Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Имена прилагательные: Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн.ч., тв.п. Местоимения: (С) которым - начальная форма который, относительное, в ф. ед.ч. ср.р. тв.п. Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед.ч., в ф. д.п. Наречия: Начистоту - определительное наречие. Там - обстоятельственное наречие. Глаголы: Шла - неопределенная форма идти (формы прошедшего времени образуются от другой основы), неперех., невозврат., несов.в., 1 спр., в изъяв, накл., прош.вр., ед.ч., ж.р. Причастия: Переданных - начальная форма переданный, страдательное, прош.вр., сов.в., полное, во мн.ч., пр.п. Предлоги: Среди - простой, производный. Вокруг - простой, производный. За счет - составной, производный. Союзы: Или - сочинительный (разделительный), простой. Если...то - подчинительный (условный), двойной. Частицы: Не - отрицательная. Источник
При морфологической характеристике разных частей речи возникает ряд грамматических трудностей. Рассмотрим их.
Имя существительное
Одушевленность/неодушевленность имен существительных в русском языке определяется грамматически. Во мн.ч. у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного падежа (нет людей - вижу людей; вижу сады - цветут сады). Для существительных м.р. определение данной категории возможно и в ед.ч.
Склонение. Существуют три склонения существительных, однако данная категория этим не исчерпывается. Следует помнить о разносклоняемых существительных (10 слов ср. р. на -мя и слово путь), о несклоняемых (шоссе, мадам, Гейне и т. п.) и существительных, склоняющихся как прилагательные (рабочий, дежурный, чебуречная).
Число. Некоторые существительные употребляются или только во множественном числе (каникулы, сливки, Альпы), или только в единственном (белье, молоко, Нева).
Морфологический разбор предполагает характеристику слова как части речи. Для определения части речи необходимо использовать несколько факторов: семантический (выражаемое значение), морфологический (выраженность определенных грамматических категорий) и синтаксический (конкретная синтаксическая роль в предложении). В языке существует довольно много омонимичных словоформ, например: лечу - 1 л. ед.ч. глагола летать и 1 л. ед.ч. глагола лечить. Однако омонимичные словоформы могут выполнять различную синтаксическую роль в предложении и, следовательно, являться различными частями речи. Сравните: Пускай кораблик, пускай плывет; пускай он уплыл, мы сделаем новый. В предложении пускай кораблик словоформа пускай занимает позицию сказуемого, управляет существительным в косвенном падеже, следовательно, является глагольной формой. В предложении пускай плывет указанная словоформа, относясь к глаголу, выражает отношение говорящего к ситуации, т. е. является частицей. В предложении пускай он уплыл, мы сделаем новый словоформапускай не является членом предложения, а лишь связывает части сложного предложения, будучи союзом. Определенную трудность при морфологической интерпретации вызывает словоформа один. Лишь в отдельных (и немногочисленных) контекстах она выступает в качестве числительного, например, Один раз в год сады цветут. На возможность иной частеречной трактовки этого слова указывает, в частности, форма множественного числа одни (как известно, числительные не имеют грамматической категории числа). Укажем наиболее типичные случаи употребления указанной словоформы:
определительное местоимение: На одних улицах горят фонари, на других — хоть глаз выколи;
неопределенное местоимение: Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем однимдепартаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник;
ограничительная частица: Одна бы няня знать могла, Да недогадлива была. Источник
Давая характеристику предложению по цели высказывания, следует иметь в виду, что сложное предложение характеризуется по цели высказывания один раз все в целом.
Предложение По тому, ради чего живет человек, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой является по цели высказывания повествовательным только все в целом. Интонационно вся эта конструкция оформляется как одно повествовательное предложение. Части такого предложения являются предложениями только по структуре. В интонационном отношении как самостоятельные предложения они не оформлены и самостоятельной характеристики по цели высказывания не имеют.
Предложение Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город - город, в котором вы еще не бывали? является вопросительным, а предложение Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно - побудительным. Отдельные части двух этих сложных предложений (в котором вы еще не бывали, где вам кажется неинтересно) не являются повествовательными, так как не являются самостоятельными предложениями. Именно поэтому в правилах постановки вопросительного знака говорится о том, что "если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении ". Интонационно все такие предложения оформляются как повествовательные, включенный в них вопрос не имеет вопросительной интонации самостоятельного полноценного предложения. Источник
При характеристике сложноподчиненного предложения следует обратить внимание на то, что тип придаточной части по выражаемому ею значению определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда, где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места:
Я спросил (о чем?), когда прибывает поезд. (Придаточное изъяснительное).
День (какой?), когда мы ездили на море, был солнечным.(Придаточное определительное).
Позвони мне (когда?), когда приедешь. (Придаточное времени).
Я спросил (о чем?), где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).
Город (какой?), где прошло мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).
Там (где?), где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).
Если придаточная часть присоединяется к одному слову главной части и это слово является местоимением, то постановка вопроса часто бывает затруднена. Это связано с тем, что местоимение, из-за особого характера своего значения, не способно иметь при себе чисто определительные члены предложения.
Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.
Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.
При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.
В предложении Несколько дней назад явился ко мне вдруг Андрей Владимирович место обстоятельства в начале предложения, обстоятельства, которое относится ко всему предложению в целом, занимает словосочетание несколько дней назад.
Это из блога Ирины Михайловны Жернаковой на сайте Мультиурок. Здесь помещена очень любопытная подборка о снеге, снежинках,Международной комиссии по снегу и льду (как ни смешно, но существует и такая!), которая в 1951 году узаконила классификацию снежинок.
Американскими учеными было проведено новое исследование, которое показало, что регулярное чтение книг продлевает жизнь примерно на два года.
Исследование было проведено учеными из Йельского университета, пригласившими к эксперименту 3635 добровольцев, при этом возраст каждого из респондентов превышал 50 лет. В статистические данные попали книголюбы, уделявшие процессу чтения как минимум 30 минут в день.
Ученые провели исследование и сделали вывод, прочтенная информация напрямую влияет на продолжительность человеческой жизни. Исследователи также акцентируют внимание на том, что ежедневное чтение книг способствует уменьшению шансов на смерть примерно на 23%. В этом аналитическом исследовании рассматривались в основном художественные книги, которые несут эмоциональную составляющую. Однако и популярная сегодня литература жанра нон-фикшн дает отличнейшую зарядку для ума.
«Новости литературы» писали ранее, что американскими учеными было установлено, что чтение и письмо, а также другие виды «зарядки для ума» в любом возрасте благотворно сказываются на состоянии памяти в старости. В эксперименте ежегодно участвовали 294 человека, тестирование проводили примерно за шесть лет до смерти каждого из участников, средний возраст которых составил 89 лет.
По сообщению в беседе с ТАСС руководителя Московского Дома книги Надежды Михайловой, россияне в ушедшем году чаще покупали литературу для детей и книги о политике. Михайлова рассказала: «Детская литература остается самой востребованной тематикой среди читателей, причем почти половина проданных экземпляров – развивающая и познавательная литература, что очень востребовано современными родителями. Ассортимент детских книжек ежегодно обновляется и растет, выходит много разнообразных новинок».
Помимо этого, с ее слов, среди художественной литературы уже не первый год ведущие позиции в общем топе продаж занимают произведения Джоан Роулинг, книжные серии из «Гравити Фолз», книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По итогам года доля художественной литературы в суммарном объеме продаж составляет 22%, детской – 21%.
Сегодня авторы получают львиную долю своих денег с мерчандайзингами и фильмами, а продажи книг обычно составляют лишь небольшую часть их доходов с точки зрения роялти. Однако, в простом мире, где мы воспринимаем только слова, которые они создают, интересно было бы сравнить эти слова с их общим доходом за год.
На сайте инфографики Visualistan собрали данные о самых высокооплачиваемых писателях из списка Forbes: чистый доход автора, заработок писателя за год, тираж проданных книг, опубликованных в ушедшем году, и количество слов в них, и рассчитали примерную стоимость каждого слова.
Получились невероятные цифры! Можно представить себе заработанные сотни долларов за каждое написанное слово? Хотя мир уже работает не так, как во времена Диккенса и Льва Толстого, все еще довольно интересно думать, что каждый раз, когда клавиатура набирает новую комбинацию букв, Стивен Кинг получает $67,20.
Минобрнауки России намерено подготовить пакет документов, определяющих требования к освоению всех школьных дисциплин.
На официальном сайте госзакупок в материалах тендера Минобразования говорится, что основная работа ведётся в отношении разработок комплексных документов – проектов детализированных требований к освоению основной программы образования. Стоимость госзакупки оценивается в 14 миллионов рублей.
Добрые стихи и пожелания от учителя биологии Альбицкой Нины Ефимовны
Пусть будет теплым этот день от доброты людей, Пусть будет светлым этот день от солнечных лучей, Пусть будет нежным этот день от нежных голосов, Пусть будет добрым этот день от самых лучших слов!
По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/219 интерактивное упражнение по разбору слова по составу. Только сразу не подглядывать в ответы! Сначала разберите слово, а потом себя проверьте. Желаю успеха!
От Хулги Фланнери О'Коннор до девочек Эммы Клайн – эти плохо воспитанные дети способны задать жару не только родителям Автор: Натали Круз (Natalee Cruz) Хотелось бы мне сейчас написать статью о жареных колбасках, но, увы, в тех книгах, что я читаю, они встречаются не так часто
Единственное исключение из этой закономерности — слова со связанными корнями. Связанным, как уже было сказано, является корень, который не употребляется самостоятельно, то есть только с формообразующими морфемами, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами, причем может присоединять к себе различные хорошо вычленяющиеся приставки и / или суффиксы. Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем:
об-у-ть — раз-у-ть
о-де-ть — раз-де-ть
Именно такой алгоритм морфемного разбора основы: построение словообразовательной цепочки для слов со свободным корнем и построение морфемного квадрата для слов со связанным корнем — следует использовать при морфемном разборе слова. Источник
При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, под-окон-ник ¬ окно (в русском языке нет слов *подокно и *оконник). Но часто словообразующие морфемы присоединяются последовательно: бел-ый ® бел-е-ть ® по-белеть. Получается словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема. Следовательно, чтобы не ошибиться в определении морфемной структуры слова, при его морфемном разборе надо восстановить эту словообразовательную цепочку и последовательно «снять» с исследуемой производной основы словообразующие морфемы. К исследуемому слову подбирают его производящее — слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово (критерий мотивированности). Затем сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними и является тем суффиксом (приставкой), с помощью которого образовано исследуемое слово. Далее к производящему, если оно не является непроизводным словом, необходимо подобрать его производящее. И так следует строить словообразовательную цепочку «наоборот» до тех пор, пока она не дойдет до непроизводного слова. При построении каждого звена цепочки необходимо в доказательство правильности ее построения значение каждого производного объяснять через значение его производящего. Например: выздоровл-ениj-е ¬ выздорове-ть ¬ здоров-ый. Мотивация: выздоровление — то же, что выздороветь (результат) или выздоравливать (процесс), обозначает действие или его результат, выздороветь — стать здоровым. Таким образом, процесс определения морфемного состава через словообразовательную цепочку не начинается с выделения корня, а заканчивается им. Со слова как бы «снимаются» аффиксы; то, что осталось, — корень. Единственное исключение из этой закономерности — слова со связанными корнями. Читать дальше
Доктора выделяют несколько причин специфических недугов учителей:
Повышенная нагрузка на речевой аппарат. Среднестатистический человек в день произносит 16215 слов. Педагоги существенно перебирают ежедневно этот показатель. Учителя эту норму «выговаривают» от первого «Добрый день, дети, достали тетради» и до последнего «Записываем домашнее задание». Если для учеников это просто звуковой фон, то для педагога — постоянная нагрузка на голосовые связки и горло.
Высокий уровень стресса и эмоциональной нагрузки. В среднем при полной ставке учителя у него ежедневно 4 урока. Пускай в каждом классе по 25 человек. Итого со 100 учениками контактировал педагога в один день. А если был еще педсовет, родительское собрание, кружок или факультатив? Каждый человек — это его уникальные мысли, эмоции, переживания, которые учитель через себя пропускает. Немудрено при таком потоке чувствовать себя опустошенным.