У многих народов цвет имеет огромное значение. Например, белый цвет -- это цвет добра, исцеления и удачи. Ещё в начале Х1Х века японские женщины покрывали своё лицо густым слоем белил. У африканского племени ндембу окрашенные в белый цвет лицо и тело символизируют состояние согласия, доброжелательства. Некоторые народы воспринимают белый цвет как символ жизни, чистоты и обновления. Поэтому под фундамент домов нередко клали белые камни, чтобы их обитатели долго жили на белом свете. Вместе с тем, у ряда народов белый цвет -- это цвет забвения; к нему и до настоящего времени прибегают в похоронных обрядах (белый саван).
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 августа 2011
Кому родственница КАЛИТКА?
В "Этимологическом словаре" Макса Фасмера отражены мнения различных учёных о происхлждении слов. Иногда эти мнения совпадают, иногда расходятся.
Все мы знаем, что такое калитка. Это небольшая дверь в заборе или воротах. Но споры об этой маленькой дверце ведутся давно. Одни учёные счиатют, что существительное калитка связано со старинным словом калита -- "кошель, сумка, мешок, карман". Другие - что с коло ("колесо"). Сам Фасмер говорит, что калитка родственна слову кол: то есть это "дверь, снабжённая колышками".
Точка в этом споре не поставлена до сих пор. К какому мнению присоединились бы вы? Почему7
09 августа 2011
Лимерики -- забавные стишки-небылицы
Что такое лимерики? Их можно называть по-разному: короткие песенки, стихи-небылицы, нелепицы, происхождение которых по традиции связывают с ирландским городом Лимериком. Мне больше всего нравятся классические английские лимерики, принадлежащие Эдварду Лиру. Стихотворная и ритмическая форма лимерика почти всегда одна и та же, она состоит из 5 строк анапестом, рифмующихся по схеме ААВВА. Первая, вторая и пятая строки - трёхстопные, третья и четвёртая - двустопные. Дальше здесь
Бабка Ёжка слегка похудела,
За неделю полкоржика съела,
Но Кощей ей принес
Разноцветный поднос
С "Чупа-чупсами" и "Рафаэлло"
.Очень юная леди, бывало,
Даже летом к столу примерзала.
Съест штук пять эскимо
И кричит: "Мо-мо-мо,
Можно мне потеплей одеяло?"
Чтоб улучшить себе настроение,
Дама сыпала перец в варенье.
А, когда всё съедала,
Долго, долго чихала,
Забывая про все огорчения.
Ещё лимерики здесь
Бабка Ёжка слегка похудела,
За неделю полкоржика съела,
Но Кощей ей принес
Разноцветный поднос
С "Чупа-чупсами" и "Рафаэлло"
.Очень юная леди, бывало,
Даже летом к столу примерзала.
Съест штук пять эскимо
И кричит: "Мо-мо-мо,
Можно мне потеплей одеяло?"
Чтоб улучшить себе настроение,
Дама сыпала перец в варенье.
А, когда всё съедала,
Долго, долго чихала,
Забывая про все огорчения.
Ещё лимерики здесь
В Астрахани открылся "арбузный" туристический маршрут
Астраханский государственный музей-заповедник запустил автобусный агротуристический маршрут под названием «Щедрость земли астраханской», который направлен на то, что бы познакомить туристов с бахчеводством.
Главной целью нового туристического маршрута станет знакомство туристов с историей бахчеводства в районе Нижней Волги. Кроме того, туристам расскажут о биологических особенностях арбуза и познакомят с работой лаборатории по селекции бахчевых культур.
Читать дальше
"СВАДЕБНЫЙ БУНТ"
306 лет назад в Астрахани началось восстание, известное в истории как "Свадебный бунт".
По материалам областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской
9 августа (30 июля по ст. ст.) 1705 г. в Астрахани начались народные волнения. Причинами бунта стало усиление произвола местной власти и офицеров–иностранцев. Воевода Т. Ржевский самовольно повысил налог на соль, были введены новые налоги: на бани, погреба, цены на товары выросли, тогда как жалованье солдатам и стрельцам было снижено. Воевода не считался с местной татарской знатью, не выполнял жалованную Государеву грамоту татарам, где они освобождались от поборов с мечетей и свадеб, заставлял покупать воду бочками, запретив „возить воду из реки“.
Поводом для восстания стал Указ Петра I о запрещении носить русскую одежду и бороду, который воевода Ржевский выполнял с необычайной жестокостью. „У мужика и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед народом и всякое ругательство над ними и девичьим полом чинили, и от церквей отбивали, их били, и усы и бороду ругаючи обрезали с мясом“ — писали астраханцы в челобитной Петру I. По базарам пошли слухи, будто Государя не стало, и поэтому „воевода Тимофей Ржевский стал делать непотребное“. За неделю до начала восстания по городу поползли слухи о том, что „свадеб им не играть семь лет, а дочерей и сестер выдавать за немцев, которые будут ис Казани в Астрахань две тысячи человек, а им, мужескому полу, женитца на немках“. Многие, поверив слухам, стали спешно жениться.
По материалам областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской
9 августа (30 июля по ст. ст.) 1705 г. в Астрахани начались народные волнения. Причинами бунта стало усиление произвола местной власти и офицеров–иностранцев. Воевода Т. Ржевский самовольно повысил налог на соль, были введены новые налоги: на бани, погреба, цены на товары выросли, тогда как жалованье солдатам и стрельцам было снижено. Воевода не считался с местной татарской знатью, не выполнял жалованную Государеву грамоту татарам, где они освобождались от поборов с мечетей и свадеб, заставлял покупать воду бочками, запретив „возить воду из реки“.
Поводом для восстания стал Указ Петра I о запрещении носить русскую одежду и бороду, который воевода Ржевский выполнял с необычайной жестокостью. „У мужика и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед народом и всякое ругательство над ними и девичьим полом чинили, и от церквей отбивали, их били, и усы и бороду ругаючи обрезали с мясом“ — писали астраханцы в челобитной Петру I. По базарам пошли слухи, будто Государя не стало, и поэтому „воевода Тимофей Ржевский стал делать непотребное“. За неделю до начала восстания по городу поползли слухи о том, что „свадеб им не играть семь лет, а дочерей и сестер выдавать за немцев, которые будут ис Казани в Астрахань две тысячи человек, а им, мужескому полу, женитца на немках“. Многие, поверив слухам, стали спешно жениться.
Читать полнлстью здесь
КАК ПРАВИЛЬНО? Два варианта или один?
Обуславливать и допустимо обусловливать, опорочивать (не рекомендуется опорачивать), оспаривать и устарелое оспоривать, раззадоривать (неправильно раззадаривать), сосредоточивать и допустимо сосредотачивать, сострогать и допустимо состругать, узаконивать (неправильно узаканивать), уплачивать (неправильно уплочивать), уполномочивать (не рекомендуется уполномачивать), уславливаться и устаревающее условливаться.
Горбачевич К.С.
Словарь трудностей произношения
и ударения в современном русском
языке. -- СПб., 2000
АБЗАЦ, ... ПЕРИОД
Абзац (нем. Absatz от глагола absetzen -- "отодвигать") -- отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже -- одно простое или сложное предложение. Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимся в схему простого предложения (слова-предложения, ответные реплики в диалоге и т.д.). Сверзфразовое единство (сложное синтаксическое целое) -- группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу; отрезок текста, эквивалентный высказываниям при членении речи / мысли. Период (греч.periodos --"обход, круг, круговращение") -- сильно распространённое предложение или многочисленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли.
08 августа 2011
СЧАСТЬЕ
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
БЛОКОВСКИЙ ВАЛУН
Рассматриваемый нами камень приобрёл большую известность, но не у людей интересующихся мегалитами и культовыми камнями, а у любителей поэзии Александра Блока. В среде поклонников творчества поэта его называют Блоковский валун. Лежит он на территории усадьбы Шахматово в Солнечногорском районе Московской области. Каждый год около камня проводится праздник поэзии Александра Блока. У Евтушенко даже есть строки: "Взойдите все кто юн, на Блоковский валун...". И каждый год влезают и читают с него стихи, сами того не зная, что камень этот имеет большую историю и, несомненно, является культовым. Валун похожей формы с подобными выпуклостями и кавернами лежит в овраге у музея-заповедника Коломенское в Москве. Скорее всего, в силу своей формы оба они относятся к так называемым "женским" камням и в древности, да и совсем недавно были популярны именно у женщин. Поклонение таким камням помогало решать именно их проблемы. Похоже, культ этих камней продолжается и в наше время. Любопытно, что валун в Шахматово имеет большую чашу в виде кресла, и можно даже сейчас увидеть молодых женщин садящихся, и некоторое время сидящих в этом кресле. В многочисленных естественных отверстиях в камне можно увидеть вставленные туда неоязычниками и просто туристами мелкие монеты. Первоначально камень лежал в овраге у ручья и пользовался большим почитанием у местных жителей. На его современное место он был перемещён по распоряжению первого владельца Шахматово, ещё до приобретения усадьбы дедом поэта Бекетовым. По воспоминаниям тётки поэта М.Бекетовой у ручья был ещё один крупный валун, на который могли усесться четыре человека, но куда он исчез неизвестно. Из явно рукотворных знаков на камне можно разглядеть сильно искажённый православный восмиконечный крест и простой крест. Конечно, простой крест можно рассматривать как руну "Gebo", но, скорее всего, это будет некорректно. Оба креста лишь свидетельствуют о длительной борьбе церкви с культом камня у местного населения. Отметим, что валун находится территориально не очень далеко от "Киндяковского" камня на Кимерше. Вообще район Клинско-Дмитровской гряды, включающий в себя поймы рек Кимерша и Лутосня очень интересен на предмет поиска здесь культовых камней и святилищ. Эта часть Подмосковья подвергалась сравнительно небольшому антропогенному воздействию и здесь возможно ещё что-то уцелело.
Не так давно в Интернете мне попалась информация о том, что этот камень не был в усадьбе во времена А.Блока, а был перевезён из соседней деревни и установлен здесь в Шахматово в 60-е годы прошлого века. Это противоречит имеющейся у меня ранее информации. Как бы то ни было, но камень от этого не становится менее интересным.
Не так давно в Интернете мне попалась информация о том, что этот камень не был в усадьбе во времена А.Блока, а был перевезён из соседней деревни и установлен здесь в Шахматово в 60-е годы прошлого века. Это противоречит имеющейся у меня ранее информации. Как бы то ни было, но камень от этого не становится менее интересным.
Ниже представлен небольшой видеоролик о камне.
Источник здесь
Источник здесь
Суть, существительное, присутствовать
В слове присутствовать звучит старинный корень -сут-, который нам знаком по слову суть, сущность, существительное. Присутствовать -- значит находиться где-нибудь в данное время.
07 августа 2011
Дарья Донцова -- лауреат премии
Дарья Донцова получила премию Союза писателей России.
Дарье Донцовой вручена медаль имени А.П. Чехова с формулировкой «За высокие профессиональные достижения и творческую индивидуальность». Об этом «Новостям литературы» сообщили в издательстве «Эксмо».
Эта премия учреждена Московской городской организацией Союза писателей России и Союзом писателей-переводчиков. Вручается с 2008 года за достижения в области литературы и литературного перевода, а также активную общественную деятельность. Лауреаты премии награждаются памятной медалью «А. П. Чехов. 1860-1904». Среди награжденных известный врач и литератор Валентин Дикуль, писатель-фронтовик Станислав Грибанов, организатор и руководитель Международного конкурса «Национальная литературная премия «Золотое Перо Руси» Светлана Савицкая.
ЛЕМУРЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
Американские ученые Университета Дьюка пришли к выводу, что лемуры обладают некоторыми способностями в области компьютерных игр. Ранее эти полуобезьяны считались, мягко говоря, не слишком сообразительными. Как показало исследование, лемурам, в отличие от любопытных обезьян, необходима конкретная мотивация в виде чего-нибудь вкусненького, и тогда они могут демонстрировать настоящие чудеса. По словам психолога Элизабет Брэннон, руководящей исследованием, она и не подозревала, что монитор с сенсорными датчиками в сочетании с перспективой получения лакомства является таким притягательным для лемуров.
В большинстве случаев животные бросали все свои занятия, включая «семейные» дела, при малейшей возможности «сесть» за компьютер. При этом лемуры почему-то предпочитают касаться сенсорных датчиков экрана не лапами, а кончиком языка или носа.
Вытеснил более слабого соседа
Увядать -- увянуть. Есть ли у кого-нибудь сомнение, что перед нами однокоренные слова?
Если нет, то давайте выделим корни: -вяд-//-вя-. Куда исчезла буква д? Только что была на месте!
Попробуем разобраться с суффиксами. Увядать -- увянуть. Суффиксы изменились, изменив при этом вид глагола. Увядать цветок может постепенно, но при этом не быть совсем увядшим. А вот если цветочек не поливать, то он может увянуть окончательно. Вот как суффикс -ну- изменил значение глагола! Но ведь не суффикс же съел букву д?!
Именно он! Первоначально слово звучало так: увяднуть. Две согласных оказались рядом. Почему же победил согласный не из корня, а из суффикса?
Дело в том, что н -- согласный сонорный, то есть более звучный, чем предшествующий д. Он и вытеснил своего более слабого соседа. То же самое произошло в глаголе прошедшего времени увял, где сонорный л способствовал выпадению д.
Кстати, подобные явления встречаются в русском языке довольно часто.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)