21 января 2012

ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯ

С давних пор дети трудового народа разделяли со взрослыми их заботы, участвовали в борьбе рабочих за лучшее будущее. Они жадно впитывали и запоминали запрещенные революционные песни, которые пели их родители. Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция и люди вышли на улицы с песнями, оказалось, что ребята не хуже взрослых знают и поют песни революционного подполья. В школе запели «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянку», но ребята мечтали петь и о своей новой жизни. Учителя старались помочь им: они отбирали из классической музыки самые бодрые марши и к их мелодиям сочиняли новые слова. Первые пионерские отряды пели «Вперед, пионерские звенья!» на музыку Р. Шумана и «Пионерский марш» — переделанный хор мальчиков из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Это были очень красивые песни, но петь их в строю, на улице, без аккомпанемента было невозможно. А пионерская жизнь требовала массовых песен для похода, для общего пения у костра. Такие песни стали возникать в самих отрядах. Их коллективно сочиняли пионервожатые и ребята: они подбирали легкий, удобный напев и к нему придумывали свои слова. Стихи по большей части были не слишком складные, но они говорили о самом заветном и дорогом. Из таких песен самыми популярными стали походная «Баклажечка» и шуточная «Картошка». Без них не обходился ни один сбор, ни поход1, ни костер. В 1924 г. вышел первый сборник «Песни юных пионеров». Два комсомольца — цозт А. Жаров и музыкант С. Кайдан-Дешкин — по заданию ЦК комсомола написали марш юных пионеров — «Взвейтесь кострами». Строгий ритм марша, отзвуки сигналов пионерского горна, мужественный характер сделали эту песню как бы гимном пионеров.
На снимке: А. Н. Пахмутова с пионерами.
Читать дальше

Сердце Алтая

Сердце Алтая

«Сердце Алтая» на Яндекс.Фотках
На фотографии - Каракабахское озеро, горный Алтай. Бирюзовое озеро затеряно в ущелье около реки Маашей. У меня такие фотографии вызывают неописуемый восторг.

Основной принцип русской орфографии – морфологический (морфемный)

Морфологи´ческий (морфе´мный) при´нцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково, хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии. Морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.
В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный), дифференцирующий принцип.
Фонети´ческий при´нцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило – «Пиши, как произносишь!». Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада, cam, горат [город] и т.п. Фонетически пишутся приставки на -з//-с.Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый слышит и говорит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.
Истори´ческий при´нцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: «Пиши, как писали раньше!» Традиционно пишется о в словах один, овес, собака и др. Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.
Дифференци´рующий при´нцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: кампания и компания, плач (сущ.) плачь (повел. накл. глаг.), туш – тушь. Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения – различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.
Источник здесь

20 января 2012

От чего задавать вопрос к придаточному предложению?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d48da927-608f-4667-9a80-43b67b6a22c1/%5BRUS9_208%5D_%5BIA_258%5D.swf интерактивное задание "От чего задавать вопрос к придаточному предложению".

ДРАКОН

Дракон
«Дракон» на Яндекс.Фотках
Высота этого чуда около 10 этажей.

Грамматические особенности разных языков

Говорящие на разных языках строят свою речь с помощью многочисленных средств и способов. Давайте бросим беглый взгляд на эти средства и способы.
Начнем со звуковых особенностей различных языков — с фонетики.
1110-1.jpg
Чтобы сказать «Человек убивает зверя», люди, говорящие на различных языках, составят фразы различными грамматическими способами. Вот как выглядит эта фраза на русском, на одном из кавказских — хиналугском, на африканском языке суахили и на чукотском языках (слева направо).
Звуки английского, французского, немецкого языков несколько отличаются от звуков русского языка по способу произношения. Но есть такие языки, звуки которых не имеют даже самой отдаленной параллели в русском языке. У некоторых народов Южной Африки (например, у бушменов) существуют так называемые щелкающие звуки. Они отличаются от других звуков тем, что произносятся не при выдыхании воздуха, а при вдыхании (правда, частичном); в результате получается либо звук, похожий на чмоканье, либо щелчок. В арабском языке существуют гортанные звуки, которых совсем нет в русском языке.
В русском языке 34 согласных звука и 6 гласных. Если взять язык острова Рапануи (Полинезия), то в нем согласных оказывается всего 9 (гласных 5). Примерно так же обстоит дело в других полинезийских языках.
Поэтому на географической карте Тихого океана часты певучие, звучные названия, иногда почти из одних гласных: Тубуаи, Мангаиа, Папеэте, Эиао. А вот в языке абазин (Северный Кавказ) согласных 65, гласных же всего 2 — а и ы. Еще больше согласных в языке народа саами, живущего на Кольском полуострове; в некоторых диалектах этого языка их число приближается к 1001.
Читать дальше

19 января 2012

Обеденный перерыв

Обеденный перерыв
«Обеденный перерыв» на Яндекс.Фотках

Купание в проруби на Крещение

19 января в России проходят торжественные службы и освящение воды. 
Миллионы православных отмечают 19 января Крещение Господне. Это один из самых главных христианских праздников, сопровождающийся торжественными службами и освящением воды, которая, по мнению верующих, обретает целебные свойства. По традиции, в этот день проводятся крещенские купания.

Нас ведёт судьбы река...

В продолжение  снежной темы. Позвонила  уже после восьми врач-гирудотерапевт, услугами  которого  я пользуюсь, и начала читать стихотворение, говорит, что во время прогулки с дочкой сочинила. Погода вдохновила, мол.  Стихотворение про снежинку, и совершенно изумительны, по-моему, его последние строки:
Нас ведёт судьбы река, 
Затопляя берега,
Возвращая из глуши
Бренных спутников души.
Поэт и философ она -- моя Саида Хамзяевна!

В Астрахани выпал снег


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Снег в Астрахани бывает редко. Зима у нас либо сухая, либо похожая на позднюю осень, слякотная. Выпавший  снег сразу тает. Сегодня, на удивление, всё по-другому.Снегу насыпало с обеда, а может, и раньше он начался, по щиколотку. И он идёт потихоньку. Белым-бело вокруг. Шла вечером не по протоптанной дорожке, а по снегу, загребая сапогами, -- уже разучились двигаться в естественных условиях.
Тихо и торжественно. Природа будто притаилась. Машины в нашей округе не ходят -- только пешеходы. Потому тишина  и покой. Дети   собирают снег в охапки. Сравнила бы, как цветы. Тёму отец катал на санках, а вечером  принесённый с улицы в дом снежок он держал как что-то хрупкое, необыкновенное и никому не хотел отдавать. Потом радостно так  рассмеялся, когда снежок рассыпался на полу. Радуемся снегу. Это хорошо.

18 января 2012

Задание В8.Тест "СПП с несколькими придаточными"

По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=4845195588261275652 Тест 2 «Готовимся к ГИА. Задание В8. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» для 9 класса.

ТУ ЛИ ЛИТЕРАТУРУ УЧИМ В ШКОЛЕ?



Наталья Шергина, Санкт-Петербург

Хватит воспевать «лишних людей».
Русская классика влияет
на формирование дурной ментальности,
поощряет лень и воспитывает «бомбистов»

Зачем брать в Россию XXI века чрезвычайно вредные идеалы? Если мы хотим, чтобы дети росли прагматичными и умеющими принимать решения, надо перестать воспитывать кисейных барышень на никчемных героях XIX века. К таким выводам пришла известная петербургская писательница, заместитель главного редактора журнала «Нева» Наталья ГРАНЦЕВА после прочтения материалов к новому учебнику по литературе, создаваемому в Петербурге по поручению Министерства образования. «Огонек» заинтересовался позицией писательницы. Здесь публикуется интервью с ней.

Вы покушаетесь на основы основ — русскую литературу, гордость народа, его духовную составляющую...
Я всего лишь констатирую факт — детям она неинтересна. Они не желают вникать в проблематику поэм и романов, самостоятельно формулировать оценки образов и анализировать палитру художественных средств. Они предпочитают пролистывать сборники кратких пересказов классики и зубрить «болванки» типовых сочинений.
О чем это говорит? На мой взгляд, о концептуальном неблагополучии в школьном курсе литературы. Об отсутствии связи с жизнью, о нежизнеспособности этой засохшей «смоковницы».
А может быть, виной всему прибыль, извлекаемая издателями подобных опусов, которые эксплуатируют природную лень детей, и перегруженность школьных программ? Время фастфудов, и «звериный капитализм» травит детей удобным «продуктом».
Лень? Перегруженность? Тогда почему дети читают тысячи страниц о Гарри Поттере, а не пересказ на 30 страницах? Популярность школьных литсуррогатов и сам факт того, что учителя больше не в состоянии с ними бороться, убеждают, что «звериный капитализм» реагирует более чутко, чем наша гуманитарная интеллигенция.
О том, почему при всем духовном богатстве русской литературы в стране растет удивительно бездуховное поколение, спорят до хрипоты. Все сходятся, что зло — в навязываемом рыночном отношении к жизни.
Я не согласна с тем, что новое поколение бездуховно. Его духовность — здоровая и естественная. А «духовность» школьной классики навязана сомнительной традицией. Представим себе жизнь современного школьника. Он знает, что судьба его в его руках, что он обязан учиться, делать карьеру. Знает, что власть далека от идеалистических представлений, но готов с ней взаимодействовать, встраиваться в иерархию государственных конструкций или частных бизнес-структур. Действительность, в которой ему предстоит жить, на каждом шагу ненавязчиво демонстрирует, что современная Россия наследует не только Советскому Союзу (подмонархиченный гимн), но в первую очередь российской государственности с тысячелетней историей. То президент принимает пасхальное Христово яйцо из рук патриарха, то производятся захоронения членов императорской фамилии, то вводится новый госпраздник — 4 ноября, разгром польско-литовской интервенции 400-летней давности. Нынешний школьник ощущает себя не только полным сил для новых свершений, но и причастным к истории Великого Государства с Большой Историей.
Разумеется, все это делается для воспитания российского гражданина.
И тут-то будущего гражданина заставляют читать русскую классику! Ту самую, которая весь XIX век (после Пушкина) занималась социальной критикой и политическим брюзжанием. 
Читать дальше

Замените полные причастия краткими

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0364f90d-66fc-45f7-9a56-5b6397656879/index_listing.html электронное задание "Правописание Н и НН в причастиях ". Как раз к материалам урока, которые мы сегодня проходили в 7 классе.
Ещё подобные задания здесь . Советую вам, ребята, их выполнить.

Один миллиард рублей на модернизацию школ региона

Губернатор Астраханской области А. Жилкин: "Масштабную программу модернизации системы общего образования мы начали с 2005 года, еще до старта национального проекта. Сделано, конечно, не всё, но много: и автобусы, и учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, переоснащение школьных столовых – закуплено предостаточно. Только в 2011 году на эти цели потрачено 700 млн рублей. На 2012 год планируем направить 1 млрд рублей. Дополнительно строительство двух новых школ – № 55 в г. Астрахани и школы в Татарской Башмаковке.

Во всех сельских школах в этом году построим теплые туалеты. Продолжим программу компьютеризации, приобретем мобильные классы, медиатеки. До конца года во всех школах скорость интернета составит 10 мбит\сек., везде будет Wi-Fi.
Одна из основных задач – довести среднюю заработную плату учителей до среднеобластного значения по региону. И это сделаем.
Данную работу проводим сейчас по дошкольным учреждениям, дополнительному образованию и учреждениям профессионального образования. Подготовке и переподготовке кадров – особое внимание. На эту программу выделяем в текущем году 170 млн рублей". 
Источник здесь

17 января 2012

ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. О ПОЭТЕ И ПОЭЗИИ

...Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в "мир печали и слез" с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова - это космос, и трудолюбивый читатель - неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.
Я привела здесь заключительные строки интересного сочинения, которое  вы можете найти по этой ссылке. Полюбопытствуйте и немного другим покажется вам этот , несомненно, великий поэт.

Продолжение видео о Лермонтове


Поэтическая киноверсия жизни М.Ю. Лермонтова


Спят усталые котишки

фото прикол кот спит на ноутбуке - спящие коты картинки
Спящие коты здесь


16 января 2012

О психологической готовности к ГИА

Вечером было родительское собрание вместе с детьми. И я, и учителя-предметники говорили о подготовке к Государственной итоговой аттестации, в том числе о психологической. Здесь, оказывается, может возникнуть немало проблем.
Полезные рекомендации о том, как их преодолеть,  на мой взгляд, здесь

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными

В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.
Смотреть дальше  Рекомендую своим ученикам этот источнике потому, что здесь доступно и наглядно представлен материал, особенно схемы предложений. Далее разобраны примеры с параллельным и однородным подчинением.

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил


"Соборный вход светилом освещён..."

Соборный вход светилом освещён...
«Соборный вход светилом освещён...» на Яндекс.Фотках
Ярославская область.Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Крыльцо Введенского собора.

Как различать причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ). 
Источник здесь

Электронные задания "Правописание НН и Н"

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97d0dd95-84ff-44f8-80f6-7d2e04f4f912/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_303%5D.html электронное задание "Правописание НН и Н". Вариант 1. Оно  предназначено прежде всего для 7-классников, которые сейчас изучают эту тему. Потренироваться могут и ученики других классов.
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html 
Вариант 3 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html 
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html 

Математика - это поэзия

Математика — это поэзия.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске  в железе я
Или в бронзе её бы отлил.

Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.

Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.

Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.

Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.

А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
                     Павел Кикоть
Источник здесь   Просто я люблю математику. Стихи эти прочитала в блоге  "Такая разная математика".