29 ноября 2011

В Астрахани открыли супербассейн


Источник здесь
Замечательно, что прямо через дорогу от нашего дома.

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)

Сегодня девятиклассники писали сжатое изложение. Конечно, с соответствующей подготовкой к написанию, не как на экзамене в формате ГИА. Не проверяла ещё. Только одно замечание по поводу.  Некоторые из учащихся были озабочены объемом  переработанного текста, спрашивали. а столько слов хватит или предлоги тоже считаются. Формальное, наверное, у нас обучение. Или ученикам лишь бы сдать экзамен? И только.
Кстати, по этой ссылке презентация Егораевой Г.Т. (издательство "Экзамен", Москва), которая называется "ГИА - 2012. Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)". Разместила ресурс в своих Документах на Google -- удобно открывается. Настоятельно рекомендую своим выпускникам 9 класса. 

28 ноября 2011

Невский проспект

Невский проспект зимой. Художник  А.И. Шарлемань. 1856 г.
Источник здесь 

К вопросу о творческой истории "Шинели"

Н.В. Гоголь, как известно, очень стремился в Петербург. По дороге туда из Нежина он даже миновал Москву, чтобы не испортить впечатления от встречи с Северной пальмирой. Но, приехав в Петербург и пожив там, он глубоко разочаровался, так как узнал изнанку жизни, особенно трудной для бедного человека.
Сам писатель одну из первых зим в Петербурге "отхватил" в летней шинели. Он знал, что значило для бедняка чиновника сшить новую шинель. В 1829 году Гоголь писал матери из Петербурга: "Я переменил прежнюю свою квартиру... Я сильно нуждался в это время, но, впрочем, это всё пустое. Что за беда -- посидеть какую-нибудь неделю без хлеба?.. Вы не поверите, как много в Петербурге издерживается денег. Несмотря на то, что я отказываюсь почти от всех удовольствий, что уже не франчу платьем, как было дома, имею только пару чистого платья для праздника или для выхода и халат для будня, что я тоже обедаю и питаюсь не слишком роскошно, и, несмотря на это всё, по расчёту менее 120 рублей никогда мне не обходится в месяц". (Материалы в дополнение к уроку литературы в 7 классе).

27 ноября 2011

Стихи поэтов XIX-XX веков

Литературный сборник «Стихи XIX-XX веков» – уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего дня несут в себе смысл, таят неописуемые переживания, позволяют почерпнуть что-то незабываемое. Казалось бы, что можно нового узнать из русской и зарубежной поэзии известных поэтов, ведь с момента их создания прошло очень много времени? Представьте, Вы берете в руки в очередной раз до боли знакомое произведение и погружаетесь всем сознанием в него, переживая, а также соучаствуя одновременно. И вот, глаза останавливаются на знакомой строчке, которая попадалась в поле зрения тысячу раз, но ей никогда не уделяли внимания. Над ней никогда не задумывались. Что хотел ей выразить автор? Что хотел подчеркнуть и показать? В данный момент это волнует больше всего. Вдруг в ней кроется смысл отношений, смысл человеческой сущности и понимания, и очень важно найти золотую середину. Именно такими моментами славится поэзия, передающая букет эмоций всем своим почитателям и истинным любителям прекрасного. На нашем интернет ресурсе Вы найдете самые знаменитые стихи, сможете насладиться творчеством великих поэтов и почувствовать настоящий вкус жизни, затаившийся между строк русской и зарубежной поэзии. Только она является всемирно признанной, только она заставляет задуматься о существующем промежутке жизни. Лишь с помощью нее можно открыть свое сердце, впустив в него беззаботное чувство любви. 

Стихи поэтов 19-20 веков здесь

Осенняя распутица

Осенняя распутица
«Осенняя распутица» на Яндекс.Фотках

Значения форм повелительного наклонения:

  • простое побуждение : – Целуй сюда, – он показал щеку (Л. Толстой);
  • шутливо-ироническое побуждение: Кричи шибче, чтобы соседи услыхали, коли стыда в тебе нет (А. Островский);
  • категорическое приказание: Не смейте говорить со мной так! (Горький);
  • запрещение : Не заходите , она спит (Горький);
  • угрозу : Ты у меня пикни только (А. Островский);
  • команду : Слушай мою команду ! Постройся (Фадеев);
  • позволение (разрешение) : … поезжай , уж если тебя так тянет отсюда! (Гончаров);
  • пожелание : Будь здоров! Расти большой!;
  • призыв : Разворачивайтесь в марше! (Маяковский);
  • наказ : Нам критика из года в год нужна, запомните, как человеку — кислород, как чистый воздух – комнате (Маяковский);
  • совет : Старайтесь зимой спать не меньше 8 часов;
  • предостережение, напутствие и напоминание : Смотрите же, берегите себя! (Куприн);
  • просьбу и мольбу : Подумай обо мне, и я буду с тобой (Куприн).
  • о кн.: Шанский, Тихонов, 1981, с. 208– 210)

Сегодня -- День Матери


Пропустила три дня

Из-за срочных дел и болезни совсем забросила блог.  Дела, дела, деловая лава.  К обычным заботам прибавилась работа в избирательной комиссии.  Долги также в сетевой деятельности -- не до блога, одним словом.

23 ноября 2011

Получили дипломы и подарки

Сегодня  со своей ученицей из 6 в класса  Катей Ротановой получили Дипломы  первой степени за победу в областном конкурсе  сочинений "Грамматика повелевает даже царями". Кате достался ещё сертификат  на 500 рублей для приобретения товаров в магазине "Умный ребёнок". Диплом второй степени получил также наш десятиклассник Женя Бикмаев. Молодцы ребята! Порадовали они  нас с коллегой Ларисой Алексеевной своими работами. 

Презентация "Изменения в ГИА 2012"

Сначала увидела эту очень полезную презентацию в известном всем блоге "По уши в ГИА", потом скачала себе в компьютер и разместила для совместного доступа в Документах Google. Ссылка здесь. Сведения, содержащиеся в данной презентации, необходимы сейчас нам всем, поэтому настоятельно рекомендую просмотреть материал своим девятиклассникам.  Благодарна автору за  его работу и Марине Анатольевне, которая публикует подобные материалы в своём блоге.

20 ноября 2011

Ответы к заданию 2, опубликованному 17 ноября

1б [с'т'эп']





7б (притяжательное в значении качественного)
8а (нечто имеет форму вин. п.)
9д (одной тысячью пятьюстами шестьюдесятью восемью)
10б
11д
12в (примыкание)
13г (обстоятельственный оттенок)
14а
15д

Особые формы глаголов

Знакомились на уроке русского языка в 7 классе с особыми формами прошедшего времени  у глаголов совершенного вида. В учебнике есть задание: придумать рассказ, употребив в нём  эти самые особые формы. Хватило фантазии, например, на такое.
Заяц прыг на пенёк. Не рассчитал -- и бух в траву. Тут ему на голову  кузнечик шмыг, а зайчишка хвать его. Да промахнулся -- и  бац себе по уху.  Роман Н. (Выделенные словоформы являются краткими формами  прошедшего времени глаголов совершенного вида.)
Отец с сыном охотились в лесу. Тут возьми да выйди  из кустов кто-то большой-пребольшой и хлоп лапой по дереву. В то время заяц прыг прямо перед носом чудища. Еле-еле увернулся и прочь во всю прыть. Отец с сыном, испугавшись, застыли на месте.. Отец, опомнившись, в сердцах  и  говорит: "Провались я на этом месте. Расскажи кому -- не поверят!" Зухра Ш(И в этих предложениях тоже особые формы глаголов совершенного вида.)

17 ноября 2011

Если завтра ... пожар, взрыв, землетрясение...

Любопытное событие произошло сегодня в нашей школе. Вообще-то, мы к нему готовились. У нас были "показательные выступления" в прошлые годы, репетиции в нынешнем. И тем не менее. Наша школа является сборным эвакопунктом на случай чрезвычайной ситуации. Мы должны эвакуировать жителей своего микрорайона. Для этого создаются специальные группы по регистрации эвакуируемых, формированию их в колонны для отправки в загородные пункты. Учителя -- члены этих групп. Сегодня нашу работу  оценивал  представитель МЧС России. Говорят, сказал спасибо. Старшеклассники, исполнявшие роль статистов, понравились проверяющим своей серьёзностью. А  учителя действовали чётко по инструкции. Боже, чем мы только не занимаемся!

Задание 2 по русскому языку к экзаменам и просто для тренировки

1 В каком слове при произнесении наблюдается смягчение твердого согласного?
а) деревня                     г) плёнка
б) степь                       д) весна
в) радостный              е) крошечный
В какой глагольной форме ударение падает не на последний слог?
а) (она) начала                  г) (он) отдал
б) (он) повторит             д) (он) облегчит
в) (уроки) перенесены      е) (она) поняла
3 В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный!
а) жилищная норма                        г) жилищная комиссия
б) жилищный массив                      д) жилищные условия 
в) жилищное строительство       
е) жилищный вопрос

4 Какое слово имеет одно лексическое значение?
а) окно                              г) подвал
б) стена                           д) коридор
в) потолок                        е) лимит
5 Какая из выделенных падежных форм существительных не допускает вариантного окончания?
а) наломать дров..                  г) задать перц...
б) стакан горячего ча..          д) сбить с толк..  
в) беситься с жир..                е) в стог.. сена
6. В какой из данных кратких форм прилагательных возможно двоякое ударение?
а) вздорна                    г) крепка
б) вкусны                     д) молодо
в) голоден                    е) бела
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных?
а) дедов взгляд                   г) сестрин платок
б) волчий аппетит            д) лисий хвост 
в) папин галстук                е) барсучья нора
8 В каком утверждении допущена неточность?
а) Местоимения некто, нечто имеют форму только именительного падежа.
б) Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам.
в) Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
г) Местоимение столько не имеет рода и числа.
д) Местоимение себя изменяется по падежам.
е) Местоимения какой, чей, который изменяются по родам, числам и падежам.
9 Найдите ошибку в склонении числительного одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь.
а) И. одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь 
б) Р. одной тысячи пятисот шестидесяти восьми
в) Д. одной тысяче пятистам шестидесяти восьми
г) В. одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь
д) Т. одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью 
е) П. (об) одной тысяче пятистах шестидесяти восьми
10 В каком предложении изъявительное наклонение глагола употреблено в значении повелительного наклонения?
а) Приятели обнялись. (И.С. Тургенев.)
б) «Идём быстрей». — «Идёмте, мой друг!» (А.П. Чехов.)
в) Я к вам пишу... (А.С. Пушкин.)
г) Завтра меня уже не будет здесь, я ухожу от отца. (А.П. Чехов.)
д) Мой отец никогда ничего не скажет, вот сами увидите. (Н.Островский.)
е) С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. (И.А. Бунин.)
11 В каком слове нужно писать одно н?
а) избран..ые сочинения                  г) считанные дни
б) балован..ый ребёнок                   д) назван..ый брат  
в) подлинный документ                  е) обетова..ая земля
12 Какое словосочетание по способу связи главного и зависимого слов «выпадает» из данной группы?
а) лодка с парусом                          г) банка с вареньем
б) гоняться за бабочкой                д) рисовать красками
в) продавать в розницу                  е) довольный подарком 
13 Расставьте знаки препинания. В каком предложении причастный оборот не отделяется запятой?
а) Поражённый страхом я иду за матушкой в спальню. (А.С.Пушкин.)
б) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось вводе. (М.Горький.)
в) Однажды ночью все проснулись от далёкого грохота похожего на гром. 
(А.Н. Толстой.)
г) Проводимые с друзьями часы оставались для меня самым лучшим отдыхом от каждодневных забот. (А. Серов.)
д) Взволнованный и раздражённый этими мыслями князь Андрей пошёл в свою комнату, чтобы написать отцу. (Л.Н. Толстой.)
е) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и зевнул. (М.Ю.Лермонтов.)
14 Расставьте знаки препинания. В каком предложении постановка запятой перед союзом и обязательна?
а) В саду было тихо, прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов.)
б) Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. (А.С.Пушкин.)
в) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Н.В. Гоголь.)
г) Что такое эта болезнь и что сказал доктор? (А.П. Чехов.)
д) Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванная и была пролита вода по ковру. (Л.Н. Толстой.)
е) Что ж они там собирались и что им нужно от меня ? (И.А.Гончаров.)
15 В данных предложениях, за исключением одного, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен?
а) Здесь не житьё им рай. (И.А. Крылов.)
б) Один с сошкой семеро с ложкой. (Пословица.)
в) Было бы здоровье остальное будет. (Пословица.)
г) Добро творить себя веселить. (Пословица.)
д) На поляне той гора вся из чистого серебра. (П.П. Ершов.) 
е) Я умираю мне нечего лгать. (А. К. Толстой.)
Ответы опубликую в воскресенье, 20 ноября. 

Комментарий к ответу на задание 15

По просьбе Евгения, нашего постоянного читателя,  публикую этот комментарий к ответу на задание 15 (13 ноября). 
Суть -- сущность, существо, самость, основанье, самое главное, важное в деле; зерно, ядро, нутро. Дойти до сути. Самая суть бытия от нас сокрыта.

16 ноября 2011

Ответы к заданиям за 13 ноября

1 в    2 е   3 б   4 г  5 е  6 б   7 е  8 в (прилагательное в переносном значении)  9 а   10 в   11 д   12 в (управление)  13 д    14 д     15 а

15 ноября 2011

Грибоедов -- пианист. Два его вальса


Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Его партнерами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы. Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор. Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.
Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливалась у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, - продолжает она, - я еще ясно помню, не очень красивые и несложные».
Читать полностью здесь

Грибоедовская Хмелита


Жёлуди

Желуди
«Желуди» на Яндекс.Фотках
 Люди проводят специальные акции. Собирают жёлуди , чтобы  посадить их и возобновить  загубленные пожарами леса.  А для тех, кто не знает (ест ь-есть такие!), жёдуди -- это плоды дуба.

Как поставить вопрос от главного к придаточному предложению?

По ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90472af4-179e-47c7-8015-b5009b0ce241/%5BRUS9_208%5D_%5BIM_260%5D.swf интерактивная таблица в продолжение к предыдущему посту -- "К чему относится придаточная часть в сложноподчинённом предложении?"
И ещё одна таблица здесь Посмотрите и  и запомните  метод определения связи между придаточной и главной  предикативными частями в сложноподчинённом предложении.

От чего задавать вопрос к придаточному предложению?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d48da927-608f-4667-9a80-43b67b6a22c1/%5BRUS9_208%5D_%5BIA_258%5D.swf интерактивная таблица "От чего задавать вопрос к придаточному предложению?" Объясняет  тему об особенностях присоединения придаточной части  к главной в сложноподчинённом предложении.