04 августа 2012

Гламур, гламурный, гламурненько

Одно из самых свежих существительных русского языка. Такое гладкое, без единой морщинки, с улыбкой, открывающей безупречные зубы, ароматное, облачённое в дорогие разноцветные ткани, упругое, пропорциональное и блестящее. Даже не хочется лезть в этимологические дебри. Ну, есть английское слово "glamour" ("чары, волшебство"), но он даже произносится иначе: какое-то "глэмэ". А наш "гламур" живёт сегодня, не помня, что с ним было вчера, и тем более не задумываясь о завтрашнем дне. "Гламур" в современном сознании -- это "глянец, блеск" плюс "амур". И ничего более! Да, "шик, блеск, красота!" Да,  "сделайте нам красиво!" Но ведь нашим соотечественникам, а особенно соотечественницам так всего этого не хватало! Жизнь целого поколения  прошла в борьбе за тушь для ресниц, тени для век, импортные кофточки и лифчики. Даже идейной свободы было больше, чем свободы  в выборе любимых цветов, фасонов и духов! Мудрено ли, что пришло время отвести душу и оторваться по полной?
Гламур -- это эстетика материально-телесной культуры.

А17: правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н- и -НН-)

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать
Б. сбивч..вый
В. откле..ваться
Г. стержн..вой
1) А, Б, Г                      2) А, Б, В                         3) В, Г                           4) А, В, Г
 Теория
Правописание суффиксов страдательных причастий смотрите в разделе «Для справок» предыдущего типа заданий.
Для   правильного  написания  существительных  с  суффиксами  -ик- (-чик-), -ек- (-чек-) нужно образовать форму родительного падежа: в этой форме у суффикса -ек- выпадает е, а в суффиксе -ик-гласная остаётся на месте: колокольчик – колокольчика, платочек – платочка.

03 августа 2012

Лотосные поля

Лотосные поля
«Лотосные поля» на Яндекс.Фотках
Это у нас в дельте Волги. В заповеднике.

Глаголы на -ить и -ять: "запоминалка"

В некоторых глаголах написание гласной в неопределённой форме
перед –ТЬ надо ЗАПОМНИТЬ!
КлеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть,, ездИть, бросИть, победИть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ить-
ВеЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ять-

В дополнение к А16: будьте аккуратны с этими глаголами

  • Глагол ЗИЖДИТЬСЯ имеет только две формы: зиждЕтся -- зиждУтся; причастие зиждУщийся.
  • В глаголе-исключении ЗИБИТЬСЯ при спряжении наблюдается чередование б // бл: зыблЕтся -- зыблЮтися.
  • Глагол БРЕЗЖИТЬ имеет только две формы: брезжИт -- брезжУт; причастие брезжУщий.
  • Глаголы типа выздороветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть, изменяются по 1 спряжению: выздоровеешь,  выздоровеете, выздоровеют.

А16: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) незабыва…мый, заслуша…шься
2) незанавеш…нный, мерещ…шься
3) увид…шься, пропущ…нный
4) расчист…вший, посмотр…шь
В заданиях данного типа экзаменуемым предлагается определить слова, в которых пропущена либо буква Е, либо буква И.
                                                               Для справок
Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и будущего простого времени зависит от глагольного спряжения:
- глаголы  I  спряжения  имеют окончания:  -у (-ю),  -ешь,  -ет,  -ем,  -ете, -ут (-ют);
- глаголы  II  спряжения имеют окончания:  -у (-ю),  -ишь, -ит,  -им,  -ите, -ат (-ят)

Любимая песня моего отца

Памяти моего отца Василия Фёдоровича Саблина. 
Сегодня у него  день рождения.

02 августа 2012

Лежать! Я сказал!

"Лежать, я сказал!!!" :)
«"Лежать, я сказал!!!" :)» на Яндекс.Фотках
Для тех, кто переживает о том, что было в следующий момент: не волнуйтесь, пса успели спасти. 

О/Ё после шипящих... хотя этого нет в КИМах

В КИМах с 2007 года орфограмм "О\Ё после шипящих" и "И\Ы после Ц" нет, хотя они включены в"Спецификации", так что во всех сборниках по подготовке к ЕГЭ по русскому языку они есть. И в общем-то ничто не мешает составителям КИМов включить эти задания в ваш вариант. Поэтому мы должны разобрать и эти орфограммы. 
1. Правило написания О\Ё после шипящих под ударением можно изобразить в простой схеме:

    Что это значит?

Всё-таки БЛОГЕР! Согласно словарю РАН


Ещё пару лет назад религиозные войны по поводу того, как писать слово блог(г)ер, казалось, испепеляли всё живое и цифровое на своём пути. Нет бы, казалось, обратиться к теории и практике перевода, закону сингармонии и авторитетным органам. Но тогда как скучно было бы жить! (Впрочем, авторитетные органы тоже не давали соскучиться.)
Со временем забавы меняются (сегодня, например, гораздо актуальнее подискутировать на тему «айпад или айпэд» и «твиттер или твитер»), и с заигранными «игрушками», наконец, приходится что-то делать. Люди устали ругаться по поводу количества букв г в слове блогер. И, в общем-то, остановились на варианте без удвоенной, что зафиксировано в Орфографическом словаре Российской академии наук под редакцией проф. В. В. Лопатина.
На этом можно было бы и остановиться: раз слово зафиксировано в государственном словаре — гаранте государственного языка, — то именно эта форма написания и принята за норму. Об этом же говорит и Справочник по правописанию и стилистике Д. Э. Розенталя, § 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня, п. 6: Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю.
Источник здесь

01 августа 2012

Розовый туман. Река Нерль

Розовый туман. р.Нерль.
«Розовый туман. р.Нерль.» на Яндекс.Фотках

О книгах -- для сочинения

Афоризмы, цитаты, высказывания о книгах можно найти, например, ЗДЕСЬ 
Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука; и обе эти силы соединены в книге (М. Горький).
Много есть на свете хороших книг, но они хороши только для людей, которые умеют их читать. Однако умение читать вовсе  не равносильно знанию грамоты. (А. Герцен).
Просматривать, перелистывать книгу -- это не чтение. А  читать надо, как слушать исповедь человека: углубляясь в книгу. Зато тогда она раскроет себя и ты постигнешь её прелести. (К. Федин).
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (М. Горький).

С1: сочинение по тексту В. Лакшина об угасании интереса к чтению, о ценности книги как духовного ориентира

Известный литературовед, критик и писатель В.Я. Лакшин размышляет над проблемами, связанными  с чтением, с отношением людей к книге. Одна из таких проблем современного общества – угасание интереса к чтению.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был   подростком, в годы войны,  книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление  тех произведений, которые тогда читали дети,  вызывает у современного читателя  восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них  знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть  кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому  большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28).  Наконец, появилось столько второсортных,  невысокого художественного уровня книг, которые отвращают  молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и  боевики. И автора беспокоит  то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с  великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения?

А15: правописание приставок

 Продолжаем нашу подготовку к экзамену. Следующая несложная орфограмма, которую нужно освоить – правописание приставок. Она известна выпускникам с 5-6 классов и обычно не вызывает больших трудностей. В части А этот вопрос стоит под номером 15. 
    В русском языке существует 3 типа приставок: 
 приставки, написание которых традиционно – то есть они всегда пишутся одинаково. Это знакомые с детства приставки на-, над-, под-, за-, в- и многие другие. Обратите внимание, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не-(асимметрия), приставка пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник"(прародина; прадедушка). 
    На различение этих приставок есть в задании A15 довольно много примеров. Вы можете увидеть это в вашем упражнении. Ну и конечно, не забывайте, что приставки З- в русском языке нет. Есть неколько слов, начинающихся на З, их мы знаем с начальной школы: здесь, здоровье, здание. Начальная З входит у них в корень.