Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 января 2012
Морфологическое строение русского слова
Объектом
морфологии являются минимальные значимые единицы языка – морфемы. В отличие от
фонемы, морфема обладает значением.
Морфема выделяется (т.е. существует
как морфема) в том случае, если есть ряд слов, у которых встречается один и тот
же звуковой отрезок («тот же» с учетом фонетических и закономерных
грамматических чередований) и которые имеют смысловую общность. Сопоставление домом
– дом – дому выделяет морфему дом; сопоставление ломом – хлебом –
отцом выделяет морфему -ом.
Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
В огромном большинстве русские слова
многоморфемны: по-на-вы-черк-ива-ль-и, рас-сеч-(е)-ний-ами, пре-глупь-еньк-ому
и т.д. М.В. Панов.
ЗИМА. СНЕГ С ДОЖДЕМ
Я сейчас в Волгограде. Здесь идет снег... с дождем. Чуть-чуть похоже на то, как на этой старой фотографии. |
01 января 2012
Сочинение С2.1 по-новому
По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2 презентация о том, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 согласно демоверсии ГИА 2012 года.
В.М. Панов: «Все основные орфографические правила имеют широко фонематический характер»
В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический
принцип: система букв и орфографические правила их использования
обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
1.Безударные
гласные проверяются ударными: голова, так как головы и головушка;
домом, так как орлом, трудом и т.д. Это означает, что фонемы в
слабых позициях возводятся к сильной позиции и обозначаются в соответствии со
своей основной разновидностью.
2. Глухие и звонкие согласные на
конце слова и перед другими глухими или звонкими проверяются положением перед
гласными, сонорными и [в] – [в’]: косьба, так как косить; трубка,
так как трубок; отбросить, так как отрезать; сбить, так как свить.
Здесь также фонемы в слабых позициях определяются и обозначаются по сильной.
3. Мягкость согласных перед другими
согласными обозначается мягким знаком лишь в том случае, если она сохраняется и
перед твердым согласным или в конце слова (т.е. является фонематической
непозиционной: снова фонема в слабой позиции проверяется сильной позицией: бросьте,
так как брось – но мостик, кости; встаньте, так как встань,
ванька-встанька – но бантик, о гиганте. Эти основные правила (а
также фонематический характер правил графики, в частности, правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу, т.е. необозначенность твердости-мягкости согласных
фонем, если она нефонематична) обусловливают достаточно последовательный
фонематический характер нашей орфографии. По подсчетам, около 90% всех
написаний в текстах являются фонематически обоснованными.
Отступления от этого принципа
единичны. Нефонематичны такие написания (указываются типы орфограмм): 1) черт,
шелк, желудь (но фонематичны: врачом, межой, девчонка, медвежонок,
чокнуться, трущоба и пр.); 2) дочь, мышь, отрежь, не плачь; стричь,
беречь; сидишь, идешь и пр.; 3) адъютант, объем и пр., при рожью,
мышью, семья и пр.; 4) все написания с ы после ц: отцы,
сестрицын и пр.; 5) орфограммы заря (при зори), пловчиха
(при плавать), гореть, загорелый (при гарь, загар) и
некоторые другие написания, касающиеся отдельных слов или отдельных морфем.
31 декабря 2011
29 декабря 2011
Предновогодняя дискотека
Были сегодня с девятиклассниками на дискотеке в культурно-развлекательном комплексе "Даир". Отметили приближение Нового года. Было весело.
28 декабря 2011
Долгожданный финал!
Получила сегодня по электронной почте диплом, которым
удостоверяется, что
удостоверяется, что
Саблина Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №49" г.Астрахани,
прошла обучение с 15 августа по 22 декабря 2011 года
в творческой группе «Мастер-класс по созданию
виртуальной экскурсии с помощью MS Power Point»
на портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru
и в дистанционном режиме выполнила итоговую работу
«Виртуальная экскурсия «Лермонтов - художник»,
которая опубликована на портале и используется
педагогическим сообществом.
Диплом подписан руководителем портала "Сеть творческих учителей" А.Б. Драхлером и организатором мастер-класса Л.Б. Беленькой. Хочу отметить, как серьёзно и ответственно подходят коллеги с портала к обучению учителей, насколько строгими являются требования к выполняемой работе и какую детальную общественную профессиональную экспертизу она проходит, прежде чем получить гриф портала и быть опубликованной в библиотеке сообщества. И конечно же, с огромным удовольствием выражаю глубокую признательность и благодарность нашему замечательному тьютору Людмиле Владимировне Беленькой.
26 декабря 2011
Премии журнала "Октябрь"
Сегодня, 26 декабря, в Московском театре «Эрмитаж» состоится
церемония вручения наград литературного журнала «Октябрь» за лучшие публикации
2011 года. Среди лауреатов награды – сценарист Юрий Арабов, награжденный за
роман «Орлеан», поэт и прозаик Анатолий Найман, который получит премию за
повесть «Любезное отечество», уникальная публикация «В бесконечном объятии» -
переписка Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием и Майей Аксеновыми, а
также подборка стихов Веры Павловой «За спиной у музыки».
Журнал «Октябрь» -
старейший в России, он выходит с мая 1924 года. У истоков его формирования
стояли Серафимович, Фурманов, Фадеев. Членами редколлегии были Шолохов,
Светлов, Афиногенов, Горбатов, Сурков. В нем публиковались самые разные
писатели: Маяковский и Платонов, Есенин и Олеша, Зощенко и Пришвин, Гайдар и
Паустовский. По сей день авторами «Октября» являются ведущие мастера российской
словесности, а читателями - истинные ценители современной литературы.
Источник здесь
Из всех произведений-лауреатов я прочитала роман "Орлеан" и даже попыталась его оценить здесь.
Ещё раз об обособлении причастных оборотов
Основными нормами обособления причастных оборотов на 1 этапе являются следующие:
1. Одиночные причастия не обособляются. Обособляется только причастный оборот. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами, т.е. со словами, к которым идет вопрос от причастия.
Например: Лежащая на столе книга. Причастие - лежащая (та, которая лежит). Зависимое слово - на столе. Лежащая где? - на столе. Причастный оборот -лежащая на столе.
2. Причастный оборот обособляется не всегда, а только тогда, когда стоит ПОСЛЕ определяемого слова. Определяемое слово - это слово, от которого идет вопрос к причастию.
Например: лежащая на столе книга. Определяемое слово - книга. Книга какая? - лежащая. В данном предложении есть причастный оборот - лежащая на столе, но он не обособляется, т.к. определяемое слово (оно обозначается лежащим крестиком - книга) стоит после причастного оборота.
В предложении “За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев.” причастие сорванная - та, которую сорвали. Определяемое слово - листва. Листва какая? -сорванная. Причастный оборот “сорванная ветром с деревьев”: сорванная чем? - ветром, откуда? - с деревьев. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется запятой: листва, сорванная... Вторая запятая в этом предложении не ставится, так как оборот заканчивает предложение, т.е. в конце и оборота, и предложения здесь ставится точка. В случае, если причастный оборот обособляется в середине простого предложения, он выделяется запятыми с двух сторон: За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев, и падала на стылую землю.
* Материал излагается адаптированно, и потому сознательно допускаются некоторые отступления от общепринятой теории. Источник здесь
Как различить причастия и прилагательные?
В нашем языке на вопрос “какой?” отвечают многие разряды частей речи: например, порядковые числительные (третий - какой по счету?), некоторые разряды местоимений (некоторый, такой, никакой и т.д.), первообразные прилагательные (юный, синий), отыменные прилагательные (озерный, ветреный), отглагольные прилагательные (кошеный, веяный) и причастия (скошенный, посеянный).
Наибольшие трудности встречаются в разграничении разрядов прилагательных и причастий. По вопросу их не различить: вопрос одинаков - «какой?» или «каков?» Разница между прилагательными первообразными и отыменными (в дальнейшем мы их будем называть прилагательными) и отглагольными прилагательными и причастиями (в дальнейшем - причастия)* определяется так:
причастия допускают замену на оборот “тот, который + однокоренной глагол” или “тот, которого + однокоренной глагол”; прилагательные такую замену не допускают.
Примечания:
1.Оборот предполагает существование вариантов: не только "тот, который...”, но и “та, которая...”, “те, которые...”, “того, которого...” и т.п.
2.Обратите особое внимание, чтобы в обороте, заменяющем причастие, был именно глагол. Встречаются ошибочные замены: покрашенный - “тот, который покрашен”. Покрашенный – причастие (тот, который покрасили), но покрашен - не глагол, это краткая форма слова покрашенный. Если продолжить аналогию, то и словабелый (...который бел), Борис(...который Боря) и многие другие будут казаться причастиями.
Например: летящий - тот, который летит, окрашенный - тот, который окрасили, обучаемый - тот, которого обучают. Слова белый, соломенный, зеленый такую замену не допускают.
Источник здесь
Семиклассники в тупике, или Трудности в освоении причастия
По учебнику М.В. Панова изучаем сейчас в 7 классе тему "Причастие". Когда объяснишь материал, вроде бы всё понятно. Как только дело доходит до практического применения полученного знания, появляются ошибки либо обнаруживается вообще полное непонимание того, что "прошли".
Например, учились "узнавать причастие в лицо".Так, забывали, что оно обозначает процессуальный признак (проще -- образуется от глагола) и относили к причастиям прилагательные в словосочетаниях блестящий шарик, следующий ученик, мотивируя тем, что есть же в этих словах суффикс -ящ- и -ющ-.
Трудности возникли и при определении границ причастного оборота. Худо-бедно причастие находили и подчёркивали как определение, а зависимые слова не видели. Дала схему: от причастия могут зависеть разные обстоятельства, дополнение, записали вопросы, на которые они отвечают. Стало понятнее -- уже только человека три-четыре из класса допускают ошибки. И тем не менее если причастный оборот достаточно распространённый и в предложении он встречается не один, то ошибаются многие из ребят.
У современных детей возникают трудности в установлении логико-смысловых связей между словами в высказывании. Видимо, это является следствием издержек смс-мышления, привычки выражать мысли отдельными словами, не связывая их и не устанавливая причинно-смысловых отношений между ними.
25 декабря 2011
23 декабря 2011
22 декабря 2011
Это похоже на любовь
Интереснейший материал о Пушкине по этой ссылке http://comilfo11.blogspot.com/2011/12/blog-post_5435.html в блоге "После уроков". Рекомендую девятиклассникам.
Аудиозапись текста для сжатого изложения
Пройдя по этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/3e1066af , можно скачать текст для сжатого изложения в формате ГИА. Как известно, в 2011-2012 учебном году на экзамене будет использовано электронное прочтение текста. Есть возможность потренироваться, если вы воспользуетесь моим советом
21 декабря 2011
Малой академии наук "Интеллект будущего" выделены премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 октября 2011 г. N 2502 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Победители и призёры этих конкурсов получат премии в размере 60 000 и 30 000 рублей соответственно.
Источник здесь
Шкала перевода баллов в отметки (ГИА - 2012)
По этой ссылке http://www.fipi.ru/binaries/1253/perbal2012.pdf рекомендации о переводе баллов за экзамен ГИА в школьную пятибалльную систему.
На шагающих утят...
Всё болею и болею и никак не могу выздороветь. Может, этот задорный танец поможет?! А "вышла" на него я, благодаря Наде. У неё в блоге есть ещё французская версия этой швейцарской песенки 1950 годов.
20 декабря 2011
Виртуальная экскурсия
По этой ссылке http://www.samara3d.ru/s3dplayer.php?width=702&height=527&tour=8&panorama=1&quality=2&menu=on#
любопытная экскурсия "Детский городок" в музее Алабина в Самаре. Жмите!
любопытная экскурсия "Детский городок" в музее Алабина в Самаре. Жмите!
18 декабря 2011
ЗОЖ: алкоголь -- минус
Вчера в нашей школе прошло мероприятие под девизом "За здоровый образ жизни". Нашему классу досталась одна из вредных привычек - а именно алкоголь. То есть по сценарию ребята должны показать, насколько вредно потребление алкоголя. Мы выбрали форму телевизионной программы с названием "Алкоголь минус", в которой "историки" представили, как появился алкоголь, "врач" прокомментировал вред, который наносит употребление алкоголя человеческим органам, "аналитик" презентовала результаты исследования отношения к алкоголю учащихся 5-7 классов нашей школы. Не обошлось без накладок: парень в роли "маски откровения" опоздал на "передачу" -- пришлось срочно менять его, Саша Е. справился с задачей. Как и Сергей С, Мартина С, Елена А., Таня Ш, Парвана А., Ксения К.-- участники нашей творческой группы. Далее видеоиллюстрация к их выступлению.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)