, давая толчок к действиям. Она раскрыла в нем невероятную храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства.
Однажды почувствовав любовь, человек запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе новые качества, доселе ему неизвестные.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МЫСЛЬЮ, ЧТО ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – ЭТО ПОСТОЯННЫЙ ВЫБОР? 
Невозможно отрицать тот факт, что жизнь – это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя убедиться в их исключительной верности.
Жизненный путь Григория, главного героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными, нельзя. Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем. Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория. Герой также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его желало лишь семейного счастья и спокойствия. Зачастую жизнь предоставляет человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой, семьей.
Герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим категориям. Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в пользу дружбы, герой испугался общественного мнения. Мнения того самого светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам. Судить нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление.
Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет наше будущее.

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ТРУД ИЛИ ОТДЫХ?
Ни для кого уже не является секретом тот факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом. Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры. Существует особый пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может заниматься этим по каким-либо причинам. Остальные же читают либо для повышения умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от реальности – другими словами, для отдыха. И нельзя точно сказать, что есть для человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже многочисленны.
Например, для героя из романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не имеющим за собой какого-либо смысла, а книга - предметом, о котором он мог случайно услышать от родителей. В свои 30 лет Чарли имел уровень развития ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в руки книгу и попытаться её прочесть. Это, совершенно точно, нельзя было назвать отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы. Однако упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени наращивать количество и качество прочтенного текста. Поистине, чтение было для Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой.
Совсем по-другому занималась чтением художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и буквально жила ими. Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании идеальные образы. Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали книги: они стали её отдушиной.
Для кого-то книги могут быть причиной нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в коем случае не может умалять заслуг художественных произведений. Все темы Итогового сочинения этого года.

Как написать выпускное сочинение? Полезные ссылки

http://sochinenie.wikivote.ru/
Примеры сочинений
Круглый стол " Как готовить к итоговому сочинению не только школьников, но и учителей"
"Внимая ужасам войны" (из опыта подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Все темы сочинений 3 декабря 2015 года
Сергей Волков: "Сочинение теперь как такой сигнальный маячок"читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли"
Видеолекция "Подготовка к выпускному сочинению"
Татьяна Владимировна Скрипка "Готовимся к новому сочинению в 11 классе. "Сквозные" темы, мотивы, образы в русской литературе XIX - XX вв."
Татьяна Скрипка "Тематические тесты по литературе как средство подготовки к сочинению"
Татьяна Скрипка "Художественные тексты второй половины 19 века как материал для учебно-тренировочных тестов"
Сайт ВИРО. Итоговое сочинение
"Методические рекомендации по написанию итогового сочинения(изложения ) для учителей русского языка и литературы"
Структура сочинения. Презентация
Темы сочинений с апробации 20 ноября 2014
Готовые сочинения.
Курс дистанционный "Подготовка к сочинению".
Презентации курса "Подготовка к выпускному сочинению"
Как написать сочинение на тему "Чем люди живы?"
Как написать сочинение на тему "Спор поколений: вместе и врозь"
Как написать сочинение на тему "Человек и природа"
Как написать сочинение на тему "Уроки, заданные человечеству войной"
Итоговое сочинение 2015
Примерный алгоритм выпускного сочинения.
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению.
Сочинение? Легко! 10-11 классы.  Светлана Красовская, Мстислав Шутан, Елена Певак, Виктория Моисеева, Татьяна Неретина.
Пишем сочинение вместе
Важное о сочинении для учеников
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ»
Материалы для написания сочинения "Чем люди живы".
Н.Беляева "Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 у.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Видеолекция Светланы Красовской "Итоговое сочинение: спорные вопросы, узкие места и подготовительная работа"
Красовская Светлана "Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания".
Видеолекция "Школьное сочинение: современные методические подходы"
Натан Тамарченко КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И КАК ЭТО СТОИЛО БЫ ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по направлению "Вопросы, задаваемые войной".
Имя Лермонтова на карте России.
«Печально я гляжу на наше поколенье».
Г. Егораева. Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе (11 класс).
Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению).
Как получить зачет на итоговом сочинении
Перечень возможных тем сочинения по направлениям.
Памятка по написанию выпускного сочинения
Список литературы для подготовки к итоговому сочинению
Темы по направлению "Чем люди живы?"
Воспитание добротой ( по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского").
Выпускное сочинение по литературе в 11 классе. Комментарий разработчиков
5 примеров сочинений по Лермонтову
Сочинение "Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Вопросы, заданные человечеству войной. Практикум «Пишем сочинение вместе»
Готовые сочинения
"Дрофа": вебинары
Материалы к выпускному сочинению 2015 года по направлению "Человек и природа"
Материалы к написанию сочинения "Человек и природа" (По рассказу Николая Почивалина «На природе»).
Рекомендации по написанию сочинения
Список возможных тем по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе
Темы сочинений в рамках подготовки к выпускному сочинению
Возможные темы выпускного сочинения.
Круг проблем направления "Чем люди живы?"
ЧЕМ ЖИВЫ ЛЮДИ? СВОБОДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Презентация "Чем люди живы?"
Примерные темы сочинения направления «Вопросы, заданные человечеству войной».
Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ. Свободное размышление учителя.
Утверждены критерии оценки итогового сочинения.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького).
Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Рекомендации по написанию третьего блока сочинений "Человек и природа в отечественной и мировой литературе".
Подготовка к первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015.
Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года.
Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования.
Презентация Егораевой Г.Т. посвящена подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Ученические сочинения по тематическим направлениям 2015 года ещё   ещё  ещё
Данная презентации с семинара Бузиной Е.В. содержит информацию об итоговом сочинении, об изменениях, касающихся ЕГЭ и ОГЭ, а также ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Лев Айзерман: "Весь год я слышу бодрые «уря-уря»: в школу возвращается сочинение...Нас захлестнёт поток пустословия, штампов, безликости"
Сергей Кравцов: "Критериев для проверки сочинения будет не больше 10"
В Министерстве образования и науки РФ опровергли информацию о том, что в сочинениях выпускников не будет учитываться грамотность.
"Сочинение – экзамен не по литературе (для этого есть ЕГЭ по литературе) и не по русскому (есть ЕГЭ по русскому) – это межпредметный экзамен".
Сергей Волков: "Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться при выставлении зачета"
Выпускные сочинения - зачем и о чем?
"Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений"
"То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то"
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015
Сергей Волков: "Направления тем сочинения, которое в этом году будут писать 11-классники, планируется обнародовать 27 августа 2014".
Сайт "Всё о выпускном сочинении"
Ещё раз об итоговом сочинении на основе литературных произведений в 11 классе.
В 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
СОЧИНЕНИЕ КАК ДОПУСК К ЕГЭ
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
"Система обучения сочинениям в 5-8 классах". Под ред. Т.А.Ладыженской
Блог "Как научиться писать сочинения и рефераты"
Дмитрий Ливанов: "В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет"
Темы итоговых сочинений по литературе в 10 классе (2013-2014 у.г.)
Тралкова Н.Б. "Сочинение на литературную тему как учебная задача"  
Мастер-класс Ирины Минераловой "Слова в русской литературе: пишем сочинение вместе"
"Через несколько дней базовая модель итогового сочинения будет предъявлена педагогическому сообществу для широкого обсуждения"
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Михаил Павловец: "Только что с очередного заседания рабочей группы при МОН по возвращению сочинения"
Сергей Волков, Михаил Павловец, Марат Алимов "УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ"
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе  Москва
Галина Ребель "Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка"
Сергей Волков о первом заседании рабочей группы МОН по введению итогового сочинения
Первое заседание рабочей группы по введению итогового сочинения состоялось
Проект "Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации"
Оксана Смирнова о сочинении     ещё     ещё  ещё     ещё      ещё    ещё   ещё               
Опять о школьном выпускном сочинении
"В результате учителя русского языка и литературы сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно"
"Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится"
Главный изъян идеи возвращения экзаменационного сочинения по литературе"Я для себя знаю, для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает учителей литературы в классы"
"Школьники не читают, не пишут, да и говорить толком не умеют не в последнюю очередь потому, что этого не умеют и их учителя"
Заседание Общественного совета при МОН: возвращение по поручению президента сочинения как итогового экзамена
"За основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным"
"Ввести сочинение в систему аттестации учащихся десятых классов в 2013/2014 учебном году – с такой инициативой выступили педагоги столицы". 
Сергей Волков о выпускном сочинении
"Количество нынешних учителей, которым НЕ НА-ДО, достигло критической массы"
"Чтобы человек успешно написал сочинение в 11 классе, его надо начинать готовить к этому с пятого"
Ирина Лукьянова: "Выпускное сочинение, как я его помню, — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований".
Источник

"Берег" Юрия Бондарева: проблема нравственного выбора

Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не родоначальник этого направления, Ю. Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег», ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.
(Думаю, что данное произведение можно использовать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и в выпускном сочинении по проблемам: нравственный выбор человека, истинный и мнимый патриотизм, жестокая правда войны... Советую вам, ребята, прочитать этот роман. И наверное, не только с практической целью -- подготовиться к экзамену. Произведение интересно написано и захватывает буквально с первых страниц.)

Подготовка и проведение выпускного сочинения. Методические рекомендации для образовательных организаций ссылка. Достаточно полный сборник материалов, рекомендаци, инструкций  к итоговому сочинению. Имеются фрагменты сочинений с рецензиями. А также содержатся все необходимые материалы о выпускном изложении.

Курсы по подготовке к сочинению в выпускном классе ссылка

Классификация ошибок в выпускном сочинении по версии ФИПИ ссылка  Ресурс, прежде всего полезный для учителя, содержит классификацию грамматических, речевых и логических ошибок, а ткже орфографических, пунктуационных и фактических.

Критерии оценивания выпускного сочинения ссылка

Ошибки в сочинении. Презентация ссылка

Пособие по подготовке к выпускному сочинению. Уроки повторения русской классики в 11 классе ссылка

А.С. Грибоедов. Из пособия по подготовке к выпускному сочинению ссылка

А.С. Пушкин. Лирика А.С. Пушкина. Анализ лирического стихотворения. Памятка, как учить стихи. "Евгений Онегин". Сочинения с рецензиями ссылка

М.Ю. Лермонтов. Лирика М.Ю. Лермонтова. "Герой нашего времени". Анализ стихотворений, Сочинения с рецензиями ссылка

Р.В. Гоголь. "Мёртвые души" ссылка

И.А. Гончаров "Обломов" ссылка

А.Н. Островский. "Гроза". "Бесприданница"ссылка

И.С. Тургенев. "Отцы и дети" ссылка

Ф.И. Тютчев ссылка 

Елена Бузина. Выпускное сочинение: алгоритм подготовки ссылка  Здесь о подготовке к "старому" сочинению (до 2007 года), когда публиковался перечень тем сочинений и из него формировался список тем на экзамене по литературе в 11 классе. Однако в материале есть рациональное зерно: общие установки по написанию сочинения, образцы униеврсальных вступлений-заключений к темам. Далее пример.
  • «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
  • «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
  • «Поэзия — это форма любви» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя…» (Б.Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
Приведём в качестве примера два варианта “универсального” вступления по темам с ключевым словом “любовь”.
1. “Любовь… Что такое любовь? Каждый человек вкладывает своё понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:
— истинная любовь очищает и возвышает человека;
— у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;
— любовь — это истина;
— любовь всесильна;
— любовь делает человека лучше, светлее;
— любовь есть жизнь, и «нарушитель любви… предаёт себя»”.
2. “Что есть любовь? Вечный вопрос… Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь — это норма жизни, может быть, лишь её редкие всплески. Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…»”.
Ниже приведён вариант заключения, который вполне соотносится и с первым, и с вторым вариантом универсального вступления.
“Ответ на вопрос: «что есть любовь?» я нахожу в замечательной истории любви героев… для которых поиск счастья, обретение истины, движение к свободе с удивительной ясностью и точностью «прочитывается» в мысли Достоевского о том, что «любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Лучше и не скажешь…”
Опыт показал, что предложенный нами вариант подготовки одинаково результативен как для “слабых”, так и для “сильных” выпускников. Он позволяет чётко организовать процесс подготовки на самом сложном уровне — уровне самостоятельной работы с консультационной поддержкой учителя.
Подготовленные на основе приведённого алгоритма варианты вступлений–заключений для одной темы могут использоваться практически в каждой “линии”. После опыта создания двух-трёх универсальных вариантов выпускники обычно достаточно свободно формулируют собственное отношение, перерастающее в позицию яркую и самобытную, которая и ценится в работах такого плана превыше всего.
TopList

Комментариев нет:

Отправить комментарий