Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
01 июня 2015
Как выполнить задание 15.3?
Замечательный урок-консультацию о том, как написать сочинение по заданию 15.3., дает по этой ССЫЛКЕ учитель русского языка и литературы Ирина Львовна Власова. Здесь есть также презентация.
(Замечу в скобках: успешно справляется с любой задачей тот, кто обладает информацией. Спешите побольше её набрать к экзамену.)
31 мая 2015
Всероссийский конкурс сочинений
По этой ссылке материалы о Всероссийском конкурсе сочинений, который будет проходить в сентябре 2015 года.
Родной русский язык как иностранный, или Читать или не читать?
Илья Цейтлин:
Каждый словесник знает, что дети, изучая в школе Пушкина, с трудом понимают его поэтическую речь, словно это речь иностранца, а не основа современного русского литературного языка. При этом в обыденной жизни говорят между собой и с родителями, как правило, односложными и однотипными фразами, с бесконечным повторением одних и тех же слов. А те, кто работал в школе еще в советские времена, помнят, что речь Пушкина не вызывала на уроках вопросов, сложности были, чаще всего, с разъяснением мыслей и образов поэта. И говорили между собой в жизни хоть и смешными конструкциями, но богатыми разнообразной, порой придумываемой на ходу (по законам языка) лексикой. Отчего это? От того, что правильная русская речь появляется не сама по себе, а только при погружении в среду общения читающих людей. В советское время дети, читающие "дюдюктивы" и приключенческие романы, считались в школе "неначитанными".
ОГЭ: образцы сочинений
На этом сайте образцы сочинений заданий 15.1 - 15.3. Советую 9-классникам посмотреть их перед экзаменом.
ОГЭ: критерии оценивания сжатого изложения
Посмотрите ещё раз, как оценивается сжатое изложение. Критериев оценивания три. Максимальное количество баллов -- 7.
Перед экзаменом по русскому языку в 9 классе
В этом году я не захотела (да и времени не было) систематически публиковать материалы по ОГЭ. Информации в открытом доступе в избытке. В блоге у меня тоже есть всё необходимое для подготовки к экзамену. Все ссылки, советы и рекомендации для учащихся нашей школы есть также на официальном сайте. Ещё раз, ребята, сообщаю адрес http://astrasosh49.ucoz.ru/index/oge/0-25 С этой страницы удобно обнаружить нужный материал.
Майские заботы... и блог без внимания
Месяц не писала ничего в блог. Много разных дел: окончание учебного года, подготовка к ОГЭ, участие в ГИА в качестве организатора. В последние три дня освоение новой "роли" -- организатора ЕГЭ по иностранному языку "Говорение". Вчера была ролевая игра в этой ипостаси. И так -- почти каждый день в течение всего мая.
Кстати, прошла очередную аттестацию на высшую квалификационную категорию -- пришёл соответствующий приказ министерства образования и науки.
Итоги Тотального диктанта не просто подвели -- вручили благодарственные письма организаторам и спонсорам. Сертификаты участников находятся у меня в школе. Вручаю их по требованию писавших диктант. Адрес СОШ № 49: улица Звёздная, 41, корп.4. Это в 3-ем Юго-Востоке, в районе спортивного комплекса "Звёздный".
Ещё предстоит также написать всякие отчёты за год. Так что извини, мой дорогой блог, если не сумею уделить тебе достаточно внимания.,.
28 апреля 2015
Тексты для сжатого изложения и ссылки на аудиозаписи
На странице блога "ОГЭ" тексты для сжатого изложения из Открытого банка заданий ФИПИ, а также ссылки на аудиозаписи. Можно основательно подготовиться к выполнению этого задания на экзамене.
О морфемном разборе и критерии Винокура
В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Что такое производность основы?
26 апреля 2015
Во время досрочного ЕГЭ были аннулированы 63 работы
Во время досрочного периода сдачи Единого госэкзамена-2015 были аннулированы 63 работы, сообщает пресс-центр Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Из них 26 – за наличие мобильных телефонов, 24 – за использование шпаргалок, 3 – за вынос контрольных измерительных материалов, 10 – по итогам просмотра записей видео наблюдения.
Из них 26 – за наличие мобильных телефонов, 24 – за использование шпаргалок, 3 – за вынос контрольных измерительных материалов, 10 – по итогам просмотра записей видео наблюдения.
Тексты на ОГЭ 2015 по русскому языку и темы сочинений задания 15.3
В Открытом банке экзаменационных заданий на сайте ФИПИ выложены тексты КИМов по русскому языку для ОГЭ. Именно из материалов Открытого банка будут формироваться индивидуальные экзаменационные комплекты. Выпускники 9 классов могут изучить тексты и написать сочинения. Я публикую перечень тем задания 15.3.
1. Что такое настоящее искусство.2. Что такое дружба.
3. Что такое материнская любовь.
4. Что такое жизненные ценности.
5. Что такое неуверенность в себе.
6. Что такое взаимовыручка.
7. Что такое нравственный выбор.
8. Что такое внутренний мир человека.
9. Что такое доброта.
10. Что такое драгоценные книги.
11. Что такое сила духа.
12. Что такое любовь
Скачать тексты
22 апреля 2015
Подведены итоги Тотального диктанта
Международная акция по проверке
грамотности «Тотальный диктант» прошла 18 апреля. Более 100 тысяч человек, 58
стран и 549 городов приняли участие в ней.
По всей России текст Евгения Водолазкина
«Волшебный фонарь» написали и сдали на
проверку 83 653 человека, еще несколько тысяч предпочли оставить себе свою
работу. За рубежом в 152 городах проверили свои знания по русскому языку
9 459 человек. Число участников проекта с каждым годом увеличивается: в
2013 году текст написали 32 280 человек, а в 2014 уже более 64 тысяч.
19 апреля 2015
Диктант написан: первые впечатления
Диктант написали. Очень позитивная была обстановка в аудитории. Как и водится, на всяком флешмобе. В Астрахани диктант писали на 10 площадках. (Кстати, в Казани было столько же площадок). Кроме, университетов, у нас, к примеру, была площадка в торгово-развлекательном комплексе "Ярмарка". Мы с Женей Бикмаевым (он у нас основатель и организатор самый первый этой акции в городе и области) остались верны (и благодарны тоже за приют) Астраханскому государственному техническому университету.
Текст, по всеобщему признанию, сложный. Однако диктовался легко -- и не только благодаря разметке для "диктаторов". Видимо, секрет ещё кроется в построении фразы...
Мне показалось, что публика на этот раз была более подготовленная. Пришли те люди, которые ходили на занятия. А программа занятий была сориентирована на особенности текста. Например, мы много занимались наречиями, разбирали знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в предложениях с присоединительными, вставными конструкциями, обособленными членами.
Очень хочется надеяться на то, что кому-то Тотальный диктант помог стать чуточку грамотнее и эта акция повысит интерес я русскому языку...
13 апреля 2015
Интервью с писателем Е. Водолазкиным -- автором текста Тотального диктанта 2015
Фото Артема Кострова |
Полный текст интервью здесь
В интервью немного о тексте диктанта, о сложностях, в нём содержащихся, о грамотности в Интернете, ответ на вопрос: так ли уж всё плохо с русским языком? Интервью большое и интересное. Почитайте.
12 апреля 2015
Проведены все восемь подготовительных занятий
Вчера провела последнее подготовительное занятие к Тотальному диктанту со своей группой. Могу сказать: со своей. Потому что люди ходили постоянно, стараясь не пропустить ни одного занятия. Некоторых я запомнила по именам, визуально -- практически всех.
Мне было интересно с ними общаться, потому что слушатели проявили живой интерес к тому, о чём я толковала на этих уроках-консультациях, задавали вопросы, не стеснялись ошибок, пытались найти причины их. Многие очень свободно держались перед камерой (нас раз шесть снимало ТВ) и хорошо говорили о своём отношении к Тотальному диктанту, участии в курсах по подготовке к нему, о своей любви к русскому языку. Это не было пафосно -- это звучало искренно, что, конечно, приятно грело мою учительскую душу словесника.
Суббота у меня трудный день: уроки, потом эти более чем двухчасовые занятия с детьми и взрослыми. Однако все мы выдержали и вышли на финишную прямую.
Я процитирую здесь Евгения Водолазкина (чтобы не забыть хорошее высказывание, может, и ещё в своих постах что-нибудь из его произведений вставлю):
"Ангелы не устают, потому что они не экономят сил. Если ты не будешь думать о конечности своих сил, ты тоже не будешь уставать. По воде способен идти лишь тот, кто не боится утонуть". (Из романа Е. Водолазкина "Лавр").
09 апреля 2015
География Тотального диктанта
18 апреля в 507 городах по всему миру
откроется более 1100 площадок, на которых можно будет принять участие в международной
акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». Текст Евгения Водолазкина
напишут под диктовку жители 58 стран.
В акции примут
участие жители 350 российских городов и сел, охвачены почти все регионы - 79 из
85. Больше всего площадок откроется в Москве (104), на родине проекта – в Новосибирске
– диктант можно будет написать в 30 местах. Также активно подключились к
всемирной акции Санкт-Петербург (27 площадок), Тюмень (23) и Челябинск (18).
За рубежом диктант напишут русскоязычные жители 153 городов
из 58 стран.
28 марта 2015
Учебники в России серьёзно подорожают
Издательства, которые занимаются выпуском образовательной литературы,
заявили, что уже во втором квартале 2015 года цены на учебники могут
существенно вырасти. Если же ситуация в экономике страны стабилизируется, то
радикального повышения цен удастся избежать.
Столичные власти в случае необходимости уже готовы компенсировать
школам возросшие затраты. Однако как быть школам регионов, пока непонятно.
О том, что действующий прайс-лист на образовательную литературу не
претерпит изменений до конца марта, уже сообщили издательства «Просвещение» и
«Дрофа», крупнейшие игроки этого сегмента рынка. Однако Сергей Григоренко,
директор ИД «Просвещение» по внешним коммуникациям, заметил, что рост цен на
полиграфические услуги с начала года составил 70-80%.
26 марта 2015
Как я сдавала ЕГЭ
Началась досрочная сдача ЕГЭ. Сегодня как раз был экзамен по математике. Незаметно пролетят два месяца, и "нахлынет" основная волна единого государственного. Мне показалось интересным видео, снятое Елизаветой Чертоляс, поэтому хочу им с вами поделиться.
25 марта 2015
Оценки за итоговое сочинение вводить не планируется
Оценки за итоговые сочинения школьников вряд ли будут введены в России
в новом учебном году, заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. "В
перспективе все возможно, но любые изменения должны быть подготовлены и
обоснованы. Не думаю, что без крайней необходимости нужно что-то менять. Вряд
ли это будут изменения этого года", — сказал Ливанов, отвечая на вопрос,
может ли быть введена оценка сочинений в баллах не только в вузах, но и в
школах.
Министр добавил, что сейчас следует изучить тот опыт, который был получен,
когда в конце прошлого года выпускники впервые писали сочинение. Также, по его
словам, для принятия дальнейших решений важно будет узнать, как итоговые
сочинения оценят вузы.
24 марта 2015
Повторяем правила перед Тотальным диктантом
Скачать презентацию "Повторение правил перед Тотальным диктантом".
Подписаться на:
Сообщения (Atom)