Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Пройдите, пожалуйста, по ссылке https://vsablina2015.blogspot.com/ в мой второй блог из моих нескольких блогов и сайтов. Я возвращаюсь в блогосферу. Мне нужны читатели!
И ещё одна победа в нашу с моими учениками копилку. Снова ученица 10 класса в победителях. Она завоевала диплом победителя I степени во Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских и творческих работ "Литературная Россия".
Стали известны результаты Всероссийской викторины, посвящённой 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева "Вся моя жизнь в моих сочинениях..." Две моих ученицы 10 класса получили дипломы I степени, семиклассник -- диплом III степени и его одноклассница -- сертификат участника. Что тут скажешь! Молодцы! Мне, как водится, благодарственное письмо. Всего в школе в викторине участвовали 25 человек. Ученица 9 класса моей коллеги заняла второе место.
По этой ссылке опорный конспект с моего сайта "Уроки словесности. Онлайн кабинет". Там приведена таблица о правописнии Н и НН в прилагательных и алгоритм выбора верного написания.
Поясняю: подобные посты в моём блоге я публикую в связи с тем, что сейчас в разных классах, где я работаю, мы проходим эту тему. И, к сожалению, ошибок на эту орфограмму ученики допускают много. О причинах напишу позже.
Отыменныеприлагательные -- это прилагательные, образованные от имен существительных. Они образуются при помощи суффиксов-ан-/-ян-, -ин-, которые пишутся с одной буквой Н, а также при помощи суффиксов-онн-/-ённ-/-енн--- с двумя буквамиНН.
Две буквы Н пишутся и в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н-, который присоединяется к основе на Н.
Отглагольные прилагательные образуются от глаголов и называются отглагольными, если у них нет приставки и зависимого слова. Такие прилагательные пишутся с одной буквой Н.
Если слово имеет приставку или зависимое слово, то это -- причастие, и пишется оно с двумя НН. Например, варить -- варЁНый, но варЕННый в мундире картофель; сварить -- СварЕННый. Общим условием написания двух букв НН в бесприставочных и приставочных прилагательных/причастиях является совершенный вид глагола, от которого они образованы. Например, бросить (что сделать? СВ) -- брошЕННый, купить -- куплЕННый, пленить -- пленЁННый.
Это также прописная истина, изучаемое в школе правило, однако, по моим наблюдениям, дети не умеют его применять на практике и допускают очень часто ошибки.
Ещё надо прилагательное/причастие не спутать с наречием!
Всем известно, как трудно победить на олимпиадах по русскому языку и литературе ученику обычной общеобразовательной школы. Мы искренне порадовались за мою ученицу 10 класса Олесю Х., которая стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
От мотивации зависит эффективность учебной и профессиональной деятельности. Важно знать, что есть два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация связана с обстоятельствами, которые мотивируют человека к действиям, а внутренняя — с мыслями, эмоциями и личными намерениями. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию человеку нужно быть убежденным в том, что ему нравится заниматься той или иной деятельностью. Результат будет вознаграждением для человека.
Но для начала надо выяснить, что является причиной низкой внутренней мотивации учеников. Это может быть просто нежелание учиться или ошибки, которые родители допустили при воспитании ребёнка. Например, одной из ошибок может быть «стратегия избегания» — когда человек уходит от трудных ситуаций. Обучение может быть той самой трудной ситуацией для ученика, поэтому стоит разобраться в сути конкретной проблемы и постараться устранить её.
Более 50 лет назад американская учительница Барбара Шил в ходе эксперимента выяснила факторы, которые привели к росту внутренней мотивации учеников. Ими оказались — свобода действий, поддержка со стороны учителя, снабжение техническими и иными средствами изучения материала, а также возможность общаться друг с другом.
Снабжение средствами изучения материала — это, вероятно, самый актуальный фактор на сегодняшний день. Егор Алексеевич Королёв — учитель профильного журналистского класса при Санкт-Петербургском государственном университете поделился несколькими полезными советами, которые смогут помочь мотивировать учеников и вызвать у них интерес к учёбе:
Необходимо использовать для обучения смартфоны и планшеты.
«Не говорить детям "ах вы злодеи, уберите свои телефоны". Нет. Правильно будет "возьмите телефоны и давайте займемся делом". То есть будем учиться, развлекаясь».
В Госдуму будет внесен законопроект о базовой ставке учителя не ниже двух МРОТ. В ближайшие две недели депутаты Государственной Думы Олег Смолин и Николай Коломейцев внесут в нижнюю палату парламента предложение о закреплении ставки заработной платы педагогических работников на уровне не ниже двух региональных МРОТ.
Профсоюз «Учитель» разработал и представил в мае 2018 г. на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ предложения по совершенствования системы оплаты труда педагогов. Одной из главных проблем существующей модели оплаты труда является рост трудовой нагрузки на учителей (как по ведению уроков, так и за рамками учебных часов), за счет которого чиновники имеют возможность отчитываться о росте зарплат. Это неизбежно негативно сказывается на качестве образования, состоянии здоровья педагогов, ведет к оттоку из сферы образования лучших кадров.
В начале ноября 14 учеников нашей школы приняли участие в отборочном туре Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников "Страница 19". Двое из них, в соответствии с квотой, прошли в полуфинал в регионе и получили дипломы полуфиналистов. Одна из девушек -- моя ученица из 10 класса. Она получила по 5 баллов по всем критериям. Высшая оценка по каждому критерию -- 6 баллов. Конкуренция была жёсткой и жюри строгое. В его составе были доктор филологических наук, поэтесса-- бард, артистка, чиновники сферы образования.
Буквально - «что вижу - то пою» Вернее поют на сцене дети… Сегодня в школе репетиция к предстоящему празднику А я сижу и получаю удовольствие от наблюдения, да ещё и под музыку.
И вот, например, что я наблюдаю… В актовом зале школы собралось сразу несколько классов. Как это бывает на репетициях - одни на сцене, другие ждут своей очереди. Короче - процесс долгий, и отчасти тягомотный… Прогон, еще прогон… Время съедается много. Жалко времени… И вот я вижу, что многие дети (не все, но большая часть) пришли с книгами и в перерывах, в моменты ожидания – читают. Реально читают каждый свое. Настолько заинтересованно, что когда их строят в колонны, чтобы подниматься в класс, – продолжают читать, стоя в рядах одноклассников… Ну, вобщем, и правильно - чего время-то терять зря…
А говорят, что дети не читают…
В чем секрет? В педагогически грамотной постановке дела. Классу - перед тем как спуститься в актовый зал - было предложено зайти в библиотеку и взять книги для чтения дома. И потом сразу без захода в класс – они отправились на репетицию, с книгами под мышками.
Так у детей появляется позитивный опыт вместо скуки и драки занимать себя чтением
По сообщению на сайте Оксфордского словаря, в нынешнем году словом года – Word of the Year 2018 – стало прилагательное «toxic» (токсичный), синонимами его можно употребить слова «ядовитый», «отравленный».
Прилагательное «toxic», определяемое как «ядовитый», впервые появилось на английском языке в середине XVII-го века от средневекового латинского «toxica», что означает «отравлено» или «проникнуто ядом».
По мнению экспертов, в нынешнем году интерес к «toxic» сильно вырос, а поскольку прилагательное использовали в совершенно разных контекстах и в самых обсуждаемых темах года, поэтому неудивительно, что «toxic» стало выбором Word of the Year. Данные сайта показали, что наряду с 45%-ным увеличением количества просмотров страницы со значением этого слова на oxforddictionaries.com, за последний год слово «toxic» использовали в различных контекстах, как в его буквальном, так и в более метафорическом смысле.
Завершая тему итогового сочинения, размещу выдержку из задания этого года:
"В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал".
Это к вопросу, можно ли использовать в качестве примеров произведения мировой литературы. Ответ однозначный: можно. Об остальном говорено-переговорено. С почином вас в государственной итоговой аттестации!
Напоследок ещё одна подсказка. Повесть В. Распутина "Уроки французского" об уроках доброты и... жестокости. Как, по-вашему, к своим ученикам относятся Лидия Михайловна и директор Василий Андреевич: кто из них по-человечески вам более симпатичен?
Лидия Михайловна по-человечески пожалела одинокого полуголодного ребёнка. Игра для учительницы стала единственно возможным средством поддержать своего ученика: на вырученные деньги он мог купить себе немного еды
Формально директор поступил правильно. Однако его решение жестокое: он даже не попытался разобраться в том, чему сам стал свидетелем. Ведь учительница делала всё, что было в её силах. Интересовался ли директор тем, как живут ученики, каждый ли день удаётся им хоть немного поесть? Директор мог расспросить обоих или поговорить с учительницей наедине, а потом принимать решение об её увольнении.
Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.
Прекрасным материалом для сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?
Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
Нужно ли современному человеку мечтать?
Какой может быть настоящая мечта?
Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
Повесть А. Грина "Алые паруса" можно использовать в качестве одного из аргументов.
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).
Направление "Отцы и дети" уже стало привычным для нас. Перед экзаменом посмотрите ещё раз темы. Вся русская классика о взаимоотношениях отцов и детей. И в реальной нынешней жизни примеров-иллюстраций (почему-то они называются аргументами?!) предостаточно. Только не увлекайтесь и пишите грамотно, излагайте свои мысли литературным языком.Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
Именно о том, как музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая величие и могущественную силу этого искусства.
Направление "Искусство и ремесло" мне кажется непростым. Во всяком случае я ни разу не писала сочинение об этом. О чём здесь можно поразмышлять? О гении и бездарности, о том, где кончается ремесло и начинается искусство, о силе воздействия искусства на человека (об этом у меня было сочинение, только в формате ЕГЭ), о предназначении художника и многом другом. Посмотрите только, какие разные темы придумали по этому направлению.
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время не властно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?