Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

30 сентября 2011

Начнём с глагола. Изучаем его в 7 классе


Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет
—  неопределенную форму (инфинитив),
— спрягаемые (личные и безличные) формы,
— неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.
Их грамматические признаки различны:
— инфинитив, деепричастие неизменяемы,
— у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевленности, как у прилагательных,
— спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении — морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени.
Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки:
1) у всех форм есть постоянные признаки вида, переходности и возвратности,
2) все формы обладают единым управлением — требуют постановки существительного в форме одного и того же падежа: читать / читал / читая / читающий книгу, но чтение книги.
Источник здесь

29 сентября 2011

ТРИ МЕДВЕДЯ

Кто сидел на моем стуле?
«Кто сидел на моем стуле?» на Яндекс.Фотках Это медвежата медведицы Матрёны, им по полтора года (пестуны) и в этом году им предстоит самим научится ловить рыбу, чтобы набраться жиру на всю зиму, к тому же нерка в Курильском озере нерестится до февраля и медвежата еще успеют достаточно нажироваться. Но и в берлоге они еще будут иметь возможность подкармливаться материнским молоком,
Еще одно наблюдение: Правый мишка, что потемнее и поупитаннее уже сам активно ловит рыбу, а эти два посветлее потому и худые, что попрошайки, а мамка им рыбы не дает, чтобы учились сами ловить, вот они только огрызки и подбирают. Видел момент: темненький вскрикнул, когда увидел всплеск от рыбы, Матрёна рванула в ту сторону, поймала рыбу, принесла и отдала тёмненькому - вот это воспитание. Выживет сильнейший - и это правильно!!! 
Источник здесь

Ф. Шиллер. "НАДЕЖДА"

"Перчатка", "Кубок", "Ивиковы журавли" -- эти стихи Фридриха Шиллера в переводе В.А. Жуковского мы с вами уже читали. Завтра на уроке искусства будем знакомиться с драмой "Коварство и любовь".  А здесь стихотворение  "Надежда" в переводе А.А. Фета.
Надеются люди, мечтают весь век
Судьбу покорить роковую,
И хочет поставить себе человек
Цель счастия — цель золотую.
За днями несчастий дни счастья идут;
А люди всё лучшего, лучшего ждут.

Надежда ведёт на путь жизни людей;
Дитя уже ей веселится,
Манит она юношу блеском лучей
И с старцем во гроб не ложится:
Пусть нас утомленье в могилу сведёт —
Надежда для нас и за гробом цветёт.

Нет, нет! не пустым, но безумным мечтам
Мы дух предаём с колыбели,
Недаром твердит сердце вещее нам:
Для высшей мы созданы цели!
Что внутренний голос нам внятно твердит,
То нам неизменной судьбою горит.
Ещё стихи можно почитать здесь

Фридрих Шиллер: от простого фельдшера до великого поэта


Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller) — великий немецкий поэт; род. 10 ноября 1759 г. в Марбахе в Вюртемберге. Отец его, Иоганн Гаспар, начал карьеру простым полковым фельдшером, но после бурной походной службы достиг офицерского звания. Когда родился его великий сын, он находился также в походе уже в чине лейтенанта. Это был энергичный и положительный человек, державший свою семью в повиновении и страхе Божьем. Характерную его особенность составляло и влечение к знанию. На склоне лет он составлял руководства по сельскому хозяйству. Детство Шиллера протекло, таким образом, в простой бюргерской обстановке, сначала в Марбахе, а после в Лорхе. От матери своей, Елизаветы Доротеи, урожденной Кодвейс, маленький Шиллер унаследовал, однако, склонность к мечтательности; по окончании им так называемой латинской школы родители предполагали приготовить его к пасторской деятельности, вполне подходившей к его созерцательному настроению. Судьба сулила, однако, другое. Когда, теперь уже капитан, Гаспар Шиллер был переведен в Штутгарт, герцог Вюртембергский Карл-Евгений пожелал взять маленького Шиллера в основанную им военную академию. Это было как раз временем близости герцога с графиней Франческой фон Гогенгейм и его педагогических увлечений. Семь лет пробыл Шиллер в академии на медицинском отделении и, несмотря на хорошие успехи, был выпущен 21 года простым фельдшером без офицерского чина. Педагогическое попечение герцога в материальном отношении не принесло, таким образом, решительно ничего, и только отразилось в характере и в уме будущего поэта той безалаберностью и непрактичностью, которые так часто сказываются в молодых людях после долгого пребывания в закрытом учебном заведении. В академии, однако, уже проснулся поэтический дар Шиллера Несмотря на то ничтожное место, какое занимало там преподавание изящных искусств, академики ревностно следили за занимавшейся зарей золотого периода немецкой поэзии. 

28 сентября 2011

Хурул в Элисте. Виртуальное путешествие

Хурул
«Хурул» на Яндекс.Фотках
Хурульный комплекс "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Бурхн Багшин Алтн Сюме, он же Гол-сюме, он же новый хурул) — главный буддийский комплекс Калмыкии — расположен на пересечении улиц Ленина и Илюмжинова (деда нынешнего президента). 
Это самый большой буддийский храм в России и в Европе. Внутри храма находится одиннадцатиметровая статуя Будды, одна из самых больших в мире.

Научная грамматика о союзах

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные (напр., ианоили) и подчинительные (напр., чтокакеслипотому что). Специфика сочинительного союзазаключается в том, что он указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; при помощи подчинительного союза выражается зависимость одной единицы от другой. Вместе с тем позиция самого союза при сочинительной связи характеризуется большей автономностью по сравнению с позицией союза, оформляющего подчинение. Деление союзов на сочинительные и подчинительные опирается на ряд оснований, касающихся позиционных особенностей союзов и их значений. Союзы, относимые к сочинительным (за исключением неодноместных повторяющихся союзов типа либо ... либоне то ... не то), могут стоять только перед второй из соединяемых единиц, т. е. занимают позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Предложение, включающее подчинительный союз (придаточное), может стоять как перед главным предложением, так и после него. В то же время внутри придаточного предложения место подчинительного союза не так строго фиксировано, как место сочинительного союза в сложном предложении.
Источник здесь

Если есть вводное слово...

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a948-0a01-00ee-012c-391ee6256abb/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017B%5D.swf по указанной ссылке алгоритм-правило "Запятая в  сложном предложении перед соединительными союзами". Как пользоваться ресурсом? Нажми на ссылку, откроется таблица -- далее действуй согласно указаниям. Подобные ресурсы создаются для того, чтобы разнообразить формы  подачи учебного материала и... тебе стало интереснее учиться.

27 сентября 2011

ГИА -9 2012 года: страница временно закрыта

На официальной странице ГИА - 2012 опубликовано такое объявление.
Страница временно закрыта в связи с доработкой документов, определяющих разработку КИМ ГИА для выпускников 9 классов, по полученным замечаниям и предложениям.
КИМ, содержащие существенные изменения, будут апробированы. Доработанные проекты документов будут обсуждаться в Научно-методических советах ФИПИ. Согласованные с НМС документы будут опубликованы не позднее 15 октября.
Источник здесь

О русском классицизме. Что должны знать 9-классники

Первым направлением в искусстве и литературе, с которым произошло ваше знакомство ещё в 7 классе, был классицизм.. Он утверждал приоритет разума и гражданских добродетелей и требовал от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеи классицизма основывались на призыве к борьбе за национальное государство, культуру и просвещение.. Классицисты были убеждены в необходимости  "просвещенного абсолютизма" -- государственного устройства, при  котором преобразования совершаются на благо общества под властью монарха.
Основными признаками русского классицизма были:
-- закрепление строго определённой системы норм и правил, которыми был обязан руководствоваться в своей практике деятель искусства. В драматургии, например, должна была соблюдаться идея трёх единств: места, времени и действия. В целом же эта идея упорядоченности нашла отражение в теории М В. Ломоносова "трёх штилей";
-- резкое деление персонажей на "положительных" и "отрицательных";
-- утверждение патриотического служения Отечеству, вера в богатые возможности национального языка;
-- использование национального фольклора;
-- обращение к сюжетам не из античности, а из национальной истории  и даже современности.

Коварство, кузнецы и козни

Коварство -- это "злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством". Никто из на не хотел бы иметь в числе друзей такого, кто обладает подобным качеством, -- коварного человека.
Но давайте присмотримся не к понятию -- к слову. Как оно образовалось? Если мы сопоставим два слова: коварство и коварный, выделим в них суффиксы, то увидим общую часть: ковар-.. В некоторых славянских языках, родственных русскому, ковар означает "кузнец". Слово образовано от ковать, кую с помощью суффикса -ар (-арь) (сравните в русском: ключарь, букварь, звонарь). Следовательно, корень -ков-.
Но ведь ковать -- значит ударами молота придавать какую-то форму куску металла! Это значение, на первый взгляд, совершенно не соотносится со  старинным смыслом существительного ковъ -- "интрига, дурное намерение, обман" (замышлять ковы).
Всё встанет на свои места, если мы вспомним, как в древности относились к кузнецам. Люди считали, что кузнецы связаны с потусторонними силами, что они занимаются колдовством и могут навредить человеку, навести на него порчу. Слишком уж необычайным казалось людям превращение руды в железное орудие. Об этом восприятии говорят старинные выражения ковать зло, ковать крамолу.
С исторической точки зрения однокоренными слову коварный будут не только глаголы ковать, кую, но и существительное кознь (строить козни),  в котором мы выделим суффикс -знь (жизнь).

26 сентября 2011

Сферы деятельности и научные труды М.В. Ломоносова

Химия. Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения.
Физика атмосферных явлений. Работа "Теория  электричества, разработанная математическим путём" (1756).
Астрономия. Труд "Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии  Наук майя 26 дня 1761 года".
Минералогия. "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763) -- руководство для специалистов горнорудной промышленности.
Оптическое производство, производство цветных стёкол.  Мозаичные портреты, мозаичная картина "Полтавская  баталия".
История. "Древняя российская история" (1754 -- 1758).
Экономика и политика. "О сохранении и размножении российского народа".
Грамматика. "Российская грамматика" (1755). Статья "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757).
Риторика. "Краткое руководство к красноречию". (1744). 
Подробно здесь

Николо БУАЛО и его "Поэтическое искусство"


БУАЛО — (Boileau) Никола (1636 1711), французский поэт, теоретик классицизма, законодатель французского парнаса . Был королевским историографом. Трактат Поэтическое искусство (1674; в форме поэмы) иерархический свод правил и предписаний поэтики...

25 сентября 2011

Дмитрий Шостакович. Песня о встречном

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (19061975) — советский композиторпианистдирижёрпедагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Сегодня у Дмитрия Дмитриевича день рождения

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Источник здесь

Досто-. Что это такое?

Достоверный, достославный, достопамятный, досточтимый, достохвальный. Большинство из этих прилагательных в современном русском языке звучат как высокие, но несколько устаревшие. Мы без труда сможем выделить в них корни, но останется первая часть досто-, которая не выглядит как корень. Что же это за "деталь"?
В словаре В.И. Даля говорится, что досто- -- это часть слова, сходная с приставкой, ставится она перед существительными или прилагательными для усиления их достоинства и значения. Достославный -- очень славный, досточтимый -- всеми чтимый.

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

О Елизавете Петровне, парусе и дожде...

Вспомнила своего преподавателя по  русской литературе 19 века Елизавету Петровну Николаеву. Небольшого роста, дородная, но не полная, всегда безупречно одетая, непременно с каким-то элементом старины русской в дворянском этаком стиле, она  по имени-отчеству заставляла нас вспомнить Елисавету Петровну, незабвенную, прославленную Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а по стати, походке, манере передать нам своё неограниченное знание русской литературы и любовь к ней, конечно же, Екатерину Великую.  Царственный вид, кафедра вроде трона... и желание образовать нас незнающих. Так вот вспомнила об Елизавете Петровне, как  она, выслушав мой пространный ответ о Лермонтове на экзамене, попросила  прочитать что-нибудь наизусть.-- А что Вы хотите? -- выпалила я. (Самоуверенная была, однако.) -- "Парус", например, -- был ответ. "Белеет парус..."  прозвучало очень театрально, выразительно и с чувством. Я получила свою "пятёрку". А сейчас, готовя презентацию о живописном наследии поэта, я слушаю  романс  в исполнении И. Козловского и не могу наслушаться. Бывают же на свете голоса! И учителя... А ещё Елизавета Петровна Николаева любила гулять под дождём.  -- Под ногами бы не хлюпало, -- говаривала  она, --  тогда полное удовольствие... У нас сегодня идёт дождик.

Всероссийский конкурс "Интеллект-экспресс"


По этой ссылке КОНКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ОСЕНЬ, 2011-2012 учебного года.
ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА для учащихся 3-4 классов и
ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК для учащихся 6, 7 и 8 классов.
Здесь размещены задания конкурсов, таблицы  для ответов, ус ловия участия в конкурсе. Чем больше участников в руппе, тем дешевле  оплата участия в конкурсе. Посмотрите задания. Они вам по силам. И, возможно, вы станете призёрами этого престижного всероссийского конкурса. Удачи!

Премию Перельмана отдадут молодым математикам во Франции и США

Специальную должность для молодых математиков учредили институт Анри Пуанкаре в Париже и американский математический институт Клэя. Зарплата будет оплачиваться из Премии тысячелетия. Именно от нее год назад отказался петербургский ученый Григорий Перельман.
Как сообщает «Росбалт», назначенные на должность ученые будут занимать ее от полугода  до года. Вакансия будет финансироваться в течение пяти лет из призового фонда. Видимо, пока не кончатся деньги, предназначавшиеся Перельману, а это, как сообщалось ранее, $1 млн.
Напомним, что на днях математик-отшельник Григорий Перельман был выдвинут в академики Российской академии наук на заседании ученого совета Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН. Сам ученый в этом не участвовал.
Источник здесь 

23 сентября 2011

Собор святой Софии в Киеве. Виртуальное путешествие

Собор Святой Софии (София Киевская)
«Собор Святой Софии (София Киевская)» на Яндекс.Фотках
Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества.
Собор был заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма.
Читать дальше

УЧИТЕЛЬ -- НАСТАВНИК, А НЕ ПРИСЛУГА

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг. «Мы должны реанимировать то правильное отношение к образованию, которое существовало в России, в том числе и до революции», - сказал патриарх в Воронежском государственном университете на церемонии присуждения ему степени почетного доктора. Это отношение он описал так: «Преподаватель - не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни». Предстоятель Русской Церкви отметил, что образование, как и оборона, могут быть «только общенациональным делом», отметив кстати, что не может процветать экономически страна с безграмотным населением.
По мнению патриарха, уровень трудовой дисциплины, трудовой культуры, знаний сегодня в России "находится не на той высоте, на которой все это должно находиться", и в совокупности с отсутствием нравственной ответственности "мы имеем перед собой проблему человеческого фактора - и на воде, и в воздухе, и на земле, где совершаются техногенные катастрофы". 
Источник здесь

ИНТЕРНЕТ - ВИКТОРИНА "Я ЗНАЮ О ЛОМОНОСОВЕ"

Интернет-викторина «Я знаю о Ломоносове» проходит на нашем сайте в 2011 году празднования 
300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Приглашаем всех желающих принять участие в Викторине, попробовать свои силы в ответах на интересные вопросы и, став победителем, выиграть призы!
Призовой фонд Викторины:
          1 место: iPad;
           2 место: нетбук;
           3 место: устройство для чтения электронных книг;
           4-300 места: по 300 рублей на мобильный телефон, указанный при регистрации. 

К 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова

Снова с нами – очередная осень - время подведения итогов, когда можно считать цыплят.
Но нынче – в 2011 году – с нами особая осень - Ломоносовская юбилейная осень, когда исполняется 300 лет со дня рождения одной из самых удивительных фигур в отечественной истории – Михаила Васильевича Ломоносова.
Историки до сих пор спорят, когда именно в осеннюю пору 1711 года родился на острове в дельте Северной Двины в нескольких десятках километров от её впадения в Белое море – на Курострове - будущий первый русский академик. 
По одной версии, это мог быть интервал между 1 и 4 сентября (по старому стилю). Более затверждённой считается дата – 8 ноября 1711 года - по старому стилю или 19 ноября 1711 г. – по новому. 
Именно 19 ноября 2011 года мы отмечаем 300-летний юбилей со дня рождения самого известного помора всех времён и поколений по имени Михайло, родившегося в семье черносошного крестьянина, морехода и добытчика рыбы Ломоносова Василия Дорофеевича и его жены, дочери дьякона Елены Ивановны (в девичестве – Сивковой).
Читать дальше

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий — по смешанному: третий-,треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:
И. п. две тысячи второй год
Р. п. две тысячи второго года
Д. п. две тысячи второму году
В. п. две тысячи второй год
Т. п. две тысячи вторым годом
П. п. (одве тысячи втором годе.
Источник здесь

"Балда" на Грамоте.ru

Игра "Балда" на Грамоте.Ru по ссылке здесь . Там есть описание правил. Можно играть вдвоём, можно -- с компьютером. Попробуйте.

Грамматические признаки местоимений-числительных

Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколькостолько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь.
Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфологических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:
И. п. сколько
Р. п. скольких
Д. п. скольким
В. п. сколько
Т. п. сколькими
П. п. скольких
(Ударение в этом местоимении на первом слоге).
Слово нисколько обычно относят не к местоимениям, а к наречиям, так как оно неизменяемо.
Источник здесь

"Путешествие Гулливера" в кино

Завтра на уроке искусства будем говорить о Д. Свифте и его "Путешествии Гулливера". Отрывок из кинофильма "Дом, который построил Свифт" (реж. М. Захаров, Доктор -- А. Абдулов).

"Белеет парус одинокий"

Известно, что хорошая музыка благотворно влияет на человека.  Давайте послушаем романс "Белеет парус одинокий"  в исполнении знаменитого русского певца С. Лемешева.  Вы, конечно, знаете, что слова этого стихотворения, положенного на музыку, написал М.  Ю. Лермонтов.

Несклоняемые существительные

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), некоторые аббревиатуры (см. о роде аббревиатур), русские фамилии на -ых, -их, -во(Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний. Однако не следует думать, что эти слова не могут стоять в форме определенного числа и падежа. Число и падеж этих существительных выражается внесловно, его можно определить по окончанию согласуемых с этим существительным определений: красив-ого пальто (Р. п. ед. число), красив-ыми пальто (Т. п. мн. числа). Иногда такое склонение называют нулевым.
Источник здесь

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:
1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лицпятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей;семь зевак;
2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении 'люди': у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями:пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.
Источник здесь

20 сентября 2011

Где-то в Таиланде. Виртуальное путешествие

Тапу
А представляете, официальное название столицы Таиланда Бангкока 
переводится как «Город ангелов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном».И почему интересно у нас нет таких романтических названий городов?
«Тапу» на Яндекс.Фотках  Источник здесь

"Стонет сизый голубочек". Романс на стихи И.И. Дмитриева

К уроку литературы в 6 классе. Завтра будем читать басню Ивана Ивановича Дмитриева  "Муха" и, разумеется, о знаменитом русском баснописце, которого современники называли "русским Лафонтеном". Написавший около 80 басен, Дмитриев был известен и как лирик. Большой популярностью пользовались (и дожили до наших дней) его лирические песни, раскрывающие внутренний мир человека.

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д. 
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др. 
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пятьи несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь

Стихотворение про ВРЕМЯ, ПЛАМЯ, СТРЕМЯ


Выполняя задание учебника, попытались сочинить стихотворение с разносклоняемыми существительными. Вот что получилось у Алёны Т. (она тогда училась в 6 классе, сейчас -- семиклассница).
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
То, засунув ногу в СТРЕМЯ,
Разведя большое ПЛАМЯ,
Поведём народ за нами.
Станем все директорами,
Например, в колхозе "ПЛАМЯ".
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
Разведём такое ПЛЕМЯ.
Наперегонки со всеми
По новаторской системе
Выведем такое В...
И своё прославим ИМЯ.

Разносклоняемые существительные. Почему они так называются?

Эта картинка для 6-классников. Завтра они будут знакомится с разносклоняемыми существительными.  Ребятам надо найти ответ  на вопрос, почему эти существительные так называются. И конечно, запомнить  их: 10 существительных на -мя и существительное путь.

19 сентября 2011

Ведь этот мир -- один на всех!

Татьяна Вострикова  -- наша соседка, живёт этажом ниже. Недавно  опубликовала в местном издательстве поэму "Где леса, луга и речка". Свой рассказ в стихах она посвятила  внуку Ивану. Безыскусное, но подкупающее искренней дочерней любовью к людям и природе коренной  России повествование Татьяны Востриковой, -- сказано в аннотации к книжке, -- предназначено не только для детей, но и для всех, у кого не порвалась духовная связь с малой родиной. Вот отрывок из поэмы "Где леса, луга и речка".
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Леса, болота, бездорожье --
В России много мест глухих.
Куда добраться очень сложно,
Но люди там живут. Для них
Нет места на земле дороже.
Егор, Меланья, дед Степан...
Кто вспомнит их и им поможет?
Пора задуматься бы нам!
Мы побывали там недавно.
Завёл нас к ним нехитрый стих.
Там люди вспомнили о главном.
Теперь спокойна я за них!
Не с праздности и не от скуки
Их дети, правнуки и внуки
Вернутся вновь к своим корням.
Подумать надо бы и нам
О близких, о земле родимой,
Как для потомков сохранить
Природу, чтобы не в пустыне
Им после нас пришлось бы жить.
Пускай текут живые реки, 
Пускай синеют небеса,
И пусть, хранимы человеком,
Цветут  луга, растут леса.
Пусть будут птицы, рыбы, звери.
Пусть сохранит всё человек!
Да будет так! Я  в это верю,
Ведь этот мир -- один на всех!

Научная грамматика о сложном предложении

Сложное предложение - это синтаксическая конструкция, тесно связанная с простым предложением, но отличающаяся от него как структурно, так и по характеру сообщения. Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения. Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации: Мальчик пишетДевочка читаетВечереетНаступила зимаУ нас гостиМне весело. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего: Мальчик пишета девочка читаетКогда мальчик пишетдевочка читаетОн сомневаетсячтоб тебе понравилась эта книгаБоюсьчто мой приезд никого не обрадует. Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
   Примечание. Грамматическое единство сложного предложения не нарушается в тех случаях, когда его части разделены паузой, обозначаемой на письме знаком точки: Я помогу тебеЕсли хочешьОн придетНо немного позже. Поскольку разделенные таким образом части сохраняют все признаки компонентов сложного предложения, соответствующие материалы используются для иллюстрации грамматического строения сложных предложений того или иного типа.
       Граница между простым и сложным предложениями не всегда является четкой. Есть случаи, когда одно и то же предложение может быть интерпретировано и как простое, и как сложное. Таковы предложения, в которых при одном подлежащем имеется не одно, а несколько сказуемых, например: Я простился и пошел домойОна то посидитто походит.
   Интерпретация предложений с несколькими сказуемыми при одном подлежащем как предложений простых, а не сложных опирается на принцип однородности - одинакового отношения двух или более членов предложения к какому-либо другому его члену (см. § 2066). Однако эта интерпретация не всегда последовательна. К простым она относит только те предложения, в которых однородные сказуемые связаны между собой сочинительными союзами, и исключает из их числа предложения, в которых между однородными сказуемыми имеет место связь при помощи союзов подчинительных, типа: Я смирилсяхотя и обиделсяРебенок забыл об урокахпотому что увлекся рисованиемОна краснелакогда волноваласьИдеи интересныепотому что новые.
Читать дальше

Для любознательны и... хитрых

Знаете ли вы...
...что первая редакция "Повести временных лет" была завершена в 1110 -- 1113 гг.; в первоначальном  виде эта редакция не сохранилась.
...что в первой половине Х1Х века автором "Повести временных лет" считали преподобного Нестора. Впоследствии, благодаря изысканиям источниковедов, было установлено, что он не являлся единственным писателем  "Повести". Нестор Летописец имел предшественников,  которые до него трудились над собиранием летописного материала.
...что самый ранний дошедший до нашего времени список "Повети временных лет" относится к Х1У в.  Он получил название  Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 году.
...что имя Кий означало "палица, дубина, боевой молот". Этимология названия и имени Щек возводится к славянскому слову, означающему "змей". Имя Хорив содержит корень -хор-, заимствованный из иранских языков и означающий "Солнце". Имя Лыбедь возводят обычно к словам  "лебедь", "любовь" и "лыбь" ("сырое место").
Материал в дополнение к завтрашнему уроку литературы в 7 классе.

Иллюстрации к "Песне о вещем Олеге" А. С. Пушкина



Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта. Оформление, созвучное эпически  величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг.  Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.



В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.
"Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».
Источнике здесь