05 января 2012

О романе Елены Колядиной «Потешная ракета»


Два ядра в одну воронку, как известно, редко попадают. А когда второй снаряд вовсе не ядро, а залп фейерверка или, скажем, потешная ракета, вероятность этого трюка сводится к нулю. Праздничный карнавальный салют не то что в воронку, а даже в царский терем не угодит, зато зрелище ротозеям подарит прелепое.
Как же, должно быть, обрадовались те, кто проклинал Елену Колядину за ее «богохульный» и «кощунственный» «Цветочный крест», якобы поставленный на русской литературе! Точнее не за сам роман, а за премию, которой его удостоили. Почти целый год они бегали, схватившись за голову и за сердце, вопя: «Конец ‘Русского Букера’! Конец литературы! Конец культуры! Афедрон! О, ужас!». А теперь, когда впопыхах вышло неожиданно-предсказуемое продолжение скандального романа, вроде и успокоиться можно и, может быть, даже похвалить его. Самое страшное миновало: вспышка успеха померкла, начался мейнстрим… Продолжение рецензии здесь

ВЕЧНЫЙ ТИНЕЙДЖЕР



1 января 1919 года родился Джером Дэвид Сэлинджер

Сэлинджеровский бум в Америке начался в 1953 году, после того как роман «Над пропастью во ржи» (1951) был переиздан в дешевом издании. Тогда же вышла его книга «Девять рассказов». И тогда же писатель покинул Нью-Йорк и поселился в Корнише (штат Нью-Хэмпшир), в хижине у ручья, о которой мечтал Холден Колфилд.
Американские 1950-е – это время, когда натуры утонченные и чувствительные изнемогали под тяжестью конформизма, расцветающего в «массовом обществе потребления». Они видели разверстую пропасть между собой и теми, кого они считали «одномерными людьми» (по-русски говоря – быдлом). В моду входили аутсайдеры – битники, странники, хипстеры, «белые негры», просто негры и сэлинджеровские freaks (чудики). 
Читать дальше

Деревенский магазинчик

04 января 2012

Юное дарование -- мой земляк

Совершенно неожиданно попали на концерт вокальной и органной музыки в лютеранской церкви в Сарепте. Выступали Наталья Фомичева (орган) и 15-летний Костя Скляров. Кстати, наши астраханцы. Константин является лауреатом нескольких солидных международных конкурсов. У него очень сильный голос (как бы не сглазили). Подросток исполняет сложные взрослые партии и справляется с этим технично и красиво. Получили истинное удовольствие. На ютубе нашла  видео с записью Костиного выступления. Вероятно, еще в школе. Он не так давно с отличием закончил одну из астраханских музыкальных школ. О мастерстве Натальи Фомичевой требуется отдельный разговор. Известная органистка помогает юным дарованиям стать знаменитыми.

Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта"

Картинка 20 из 1386
  • Музей-заповедник Старая Сарепта. Лютеранская кирха  
  •   
Вот она - Старая Сарепта.
Посетили сегодня историко-архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта", который находится на юге Волгограда. Это комплекс зданий, экскурсии, сменные выставки, культурный центр для  взрослых и детей. Мы познакомились с  бытом, занятиями немецких поселенцев, их ремеслами, спускались в винный погреб...
Сарепта - единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка). Ее основали в 1765 году. В мире насчитывалось всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют Моравскими или Чешскими братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер,, жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.
Читать дальше

03 января 2012

Толкин оказался "недостаточно хорош" для Нобелевской премии


В день 120-летия Джона Толкина были опубликованы секретные протоколы Нобелевского комитета, согласно которым, Толкин был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1961 году,  за эпопею «Властелин Колец» и за многочисленные стихотворения. Вердикт Нобелевского комитета может показаться высокомерным: академики посчитали, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса».
Среди прочих отвергнутых авторов в 1961 году были такие классики как Михаил Шолохов (который в другой раз всё же получил эту премию), Фридрих Дюрренматт, Роберт Фрост, Альберто Моравиа и другие именитые авторы. Премию в итоге получил югославский писатель Иво Андрич.
Интересно, чьей репутации больше повредил этот отказ: Толкина или премии?
Источнике здесь

О драконах... пока реальных

По этой ссылке http://mirglazamicheloveka.blogspot.com/2012/01/blog-post_02.html из блога "Мир глазами человека" интересный материал о реальных драконах. Полюбопытствуйте -- ведь как-никак ожидается наступление года дракона.
Это, к примеру, василиск -- летучий дракон.
А здесь на снимке комодский дракон.

ГИА: типовые экзаменационные варианты

Сегодня купили несколько книжек  по ГИА -- о подготовке к экзаменам по русскому языку. Непосвященный может запутаться и выбрать совсем не то. При выборе пособия нужно помнить об изменениях, которые внесены в КИМы в текущем году. Брать следует книжку с грифом "Федеральный институт педагогических измерений". Это, во-первых. Во-вторых, она должна быть под редакцией Ирины Петровны Цыбулько. 
Этот сборник  с типовыми экзаменационными вариантами прошел текстологическую экспертизу ФИПИ и полностью соответствует контрольным измерительным материалам 2012 года, в которые внесены существенные правки по сравнению с предыдущим годом: изменены количество заданий с выбором ответа с 3 до 7, количество заданий с кратким ответом с 14 до 9. Изменена формулировка задания С2.1.
На обложке купленной нами книжки еще значится: "Новые задания! Учтены изменения демоверсии ГИА-2012". Будьте внимательны!

В Волгограде на каникулах

Храм святителя Николая в Сарепте.
Волго-Донской канал  зимой. Неподалёку от него  в Заканалье я сейчас в гостях у сестры.
Картинка 11 из 249

М.В. Панов. Как преподавать лексику в школе

       Все в языке либо синонимично, либо омонимично.  А синонимы и омонимы – это ведь отношения. Ну, вот я привожу такие примеры из школьного преподавания. Детям можно сказать: вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец. Близнецы – это всегда двое по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы – это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы.
            Вот я задаю детишкам вопрос: «А чем близнецы похожи на синонимы? Вот может ли быть так: один ребенок, но близнец? А может быть так: одно слово с таким значением, но синоним?». Нет, раз синоним, должно быть другое слово с тем же значением. Можно ли сказать – это я читаю упражнение из учебника – можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный синоним? Спрашиваем учеников: как вы понимаете выражение Синоним есть там, где есть определенное отношение одного слова к другому?
            Упражнение такое: «Сидят слова, беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают, этого пришельца: “А вы какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает: “Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели. Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его колотить: “Да что ты, самозванец какой, все-то обозначаешь, ты что, весь словарь, что ли?”»
            Ответьте на такой вопрос: какое это было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это, или он, оно, она. Значит, слово может многое обозначать и могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам, – это местоимения.
            Что значит синонимы? Они заменяют все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она, оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте можешь то и другое обозначать».
Полностью статью можно прочитать здесь

02 января 2012

Классический пансион при МГУ. Витруальная экскурсия

По этой ссылке интересная виртуальная экскурсия по классическому пансиону МГУ имени М.В. Ломоносова http://www.pansionmsu.ru/virtx.html?PHPSESSID=d5d6e1cd8b6a301d4fd4ed7a702613a7 Почему в этом учебном заведении стремятся работать лучшие учителя? И что в нем получают дети? И что такое идеальная школа?

Лицеи, гимназии и школы здоровья могут исчезнуть

Под конец года на коллегии в Минобрнауки все-таки утвердили третий вариант нового закона «Об образовании». Он, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, учел все адекватные замечания. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» должен заменить два закона - «Об образовании» (принят в 1992 году) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В нем должны быть прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное.
- Невозможно всю жизнь обсуждать документ, надо взять на себя ответственность принять его, - заметил он. - Если мы хотим, чтобы закон заработал с 1 января 2013 года, он должен быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию. 
Основной претензией к первому варианту было введение платного образования. Многих обеспокоило, что в законопроекте прописано лишь 10 бесплатных предметов и вводится термин «образовательные услуги». 
Как пояснил замминистра Игорь Реморенко, ответственный за разработку документа, сам закон не имеет отношения к платности образования, он лишь вводит новый стандарт. А по нему бесплатных часов в школе предусмотрено даже больше, чем в прежние годы. 
Во-вторых, критиков смутило отсутствие в документе понятия лицеев, гимназий, школ здоровья и других типов образовательных учреждений. Неужели закроют? 
Читать дальше

Праздничные и выходные дни в 2012 году

Согласно статье 112 Трудового кодекса России, а также постановлению правительства РФ, в 2012 году россиян ждет ряд нерабочих праздничных дней.
Последняя рабочая неделя 2011 года началась в понедельник: впереди у россиян 10-дневные новогодние каникулы.
Новогодние каникулы в 2012 году продлятся с 31 декабря по 9 января включительно, сообщили в Роструде. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы, а также 7 января - Рождество Христово. Поскольку в 2012 году 1 января выпадает на воскресенье, а 7 - на субботу, нерабочими автоматически становятся 6 и 9 января.
Кроме того, согласно постановлению правительства россиян в 2012 году ждут несколько циклов трехдневных выходных. Так, в 2012 году выходные дни переносятся с воскресенья, 11 марта, на пятницу, 9 марта; с субботы, 28 апреля, на понедельник, 30 апреля; с субботы, 9 июня, на понедельник, 11 июня; с субботы, 29 декабря, на понедельник, 31 декабря.
Источник здесь

Вечером в деревне

Морфологическое строение русского слова

Объектом морфологии являются минимальные значимые единицы языка – морфемы. В отличие от фонемы, морфема обладает значением.
       Морфема выделяется (т.е. существует как морфема) в том случае, если есть ряд слов, у которых встречается один и тот же звуковой отрезок («тот же» с учетом фонетических и закономерных грамматических чередований) и которые имеют смысловую общность. Сопоставление домом – дом – дому выделяет морфему дом; сопоставление ломом – хлебом – отцом выделяет морфему -ом.
            Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
            В огромном большинстве русские слова многоморфемны: по-на-вы-черк-ива-ль-и, рас-сеч-(е)-ний-ами, пре-глупь-еньк-ому и т.д.   М.В. Панов.                                                                                                     

По Харькову дракона водили

ЗИМА. СНЕГ С ДОЖДЕМ

Я  сейчас в Волгограде. Здесь идет снег... с дождем. Чуть-чуть похоже на то, как на  этой старой фотографии.

01 января 2012

Астрахань новогодняя

Источник здесь

Сочинение С2.1 по-новому

По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2  презентация о том, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 согласно демоверсии ГИА 2012 года.

В.М. Панов: «Все основные орфографические правила имеют широко фонематический характер»

В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
1.Безударные гласные проверяются ударными: голова, так как головы и головушка; домом, так как орлом, трудом и т.д. Это означает, что фонемы в слабых позициях возводятся к сильной позиции и обозначаются в соответствии со своей основной разновидностью.

2. Глухие и звонкие согласные на конце слова и перед другими глухими или звонкими проверяются положением перед гласными, сонорными и [в] – [в’]: косьба, так как косить; трубка, так как трубок; отбросить, так как отрезать; сбить, так как свить. Здесь также фонемы в слабых позициях определяются и обозначаются по сильной.

3. Мягкость согласных перед другими согласными обозначается мягким знаком лишь в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или в конце слова (т.е. является фонематической непозиционной: снова фонема в слабой позиции проверяется сильной позицией: бросьте, так как брось – но мостик, кости; встаньте, так как встань, ванька-встанька – но бантик, о гиганте. Эти основные правила (а также фонематический характер правил графики, в частности, правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, т.е. необозначенность твердости-мягкости согласных фонем, если она нефонематична) обусловливают достаточно последовательный фонематический характер нашей орфографии. По подсчетам, около 90% всех написаний в текстах являются фонематически обоснованными.

Отступления от этого принципа единичны. Нефонематичны такие написания (указываются типы орфограмм): 1) черт, шелк, желудь (но фонематичны: врачом, межой, девчонка, медвежонок, чокнуться, трущоба и пр.); 2) дочь, мышь, отрежь, не плачь; стричь, беречь; сидишь, идешь и пр.; 3) адъютант, объем и пр., при рожью, мышью, семья и пр.; 4) все написания с ы после ц: отцы, сестрицын и пр.; 5) орфограммы заря (при зори), пловчиха (при плавать), гореть, загорелый (при гарь, загар) и некоторые другие написания, касающиеся отдельных слов или отдельных морфем.

29 декабря 2011

Предновогодняя дискотека

Были сегодня с девятиклассниками на дискотеке в культурно-развлекательном комплексе "Даир".   Отметили приближение Нового года. Было  весело.

28 декабря 2011

Долгожданный финал!

Получила сегодня по электронной почте диплом, которым 
                                                     удостоверяется, что
Саблина Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №49" г.Астрахани,
прошла обучение с 15 августа по 22 декабря 2011 года
в творческой группе «Мастер-класс по созданию
виртуальной экскурсии с помощью MS Power Point»
на портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru
и в дистанционном режиме выполнила итоговую работу
«Виртуальная экскурсия «Лермонтов - художник»,
которая опубликована на портале и используется 
    педагогическим сообществом. 
Диплом подписан руководителем портала "Сеть творческих учителей" А.Б. Драхлером и организатором мастер-класса Л.Б. Беленькой. Хочу отметить, как серьёзно и ответственно подходят коллеги с портала к обучению  учителей, насколько строгими  являются требования к выполняемой работе и какую  детальную общественную профессиональную экспертизу она проходит, прежде чем получить гриф  портала и быть опубликованной в библиотеке сообщества. И конечно же, с огромным удовольствием выражаю глубокую  признательность и благодарность нашему замечательному тьютору Людмиле Владимировне Беленькой.

26 декабря 2011

Премии журнала "Октябрь"

     Сегодня, 26 декабря, в Московском театре «Эрмитаж» состоится церемония вручения наград литературного журнала «Октябрь» за лучшие публикации 2011 года. Среди лауреатов награды – сценарист Юрий Арабов, награжденный за роман «Орлеан», поэт и прозаик Анатолий Найман, который получит премию за повесть «Любезное отечество», уникальная публикация «В бесконечном объятии» - переписка Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием и Майей Аксеновыми, а также подборка стихов Веры Павловой «За спиной у музыки».
         Журнал «Октябрь» - старейший в России, он выходит с мая 1924 года. У истоков его формирования стояли Серафимович, Фурманов, Фадеев. Членами редколлегии были Шолохов, Светлов, Афиногенов, Горбатов, Сурков. В нем публиковались самые разные писатели: Маяковский и Платонов, Есенин и Олеша, Зощенко и Пришвин, Гайдар и Паустовский. По сей день авторами «Октября» являются ведущие мастера российской словесности, а читателями - истинные ценители современной литературы. 
         Источник здесь
        Из всех произведений-лауреатов я прочитала роман "Орлеан" и даже попыталась его оценить здесь.  

Ещё раз об обособлении причастных оборотов

Основными нормами обособления причастных оборотов на 1 этапе являются следующие:
1. Одиночные причастия не обособляются. Обособляется только причастный оборот. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами, т.е. со словами, к которым идет вопрос от причастия.
Например: Лежащая на столе книга. Причастие - лежащая (та, которая лежит). Зависимое слово - на столеЛежащая где? - на столе. Причастный оборот -лежащая на столе.
2. Причастный оборот обособляется не всегда, а только тогда, когда стоит ПОСЛЕ определяемого слова. Определяемое слово - это слово, от которого идет вопрос к причастию.
Например: лежащая на столе книга. Определяемое слово - книга. Книга какая? - лежащая. В данном предложении есть причастный оборот - лежащая на столе, но он не обособляется, т.к. определяемое слово (оно обозначается лежащим крестиком - книга) стоит после причастного оборота.
В предложении “За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев.” причастие сорванная - та, которую сорвали. Определяемое слово - листваЛиства какая? -сорванная. Причастный оборот “сорванная ветром с деревьев”: сорванная чем? - ветром, откуда? - с деревьев. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется запятой: листва, сорванная... Вторая запятая в этом предложении не ставится, так как оборот заканчивает предложение, т.е. в конце и оборота, и предложения здесь ставится точка. В случае, если причастный оборот обособляется в середине простого предложения, он выделяется запятыми с двух сторон: За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев, и падала  на стылую землю.

* Материал излагается адаптированно, и потому сознательно допускаются некоторые отступления от общепринятой теории. Источник здесь