На картинке неправильно написано поименование автора.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
▼
30 ноября 2018
Аргументы: жестокость и милосердие на войне
К итоговому сочинению 2018.
Не могу не поделиться ссылкой из блога Ларисы Евгеньевны Лисовицкой
Прочитать необходимо весь материал. В нём сначала приводится фрагмент повести Б. Васильева "В списках не значился", в котором рассказывается о том, как боец Плужников оставил в живых пленного немца. Плужникову было приказано его расстрелять, а он проявил милосердие. А потом этот немец сжёг из огнемёта еврейскую семью. Далее цитируется большой кусок текста повести, который поможет читателю (тому, кто познакомится с произведением хотя бы в таком урезанном виде) представить, насколько жестокой и бесчеловечной была война.
Б. Васильев ставит вопрос о том, как можно остаться человеком среди всеобщей жестокости войны: он не осуждает своего героя, из-за ЧЕЛОВЕЧНОСТИ которого погибли люди и который впоследствии погиб сам.
И ещё к итоговому сочинению...
В итоговом сочинении надо просто показать свое
умение читать, судить о прочитанном и рассуждать логично
на русском литературном языке,
аргументируя свое мнение.
Итоговое сочинение (изложение) уже в среду! Развязка приближается. Хоть и говорят, что перед смертью не надышишься, призываю 11-классников в оставшиеся до 5 декабря дни не просто погуглить в Интернете в поисках готовых текстов, а ещё раз обратить внимание на правила (мы, учителя, употребляем слово "методика") написания сочинения: пиши на тему, не противоречь себе в разных частях сочинения, излагай мысли просто и ясно.
Открываю новые (для меня) блоги и сайты
К итоговому сочинению 2018
Осуществленные мечты в литературе XX века
Мне понравился этот материал и сайт даже при беглом знакомстве с содержанием последнего. А книги, о которых написала Лариса Евгеньевна, были в 20 веке самым любимым чтивом (не вкладываю ни грамма уничижительного смысла в это слово). Может быть, моя заметка поможет вам их вспомнить, а молодому поколению я настоятельно советую их прочитать. Готовый материал к итоговому сочинению нынешнего года.
Три мифа о сочинении 15.3
МИФ 1. Определение понятия может находиться только в начале сочинения.
Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)
Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.
Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)
МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.
Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного текста, литературного произведения, кинофильмов, СМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)
Ссылка здесь
29 ноября 2018
Критерии оценивания сочинения 15.3
Ответ
на задание 15.3 (сочинение-рассуждение)
оценивается по следующим критериям:
№
|
Критерии
оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста
(15.3)
|
Баллы
|
С3К1
|
Толкование
значения слова
|
|
Экзаменуемый (в
той или иной форме в любой из частей
сочинения) дал определение и
прокомментировал его.
|
2
|
|
Экзаменуемый (в
той или иной форме в любой из частей
сочинения) дал определение, но не
прокомментировал его.
|
1
|
|
Экзаменуемый
дал неверное определение, или толкование
слова в работе экзаменуемого
отсутствует.
|
0
|
|
С3К2
|
Наличие
примеров-аргументов
|
|
Экзаменуемый
привёл два примера-аргумента: один
пример-аргумент приведён из прочитанного
текста, а второй – из жизненного
опыта, или экзаменуемый
привёл два примера-аргумента из
прочитанного текста.
|
3
|
|
Экзаменуемый
привёл один пример-аргумент из
прочитанного текста.
|
2
|
|
Экзаменуемый
привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из
жизненного опыта.
|
1
|
|
Экзаменуемый не
привёл ни одного примера-аргумента.
|
0
|
|
С3К3
|
Смысловая
цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
|
|
Работа экзаменуемого
характеризуется смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью
изложения: – логические ошибки
отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена; – в работе нет
нарушений абзацного членения текста.
|
2
|
|
Работа экзаменуемого
характеризуется смысловой цельностью,
связностью и последовательностью
изложения, но допущена одна логическая
ошибка, и/или в работе
имеется одно нарушение абзацного
членения текста.
|
1
|
|
В работе
экзаменуемого просматривается
коммуникативный замысел, но допущено
более одной логической ошибки, и/или имеется
два случая нарушения абзацного
членения текста.
|
0
|
|
С3К4
|
Композиционная
стройность
|
|
Работа
характеризуется композиционной
стройностью и завершённостью, ошибок
в построении текста нет.
|
2
|
|
Работа
характеризуется композиционной
стройностью и завершённостью, но
допущена одна ошибка в построении
текста.
|
1
|
|
В работе допущено
две и более ошибки в построении текста.
|
0
|
|
Максимальное
количество баллов за сочинение по
критериям С3К1–С3К4
|
9
|
Пример сочинения о мужестве
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
На примере этого сочинения мы видим, что в нём четыре абзаца. В первом абзаце сформулирован тезис, дано определение понятия "мужество",. Во втором приводится аргумент из текста. В третьем аргумент из жизни, говорится о подвиге Алексея Маресьева. В последнем абзаце делается вывод.
Обратите внимание, как начинается второй абзац. Указательное наречие связывает микротемы сочинения очень экономно и вместе с тем логично.
На мой взгляд, употребление вводной конструкции в третьем абзаце не обзательно. Можно обойтись без неё. (Перед вами работа, написанная учеником, не отредактированная мною, поэтому оригинал сохранён в неприкосновенности).
"В заключение хочется сказать" -- вполне уместно употребить это выражение, чтобы связать все части текста и подвести итог. Видите, как всё просто!
28 ноября 2018
План сочинения 15.3
2. Аргументы:
а) из предложенного текста + микровывод;б) из жизненного опыта + микровывод.
3. Вывод - заключение.
Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.
Задание 15.3 и логика определения понятия
Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.
Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое жизненные ценности", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По существу в сочинении 15.3 нужно раскрыть смысл понятия. А по законам логики определение должно быть точным и ясным, соразмерным, не должно быть тавтологичным и отрицательным.
Начинаем готовиться к сочинению ОГЭ-2019
Сочинение -- трудный и не очень трудный жанр. Почему трудный? Потому что надо знать, о чём писать, для кого писать и как писать. Нетрудный -- потому что в сочинении на экзамене по русскому языку в 9 классе рекомендуется использовать определённый шаблон. Написав своё сочинение по нему, вы гарантированно можете получить свои 9 баллов. И вуаля.
Я попытаюсь помочь вам научиться писать сочинение на ОГЭ. Для этого использую свой опыт учителя русского языка и литературы, выпустившего несколько десятков девятиклассников. Итак, добро пожаловать в мой блог. Будем учиться писать сочинение 15.3. Вы уже наверняка знакомы с тестами ОГЭ и знаете, что это такое.
06 ноября 2018
После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...
После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...: Пожалуй, каждый, кто рассматривал картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» задумывался о судьбе героини этого полотна. Кто она – эта ро...
После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...
После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...: Живи. Не жалуйся, не числи ни лет минувших, ни планет, и стройные сольются мысли в ответ единый: смерти нет. Будь милосерден. Царств н...