27 мая 2018

Литературные герои и их прототипы

Литературные герои почти всегда - вымысел автора, но иногда они существуют и в реальности. Их прототип — конкретная историческая или современная автору личность, послужившая отправной точкой для создания образа.
Горький считал, что литератор обязан домысливать и типизировать реального человека, превращая его в героя романа, а поиски прототипов персонажей Достоевского и вовсе приведут к философским томам, затронув реальных людей лишь мимоходом. 

Тем не менее, как оказалось, чаще и прочнее всего со своими прообразами связаны вполне конкретные типы персонажей — авантюристы всех видов и мастей или же сказочные герои. 
ШЕРЛОК ХОЛМС
Читать дальше

26 мая 2018

Грамматический тест

Всероссийский конкурс сочинений 2018

Положение о конкурсе: vks2018.pdf

В Минобрнауки России обсудили подготовку к проведению федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»

21 мая в Минобрнауки России состоялось заседание организационного комитета Всероссийского конкурса «Учитель года России». В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева. Заседание провела заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.
О.Ю. Васильева поприветствовала участников оргкомитета и отметила, что за последние годы «Учитель года России» «стал самым главным конкурсом среди педагогов и самым крупным по количеству участников».
– Напомню, что конкурс зародился давно – ещё во времена Советского Союза. Сейчас в нём участвуют все 85 субъектов России. В рамках конкурса педагоги могут показать свои способности, поделиться опытом с коллегами, продемонстрировать новые методические разработки, - сказала Министр.
Ольга Юрьевна отметила, что конкурс имеет традиции, которые «сохраняются уже на протяжении более четверти века».
- И мы сделаем всё возможное, чтобы достойно справиться с возложенной на нас обязанностью, а именно – проведением этого мероприятия. Напомню, главные задачи оргкомитета – это тщательная проработка проведения конкурса, содержания его испытаний, чтобы конкурс стал ещё более профессиональным. Необходимо, чтобы «Учитель года России» соответствовал новым веяниям развития образования в нашей стране и главное – повышал престиж профессии наших учителей, – подчеркнула О.Ю. Васильева.
О предлагаемых изменениях в порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» рассказал директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации А.Е. Петров.
– Мы провели очень плодотворные встречи с победителями конкурса, представителями предметных ассоциаций, и появился целый комплекс предложений. Уже в этом году мы предлагаем внести некоторые изменения в конкурсные испытания. Интернет-ресурс, сайт, который сейчас демонстрирует конкурсант, живёт несколько месяцев, а затем за ненадобностью «умирает». Все, с кем мы обсуждали эту тему, говорят, что учитель живёт в соцсетях, общается с педагогами, коллегами, учениками, даже администрацией – в соцсетях. В связи с этим предлагаем конкурсантам 2018 года продемонстрировать вместо сайта свои страницы или группы в социальных сетях, - сказал А.Е. Петров.

19 апреля 2018

"Московский комсомолец": тотальное наслаждение

Статья Евгения Бикмаева о Тотальном диктанте вышла в «Московском комсомольце»  ссылка

Это весна

Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймёшь: это весна. 
                                              М. Пришвин   

После уроков: Рособрнадзор: школьные медали планируют выдавать с...

После уроков: Рособрнадзор: школьные медали планируют выдавать с...: Планируется, что нововведение заработает со следующего учебного года. Школьные медали уже со следующего учебного года планируется выд...

11 марта 2018

Автоответчик в одной из школ Австралии: рекомендуем прочитать родителям

Это текст автоответчика одной из школ в Австралии. За этот вариант текста анонимно проголосовало большинство преподавателей школы. Этот текст реально записан и звучит на автоответчике этой школы.
Необходимость в этом тексте возникла в связи с вводом новой политики, которая предусматривает ответственность учеников и их родителей за отсутствие учеников на уроках и невыполненные домашние задания. Школу и учителей буквально преследовали родители, которые требовали повысить оценки их детям и перевести их в следующий класс, несмотря на то, что их дети пропускали по 15–30 учебных дней за семестр и не выполняли достаточно домашних работ.

ТЕКСТ АВТООТВЕТЧИКА:
Привет! Вы дозвонились на автоответчик вашей школы. Чтобы помочь вам и соединить с тем сотрудником, который вам нужен, просим вас прослушать все варианты, прежде чем сделать выбор.

- Чтобы соврать о том, почему ваш ребенок отсутствовал на уроках — НАЖМИТЕ 1.

- Чтобы найти оправдания тому, что ваш ребенок не сделал домашнее задание — НАЖМИТЕ 2.

04 марта 2018

ВПР по русскому языку для 6 класса

ссылка
По этой ссылке можно найти:
1. Образец проверочной работы с заданиями, инструкцией по оцениванию работы.
2. Тренировочный вариант ВПР.
3. Алгоритмы и правила по выполнению работы.
4. Объяснение значения некоторых фразеологизмов (к заданию 14).

01 марта 2018

14 современных книг в помощь учителю

Можно выделить пару часов в день на чтение книг. Сложнее бывает найти время на поиск интересной и полезной литературы в современном море информации. Специально для загруженных работой учителей мы собрали все самое интересное в одной статье. При выборе книг мы ориентировались как на их рейтинг, так и на отзывы российских читателей. Как сохранить здравый смысл, общаясь с подростками, почему талантливый ученик в классе — это не всегда праздник, как сберечь здоровье, годами работая в школе, – на эти и другие вопросы учителей отвечают современные авторы.

17 февраля 2018

В Минобрнауки РФ озвучили ряд насущных проблем в сфере образования

В министерстве отметили, что намерены пресекать набор в вузы «липовых» олимпиадников, ужесточить ответственность родителей за поведение детей в школах и провести реформу среднего профобразования.
По словам Ольги Васильевой, главы Минобрнауки РФ, её ведомство будет бороться с попытками поступления в вузы абитуриентов-«олимпиадников», результаты ЕГЭ которых не соответствуют их достижениям на интеллектуальных соревнованиях.
Она рассказала, что имели место случаи, когда призёры школьных олимпиад набирали на ЕГЭ по этому же предмету 60 баллов. Министр также отметила, что зачастую места на бюджетной форме обучения распределяются исключительно между победителями или призёрами олимпиад. Доля таких ребят составляет 2,4%, но все подобные случаи, когда имеет место расхождение между результатами олимпиады и ЕГЭ, будут жёстко пресекаться.
О. Василева также заявила о необходимости ужесточения административной ответственности родителей, чьи дети оказываются виновными в различных ЧП во время школьных занятий. Этот вопрос она затронула в ходе участия во всероссийском форуме «Наставник». Она напомнила о недавних трагических событиях в школах Улан-Удэ и Перми.

24 января 2018

ОГЭ Материал для второго аргумента сочинения 15.3 (ко всем понятиям 2018 года)

Источник

Напоминаю о том, что второй аргумент можно приводить из следующих источников:
  • из прочитанного текста, 
  • литературного произведения, 
  • кинофильмов, 
  • СМИ (в том числе из Интернета), 
  • личного опыта, 
  • опыта других людей.

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Примеры в таблице
2. ВЫБОР (будущей профессии)
Примеры в таблице
3. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
История 1 Правильный выбор

120 текстов для сочинения 15.3

120 текстов для написания сочинений 15.3 ссылка
См блог "По уши в ГИА"

ОГЭ. Сочинение 15.3: определение понятий

ОГЭ. Сочинение 15.3:  определение понятий ссылка
См. блог "По уши в ГИА"

14 тем сочинений на ОГЭ в 2018 году (15.3)

Источник информации - ОБЗ ФИПИ.

1 Внутренний мир человека
2 Выбор
3 Доброта/Добро
4 Драгоценные книги
5 Дружба
6 Жизненные ценности
7 Любовь/Настоящая любовь
8 Материнская любовь
9 Настоящее искусство
10 Неуверенность в себе
11 Нравственный выбор
12 Сила духа/Сильный человек
13 Взаимовыручка
14 Счастье

19 января 2018

Готовимся к ЕГЭ. Памятка по синтаксису

Л. Соколова,
преподаватель русского языка и литературы
Выражение подлежащего и сказуемого
  1. Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:
    • Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
    • При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
    • Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
    • Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
    • Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные.
  2. Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
    • Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.
    • Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
    • Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
    • При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
  3. Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
  4. Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
Согласование определений и приложений
  1. Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(ая) сирота.
  2. Определение с существительным, имеющим при себе приложение, согласуется:
    • при сочетании родового и видового понятия - с родовыммаленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия";
    • при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшимопытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным;
    • причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова.

Иван Бунин. "Крещенская ночь"


Темный ельник снегами, как мехом,                   Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, -
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

14 января 2018

Морфологический разбор. Примеры разбора

Имена прилагательные:
Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн.ч., тв.п.
Местоимения:
(С) которым - начальная форма который, относительное, в ф. ед.ч. ср.р. тв.п.
Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед.ч., в ф. д.п.
Наречия:
Начистоту - определительное наречие.
Там - обстоятельственное наречие.
Глаголы: 
Шла - неопределенная форма идти (формы прошедшего времени образуются от другой основы), неперех., невозврат., несов.в., 1 спр., в изъяв, накл., прош.вр., ед.ч., ж.р.
Причастия: 
Переданных - начальная форма переданный, страдательное, прош.вр., сов.в., полное, во мн.ч., пр.п.
Предлоги:
Среди - простой, производный.
Вокруг - простой, производный.
За счет - составной, производный.
Союзы: 
Или - сочинительный (разделительный), простой.
Если...то - подчинительный (условный), двойной.
Частицы:
Не - отрицательная.
Источник

Морфологический разбор. Грамматические трудности

 При морфологической характеристике разных частей речи возникает ряд грамматических трудностей. Рассмотрим их.
Имя существительное 
  1. Одушевленность/неодушевленность имен существительных в русском языке определяется грамматически. Во мн.ч. у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного падежа (нет людей - вижу людей; вижу сады - цветут сады). Для существительных м.р. определение данной категории возможно и в ед.ч.
  2. Склонение. Существуют три склонения существительных, однако данная категория этим не исчерпывается. Следует помнить о разносклоняемых существительных (10 слов ср. р. на -мя и слово путь), о несклоняемых (шоссе, мадам, Гейне и т. п.) и существительных, склоняющихся как прилагательные (рабочий, дежурный, чебуречная).
  3. Число. Некоторые существительные употребляются или только во множественном числе (каникулы, сливки, Альпы), или только в единственном (белье, молоко, Нева).

Морфологический разбор

Морфологический разбор предполагает характеристику слова как части речи. Для определения части речи необходимо использовать несколько факторов: семантический (выражаемое значение), морфологический (выраженность определенных грамматических категорий) и синтаксический (конкретная синтаксическая роль в предложении).
      В языке существует довольно много омонимичных словоформ, например: лечу - 1 л. ед.ч. глагола летать и 1 л. ед.ч. глагола лечить. Однако омонимичные словоформы могут выполнять различную синтаксическую роль в предложении и, следовательно, являться различными частями речи. Сравните: Пускай кораблик, пускай плывет; пускай он уплыл, мы сделаем новый. В предложении пускай кораблик словоформа пускай занимает позицию сказуемого, управляет существительным в косвенном падеже, следовательно, является глагольной формой. В предложении пускай плывет указанная словоформа, относясь к глаголу, выражает отношение говорящего к ситуации, т. е. является частицей. В предложении пускай он уплылмы сделаем новый словоформапускай не является членом предложения, а лишь связывает части сложного предложения, будучи союзом. Определенную трудность при морфологической интерпретации вызывает словоформа один. Лишь в отдельных (и немногочисленных) контекстах она выступает в качестве числительного, например, Один раз в год сады цветут. На возможность иной частеречной трактовки этого слова указывает, в частности, форма множественного числа одни (как известно, числительные не имеют грамматической категории числа). Укажем наиболее типичные случаи употребления указанной словоформы:
  1. определительное местоимение: На одних улицах горят фонари, на других — хоть глаз выколи;
  2. неопределенное местоимение: Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем однимдепартаментомИтак, в одном департаменте служил один чиновник;
  3. ограничительная частица: Одна бы няня знать могла, Да недогадлива была.             Источник

Итоговое устное собеседование в 9 классе

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе (скачать)
Программное обеспечение для проведения итогового собеседования (скачать)
Источник

10 января 2018

Синтаксический разбор. Характеристика предложений по цели высказыания

  Давая характеристику предложению по цели высказывания, следует иметь в виду, что сложное предложение характеризуется по цели высказывания один раз все в целом.
  1. Предложение По тому, ради чего живет человек, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой является по цели высказывания повествовательным только все в целом. Интонационно вся эта конструкция оформляется как одно повествовательное предложение.
          Части такого предложения являются предложениями только по структуре.
          В интонационном отношении как самостоятельные предложения они не оформлены и самостоятельной характеристики по цели высказывания не имеют.
  2. Предложение Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город - город, в котором вы еще не бывали? является вопросительным, а предложение Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно - побудительным.
          Отдельные части двух этих сложных предложений (в котором вы еще не бывали, где вам кажется неинтересно) не являются повествовательными, так как не являются самостоятельными предложениями. Именно поэтому в правилах постановки вопросительного знака говорится о том, что "если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении ".
          Интонационно все такие предложения оформляются как повествовательные, включенный в них вопрос не имеет вопросительной интонации самостоятельного полноценного предложения.                    Источник

Синтаксический разбор. Сложноподчинённое предложение

При характеристике сложноподчиненного предложения следует обратить внимание на то, что тип придаточной части по выражаемому ею значению определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной.
      Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда, где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места: 
  • Я спросил (о чем?), когда прибывает поезд. (Придаточное изъяснительное).
  • День (какой?), когда мы ездили на море, был солнечным.(Придаточное определительное).
  • Позвони мне (когда?), когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?), где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?), где прошло мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).
  • Там (где?), где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).
      Если придаточная часть присоединяется к одному слову главной части и это слово является местоимением, то постановка вопроса часто бывает затруднена. Это связано с тем, что местоимение, из-за особого характера своего значения, не способно иметь при себе чисто определительные члены предложения.

Синтаксический разбор. Односоставные и неполные предложения


    Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

      Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
       Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

Разбор по членам предложения


При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.
      В предложении Несколько дней назад явился ко мне вдруг Андрей Владимирович место обстоятельства в начале предложения, обстоятельства, которое относится ко всему предложению в целом, занимает словосочетание несколько дней назад.