06 декабря 2014

Учитель литературы о выпускном сочинении

На этой неделе в российских школах впервые за пять лет писали выпускное сочинение. Учитель литературы Сергей Волков — о том, зачем вновь понадобилось сочинение и оказались ли готовы к нему школьники.
Сергей Волков, учитель литературы 57-й школы (Москва), главный редактор журнала «Литература», член Общественной палаты РФ.
 Зимнее итоговое сочинение позади. Время оценивать сделанное и думать, куда плыть дальше. Потому что сочинение — не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго и хотелось бы, чтобы всерьёз. Зачем оно вообще было нужно?
За долгие годы существования ЕГЭ по русскому языку учеников приучили создавать текст определённого типа. В первом абзаце ставишь проблему («В предложенном нам тексте ставится/поднимается/рассматривается проблема... того-то и того-то», в зависимости от текста), во втором её комментируешь (коротко пересказываешь текст), дальше говоришь: «Автор текста считает, что... Я согласен с ним в этом» — и подтверждаешь позицию двумя аргументами. Сама эта структура заложена в критерии проверки текста, потому что чем тексты единообразнее, тем легче их проверить и соотнести по всей стране. ЕГЭ создал мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников: школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином егэшном ключе.

В. В. Путин об итоговом сочинении, ЕГЭ и высшем образовании


04 декабря 2014

Если пропустил урок. Материалы по творчеству И.С. Тургенева в 10 классе

Для учеников 10 класса. 
По ссылке  на моём личном сайте "Уроки словесности" материалы для уроков литературы по творчеству И.С. Тургенева. В частности, видеосюжет "Биография и творчество И.С. Тургенева", тест по биографии и творчеству писателя, статья Михаила Гиголашвили "Поэт, талант, аристократ, красавец, богач..." из нового учебника по литературе "Литературная матрица"  (1 том). 

О темах и ощущениях

Вот темы сочинений для нашего региона:
102 Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
202 «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» 
(Ю. В.Друнина).
302 Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
401 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
502 Что важнее: любить или быть любимым?
Как только я их увидела, сразу "глаз положила" на две первых. На ум  пришли произведения, содержание которых можно использовать в качестве аргументов во второй части сочинения.  Третья тема  показалась не совсем доступной для учащихся из-за слова диссонанс. Впрочем, немного подумав,  нашли с коллегами  подходящие примеры (хрестоматийные эпизоды из "Войны и мира" и "Прощание с Матёрой") для аргументации. Пятая тема давала благодатный материал для размышлений на основе "Гранатового браслет", к примеру. Несколько сбила с толку четвёртая тема, тем, что она отнесена к направлению "Чем люди живы?" А так напрашивалось рассуждение о том, как взрослеют люди на войне.

03 декабря 2014

Результаты должны быть доступны в течение недели

Российские школьники смогут узнать результаты своего итогового сочинения в течение недели, сообщил пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов.
"Рекомендованный срок проверки — семь дней", — сказал он, добавив, что в некоторых школах результаты могут быть объявлены и раньше. Узнать их участники экзамена смогут по месту написания сочинения.
Сводные результаты того, насколько успешно школьники справились с сочинением, Рособрнадзор планирует подвести через 20 дней.
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/260-rezultaty-dolzhny-byt-dostupny-v-techenii-nedeli.html

Все темы сочинений (одним списком)

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

Все темы сочинений 3 декабря

Все темы сочинений 3 декабря ссылка

02 декабря 2014

УДАЧИ!

3 декабря 2014 года более 600 тыс. выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России, напишут итоговое сочинение (изложение).

01 декабря 2014

Алгоритм работы над сочинением

  Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
 Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.  
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
 Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
 Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
 Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их; переписываю в чистовик.

28 ноября 2014

Лауреаты премии "Большая книга"

Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!

27 ноября 2014

В интернете нет комплектов тем сочинений, и быть не может

Рособрнадзор в рамках мониторинга социальных сетей по выявлению разного рода мошеннических предложений, связанных с итоговой аттестацией, обнаружил предложения о продаже якобы реальных тем итогового сочинения.
 Рособрнадзор обращает внимание школьников и их родителей, что никаких комплектов тем сочинений, подготовленных на 3 декабря заблаговременно нет, и быть не может. Технология исключает такую возможность. Темы будут раскрыты за 15 минут до начала проведения сочинения, при этом при этом будет учтено, в каком часовом поясе находится регион.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/244-v-internete-net-komplektov-tem-sochineniy-i-byt-ne-mozhet.html

Типичные ошибки, допущенные выпускниками в сочинении, и советы по подготовке к экзамену

Качественная характеристика работ

Тема (код и название)
Типичные ошибки по теме
004.
Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям
М.Ю. Лермонтова)
·      Часто отсутствовал ответ на вопрос: почему именно это произведение посоветовали бы прочитать?
·      Отступление от темы, отсутствует тезис, который необходимо доказать. Недостаточно убедительные аргументы.
·      Смысловой анализ «Героя нашего времени» не становится полноценным доказательством тезиса.
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Отсутствие знаний о биографии писателя. Искажение содержания произведений.  Непонимание литературоведческого понятия "Лирический герой". Низкий уровень осмысление художественных тестов.
·      Были работы однотипные по строению и содержанию (будто пересказ прослушанного текста)
·      Нарушение логики рассуждения.
·      Фактические ошибки в цитатах.
·      Стилистические и речевые ошибки, нет разнообразия лексических оборотов. Нарушены правила надежного управления, нормы словоупотребления. Однообразные синтаксические конструкторы, допускают использование речевых штампов. Неоправданные повторы слов, нарушение лексической сочетаемости.
·      Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание производных предлогов, согласование падежных окончаний прилагательных и существительных. ошибочное образование форм различных частей речи ; орфографические : правописание корней с чередованием гласных и безударных окончаний глаголов; правописание окончаний глаголов во 2 л. ед.ч; тся-ться ; правописание частиц ; не с глаголами и причастиями; правописание безударных гласных в корне слова.
·      Пунктуационные ошибки: необоснованные запятые в простом предложении, знаки препинания в СПП (сложноподчиненное предложение), ССП (сложносочиненное предложение), БСП( бессоюзное сложное предложение); знаки препинания, при деепричастном обороте.

018.
Можно ли обойтись без книг?
·      Рассуждения сводятся к вопросу: что такое книга?
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения, поверхностный уровень анализа произведения. Учащиеся приводят аргументы из литературных произведений, но показывают низкий уровень осмысления художественных произведений, в основном опираются на пересказ основных сюжетных линий.
·      Желание указать более двух произведений ведет к поверхностному анализу.

Инфографика об итоговом сочинении


Инфографика об итоговом сочинении

25 ноября 2014

Подборка текстов к итоговому сочинению

     
Направление первое «Недаром помнит вся Россия…»

Статья Андроникова о М.Ю.Лермонтове
Стихи о М.Ю.Лермонтове
Высказывания о М.Ю.Лермонтове
Информация о творчестве

Направление второе «Вопросы, заданные войной»

Память.  Фрагменты рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Память.  Р. Рождественский. «Реквием» (фрагмент поэмы)
Память.  Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном». «Четвертое измерение»
К. Симонов. Стихотворение «С чего начинается память?»
Д.С.Лихачев. «Память …»
Героизм (мужество). Б. Пастернак. «Смерть сапёра»

23 ноября 2014

10 правил творчества

Искала в Сети текст для изложения о творчестве и творческих людях, "набрела" на вот ЭТО  -- "10 правил творчества. Манифест о жизни, работе, Интернете, общении, творчестве". Весьма любопытно. Кое-что хочется процитировать.
Анонс. Остин Клеон, художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems, сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. Вы не пожалеете, что прочитали эту статью. 

Тренировочное сочинение: как это получилось у нас

Выпускникам на тренировочном итоговом сочинении 20.11.14 года было предложено 3 темы: одна из списка заявленных направлений («Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова») и две темы вне заявленных направлений («Можно ли обойтись без книг» и «Почему важно сострадать другому?»)
 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается  невыполненной и оценивается 0 баллов. Комиссия тем не менее проверила и такие работы, для того чтобы оценить выполнение задания по всем критериям. С другой стороны, учащимся следует избегать излишнего многословия, детального пересказа произведения, что может затруднить  понимание экспертом коммуникативного замысла ученика, может «потеряться» рациональное зерно его рассуждений.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Выставление «незачёта» по одному из них автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом.
Критерий № 1  «Соответствие теме». По этому критерию выпускники рассуждали на предложенную тему, выбрав один из путей её раскрытия: либо отвечали на поставленный в теме вопрос, либо размышляли над предложенной проблемой, либо строили высказывание на основе связанных с темой тезисов. По первому критерию все учащиеся получили «зачёт». Однако им следует обратить внимание на точность и ясность формулировок тезиса, соблюдение речевых норм, необходимо избегать повторения одной и той же мысли разными способами её выражения.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Ученики, справившиеся с этой задачей, показали разный уровень осмысления литературного материала, проанализировав, например,  проблематику произведения, характеры персонажей. Есть достаточно  хорошо аргументированные работы. Мы советуем учащимся использовать  и такой путь, как комплексный анализ текста в единстве его формы и содержания и его интерпретацию в аспекте выбранной темы.
Работы, оцененные оценкой «незачёт», не зачтены как раз по критерию № 2. Есть  сочинения, либо написанные без привлечения литературного материала, либо в них просто названо произведение, но оно не стало опорой для рассуждения.

Вузы будут обязаны публиковать сочинения абитуриентов

Вузы в России обяжут опубликовать на своих сайтах все итоговые сочинения, представленные абитуриентами, с обоснованиями выставленных за них оценок, сообщил в интервью РИА Новости глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
"Для обеспечения общественного контроля вузы обязаны будут разместить результаты проверки сочинений на своих сайтах. Тот вариант, который сейчас обсуждается, предусматривает, что вузы размещают сочинение и пояснение, как они его оценивали, по каким критериям поставили тот или иной балл. Это будет делаться для каждого представленного абитуриентами сочинения", — сказал Кравцов.
Он добавил, что Рособрнадзор технологически обеспечит всем вузам, которые решат учитывать это вступительное испытание, доступ к оригиналам сочинений, а также даст свои рекомендации по проверке /проект опубликован/ и по привлечению для этой работы проверяющих экспертов. "Я думаю, что большинство вузов этими рекомендациями воспользуются", — отметил Кравцов.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/126-vuzy-budut-obyazany-publikovat-na-saytah-sochineniya-abiturientov.html

За изложение дополнительнных баллов не будет

Выпускники школ с ограниченными возможностями смогут писать изложение вместо сочинения, но в этом случае не получат дополнительных баллов при поступлении в вуз, сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе онлайн-консультации для студентов и абитуриентов.
"Не предусмотрен зачет изложения в качестве баллов для поступления в вузы, только сочинение", — сказал Кравцов.
Ранее он говорил, что российские вузы обяжут опубликовать на своих сайтах все итоговые сочинения, представленные абитуриентами, с обоснованиями выставленных за них оценок. В свою очередь Рособрнадзор технологически обеспечит всем вузам, которые решат учитывать это вступительное испытание, доступ к оригиналам сочинений, а также даст свои рекомендации по проверке и по привлечению для этой работы проверяющих экспертов.
Для детей-инвалидов и сирот в 2014/15 году была введена новая льгота — 10%-ная квота на бюджетные места в вузах.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/213-za-izlozhenie-dopolnitelnyh-ballov-v-vuzah-ne-budet.html

21 ноября 2014

Сообщения Рособрнадзора

Апробация итогового сочинения 20.11.14 прошла в штатном режиме, сообщает Рособрнадзор. Рособрнадзор также дал комментарий о том, что на официальном экзамене выпускникам будет предложено 5 тем в соответствии с пятью открытыми направлениями.

20 ноября 2014

Сочинение и чтение -- "близнецы-братья" (первые впечатления от выпускного сочинения)

Вместе со всеми российскими выпускниками наши сегодня тоже писали тренировочное сочинение. Написали не очень хорошо. Есть над чем поработать до настоящего экзамена. В частности, возникли проблемы с выбором произведений для доказательства тезиса и выводами в сочинении. Впрочем, причина возникшей трудности банальна: школьники мало читают. Впечатления пока самые общие, но в общем виде верные.

18 ноября 2014

Рособрнадзор разъясняет особенности проведения итогового сочинения

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет особенности проведения итогового сочинения, которое российские школьники будут писать в начале декабря.
С 2014-2015 учебного года итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска к единому государственному экзамену. Оно будет проводиться 3 декабря 2014 года. Повторно написать сочинение смогут учащиеся, получившие неудовлетворительный результат, обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие его сдачу по уважительным причинам. Для этого предусматриваются дополнительные сроки 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года.
 Для участия необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения экзамена в своей школе лично или родителями на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами по доверенности. Выпускники прошлых лет, участники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды подают заявления в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ.

04 ноября 2014

Итоговое сочинение

На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:

  1. Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  2. Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования
  3. Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
  4. Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
  5. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
  6. Технический регламент проведения итогового сочинения
  7. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  8. Методические рекомендации  для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
  9. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  10. Обращаем внимание на то, что проект критериев для вузов носит рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.

30 октября 2014

Темы пробных сочинений из разных регионов

Небольшая подборка тем из четырёх регионов.
Пробники проводили сами регионы.
Тренировочный экзамен от Рособрнадзора пройдёт 20 ноября.
Нижегородская область
1) Почему, по мнению М.Ю. Лермонтова, любовь может быть созидательна и разрушительна
2) Когда и почему человеку необходимы герои
3) Какие картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной?
4) Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?
 5) Что означает для человека выражение "плыть по течению" или "против течения"?

 1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова «Симфонией жизни»?
2) Какие события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору между ними?
3) О чём думает человек, вглядываясь в звёздное небо?
4) Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
5) Как можно понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?
 Ставропольский край
1) «Жизнь скучна без нравственной цели». (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова).
2) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов).
3) «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует». (Иоганн Вольфганг Гёте).
4) «Любовь и уважение к родителям без всяко о сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
5) «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский)
 Санкт-Петербург
1) Русская история у Лермонтова.
2) Природа-человек-гражданин.
 3) Родители и дети.
 4) Война и характеры людей.
 5) Нравственный выбор
Красноярский край
 1) "Что в имени твоём" (значение творчества М. Ю. Лермонтова для молодого поколения 21 века).
2) "Между жизнью и смертью" (нравственный выбор человека на войне).
3) "Счастье - это быть с природой, видеть и говорить с ней." - Л. Н. Толстой (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
4) "Блудный сын - вечная притча в жизни и в литературе" (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
 5) "Совесть, Благородство, Достоинство - вот оно, святое наше воинство" - Б. Окуджава (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/143-temy-probnyh-sochineniy-s-raznyh-regionov.html