Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
▼
29 февраля 2012
Умная школа: "Кандидаты в президенты провалили экзамен"
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов раскритиковал проводящуюся в стране реформу образования. По его словам, образование обязано быть «бесплатным, общедоступным и фундаментальным», а попытка изменить хотя бы одну составляющую обернется катастрофой. Главной угрозой образованию кандидат в президенты назвал ЕГЭ. «Из-за него уходит фундаментальность образования, когда детей учили думать и учиться,— заявил господин Миронов.— А в честной сдаче ЕГЭ никто не заинтересован: руководители регионов требуют, чтобы дети их области или республики не выглядели хуже других». Лидер справороссов пообещал, что в случае избрания его президентом сделает ЕГЭ добровольным для учащихся. «В каждом городе формируются независимые учительские комиссии — и они принимают экзамены у тех, кто не хочет сдавать ЕГЭ,— предложил Сергей Миронов.— Эти результаты отправляются в вуз, причем учителя не знают, куда собирается поступать ребенок». В конце своего выступления господин Миронов заявил, что сделает министром образования депутата от КПРФ Олега Смолина, известного своей критикой Минобрнауки. При этом лидер коммунистов Геннадий Зюганов дебаты вовсе проигнорировал.
Уроки русского: от упражнений к интерактивным диктантам
Чем объяснить низкий уровень практической грамотности выпускников средней школы? Если пытаться найти конструктивный ответ на этот вопрос, а не прятаться за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»), то придется обращаться к изучению психологических закономерностей понимания и запоминания.
Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно»1.
Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно»1.
В большинстве учебных пособий главы, посвященные орфографическим и пунктуационным правилам, строятся по одной и той же простой схеме. Сначала ученику предлагается правило, сформулированное в виде трех-четырех предложений по формуле «если…, то..., например, … ….», а ниже помещаются несколько упражнений, состоящих из примеров с пропущенными буквами и знаками препинания. Выполнение таких упражнений и составляет основную деятельность учеников при традиционном преподавании русского языка. Давайте проанализируем, что «конкретно, точно, более эффективно и прочно» запоминает ребенок при выполнении упражнений из учебников по русскому языку. В большинстве случаев, увидев слово с пропущенной буквой, обычный школьник обращается к правилу, которое напечатано в книжке перед упражнением, выбирает нужную букву и грамотно записывает слово. Правило в такой деятельности является средством достижения цели, а целью, соответственно, оказывается вставленная буква. Согласно описанной выше психологической закономерности получается, что традиционные упражнения эффективны лишь для того, чтобы запоминать, как пишутся конкретные слова, но не для того, чтобы качественно и долговременно закреплять в памяти правила. Очевидно, что выучить, как пишутся тысячи слов языка во всех грамматических формах, невозможно, гораздо рациональнее запомнить ограниченное количество общих закономерностей, по которым эти слова пишутся. Дальше
День траура
Разбор завалов в целом завершен. Погибло 10 человек. Сегодня в Астраханской области объявлен траур. Следствие в ближайшее время определит и причины, и виновных в случившейся трагедии.
Хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в оказании помощи пострадавшим, особенно отмечу молодежь, волонтеров и блогеров.Спасибо вам всем!
Очень много было звонков, обращений от граждан со всей России с желанием помочь. Спасибо за высокую гражданскую позицию!
И особо хочу поблагодарить нашего Председателя Правительства В.В.Путина за мгновенную реакцию, человечность и оказанную помощь в этой страшной беде. Принято решение – в течение 10 дней переселить всех жильцов дома в новостройки. Сам дом будет разобран.Мною принято решение – на этом месте вместе с прилегающей территорией ничего не строить, а весной разбить общегородской парк.
Каждой семье, потерявшей все имущество в обвалившихся квартирах, областной бюджет выделяет компенсацию.
Источник Блог губернатора Астраханской области
Хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в оказании помощи пострадавшим, особенно отмечу молодежь, волонтеров и блогеров.Спасибо вам всем!
Очень много было звонков, обращений от граждан со всей России с желанием помочь. Спасибо за высокую гражданскую позицию!
И особо хочу поблагодарить нашего Председателя Правительства В.В.Путина за мгновенную реакцию, человечность и оказанную помощь в этой страшной беде. Принято решение – в течение 10 дней переселить всех жильцов дома в новостройки. Сам дом будет разобран.Мною принято решение – на этом месте вместе с прилегающей территорией ничего не строить, а весной разбить общегородской парк.
Каждой семье, потерявшей все имущество в обвалившихся квартирах, областной бюджет выделяет компенсацию.
Источник Блог губернатора Астраханской области
Всем народом против беды
Штаб эвакопункта развернут в спортзале школы № 49. За последние два дня его посетили несколько тысяч жителей области, желающих помочь пострадавшим. Своих представителей в штаб эвакопункта направили различные ведомства и организации, способные помочь в скорейшем восстановлении документов, получении финансовой, медицинской, психологической помощи, страховки. Также в помещении штаба проводится вся процедура оформления документов и выдачи ордеров на переселение потерявших жилье в новые квартиры.
Источник здесь
Приведена цитата из статьи РИА Новости. А вот что я наблюдала вчера и сегодня в нашей школе. Именно в 49-й астраханской школе я и работаю.
Удивительно быстрое развертывание деятельности жизненно необходимых в условиях трагедии служб. Уже через 1,5 - 2 часа после взрыва в школе работали жилищная комиссия, разумеется, медики, группа по обустройству места для ночлега и пребывания пострадавших (все они или, по крайней мере, большинство ночевали в школе), а также прибывших ближе к ночи спасателей из Москвы, Волгограда, Ставрополя, Калмыкии.
Сегодня у нас было всё так, как описано в статье, как сообщают СМИ. Не стану повторяться. Меня взволновало до глубины души то, что в школу шли и шли люди, подъезжали автомобили. Они несли, везли всё: от буханок свежего хлеба и булочек до коробок с окорочками, многокилограммовых (я такие ни разу не видела) пакетов с макаронами. Половина спортзала заполнена одеждой, средствами гигиены, всем, что необходимо людям, оказавшимся в подобной ситуации. Вещи тут же предлагались пострадавшим, но мне казалось, что количество вещей не уменьшалось, потому что люди несли новые. Поистине всенародное желание помочь людям, попавшим в беду.
После обеда до вечера дежурила в столовой. Мы кормили пострадавших, спасателей, милиционеров -- всех, кто приходил в столовую. Бригады поваров менялись посменно. Наши школьные, из других школ. Рядом на раздаче была с Леной из первой школы. --Вас сюда послали? -- спросила не подумавши. Леночка ответила: -- Почему -- сама пришла, надо помочь. Потом она по телефону давала указания сыну, чтобы утром отвел дочку в школу, а после занятий она уж сама ее заберёт.
Волонтёры -- студенты вузов (наши выпускники и не только), курсанты речного училища, наши тепершние ученики -- мыли полы, на кухне чистили картошку, мыли посуду, разносили еду. Сейчас ночь, но девчата там, на посту.
Учителя дежурят в школе, сменяя друг друга, директор и его заместители. Марина Алексеевна, Наталья Ивановна и Сергей Павлович уже вторую ночь. Утром ближе к десяти встретила папу своего ученика Анатолия Александровича, школьного системного администратора. -- Пойду, -- говорит, -- Валентина Васильевна, посплю, всю ночь глаз не сомкнул. Ему пришлось в готовности держать всю аппаратуру: министр МЧС проводил совещание, пресс-конференцию.
Утром С.К. Шойгу снова был в школе. Встречался с пострадавшими, со всеми, кто обеспечивает необходимую в сложившейся ситуации работу. У нас большая школа, коридоры длинные (целый квартал занимает здание). И пока министр шёл от спален пострадавших до компьютерного класса, где проводил совещание, его остановили несколько женщин. Он выслушал каждую...
Вот такой, может быть, сумбурный мой взгляд изнутри на то, что случилось, что происходило вокруг. Не поделиться этим с вами, дорогие мои читатели, я просто не смогла и вот уже за полночь заканчиваю свои заметки. Спокойной вам ночи! Да хранит всех нас Бог от всяких бед!
27 февраля 2012
Произошла трагедия
В 13:09 произошел взрыв, по предварительным данным, бытового газа в жилом доме по ул. Н. Островского 150 к.1.
В результате произошло обрушение второго подъезда.
В подъезде 17 квартир. Спасено 13 человек (6 доставлено в больницу).
На данный момент неизвестна судьба 11 человек.
Идет разбор завалов.
Люди из всего дома эвакуированы и размещены в ближайшей школе № 49.
Источник: Блог губернатора Астраханской области
Этот дом находится через дом и детский сад от нашего дома. Мы услышали очень сильный первый взрыв -- сильно ударило по окнам, а потом второй взрыв послабее. Сразу бросилась смотреть списки, кто из учеников моего 9-го живёт в этом доме. К счастью, в другом подъезде, но в квартиры никого пока не пускают. В школе уточняли списки учащихся. Как могли утешали нашего библиотекаря: ее квартира как раз находилась в обрушившемся подъезде. Страх!
В результате произошло обрушение второго подъезда.
В подъезде 17 квартир. Спасено 13 человек (6 доставлено в больницу).
На данный момент неизвестна судьба 11 человек.
Идет разбор завалов.
Люди из всего дома эвакуированы и размещены в ближайшей школе № 49.
Источник: Блог губернатора Астраханской области
Этот дом находится через дом и детский сад от нашего дома. Мы услышали очень сильный первый взрыв -- сильно ударило по окнам, а потом второй взрыв послабее. Сразу бросилась смотреть списки, кто из учеников моего 9-го живёт в этом доме. К счастью, в другом подъезде, но в квартиры никого пока не пускают. В школе уточняли списки учащихся. Как могли утешали нашего библиотекаря: ее квартира как раз находилась в обрушившемся подъезде. Страх!
Приложение как грамматическое явление в языке
Приложение - это выраженный существительным второстепенный член предложения, который дает определяемому предмету другое наименование. Приложение поясняет имя существительное.
Приложение - разновидность определения. Например: У самого моря был камень, как черное сердце... Камень-сердце сверху был черный... (М. Пришвин).
Приложения обозначают:
-- профессию лица, его звание, должность, социальное положение, род занятий, возраст, родственные отношения пол и т. п. (француз-учитель, писаитель-романист, отец-старик);
-- свойства или качества живых существ (соловей-певун, петух-драчун, чайки-рыболовы);
-- образную характеристику лиц и предметов (приложения-эпитеты) (утес-великан, судьба-злодейка, проказница-зима);
-- географические названия (река Дон, порт Таганрог, город Ижевск, пустыня Сахара);
-- названия растений, птиц, зверей и т. д. (дерево кипарис, заяц русак, цветок лилия);
-- условные названия предметов (магазин "Оптика", журнал "Наука и техника", фильм "Ночной дозор");
-- прозвища (Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце);
-- клички животных и людей (медведь Муха, собака Дружок, гражданин по прозванью Каланча). Источник здесь
В предыдущем сообщении я приводила пример парцелляции из текста по Е. Велтистову. В данном тексте есть также пример приложения: Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, -- круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. Распространённое приложение помогает читателям представить, что такое синхрофазотрон. Используемое грамматическое явление позволяет нам увидеть, как рассказчик, 12-летний мальчик, думает. Пример наглядно иллюстрирует связь лексики и грамматики и подтверждает верность высказывания лингвиста Г. Степанова (зад. С2.1).
-- профессию лица, его звание, должность, социальное положение, род занятий, возраст, родственные отношения пол и т. п. (француз-учитель, писаитель-романист, отец-старик);
-- свойства или качества живых существ (соловей-певун, петух-драчун, чайки-рыболовы);
-- образную характеристику лиц и предметов (приложения-эпитеты) (утес-великан, судьба-злодейка, проказница-зима);
-- географические названия (река Дон, порт Таганрог, город Ижевск, пустыня Сахара);
-- названия растений, птиц, зверей и т. д. (дерево кипарис, заяц русак, цветок лилия);
-- условные названия предметов (магазин "Оптика", журнал "Наука и техника", фильм "Ночной дозор");
-- прозвища (Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце);
-- клички животных и людей (медведь Муха, собака Дружок, гражданин по прозванью Каланча). Источник здесь
В предыдущем сообщении я приводила пример парцелляции из текста по Е. Велтистову. В данном тексте есть также пример приложения: Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, -- круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. Распространённое приложение помогает читателям представить, что такое синхрофазотрон. Используемое грамматическое явление позволяет нам увидеть, как рассказчик, 12-летний мальчик, думает. Пример наглядно иллюстрирует связь лексики и грамматики и подтверждает верность высказывания лингвиста Г. Степанова (зад. С2.1).
Что такое ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ?
-- Спасибо, -- сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (36)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный.(39)А жаль.
Предложения 35 - 39 из КИМов на ГИА -- пример такого грамматического явления, как парцелляция. Что же такое парцелляция и какова её роль в тексте?
Парцелляция (синтаксис) -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков («дислокация», в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её … и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
- Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
- С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
- Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
- Именно в синтаксисе в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»
26 февраля 2012
Внимание! Интерактивный диктант
По этой ссылке http://totaldict.ru/idictation/bykov/ интерактивный диктант. Называется он "Орфография как закон природы". Автор Дмитрий Быков. Вещь замечательная!
Оценку получаешь сразу, нажав кнопку "проверить", с указанием количества допущенных ошибок. По следующей ссылке критерии выставления оценок и объяснение орфограмм и пунктограмм.
25 февраля 2012
В Астрахани проходит конкурс кошачьих костюмов
На 1-м этаже торгово-развлекательного комплекса "Алимпик" посоревнуются в красоте и чистоте экстерьера экзотические кошки. Выставка-продажа кошек продлится с 11 часов 25 февраля до 17 часов 26 февраля. В программе выставки - конкурс костюмов для кошечек и розыгрыш призов.
Главный приз -- котенок
Источник здесь
24 февраля 2012
Заглянем в словарь модных слов
Заглянем в словарь. На этот раз в Словарь модных слов. ПОЗВОНИТ, ПОЗВОНЯТ (об ударении в этих словах). Автор словаря Владимир Новиков советует «следить за чистотой речи так же тщательно, как за чистотой тела. Моемся же мы каждый день, даже если не очень хочется. А девушкам, желающим быть безупречными во всех отношениях, можно посоветовать следующий гигиенический метод, нечто вроде ежедневной медитации. Когда вы после душа пользуетесь дезодорантом, то, проводя им по левой впадинке, повторите вслух с правильным ударением «позвонИт» а потом, скользя по правой, произнесите: «позвонЯт». Словарь маленький, но любопытного в нём много."
Комментарий к морфологическому разбору глагола
При определении формы глагола важно правильно ее выписать из текста. Надо помнить, что у глагола представлено много составных форм: будущее время глаголов НСВ (буду читать), условное наклонение (читал бы), некоторые формы повелительного наклонения (пусть читает, давайте пойдем). При этом компоненты глагольной формы могут стоять в предложении неконтактно.
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма). Типичной ошибкой при указании начальной формы глагола является подмена инфинитива на инфинитив глагола другого вида, например, указание на то, что начальная форма у глагола, имеющего в тексте форму забрел, — забредать. Как было сказано при описании безличных глаголов, некоторые из них не имеют формы инфинитива (следует в значении долженствования и др.), однако число таких глаголов минимально.
К постоянным признакам глагола относятся переходность, возвратность, вид и спряжение. В учебных комплексах 2 и 3 в схеме морфологического разбора глагола не указана переходность, в комплексе 1 в схеме не указана возвратность. Однако правильно указать и тот, и другой признак.
Полностью здесь
Источник здесь
Полностью здесь
Источник здесь
Как стать счастливым человеком. 8 простых привычек
1. НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО О НИХ ДУМАЮТ ДРУГИЕ
2. ВСЕГДА ВИДЕТЬ ПЛЮСЫ
3. ВСЕГДА БЫТЬ ДРУЖЕЛЮБНЫМ И БЛАГОДАРНЫМ
4. ВСЕГДА УЛЫБАТЬСЯ И БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ
5. ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
6. ЗНАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
7. СТАРАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
8. ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ
Здесь комментарии по каждому пункту
3. ВСЕГДА БЫТЬ ДРУЖЕЛЮБНЫМ И БЛАГОДАРНЫМ
4. ВСЕГДА УЛЫБАТЬСЯ И БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ
5. ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
6. ЗНАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
7. СТАРАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
8. ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ
Здесь комментарии по каждому пункту
Миф о Прометее, сказание об Исходе и легенда о Данко
Ученица 7 класса Зухра Ш. заинтересовалась информацией о библейских корнях сюжета о Данко, а также о сходстве его с мифом о Прометее и написала об этом сочинение.
-- Я прочитала сказание об Исходе, -- написала Зухра, -- и нашла общие черты библейского сказания и легенды о Данко: тяжелая жизнь, страх за близких людей; наличие заветов; герой-спаситель; трудный, утомляющий путь; беспочвенные упреки народа в адрес героев; смиренное отношение их к рабской жизни; достижение героями своей цели -- спасения людей; смерть главного героя.
Миф и Прометее и легенда о Данко схожи в том, что и там и там людей поражают страшные болезни и много народа умирает, а также цели главных героев совпадают -- они совершают подвиги, жертвуя собой, ради счастья других.
По моему мнению, пишет Зухра, главное сходство легенды, сказания и мифа -- это главные герои, их цели, намерения. Я думаю, что когда Прометей, Моисей и Данко совершали свои поступки, они мыслили так: "Одна моя жизнь -- ничто по сравнению с другими тысячами. лучше уж я умру один, но спасу всех их." Данко, Моисей и Прометей -- люди, жившие ради других, готовые отдать свою жизнь во имя жизни других людей. Это герои, достойные бессмертия и поклонения...
Помещики-"расточители" и помещики-"накопители"
Программы по литературе и учебники к ним сейчас самые разные. Особенно различаются программы и учебники для 9 класса. В одних произведения русской классики изучаются более или менее подробно, по другим ученики знакомятся лишь с отдельными главами из романов Пушкина, Лермонтова, поэмы Гоголя. Достаточно полного представления о произведении, его персонажах при таком подходе сформировать трудно. Может частично восполнить этот пробел обзор содержания, краткое его изложение. А также опорные схемы. Предлагаю своим ученикам план составления характеристики помещиков -- персонажей поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души":
а) описание деревни;б) описание господского дома;
в) описание внешнего вида помещика;
г) отношение Чичикова к каждому помещику;
д) купля-продажа мертвых душ.
Источник: "Тематическое планирование" к учебнику литературы для 9 класса С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева.
"Кукушка" И. Бунина и "Мужичок из робких" И. Репина
Читаем в 7 классе рассказ И.А. Бунина "Кукушка". Предлагаю сравнить персонажа рассказа с портретом на картине И.Е. Репина "Мужичок из робких" (1877): какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и "мужичка из робких".
Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека. (Прочитала в одной из статей по ссылке с картинки о бомжах -- автор проводит аналогии. Может быть, он и прав?)
23 февраля 2012
22 февраля 2012
Метонимия -- "переименование"
Среди олимпиадных заданий по русскому языку встретилось задание по определению вида метонимии. Помещаю ту таблицу, а также справку о метонимии.
Метонимия (от греч. metonymia – 'переименование') – это перенос названия по смежности, а также само переносное значение, которое возникло благодаря такому переносу. В отличие от переноса метафорического, который обязательно предполагает сходство предметов, действий, свойств, метонимия основана на соположении, смежности предметов, понятий, действий, ничем друг на друга не похожих. Например, такие разные "предметы", как промышленное предприятие и работники этого предприятия, могут быть названы одним и тем же словом завод (ср.: "строится новый завод" и "завод выполнил план "); одним словом мы именуем страну, государство и правительство страны, государства (ср.: "народ Франции" и "Франция заключила договор") и т.д.
В зависимости от того, какой именно смежностью связаны предметы (понятия), действия, различают метонимию пространственную, временную и логическую*.
Источник здесь
Существенные изменения в КИМах ГИА по литературе 2012 года
1. Сокращено число заданий в части 1 базового уровня сложности (с 3-х
до 2-х) при сохранении продолжительности экзамена.
2. Сокращено число альтернативных заданий в части 2 (с 5 до 4);
расширен диапазон их формулировок (констатирующие темы, темы в форме вопросов).
3. Уточнены инструкции для выпускников ко всей работе и к отдельным
заданиям. В большей степени, чем в предыдущей версии, акцентировано внимание
участников экзамена на определенных аспектах качества развернутых ответов,
которые отражены в критериях оценивания.
4. Усовершенствована система оценивания отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом:
· принципиально переработаны формулировки, описывающие требования к
выставлению того или иного балла;
· изменена глубина некоторых критериев;
· для заданий части 1 снято требование обязательного привлечения
теоретико-литературных понятий;
· для оценивания выполнения заданий 1.1.3 и 1.2.3 изменена
последовательность критериев (на первое место вынесен критерий «Умение
сопоставлять художественные произведения»);
· уточнены названия критериев: название «Глубина и самостоятельность
понимания проблемы, предложенной в вопросе» заменено на название «Глубина
приводимых суждений и убедительность аргументов»; название «Последовательность
и логичность изложения» – на «Композиционная цельность и логичность
изложения» и т.п.
· Внесенные изменения привели к сокращению максимального балла за
экзаменационную работу в целом с 30 до 23 и уточнению шкалы пересчета
первичного балла, полученного за выполнение экзаменационной работы, в отметку
по пятибалльной шкале.
Источник здесь
К 75-летию В.Г. Распутина
Уважаемые
учителя литературы! В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской
Федерации о предложениях по проведению юбилейных мероприятий, посвященных
75-летию В.Г. Распутина, а также во исполнение пункта 2 Плана основных
мероприятий в период с 1 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации планируется проведение открытого урока по
литературе для старшеклассников.
По этой ссылке
https://docs.google.com/document/d/143adkzaJ2Bp6u-3z2kudiGt5aqgNrCA6H2Fyw6YI7k0/edit?pli=1 методические рекомендации к открытому уроку по литературе по творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой».
21 февраля 2012
Об образовании деепричастий
Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут —*пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Источник здесь
20 февраля 2012
Весна. Ожидание счастья
Завтра на уроке литературы в 7 классе будем читать стихотворение И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер". Это стихотворение и картину И.И. Левитана "Весна. Большая вода" объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.
Догорел апрельский светлый вечер, По лугам холодный сумрак лег. Спят грачи; далекий шум потока В темноте таинственно заглох. Но свежее пахнет зеленями Молодой озябший чернозем, И струится чище над полями Звездный свет в молчании ночном. По лощинам, звезды отражая, Ямы светят тихою водой, Журавли, друг друга окликая, Осторожной тянутся гурьбой. А Весна в зазеленевшей роще Ждет зари, дыханье затая, - Чутко внемлет шороху деревьев, Зорко смотрит в темные поля. 1892
Ссылка
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное
предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных
средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
Источник здесь
В
русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между
частями наблюдается смысловое
равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок
следования частей свободный:
Катятся
ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
Справа
от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая
речка. Части БСП разделяются запятой или точкой с запятой.
2. Части
БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в
каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок
следования частей фиксированный:
а) вторая
часть раскрывает содержание первой (= а
именно):
Всё
было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
б) вторая
часть дополняет смысл первой (= что):
Я
выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая
часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):
Я
удивился: в двери торчала записка.
Как
правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть
высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является
функциональным эквивалентом придаточного предложения). Между частями БСП ставится двоеточие
3. Части
БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть
предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением
тона), порядок следования частей фиксированный:
а) в
первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише
едешь — дальше будешь.
Прихожу
к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В
этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного
условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.
б) во
второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю
смену событий:
Не
успел я моргнуть — мяч уже в воротах.
в) вторая
часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
Молвит
слово — соловей поет.
г) вторая
часть содержит противопоставление:
Семь
раз примерь — один раз отрежь. Между частями БСП ставится тире.
Награда и эстафета "Чудо-блог"
Мой блог удостоен награды "Чудо-блог", которая передается от блогера блогеру благодаря акции-эстафете "Чудо-блог".
Благодарю за награду и передачу эстафеты Валентину Викторовну Шуруто!
По правилам награждения нужно:
• Поблагодарить того, кто наградил, на словах и размещением активной ссылки на его блог.
• Разместить на своем блоге изображение награды.
• Наградить другие блоги (в количестве 7), которые вы считаете достойными.
• Известить номинантов о награде в комментариях.
• Написать 7 вещей о себе.
7 блогов, которым я с удовольствием передаю награду и эстафету!
• После уроков
• Самотлорики
• Мир глазами человека
• К экзамену РуЛи
• По уши в ГИА
• Такая разная математика
• Жизнь французской домохозяйки
7 пунктов - о себе
• Не ощущаю своего возраста. И слава Богу!
• Мама взрослого сына, счастливая бабушка и жена!
• В прошлом году отметили 30-летие супружеской жизни!
• Учу 77 ребятишек разного возраста русскому языку и литературе.
• Сама учусь!
• Увлеклась блогом.
• Отпустите меня в Гималаи!
Благодарю за награду и передачу эстафеты Валентину Викторовну Шуруто!
По правилам награждения нужно:
• Поблагодарить того, кто наградил, на словах и размещением активной ссылки на его блог.
• Разместить на своем блоге изображение награды.
• Наградить другие блоги (в количестве 7), которые вы считаете достойными.
• Известить номинантов о награде в комментариях.
• Написать 7 вещей о себе.
7 блогов, которым я с удовольствием передаю награду и эстафету!
• После уроков
• Самотлорики
• Мир глазами человека
• К экзамену РуЛи
• По уши в ГИА
• Такая разная математика
• Жизнь французской домохозяйки
7 пунктов - о себе
• Не ощущаю своего возраста. И слава Богу!
• Мама взрослого сына, счастливая бабушка и жена!
• В прошлом году отметили 30-летие супружеской жизни!
• Учу 77 ребятишек разного возраста русскому языку и литературе.
• Сама учусь!
• Увлеклась блогом.
• Отпустите меня в Гималаи!
19 февраля 2012
Прочитайте это обязательно!
Получила эстетическое удовольствие, пролистав, прочитав, просмотрев сегодня несколько детских (и недетских) рассказов, две повести и одну пьесу. Сколько в них заложено умного, доброго, патриотического и поучительного! Предлагаю список для чтения со ссылками.
Лидия Чарская. Начало жизни
А. Лиханов. Последние холода
Ф.А. Абрамов. Собачья гордость
В. Крапивин. Брат, которому семь
В.М. Шукшин. Экзамен
Г. Мало. Без семьи
Е.И. Носов. Лоскутное одеяло
А. Рыбаков. Кортик
А.И. Куприн. Изумруд
Ю. Яковлев. Багульник
Е. Шварц. Два клена
Лидия Чарская. Начало жизни
А. Лиханов. Последние холода
Ф.А. Абрамов. Собачья гордость
В. Крапивин. Брат, которому семь
В.М. Шукшин. Экзамен
Г. Мало. Без семьи
Е.И. Носов. Лоскутное одеяло
А. Рыбаков. Кортик
А.И. Куприн. Изумруд
Ю. Яковлев. Багульник
Е. Шварц. Два клена
Ещё о значении имени ДАНКО
Это цыганское сокращение имени Даниил (Даниэль), слав. сокращение Даньслав. Др.-евр. "Бог -- мой судья", нем. "благодарность".
Интерпретация значения букв имени Данко.
Д в имени Данко -- это размышление, обдумывание перед началом дела, готовность помочь.
А -- это символ начала, желание начинать и осуществлять, стремление к физическому и духовному комфорту.
Н -- это знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критичный ум, интерес к здоровью.
К -- это выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо "всё или ничего".
О -- это использование своей богатой интуиции. для того чтобы выделит её из суеты существования.
Нашла материал ученица 7 класса Зухра Ш.
Правописание приставок
По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=4845195588261275652 на странице ГИА правила о правописании приставок (о трех типах приставок в русском языке, гласная Ы после приставок на согласный, разделительный Ъ после приставок на согласный). Очень удобно -- весь материал собран в одном месте.
Первоисточник здесь
Первоисточник здесь
18 февраля 2012
Список наиболее часто встречающихся в тестах ГИА слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова
Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты,авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, каморка, карнавал, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. "Русский язык 2012"
Источник здесь
Драбкина С. В., Субботин Д. И. "Русский язык 2012"
Источник здесь