10 июля 2016

Одно стихотворение, чтобы запомнить трудные ударения!

Фено́мен звони́т по среда́м, 
Приня́в догово́р по года́м, 
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта 
Хода́тайство аэропо́рта. 
Как у нашей Марфы 
Есть в полоску ша́рфы! 
Срубили ель, сорвали щаве́ль. 
Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты! 
Звони́т звонарь, 
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог. 
Ты нам шторы не вози, 
Мы повесим жалюзи́
Источник

06 июля 2016

Молодёжь России: цифры и факты

Сегодня в России отмечается День молодежи. Согласно официальным данным, в стране проживает около 33 миллионов человек от 14 до 30 лет. Какие они, современные молодые россияне? Ответ – в фактах и цифрах. 

81% студентов считает упорство в получении знаний необходимым условием для получения хорошего образования. 

79% выпускников вузов ожидают зарплаты на первом месте работы от 35 тысяч в месяц. 

Российская молодежь в качестве первого места работы рассматривает прежде всего сферу торговли и ресторанный бизнес. 

Свыше 45% молодых людей не задерживаются на одной работе больше одного года. 

30% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет курят сигареты. 
60% молодежи хотели бы открыть свое дело. 

У 57% молодых людей нет никаких кумиров. 
75% 18-24-летних россиян не одобряют супружеские измены. 

В России на 1000 парней в возрасте 20-24 лет приходится 959 девушек. 
По прогнозам аналитиков, до 2021 года количество студентов сократится до 4,1 – 4,2 млн человек. 

Среди молодых россиян больше всего выпускников экономических и юридических факультетов. 
Около 54% студентов учатся заочно, очно-заочно и в экстернате. 

Источники: ВЦИОМ, Росстат, Институт демографии ВШЭ 

Рост заработной платы

Минобрнауки РФ планирует после обсуждения с профессиональным сообществом ставить вопрос о росте зарплат учителей до уровня в 110-120% от среднего, сообщил в среду на партийном форуме "Единой России", посвященном развитию образования и науки, глава министерства Дмитрий Ливанов. 
"Заработная плата. В последние годы рывок в этом направлении был сделан очень серьезный, но анализ международной практики показывает, что во многих странах с развитыми системами образования уровень оплаты труда учителя выше, чем 100% от среднего уровня, а это 110-120%", — сказал он. 
Ливанов отметил, что существующий в настоящее время уровень зарплат учителей на уровне 100% от среднего уровня зарплат недостаточен и необходимо, обсудив это в профессиональном сообществе, "готовить политиков к тому, что эта тема будет озвучиваться и войдет в повестку уже политического обсуждения". 
Также, по его словам, по-прежнему остро стоит вопрос справедливого распределения фонда оплаты труда между учителями, чтобы с одной стороны учитель чувствовал себя уверенно, а с другой стороны имел стимул к постоянному развитию. 

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Минобрнауки не рассматривает возможность разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни, но в ближайшее время планируется возможность введения устной части, сказал глава ведомства Дмитрий Ливанов.
"Мы сегодня не рассматриваем возможность разделения экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровень", — сказал Ливанов журналистам.
Он отметил, что это решение определено не только тем, что русский язык является государственным, но еще и потому, что он является средством общения и социализации.
"Безусловно, экзамен по русскому языку будет развиваться. Сейчас Сергей Сергеевич (Кравцов, глава Рособрнадзора — ред.) сказал, что обсуждается введение устной части", — добавил министр.
Источник


29 июня 2016

Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года

Минобрнауки не планирует менять форму проведения итогового сочинения (изложения) до 2019 года.
Как сообщила пресс-служба Минобрнауки, участники совещания, посвященного итогам второго года проведения итогового сочинения (изложения), были единодушны во мнении, что до 2019 года итоговое сочинение (изложение) должно проходить в том же формате.
В ведомстве отметили, что по данным доклада замглавы Рособрнадзора Анзора Музаева, результаты 2016 года стабильны относительно итогов 2015 года. Так, по результатам двух этапов написания 97% участников получили "зачет" и, соответственно, допуск к итоговой аттестации.

28 июня 2016

ТАСС - "Средний балл ЕГЭ по русскому языку вырос на 2 балла - Рособрнадзор"

Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2016 году вырос на 2 балла. Об этом сегодня заявил замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев на заседании Совета по русскому языку при правительстве РФ, озвучивая предварительные итоги госэкзаменов.
"Средний балл по русскому языку увеличился на 2 балла, это, по нашему убеждению, следствие реализации государственной программы по развитию русского языка и других действий, проводимых совместно с Минобрнауки", - сказал Музаев.
Он добавил, что в 2016 году также выросло число высокобалльников, то есть тех, кто сдал экзамен по русскому языку на 80-100 баллов. "Тут увеличение на 6%. Другое большое достижение этого года - без пересдачи на треть уменьшилось число не освоивших минимальный порог по этому ЕГЭ", - подчеркнул замглавы ведомства.
Русский язык (наравне с математикой) - обязательный предмет, который необходимо сдать, чтобы получить аттестат об окончании школы. ЕГЭ по русскому языку прошел 30 мая. В нем приняли участие 658 тыс. человек. ЕГЭ-2016 проходит с 27 мая по 30 июня, включая резервные дни. Средний балл ЕГЭ прошлого года составил 65,8 балла.

26 июня 2016

50 непревзойденных перлов выпускников из ЕГЭ

Ярким примером любви к родине является стихотворение поэта, фамилию которого я запамятовал. Самих стихов тоже не вспомню. 

Несчастная любовь — это жизненная проблема многих произведений русских писателей. Бэлле очень повезло, ее выкрал внимательный и мужественный Печорин. Это уже потом ее чувства охладели. Умерев, Бэлла сделала правильно.
Эти и другие перлы здесь


23 июня 2016

15 бесплатных сайтов для самообразования

На дворе XXI век, и у нас есть возможность учиться у лучших представителей мировой науки не выходя из дома. К тому же совершенно бесплатно и на русском языке. Только представьте, какие двери перед нами открываются!
AdMe.ru собрал 15 лучших сайтов для самообразования.
Это здесь


Что читают школьники разных стран мира?

Можно посмотреть здесь и встретить знакомые, а может быть, ещё не прочитанные произведения.

Моему блогу -- 6 лет

21 июня исполнилось шесть лет моему блогу.

12 июня 2016

Откуда происходит слово футбол?

uefa.comЭто существительное заимствованное, от английского football, от foot 'нога' и ball 'мяч'. В русском языке это слово стало известно в 80-х годах XIX века (сначала лишь о футболе в Англии, потом – об игре вообще). Привычное нам написание установилось не сразу, например в книге Ивашенцева «Охота и спорт» 1898 года это слово дано в написании футбоол.
Интересно, что футбол в начале прошлого века употреблялось и как первая часть сложных слов. Так, в 1906 году газета «Новое время» писала: Действительно давно ни на одном спортивном торжестве не было такого громадного стечения публики, какое было на окончательном матче в футбол между командами Невского футбол-клуба и футбол-клуба «Виктория».
Слова футбольный, футболист вошли в употребление позже, уже в 1920-е годы.
СЛОВО ФУТБОЛ ДАВНО В СЛОВАРЯХ?
В словарях русского языка слово футбол – с 1909 года, первая фиксация – в 3-м издании «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля (под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ). Оно зафиксировано с ударением на первом слоге: футбол. Позже ударение перешло на второй слог. Точно такой же процесс переноса ударения произошел и с названиями других видов спорта, заимствованными из английского языка: хоккей (в английском ударение на первом слоге), бобслей, скелетон...

Болеем грамотно: можно ли забить мяч в гол?

uefa.com10 июня во Франции начался чемпионат Европы по футболу. Желаем удачи сборной России!
Продолжаем вспоминать интересные языковые факты, связанные с футболом. Сегодня – рассказ об удивительных приключениях слова гол в русском языке.
В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П. Я. Черных указано, что в русском языке слово гол вошло в употребление вместе с другими терминами футбольной игры. Но в словарях оно отмечено лишь с 1933 года. Слово это по происхождению английское, первоначально оно означало 'финишный столб, финиш на состязаниях в беге'. А восходит английское goal к древнеанглийскому глаголу со значением 'мешать, препятствовать' (в том числе друг другу на состязаниях).
И в русском языке слово гол в 1930-е значило совсем не то, что сейчас. В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (1935–1940) у этого слова отмечены два значения: 1) точно обозначенное вехами или чертой пространство; город, защищаемый одной партией от нападений другой в футболе и схожих играх; 2) очко, выигрываемое вводом мяча в чужой город. К первому значению дан пример, современному носителю языка уже непонятный: Футболисты сгрудились возле гола. А еще в словарной статье даны два сочетания забить гол и вогнать гол, означающие «вводом мяча в чужой гол выиграть очко».

10 июня 2016

Труд педагогов выше всего в ЮФО оплачивается на Кубани

Выше всего среди регионов Южного Федерального округа труд преподавателей ценится в Краснодарском крае. Здесь педагоги всех уровней образования — от дошкольного до высшего — получают зарплаты больше, чем их коллеги из соседних регионов. Так, по данным Росстата, в детском саду воспитатели зарабатывают в месяц в среднем 24 409 рубля, а учителя в средних школах — 28 169 рубля, передает корреспондент ИА REGNUM 18 апреля. Зарплата преподавателей вузов на Кубани в среднем составляет 42 718 рубля, в колледжах и техникумах — 26,1 тыс. рублей. 
Для сравнения: средняя зарплата сотрудников ДОУ в Южном федеральном округе составляет 22 284 рубля, в школах — 25 763 рубля, в вузах — 38 017 рублей. По России этот показатель равен: 26 553 рубля, 32 638 рублей и 50 703 рубля соответственно. 
Меньше всего зарплату получают педагоги в Калмыкии. Ежемесячное довольство воспитателей детсадов немногим превышает 16,2 тыс. рублей, а учителей средних школ составляет почти 19,5 тыс. рублей. В Волгоградской области работники ДОУ в среднем получают 22 044 рубля ежемесячно, в Ростовской — 20 811 рублей, в Адыгее — 18 896 рублей, в Астраханской области — 19 992 рубля.

10 причин, почему не обязательно учиться на все пятерки

Источник
В конце прошлого года один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Посыпавшиеся ответы в очередной раз развенчали крепость взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся. Женя Шабынина ознакомилась с тезисами психолога Бенджамина Харди и попыталась ответить, почему же троечники порой гораздо успешнее отличников.
На сайте журнала Observer психолог Бенджамин Харди опубликовал статью о том, почему троечникам живется после окончания учебы лучше, чем отличникам и хорошистам. Согласно ей, в конце XVIII века система среднего образования была устроена таким образом, чтобы воспитывать учеников в традициях беспрекословного послушания. Связано это с тем, что на фоне развития индустриального века большие корпорации нуждались в безропотных фабричных рабочих, которые не станут лишний раз задаваться вопросами по поводу чего бы то ни было.
Это и повлекло за собой создание единой стандартизированной системы образования и проверки знаний в виде тестов и экзаменов. Академическая система превратилась в фабрику стандартизации студентов, «изготовленных» в соответствии с желаемым шаблоном. Если студент не выдерживает экзамен, у него есть возможность пройти по этому же пути еще раз и только через год.
И невзирая на то, что с тех лохматых пор наш мир существенно изменился, структура образовательной системы все еще не пересмотрена
«Интернет изменил мир. Если вы хотите научиться чему-то, вам больше не нужна энциклопедия» — пишет Харди. Тут хочется его перебить и добавить — вам необязательно платить бешеные деньги за сомнительные мастер-классы или за обучение в надежном вузе. Тонны информации на любой вкус, обучающих видео и статей теперь доступны круглосуточно — даже из дома выходить не надо. Было бы желание учиться. И что самое замечательное — способы познания в интернете не стандартизированы, вы можете найти и освоить любой материал наиболее эффективным для вас и быстрым способом.

Глава Рособрнадзора рассказал о планах развития итоговой аттестации по русскому языку и литературе

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов принял участие в работе круглого стола «Русский язык для всех», организованного Министерством образования и науки Российской Федерации, где рассказал о планах развития итоговой аттестации по русскому языку.
По его словам, честное и объективное проведение ЕГЭ оказало положительное влияние на качество образования по русскому языку. В 2015 году средний тестовый балл на экзамене вырос по сравнению с 2014 годом, когда ЕГЭ впервые был проведен максимально объективно и выявил проблемные зоны в преподавании русского языка, над исправлением которых была начата целенаправленная работа.
Глава Рособрнадзора сообщил, что в 2016 году ЕГЭ по русскому языку, который выпускники написали 30 мая, также прошел на высоком организационном уровне. Также рассказал о работе, которая проводится для совершенствования итоговой аттестации по русскому языку и литературе, в частности о возможности включения в экзамены устной части.
«Что касается устной части по русскому языку и литературе, это хорошее предложение, правильное. Но здесь нужно понимать технологию, насколько она готова. Мы планируем данную технологию апробировать в 9-х классах, потом уже посмотреть и по 11-м классам. В этом направлении мы будем двигаться», - рассказал глава Рособрнадзора.
Сергей Кравцов также прокомментировал возможность разделения экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровни. «Мы не будем разделять русский язык на базовый и профильный, это не обсуждается. Решение принято и зафиксировано в концепции преподавания русского языка и литературы», - подчеркнул глава Рособрнадзора.
Он проинформировал участников круглого стола, какая работа была проведена по совершенствованию контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Из них были исключены задания с выбором одного ответа, при разработке заданий учтены традиции преподавания русского языка, а сами задания носят практико-ориентированный характер. Глава Рособрнадзора добавил, что в основу разработки новых заданий лягут разработанные примерные программы по русскому языку и литературе и недавно утвержденная Концепция преподавания русского языка и литературы.

Тест "Угадайте стихотворения Лермонтова по картинкам"

Тест здесь

08 июня 2016

Поделить поровну или раздать бедным? Тест про справедливость

Тест здесь
У меня получилось так.
Для разных случаев — разная справедливость. Вам не кажется, что существует один принцип справедливости, который позволяет найти верное решение в любой жизненной ситуации. Иногда можно поделить все поровну, иногда — помочь отстающему, поощрить самого трудолюбивого или оставить все как есть. Справедливость должны диктовать обстоятельства, а не абстрактные идеи. У такого подхода много достоинств, но есть и одна проблема: он слишком субъективен. В отсутствие четких правил каждый будет судить и рядить по-своему. 

Почему пишется предынфарктный, но постинфарктный?

Дело в том, что эти приставки различаются по происхождению. После приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс- для передачи звука [ы] пишется буква и, например: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный. А после русских приставок, кончающихся на согласный, пишется, в соответствии с произношением, буква ы, например: безыскусный, безысходный, сыскать, изыскивать, подыгрывать, предынфарктный, предыстория, розыск, сымпровизировать. В каждом уважающем себя правиле должны быть исключения, и здесь они тоже есть. После русских приставок меж-и сверх- пишется имежиздательский, сверхинтересный.

Я никаких правил не знаю, а пишу грамотно!

Поздравляем. Действительно, можно писать слова без ошибок, даже если вы не знаете, какое правило тут действует. Это так называемая врожденная грамотность (обратите внимание: слова, следующие послетак называемый, не заключаются в кавычки). Конечно, никакая она не врожденная: если ребенок никогда не видел ни одного русского текста, он не напишет без ошибок слова девчонка, серебряный, майонез. Механизм «врожденной грамотности» такой: когда ребенок много читает, он просто выучивает, как пишутся слова. Сотни раз увидев в книгах слово серебряный, человек запоминает его графический облик, и ему не надо вспоминать правило «-н-/-нн- в суффиксах прилагательных». Но, конечно, достичь идеальной грамотности, ни разу не открыв учебник русского языка и справочник по правописанию, невозможно.

07 июня 2016

Офшор или оффшор? Какое здесь действует правило?

Правил написания двойных согласных в корнях заимствованных слов нет. Точнее, есть только одно правило: такое написание определяется в словарном порядке (по орфографическому словарю). Например, пишутся с одиночной согласной слова алюминий, галерея, балюстрада, дилетант, импресарио (да-да!), капучино, офис, офшор, тореро. Но пишется двойная согласная в словах аббревиатура, аккомпанемент, апелляция, коррозия, стеллаж, терраса, триллер, хлорофилл. Словом, каждый раз, если сомневаетесь, надо смотреть в словарь.

В каких словах люди чаще ошибаются?

Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух букв н в причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написание и/ы после приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.
Источник

А сколько всего правил правописания в русском языке?

Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.
Источник
Все правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте Русский Про!

Надеть или одеть? Не самый простой тест на знание русского языка

Тест здесь