25 мая 2014

ЕГЭ: способы выражения сказуемого (задание В8)

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Далее характеристика каждого вида сказуемого и способы его выражения.Публикуем по просьбе читателя блога.

22 мая 2014

Минобразования хочет вернуть медали для школьников

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, предлагает поощрять школьников «за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». Критерии оценки успехов не уточняются, пишет1 «Коммерсантъ».

19 мая 2014

Минобрнауки: ЕГЭ можно будет сдавать три раза

Минобрнауки готовится приказ, допускающий сдачу единого госэкзамена (ЕГЭ) три раза по одному предмету, пишут1 «Известия» со ссылкой на министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Это будет возможно как в случае получения неудовлетворительной оценки, так и при желании выпускника улучшить свой результат.
«Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи», — пояснил он. По словам министра, это позволит «существенно разгрузить, как проверяющих, так и самих учеников».

18 мая 2014

Десять условий успешного обучения ребёнка (памятка для родителей и учителей)

Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.

17 мая 2014

ГИА: подготовка к заданию В8

Образец формулировки задания:
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с 
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.
Что должен знать ученик, выполняя задание В8?
Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.

16 мая 2014

36 тем сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)

15 мая 2014

Губернаторы больше не будут отвечать за результаты ЕГЭ

Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2014 года не будут использованы для оценки деятельности губернаторов, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу Рособрнадзора Сергея Кравцова.
По его словам, недавно был подписан указ, в соответствии с ним этот показатель исключается из числа тех, по которым оценивается деятельность глав регионов. Он заменен на показатель сокращения числа школ, ведущих обучение в две-три смены.
Указ вступает в силу с 1 января 2015 года, оценка 2014 года будет проводиться уже в 2015 году. Соответственно, работа губернаторов в этом году не будет оцениваться по результатам ЕГЭ.
Глава Рособрнадзора добавил, что приветствует такое решение, и отметил, что не очень правильно оценивать работу губернаторов по количеству двоек, полученных выпускниками школ на ЕГЭ.
Источник

О знаках препинания в БСП. Сочинение по тексту из Открытого банка заданий

Здесь предлагается теоретическое обоснование и  примеры из текста для сочинения-рассуждения (С2) на ГИА. Текст из задания  № 8D360A Открытого банка заданий.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Г. Григорян: "В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями".
Возможный фрагмент сочинения-рассуждения.
Бессоюзные сложные предложения  отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Однако именно смыслом определяются  в письменной речи знаки препинания, а в устной речи -- интонация.

14 мая 2014

Почему дети делают ошибки и как их научить писать грамотно

(Из учебного пособия по правописанию)
Чтобы помочь школьнику не делать ту или иную ошибку, нужно понять, почему он ее делает, то есть установить какие механизмы «не срабатывают» в его сознании в момент письма, а какие «срабатывают», но некстати. А для этого, в свою очередь, нужно знать, каковы эти механизмы, то есть как они работают у человека грамотного, решившего проблемы правописания.

Вслед за А.М.Пешковским мы считаем, что в большинстве случаев орфографические и пунктуационные ошибки имеют свое объяснение в следующем: в языковых навыках пишущего отсутствует способность к членению речевого потока.

13 мая 2014

ГИА: аргументы к сочинению о роли языковых единиц (по цитате М.В. Панова)

Подскажите, пожалуйста, какие аргументы лучше взять из текста по цитате Панова:" Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу." (Здесь  предлагаются аргументы  для подтверждения высказывания М.В. Панова. Их несколько. Можно выбрать два в соответствиии с требованиями к сочинению-рассуждению. Обратите внимание на необходимость раскрыть роль  той или иной единицы в языке и конкретно в данном тексте).

Из текста:

1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение.

12 мая 2014

ГИА: пошаговая инструкция по написанию сочинения С2

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

11 мая 2014

ГИА: образцы сочинений на лингвистическую тему

Начинаю серию публикаций в помощь 9-классникам для подготовки к ГИА. Здесь размещены  шесть  вариантов сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (часть С2):  о значении союзов, о местоимении, богатстве русского языка и о связи лексики и грамматики.

            Сочинение о значении союзов
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 
Союз – служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы  подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

16 апреля 2014

Подведены итоги Тотального диктанта


В международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант», которая прошла 12 апреля, приняли участие 352 города на 6 континентах. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в два раза и составило 64 тысячи человек.
По подсчётам организаторов в диктанте приняли участие 263 российских города и 89 городов из 47 стран ближнего и дальнего зарубежья.

13 апреля 2014

Точка, точка, запятая... О впечатлениях с Тотального диктанта

Диктант мы написали.  Собралось много народа -- 129 человек. Всё прошло в соответствии с программой: видеоролики о диктанте, спонсорах, видеообращение автора диктанта  и  авторское прочтение текста, представление интересных участников Тотального диктанта. 
Я диктовала текст. Он хорошо звучит, его  легко было читать, да к тому же на этот раз "диктаторов"    штаб снабдил  текстами с разметкой пауз. Публика спокойно писала. Впрочем, школьному учителю не составляет большого труда продиктовать текст хоть для тридцати, хоть для  ста тридцати человек и удержать их внимание. 
У нас очень  профессиональная экспертная группа учителей-филологов. Мы  быстро проверили работы, некоторые перепроверили и подвели итоги. 
Алексей Иванов в своем видеообращении предупредил  тотальников, что текст трудный и будет много запятых. Они-то  и стали камнем преткновения для многих...

11 апреля 2014

Завтра в 15.00. Место встречи -- Астраханский государственный технический университет

Вместе со всем миром мы пишем завтра Тотальный диктант. Наша площадка -- в Астраханском техническом университете. В Астрахани  будет ещё две площадки: в Астраханском государственном университете и  в магазине "Современник", а также ещё несколько в области. Ждём всех желающих проверить свою грамотность, тех, кто хочет участвовать в  этом уникальном международном проекте. Ни пуха ни пера!

09 апреля 2014

Есть миллион!

Сегодня к вечеру преодолена отметка в  один миллион просмотров моего блога. Менее чем за четыре года существования это хороший итог. С чем я себя и поздравляю. Конечно, есть над чем работать и что усовершенствовать, однако осознание того, что  блог нужен ещё  кому-то, кроме меня,  приносит удовлетворение.

08 апреля 2014

Текст Тотального диктанта продиктует Константин Хабенский

12 апреля в 350 городах России и мира состоится акция по проверке грамотности «Тотальный диктант». На многих площадках акции текст, написанный ранее известным российским писателем Алексеем Ивановым, продиктуют популярные актёры, писатели, музыканты и другие деятели российской культуры и искусства.
Народный артист России Константин Хабенский, сыгравший главную роль в фильме по роману автора диктанта «Географ глобус пропил», продиктует текст Алексея Иванова на площадке Тотального диктанта в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинка). На других московских площадках в качестве «диктаторов» выступят юморист и шоумен Андрей Бочаров (МПГУ) и российский лингвист Максим Кронгауз (ВШЭ).

07 апреля 2014

Веб-сервис проверки правописания




Орфограммка  --  это интеллектуальный веб-сервис проверки орфографии, грамматики, пунктуации и стилистики. Всего за несколько минут система проверит ваш текст на ошибки и расскажет об их происхождении.
Также сервис проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие требованиям ГОСТа.
С полным перечнем распознаваемых ошибок и порядком работы с веб-сервисом можно ознакомиться  на странице  справки.

03 апреля 2014

Тотальный диктант онлайн

Тотальный диктант и ТТК предлагают проверить грамотность онлайн
12 апреля, в день проведения международной акции Тотальный диктант, возможность проверить свою грамотность появится у всех пользователей Интернета. Написать диктант онлайн все желающие смогут на сайте www.totaldict.ru в ходе трансляции, организованной Компанией ТТК,  одним из крупнейших операторов связи в России.

30 марта 2014

Тема следующего фестиваля

По этой ссылке   Положение о проведении фестиваля "Компьютерная страна". Оно стандартное. Изменяется только тема. Так вот тема фестиваля на следующий год -- "В стране литературных героев". Очень выигрышная тема!  Может быть, вы захотите принять участие в этом празднике компьютерной жизни. Тогда дерзайте!

Карта городов -- участников фестиваля "Компьютерная страна"

Краткий отчёт об участии в фестивале "Компьютерная страна"

С 25 по 27 марта мы с ученицей 7 класса нашей школы Анной Чихецкой  были в Самаре. Приняли участие в очном туре 18 международного очно-дистанционного фестиваля "Компьютерная страна". 
Фестиваль проводился уже в восемнадцатый раз. Он собрал одарённых детей и "продвинутых" в ИКТ учителей не только из городов Поволжья, но из Салехарада, Таганрога, Москвы, с Алтая и других мест. Праздник-турнир проводится на базе Самарского лицея информационных технологий. Его организаторами являются Администрация городского округа и департамент образования Самары и Ассоциация городов Поволжья.
Как мы там оказались? Зарегистрировались на сайте СамЛИТа, отослали свои творческие взносы, поолучили приглашение для участия в очном туре.
Анна Чихецкая  в клубе "Медиатор" создала презентацию на заданную тему.

29 марта 2014

ТД 2014: предпоследнее занятие

На нашей площадке в средней общеобразовательной школе № 49 г. Астрахани  мы не пропустили ни одного занятия по подготовке к ТД: сегодня состоялось седьмое -- предпоследнее. В следующую субботу встречаемся, как обычно, в 15 часов. 
Тотальный диктант состоится 12 апреля. Начало его в 15 часов  московского времени. Проводиться диктант будет  в  Астраханском государственном техническом университете.

21 марта 2014

"Мёртвые души" -- вершина творчества Н.В.Гоголя

Вершина творчества Гоголя — поэма-роман «Мертвые души». О своем замысле Гоголь сообщал Пушкину еще в 1835: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 375). Белинский писал, что это «...творение чисто русское, национальное... необъятно художественное по концепции и выполнению... и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое...» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 217).