На этой неделе в российских
школах впервые за пять лет писали выпускное сочинение. Учитель литературы Сергей Волков — о том, зачем вновь
понадобилось сочинение и оказались ли готовы к нему школьники.
Сергей Волков, учитель
литературы 57-й школы (Москва), главный редактор журнала «Литература», член
Общественной палаты РФ.
Зимнее итоговое сочинение
позади. Время оценивать сделанное и думать, куда плыть дальше. Потому что
сочинение — не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго
и хотелось бы, чтобы всерьёз. Зачем оно вообще было нужно?
За долгие годы существования ЕГЭ по русскому языку учеников приучили
создавать текст определённого типа. В первом абзаце ставишь проблему («В
предложенном нам тексте ставится/поднимается/рассматривается проблема...
того-то и того-то», в зависимости от текста), во втором её комментируешь
(коротко пересказываешь текст), дальше говоришь: «Автор текста считает, что...
Я согласен с ним в этом» — и подтверждаешь позицию двумя аргументами. Сама эта
структура заложена в критерии проверки текста, потому что чем тексты
единообразнее, тем легче их проверить и соотнести по всей стране. ЕГЭ создал
мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников:
школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на
олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети
страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином
егэшном ключе.