30 ноября 2018

И ещё к итоговому сочинению...

В итоговом сочинении надо просто показать свое 
умение читать, судить о прочитанном и рассуждать логично 
на русском литературном языке, 
аргументируя свое мнение.
Итоговое сочинение (изложение) уже в среду! Развязка приближается. Хоть и говорят, что перед смертью не надышишься, призываю 11-классников в оставшиеся до 5 декабря дни не просто погуглить в Интернете в поисках готовых текстов, а ещё раз обратить внимание на правила (мы, учителя, употребляем слово "методика") написания сочинения: пиши на тему, не противоречь себе в разных частях сочинения, излагай мысли просто и ясно.

Открываю новые (для меня) блоги и сайты



Рубрика: Мечты и реальность в русской литературе 

К итоговому сочинению 2018


Осуществленные мечты в литературе XX века


Мне понравился этот материал и сайт даже при беглом знакомстве с содержанием последнего. А книги, о которых написала Лариса Евгеньевна, были в 20 веке самым любимым чтивом (не вкладываю ни грамма уничижительного смысла в это слово). Может быть, моя заметка поможет вам их вспомнить, а молодому поколению я настоятельно советую их прочитать. Готовый материал к итоговому сочинению нынешнего года.

Три мифа о сочинении 15.3

Скорее всего, вы об этом не знали...

МИФ 1.  Определение понятия может находиться только в начале сочинения.

Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.


МИФ 2. Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста, как первый.

Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.

Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.

Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного тексталитературного произведениякинофильмовСМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.

Ссылка здесь

29 ноября 2018

Критерии оценивания сочинения 15.3


Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
Баллы
С3К1
Толкование значения слова




Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
2


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.
1


Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.
0
С3К2
Наличие примеров-аргументов




Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.
3


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.
2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.
1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
0
С3К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.
0
С3К4
Композиционная стройность




Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.
1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста.
0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4
9


Пример сочинения о мужестве


Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

На примере этого сочинения мы видим, что в нём четыре абзаца. В первом абзаце сформулирован тезис, дано определение понятия "мужество",. Во втором  приводится аргумент из текста. В третьем аргумент из жизни, говорится о подвиге Алексея Маресьева. В последнем абзаце делается вывод.
Обратите внимание, как начинается второй абзац. Указательное наречие связывает микротемы сочинения очень экономно и вместе с тем логично. 
На мой взгляд, употребление вводной конструкции в третьем абзаце не обзательно. Можно обойтись без неё. (Перед вами работа, написанная учеником, не отредактированная мною, поэтому оригинал сохранён в неприкосновенности).
"В заключение хочется сказать" -- вполне уместно употребить это выражение, чтобы связать все части текста и подвести итог. Видите, как всё просто!

28 ноября 2018

План сочинения 15.3

1. Тезис и комментарий к нему.
2. Аргументы:
а) из предложенного текста + микровывод;
б) из жизненного опыта + микровывод.
3. Вывод - заключение.
Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Задание 15.3 и логика определения понятия

В части 15.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.
Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое жизненные ценности", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По существу в  сочинении 15.3 нужно раскрыть смысл понятия. А по законам логики определение должно быть точным и ясным, соразмерным, не должно быть тавтологичным и отрицательным.

Начинаем готовиться к сочинению ОГЭ-2019

Сочинение -- трудный и не очень трудный жанр. Почему трудный? Потому что надо знать, о чём писать, для кого писать и как писать. Нетрудный -- потому что в сочинении на экзамене по русскому языку в 9 классе рекомендуется использовать определённый шаблон. Написав своё сочинение по нему, вы гарантированно можете получить свои 9 баллов. И вуаля.
Я попытаюсь помочь вам научиться писать сочинение на ОГЭ. Для этого использую свой опыт учителя русского языка и литературы, выпустившего несколько десятков девятиклассников. Итак, добро пожаловать в мой блог. Будем учиться писать сочинение 15.3. Вы уже наверняка знакомы с тестами ОГЭ и знаете, что это такое.

06 ноября 2018

После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...

После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...: Пожалуй, каждый, кто рассматривал картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» задумывался о судьбе героини этого полотна. Кто она – эта ро...

После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...

После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...: Живи. Не жалуйся, не числи  ни лет минувших, ни планет,  и стройные сольются мысли  в ответ единый: смерти нет.  Будь милосерден. Царств н...

18 октября 2018

Межрегиональные Луконинские чтения

18 октября в Астрахани прошли межрегиональные Луконинские чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения нашего земляка известного советского поэта Михаила Кузьмича Луконина. Наши учащиеся и учитель русского языка и литературы В.В. Саблина приняли участие в этом мероприятии. Десятиклассницы Е. Бирюкова, Д. Курепчикова, М. Савостикова, О. Храмцова и семиклассница К. Чеботкова выступили на Чтениях со своими эссе, презентациями о жизни и творчестве М.К. Луконина, интерпретациями его стихов. В.В. Саблина представила  своим коллегам методическую разработку "Веб-квест "Луконин. Поэт и время". В Чтениях приняли участие не только астраханские школьники и учителя, но и гости из Подольска, Волгограда, Средней Ахтубы.
Ссылка на веб-квест "Луконин. Поэт и время" 

25 августа 2018

Демоверсии КИМов 2019 года и изменения в них

Опубликованы демоверсий КИМ ЕГЭ-2019.
http://www.fipi.ru/ege…/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Русский язык
Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста. Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.
Литература 
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Источник

18 июля 2018

Электронный каталог учебных изданий

Российской книжной палатой – филиалом ТАСС открыт на своем сайте всероссийский Электронный школьный каталог, который позволит работникам школьных библиотек и педагогам всего за несколько минут отыскать необходимую учебную литературу. Достаточно лишь задать один из критериев поиска: название, автора, ISBN, тематику или издательство. Обязательным условием работы с базой данных является регистрация учебного заведения на сайте Российской книжной палаты.
В Электронном школьном каталоге содержится информация обо всех книгах, периодических, картографических, нотных, изоизданиях и авторефератах диссертаций, выпускаемых в Российской Федерации для среднего и специального образования, поскольку предоставляется обязательный экземпляр печатного издания в электронной форме. Это учебники и методические пособия, словари, справочники и энциклопедии, художественная и научно-познавательная литература, а также издания по педагогике, психологии, медицине и т.д.
В настоящий момент Электронный школьный каталог содержит информацию о более чем 36 тысяч изданий, при этом список ежедневно пополняют.
На сайте РКП отмечено, что пока ресурс находится в опытной эксплуатации.  ссылка

Обсуждение методических материалов для экспертов

ФИПИ приглашает принять участие в общественно-профессиональном обсуждении методических материалов для подготовки и аттестации экспертов по проверке и оцениванию устных ответов участников государственной итоговой аттестации по русскому языку с использованием аудиозаписей.
Сроки общественно-профессионального обсуждения: с 12.07.2018 г. по 27.07.2018 г. включительно.
Методические материалы:  скачать текст    скачать аудиофайлы
Форма экспертного заключения скачать
Подписанные эспертные заключения с  замечаниями и предложениями ФИПИ просит присылать на org@fipi.ru

04 июля 2018

Какие ваши годы?

Какими вы представляете себе литературных героев? Взрослые, многое пережившие, они решают сложные нравственные вопросы, меняют свои и чужие судьбы. А пытались ли вы когда-нибудь узнать, сколько лет этим людям? Оказывается, многие из них по современным меркам совсем юны.
Читать ссылка

100 лучших книг для детей и подростков 2018 года

Гайдаровка Ежегодно к началу летних каникул библиотека имени Гайдара представляет уникальный, экспертный, иллюстрированный, аннотированный каталог отличных детских новинок, подготовленный сотрудниками «Гайдаровки» при содействии экспертов издательской группы «Гранд-Фаир» и издательства «Самокат». Каталог для юных читателей – 2018 опубликован уже в 12-й раз. В него вошли книги 6-и издательств. На самом деле произведений в списке книжных рекомендаций для летнего чтения представлено 125 лучших новых книг для детей и подростков, но так как традиционно каталог называется «100 лучших книг», заглавие решили не менять.
Читать ссылка

14 июня 2018

Станислав Лем о науке, звездах и человеческой глупости

15 цитат из книг великого фантаста
Станислав Лем о науке, звездах и человеческой глупости
Имя Станислава Лема (12 сентября 1921— 27 марта 2006) известно каждому. Произведения польского писателя-фантаста до сих пор издаются миллионными тиражами по всему миру и пользуются неизменной популярностью среди поклонников жанра. Он предсказал многие знаковые явления и события, ставшие реальностью уже в наше время.

К творчеству Лема обращались многие знаковые режиссеры. Так, в историю кинематографа вошел фильм «Солярис» Андрея Тарковского, экранизация одноименного романа писателя-фантаста.

Мы отобрали наиболее интересные цитаты из его произведений:

Познание необратимо, и нет возврата в сумрак блаженного неведения. «Глас Господа»

Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами. «Солярис»

Нынешняя наша культура чудовищно упрощена, а высокая культура оказалась на задворках. «Раса хищников».
Читать дальше

Резонансное интервью: Вопросы разработчику новых ФГОС по литературе

13.06.2018
Минобрнауки выступило с предложением ввести новые стандарты по литературе. Программа понравилась не всем, многие словесники выступили против предложенный стандартов. Как выглядит ситуация с новыми стандартами по литературе с точки зрения их авторов, какие цели ставит реформа и что разработчики отвечают на возражения оппонентов – рассказывает Сергей Зинин, председатель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе.
Отметим, что в данном интервью многих учителей поразила интонация неуважения учёного и методиста, заявившего: «мы не можем рассчитывать на разум учителя». С развёрнутой статьёй в ответ выступила Светлана Красовская, а Гильдия словесников опубликовала ответы учителей С.А.Зинину.

Мы не можем полагаться на разум учителя и верить ему на слово

– Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, что является главным нововведением школьной программы по литературе и почему это вызвало такие бурные дебаты в профессиональном сообществе?
– Главное в новой редакции стандарта состоит в том, что он закрепляет содержание школьного литературного образования, фиксируя обязательные для изучения произведения.
К примеру, содержание физики – это различные законы, основы динамики и прочее, без этого физики нет. Изучая химию, мы узнаем состав вещества, знакомимся с таблицей Менделеева, осваиваем понятие валентности химических элементов и так далее, это тоже ясно. Предмет «История» тоже опирается на обязательные знания; никто не будет спорить о том, изучать или не изучать Куликовскую битву или Бородинское сражение.
Читать дальше