05 ноября 2010

Повторение -- мать учения: словообразование

Мы снова возвращаемся к книге А.М Пешковского "Русский синтаксис в научном освещении". На этот раз для того, чтобы вспомнить основные термины словообразования.
Такие основы, как разговорчив-, разговор-, расположить-, расположи-, располож-, полож- и т.д., -- пишет А.М. Пешковский, - способные распадаться на новую основу и формальную часть, называются производными; такие же,  как стекл-, говор-, лож- и т.д.., -- непроизводными основами, или корнями. Формальные  части, стоящие перед корнем, называются префиксами, или приставками, формальные части, стоящие  позади корня, -- суффиксами, и те  и другие вместе -- аффиксами. Окончания называются флексиями.
В одном и том же слове бывает не только  несколько формальных частей, но и несколько основ, следующих одна за другой. Бывает это в так называемых сложных словах. В слове пароход, например, сознаются две основы -- пар- и ход-, в слове  конокрад -- кон- и крад-, в слове овцевод -- овц- и вод- и т.д. Соединяющиеся таким образом основы могут быть и производными. В слове пароходство, например,  вторая основа  ходств- производная, так как сама распадается на ход+ств-, в слове железнодорожный обе основы производные, так как распадаются на желез+н и дорож+н. Как видно из всех этих примеров, в русском языке существуют и особые ф о р м а л ь н ы е   ч а с т и, служащие специально для соединения основ (так назыываемые "соединительные гласные" о и е), т.е. особые формы о с н о в о с л о ж е н и я.

04 ноября 2010

День народного единства в День памяти Казанской иконы Божьей матери

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и сегодня день этот назван Российским государственным праздником "День Народного единства". Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить Храм в память этой победы.
Читать дальше



Как закончили четверть ученики 6 б класса?

У нас каникулы. Мы все несказанно этому рады. Здесь о том, как закончили первую четверть наши 6-классники.

Было о престиже. Теперь -- о привилегиях

Латинское слово  privilegium означает "частное, особое право". Из латыни это слово попало в немецкий, а затем в русский язык, при этом его значение практически не изменилось: привилегия -- это "преимущественное право, льгота" (пользоваться привилегиями).
Образованное от этого существительного прилагательное привилегированный мы используем в двух значениях: во-первых, "пользующийся привилегиями" (привилегированный слой общества); во-вторых, "лучший, наиболее выгодный по сравнению с другими" (находиться в привилегированном положении).
Запомните правописание слов: привилегия, привилегированный.

03 ноября 2010

Чего только в жизни не бывает?!

Оказывается, есть Всемирный чемпионат по гримасам. Можно посмотреть здесь

Общественное голосование в ОК

У нас в Открытом классе  (так называется  портал, объединивший учителей России; организован Национальным фондом подготовки кадров) сейчас идёт голосование за кандидатов для участия во Всероссийском конкурсе "Лидер педагогического сообщества". Можно проголосовать здесь

Есть ли тут родственные слова?

Мне как эксперту Открытого класса поступил вот такой вопрос:
есть ли родственные слова в какой-нибудь группе слов?
 а) еда, едет, единый;  
б) горячий, горчица;  
в) хромой, хромовый; 
г) косматый, космический?
Может, б)? А почему?
Я, конечно, знаю ответ, но, может быть, кто-нибудь из вас, ребята, сам найдёт решение. Дерзайте! И пишите мне.

02 ноября 2010

Нанословарь -- это, должно быть, интересно...

Cегодня в рамках Международного форума по нанотехнологиям состоялась презентация первого издания словаря основных нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов. Разные бывают, однако, словари.
Подробности здесь
Весной всё призрачно, а осенью прозрачно....

Задачка о совпадении форм слова

Эта задачка из "Русского медвежонка" для 6-7- классников. Предлагаю её сейчас в дополнение к материалам уроков о грамматической форме слова в 6 классе.
У некоторых существительных совпадают формы разных падежей. Например, форму стол можно понять и как именительный, и как винительный падеж единственного числа. Рассмотрим  три склонения. В каких из них встречаются существительные, у которых в единственном числе совпадают три падежные формы?
(А) в 1-м, 2-м и 3-м склонениях; (Б) в 1-м и 3-м склонениях; (В)  только в 1-м склонении; (Г) только во 2-м склонении; (Д) только в 3-м склонении.

Престиж = обман

Этимологичекая справка.
В современном русском языке существительное престиж означает "общественный вес, авторитет кого-нибудь или чего-нибудь".  Мы можем говорить о престиже власти, о высоком престиже какой-нибудь профессии. О престижной работе, престижных вещах мечтают многие. Однако, мечтая, не будем забывать исконное значение слова престиж. Пришло оно к нам из французского языка. Но французский в данном случае -- всего лишь язык-посредник. Родилось это существительное в латинском языке и означало оно "обман". О подобном феномене говорит русская пословица: "Не всё то золото, что блестит"

01 ноября 2010

Узнай больше о Георгии Победоносце, оставь свой отзыв

На сайте Всероссийского конкурса детского творческого конкурса "Святые заступники Руси"   продолжается размещение детских сочинений и рисунков, посвящённых  святому великомученику Георгию Победоносцу, нашему защитнику, покровителю воинства и чудотворцу. Здесь можно прочитать много интересных материалов о святом и его жизни, посмотреть рисунки, сделанные детьми со всей России. И ещё оставить  свои отзывы о работах. Ребятам они очень помогут победить в конкурсе. Ещё не поздно разместить  и свои работы на конкурсе. Мы свои уже разместили. Удачи всем!

Люди всюду любят и всегда любили спорить

А мы продолжаем этимологические экскурсы и знакомимся с происхождением заимствованных слов. Прежде всего эти заметки адресованы моим  ученикам, однако, думаю, это интересно и  не только им.
Дебаты -- синоним слова прения, обозначающего обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Слова эти употребляются, как правило, в официально-деловой речи. От парламентских корреспондентов можем услышать такие фразы: "Спикер открыл прения по докладу", "Дебаты  были жаркими".
Существительное дебаты пришло к нам из французского языка, а вот прения -- слово исконно русское, родственно оно глаголу препираться и существительным спор и распря (чередование -пир- // -пер- // пор- // -пр-).
О том, как люди разных времён и народов любили спорить, говорит количество синонимов дебатов и прений: латинское дискуссия, пришедшее к нам из немецкого существительное диспут и родившаяся в Древней Греции полемика. Неправда ли, это всё интересно?!

О грамматических значениях слов и понимании

Вчера  в сообщении я привела  цитату А.М. Пешковского о словообразовательных значениях аффиксов, или, по терминологии автора, несинтаксических категориях. Сегодня речь пойдёт о грамматических значениях слова , или синтаксических категориях. Их роль так же велика, как и категорий несинтаксических. Вот что пишет об этом Александр Матвеевич Пешковский: "Формы, образующие синтаксические категории, не изменяют нисколько вещественного значения слова. При словах стола, столу, столом и т.д. мы все время представляеи себе  совершенно один и тот же предмет без всяких изменений. Задача этих форм  совершенно другая и ещё более важная: они выражают отношения между нашими словами-представлениями и тем создают связную речь-мысль. Без них  речь наша  рассыпалась бы на отдельные бессвязные слова, а языковая мысль на отдельные представления.Без форм словообразовательных категорий ещё можно было бы пользоваться языком, потому что он остался бы совершенно связным и правильным, только стал бы страшно беден словами и оттенками; без форм же синтасических категорий невозможно было бы никакое говорение и понимание".
Коротко говоря, лексика без грамматики и грамматика без лексики не дают полноценного  понятного, ясного  связного текста.