Сообщение об основных направлениях итогового сочинения появятся в ближайшие дни.
Итоговое сочинение пройдёт 4 декабря 2019 года.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 сентября 2019
01 сентября 2019
Рекомендации по написанию итогового сочинения в 2019 -2020 учебном году
ссылка Рекомендации по написанию итогового сочинения в 2019 - 2020 учебном году (направления сочинения 2019 - 2020 года пока не опубликованы).
31 августа 2019
Летнее чтение: последний день
Сегодня без комментариев и заметок. Просто фото обложек прочитанных на днях книг. Трагическая жизненная история, "детектив высшего качества" (так сказано на форзаце) и иллюстрированная хронология (репринтное издание).
Всё: закончились золотые деньки, когда можно было читать запоем. Наступили трудовые будни: уроки, конспекты, тетради, отчёты, классные часы, внеурочка... Поставим многоточие. Оно как открытый финал.
29 августа 2019
Региональная августовская педагогическая конференция
Присутствовала на пленарном заседании региональной августовской педагогической конференции "Национальный проект "Образование": формула изменений".
Во-первых, приятное. На совещании врио губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин вручил моей коллеге учителю русского языка и литературы Алле Ивановне Золотниковой Почётную грамоту министерства просвещения Российской Федерации.
Во-вторых, то, что услышала на этом собрании астраханских учителей, было интересным (в иных местах просто увлекательным).
https://www.astrobl.ru/news/114338 по ссылке официальное сообщение о совещании.
На нём выступили также представитель издательства "Просвещение", директора областного техноцентра и социальн-педагогического колледжа, студент Астраханского колледжа вычислительной техники.
Что интересного?
О детской организации для учеников 1 - 4 классов "Сентябрята". (Узнаю подробности -- напишу в блоге).
О возрождении шефства старшеклассников над младшими школьниками (возвращение к институту вожатых).
О кванториумах в нашей области -- не только стационарных, но и двух мобильных, которых ждём.
О необходимости формировать функциональную грамотность прежде всего самих учителей и обязательно учеников.
Разумеется, в первых строках говорилось о региональных проектах "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Цифровая бразовательная среда", "Современная школа", "Поддержка семей, имеющих детей". О том, что делается, какие проблемы и перспективы.
Из буклета к конференции.
На нём выступили также представитель издательства "Просвещение", директора областного техноцентра и социальн-педагогического колледжа, студент Астраханского колледжа вычислительной техники.
Что интересного?
О детской организации для учеников 1 - 4 классов "Сентябрята". (Узнаю подробности -- напишу в блоге).
О возрождении шефства старшеклассников над младшими школьниками (возвращение к институту вожатых).
О кванториумах в нашей области -- не только стационарных, но и двух мобильных, которых ждём.
О необходимости формировать функциональную грамотность прежде всего самих учителей и обязательно учеников.
Разумеется, в первых строках говорилось о региональных проектах "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Цифровая бразовательная среда", "Современная школа", "Поддержка семей, имеющих детей". О том, что делается, какие проблемы и перспективы.
Из буклета к конференции.
28 августа 2019
Первая после Пушкина: почему в СССР запрещали любимую писательницу гимназисток
ссылка
В школе мы сейчас читаем произведения Лидии Чарской на уроках литературы. Есть они и в программе по новому предмету родная (русская) литература.
Её обожали гимназистки со всей России, но вместе с рухнувшей империей закончилась и слава Чарской. В СССР её повести тут же запретили и вплоть до перестройки не печатали. Рассказываем историю детской писательницы, которая оказалась забытой.
В школе мы сейчас читаем произведения Лидии Чарской на уроках литературы. Есть они и в программе по новому предмету родная (русская) литература.
26 августа 2019
Как научить ребенка пересказывать текст?
ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ
О ВИДАХ ПЕРЕСКАЗА И СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕСКАЗУ
Сын приходит с прогулки
и начинает взахлеб рассказывать…
Торопится, эмоционально дирижирует
руками, чуть ли не подпрыгивает от
переизбытка чувств. В его повествовании
местоимения и междометия идут плотными
вагончиками: "А я!... А он того… А мы
хотели! А она взяла и так сказала!"
Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ,
и каким он должен быть
Пересказ — один из
важнейших видов работы, который объединяет
все предметы в школе, как гуманитарные,
так и технические. Обычно под пересказом
понимают изложение прочитанного текста
своими словами.
Важно! Ребенка нужно
учить не столько пересказу, сколько
пониманию текста. Порочная практика
механического пересказа или простого
заучивания отдельных предложений и
абзацев приводит к тому, что в памяти
остаются пробелы: тема не понята, а
значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям
не мешает помнить о том, какие требования
предъявляются к пересказу:
- Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
- Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
- Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
- Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
- Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться
пересказывать текст, дети должны уметь
работать с ним: выделять самое главное,
конспектировать, обращать внимание на
богатство языка», — говорит Шатханова
Наталья Борисовна, учитель русского
языка и литературы с 30-летним стажем
работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ"
Осинского района Иркутской области,
Россия.
Виды пересказа
Вид
пересказа
|
Возможные
проблемы
|
Как
это исправить
|
Подробный,
близко к тексту.
Самый
распространенный вид пересказа, когда
текст нужно изложить максимально
точно и близко к оригиналу
|
Неумение
начать пересказ
|
Ни
в коем случае не заучивать фразы! На
этапе анализа теста проработать
несколько вариантов начала пересказа
|
Подробное
воспроизведение первых абзацев и
искажение информации в заключительной
части
|
Поможет
тщательный анализ текста и предварительный
пересказ всего произведения по абзацам
(смысловым частям)
|
|
Обеднение
языка
|
Важно
при чтении и анализе текста обращать
внимание на художественные приемы,
литературные средства выражения,
образность языка, синтаксис
|
|
Скучность
пересказа
|
Эмоциональное
восприятие поможет оживить иллюстрирование
текста. Рисунки могут рисовать сами
ученики, а можно предложить подборку
готовых иллюстраций. Постепенно
иллюстрирование должно перерастать
в словесное (кстати, это тоже один из
видов пересказа)
|
|
Выборочный.
Предполагает
воспроизведение лишь части текста,
которая соответствует поставленному
вопросу
|
Неумение
выбрать правильный отрывок текста,
соответствующий заданию
|
Поможет
составление плана текста с выделением
ключевых моментов
|
Сжатый.
Самый
сложный вид пересказа, когда требуется
своими словами КРАТКО передать суть
рассказа
|
Нарушается
логика повествования или исключаются
важные факты
|
Не
допускайте механического сокращения
текста. Важно научить правильно
выделять главные мысли, составлять
план текста (от простого к развернутому
и наоборот)
|
Неумение
передавать содержание диалогов
|
Поработайте
над косвенной речью
|
25 августа 2019
Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы
В минувшую пятницу приняла участие в семинаре на тему "Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся". Провела его для нас (учителей собралось очень много -- дополнительные стулья вносили в лекционный зал "Аквариум") методист издательства "Русское слово" Елена Алексеевна Виноградова.
Кратко об этих самых аспектах.
Мотивация учащихся.
Проектная деятельность.
Проблема формирующего оценивания.
Рефлексия в конце урока.
Елена Алексеевна -- замечательный лектор. Она представила всё это подробно, с примерами, лекцию можно было спокойно законспектировать (манера речи у спикера этому способствовала в полной мере).
Что произвело особое впечатление на меня?
"Летучая" оценка в форме письменной рефлексии.
Учащимся предлагается в течение 5-7 минут на отдельном листке письменно ответить на следующие вопросы:
1. Что лично мне дало изучение этой темы?
2. Какую оценку ты хотел получить? Объясни свой результат.
Работа проводится после контрольной по теме. По результатам рефлексии учитель проводит коррекцию знаний. Листки с ответами учащихся сохраняются в их портфолио, чтобы в конце года можно было подвести итоги изучения курса.
И ещё одно.
На итоговом занятии в 9-11 классах учитель предлагает из написанных за год сочинений выбрать три самых лучших. Объяснить свой выбор.
Последнее.
Об электронной форме учебника (ЭФУ). К сожалению, в нашей школе пока таких учебников нет.
Разумеется, на семинаре не обошлось и без разговора об устном собеседовании в 9 классе и введении курсов русского (родного) языка и родной (русской) литературы.
23 августа 2019
Поэзия андеграунда в школе
Вчера написала заметку о концептуализме, а сегодня попала на лекцию кандидата филологических наук, доцента факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета А.А. Журбина. Его лекция называлась "Поэзия андеграунда в школьном курсе литературы". Потрясающая лекция, потрясающий спикер! Почти два часа Андрей Алексеевич рассказывал о поэтах альтернативного (нонконформистского) искусства и... читал их стихи наизусть. Я не такая уж рьяная поклонница Алика Ривина или Николая Глазкова, Роальда Мандельштама или Глеба Горбовского, но теперь найду их стихи и прочитаю. Дополню список для тех, кто заинтересуется поэзией андеграунда: Леонид Чертков, Николай Шатров, Валентин Соколов, Сергей Чудаков, Леонид Аронзон, разумеется, Иосиф Бродский.
Из теории (самое главное). Идентификаторы андеграунда:
-- социально-политическая критика советского режима;
-- эротика (порнография);
-- религиозная пропаганда;
-- "формалистская" эстетика.
Фото с семинара в нашем институте повышения квалификации учителей "Платформа". Выступает А.А. Журбин.
Стихотворение про некрасивого кота Иосифа Бродского (где-то в блоге я уже обмолвилась: мной не любимого).
Он был тощим, облезлым, рыжим,
Грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
А ночами сидел в подвалах.
Он был старым и очень слабым,
А морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
Точно так же, как стынут ноги.
Но его никогда не грели,
Не ласкали и не кормили.
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.
Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят.
Кто-то должен любить некрасивых.
<Иосиф Бродский>
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170516/29587/Грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
А ночами сидел в подвалах.
Он был старым и очень слабым,
А морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
Точно так же, как стынут ноги.
Но его никогда не грели,
Не ласкали и не кормили.
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.
Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят.
Кто-то должен любить некрасивых.
<Иосиф Бродский>
Очень понравилось это стихотворение. Говорят, что лучше воспринимается ранняя лирика Бродского.
22 августа 2019
Проекты КИМ ГИА 2020 года
19-20 августа 2019 года на сайте ФИПИ в разделах ЕГЭ и ГВЭ-11, ОГЭ и ГВЭ-9 опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года - демоверсии, спецификации и кодификаторы.
Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ГИА.
Все замечания и предложения принимаются на адрес электронной почты: fipi@fipi.ru до 01 октября 2019 г.
Заметки к уроку: о концептуализме простыми словами
Концептуализм (соцарт) – стилевое течение в русской поэзии 1970-х–начала 1990-х годов, с началом "перестроечной" эпохи переставшее быть "подпольным". Его относили к андеграунду – "подземным", "подпольным", неофициальным явлениям в искусстве и литературе в доперестроечную эпоху. Со второй половины 1980-х годов его статус, естественно, изменился. Авторы: Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Игорь Иртеньев и др.
Концептуализм (от слова концепт – "идея") вначале заявил о себе не у нас в стране. На Западе концептуализмом называлось искусство, рассматривающее произведения как способ демонстрации понятий, употребляемых в различных сферах жизни общества.
Основные цели, которые ставили перед собой концептуалисты (соцартисты), следующие:
- развенчание официальной идеологии, соцреализма (как и соцарт);
- язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;
- концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.
Источник Крючков В.П.: Русская поэзия XX века. Концептуализм (соцарт) как отечественная версия постмодернизма: статья о концептуализме в русской литературе 20 века.
Из концептуального искусства
Название: "Что нужно знать о концептуализме" ссылка
Игры разума ссылка
Инсталляция с дровами ссылка
21 августа 2019
Летнее чтение: "Метель"
Название книги сразу же вызывает ассоциацию с пушкинской повестью. Нет, это не про неё. Автор: Владимир Сорокин. Повесть "Метель".
Из аннотации к произведению.
Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда в снегу среди лесов и полей взялись хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Всё это -- повесть Владимира Сорокина.
Владимир Георгиевич Сорокин – один из наиболее читаемых, глубоких, ярких и скандальных современных российских писателей, каждая книга которого становится событием и вызывает бурные дискуссии в литературной среде. Представитель русского соц-арта и концептуализма – лауреат множества престижных наград, включая премию Грегора фон Реццори, «Народный букер», «Большую книгу», «НОС», Liberty, номинант на британскую Booker Prize.
Далее: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-sorokin.html
Далее: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-sorokin.html
Что бы я выделила из этой заметки? Владимир Сорокин действительно скандальный писатель и что он представитель соц-арта и концептуализма. Я читала его "Теллурию" и "Сердца четырёх". Последний роман тошно читать... но дочитать хочется. Вот заметки о нём.
Художественная инсталляция? Творческий эксперимент? Научный опыт? Или - антинаучный? Попытка протеста - или самоосознания? А быть может, просто игра? Все мины предельно серьезны, выбор инструментов же не стеснен никакими рамками: убийства, копрофилия, каннибализм, содомия. Все происходящее - крайне важно для них, не стесненных никакими рамками в принципе. Ведь останутся только - Сердца Четырех. Роман "Сердца четырех" Владимира Сорокина гордо носит лавры одного из самых скандальных и отталкивающих литературных произведений эпохи... а быть может - вообще литературы как таковой. Концептуализм на грани фола и эстетика за порогом тошноты - будто обещающие осилившему возможность невообразимого катарсиса.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000367172-serdtsa-chetyreh-vladimir-sorokin
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000367172-serdtsa-chetyreh-vladimir-sorokin
Кстати, "Метель" не такая похабная. И приходится признать без обиняков: писатель талантлив и интересен читателю. И не только по причине ярко выраженной сатирической направленности его книг. Вывертами ума, я бы сказала, мистикой и тем, что не такой он писатель, как мы привыкли.
14 августа 2019
Нужно ли зарабатывать на репетиторстве?
Что мешает школьникам самим подготовиться к экзамену? Ответ пришёл как-то неожиданно сразу: обыкновенная человеческая лень. Инертность, в своём роде. Помните? «Все побежали, и я побежал».
ссылка читать
Идеальная картинка школы репетитора, которую рисуют родители. Фото pixabay.com |
11 августа 2019
В России впервые пройдет Культурный диктант
ссылка
Первый Культурный диктант пройдет 1 сентября и покажет знания школьников о театре, музыке, литературе, кино, живописи и архитектуре. Старт пилотного проекта состоится в Ярославской, Тульской, Саратовской и Новосибирской областях, а также в республиках Татарстан и Коми.
"Отель", "Подземка" и "Хрестоматия Тотального диктанта"
В каникулы я дорываюсь до чтения, как голодный до еды или умирающий от жажды в пустыне до воды. В учебное время учителям читать некогда. Навёрстываем упущуенное и утоляем свой книжный голод летом. Вот и нынче пополнила свой читательский багаж интересными произведениями. Прежде всего художественными. Притом читаю порой сразу несколько книг. Почему? Одни с телефона, другие бумажные. Что под рукой окажется -- той книжке и честь оказываю.
"Аэропорт" Артура Хейли все взрослые читатели знают, и вот "Отель".
Артур Хейли (1920 - 2004) -- один из самых популярных американских писателей ХХ века. В чём секрет успеха романов Артура Хейли? Почему совокупный тираж его книг превышает 200 млн. экземпляров и они переведены на 40 иностранных языков?
Времена меняются, а механизм работы отеля, аэропорта, несмотря на технический прогресс, остаётся тем же. Хейли описывает этот механизм в мельчайших подробностях, причём описывает просто, понятно и очень увлекательно...
"Подземка" Харуки Мураками -- выдающегося японского прозаика -- о жертвах зариновой атаки в токийском метро в 1995 году. Произведение о японцах, написанное ими самими, -- и уникальное повествование, актуальное в любой стране, пока в мире существует угроза терроризма.
И наконец, "Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной". В книге собраны статьи о тотальном диктанте и тексты, начиная с 2010 года.
Цитата. "Тотальный диктант тем самым способствует развенчанию двух распространенных мифов о русском языке – о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность. И теперь посмотрим еще раз на число отличников. В диктанте уже принимают участие свыше 200 000 человек, и что говорят нам эти цифры – два процента пятерок (а четверок – намного больше)? Эти цифры свидетельствуют о том, что несколько тысяч человек написали неадаптированный текст, изобилующий пунктуационными трудностями, содержащий орфограммы и слова, которые не изучались в школе, без ошибок или с минимальным количеством ошибок. А ведь далеко не все участники диктанта – филологи, редакторы, корректоры. Так что результаты Тотального диктанта опровергают еще один миф – о тотальной безграмотности носителей русского языка."
Нет, не безграмотные мы, свой родной язык любим и уважаем и готовы в выходной день прийти и написать совсем нетотальный (нестрашный) Тотальный диктант. Свидетельствую вам как организатор этого мероприятия в нашем городе.
Нет, не безграмотные мы, свой родной язык любим и уважаем и готовы в выходной день прийти и написать совсем нетотальный (нестрашный) Тотальный диктант. Свидетельствую вам как организатор этого мероприятия в нашем городе.
10 августа 2019
Альтернативный учебник русской литературы: писатели, о которых не расскажут в школе
09 августа 2019
Решение задач ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, КДР
Сайт Подготовка к ЕГЭ Решение задач ЕГЭ ОГЭ ВПР КДР ссылка
Есть демоверсии ОГЭ по русскому языку и химии 2020 года.
Есть демоверсии ОГЭ по русскому языку и химии 2020 года.
08 августа 2019
"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои
"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои: Как пишет сама Гузель Яхина, «это роман о страстной любви:
Летнее чтение: "Золотой трон"
Книги как своеобразные гиперссылки: читаешь и вдруг встречаешь нечто необычное или непонятное, требующее пояснения или уточнения -- и хочется найти объяснение, подтверждение факту, событию, словам автора.
Со мною такое бывает, но как-то я на это не обращала внимания. Собралась написать о таком вот своём "аналитическом чтении", когда читала роман астраханской писательницы Марины Лазаревой "Золотой трон".
Об авторе можно почитать здесь
О романе. Второй исторический роман Лазаревой «Золотой трон» увидел свет в 2012 году. Вот что писала в 2012 году на страницах областной независимой газеты «Волга» обозреватель Нина Куликова: «…Вслед за «Ушедшими в никуда» — об исчезновении Хазарского каганата — молодая астраханская писательница Марина Лазарева в своём новом историческом романе «Золотой трон» обратилась к событиям эпохи Золотой Орды, к судьбе и походам великого завоевателя Тимура, к давнему величию и могуществу Хаджи-Тархана и его падению под нашествием сильного и дерзкого врага. Всё унесла река Забвения: «Скрылись в пучине вод современной Волги вместе с обрушившимися ее берегами и остатки древней культуры Хаджи-Тархана. Но и сегодня на правобережной стороне нынешней Астрахани на несколько береговых километров тянется гряда бугров – останки древнего города». Но роман — прежде всего о людях, что вершили историю, и большинство персонажей – реальные личности. Тут и Тимур, Тохтамыш, Мамай, и митрополит Алексий, великий князь Дмитрий Московский, Сергий Радонежский… И через всю книгу проходит ярко выписанный образ тибетского мальчика по имени Марфата, ему суждено было очутиться в самом центре событий, сотрясающих Улуг-Улус, возмужать и решать судьбу не только свою, но и города, который снился ему в детских снах, звал к себе и принял как родного сына. Город этот – Хаджи-Тархан, что будет не раз погибать и возрождаться, как птица Феникс.»
Хаджи-Тархан -- это город, существовавший в низовьях Волги, неподалёку от нынешней Астрахани. В романе меня заинтересовало всё, а поразили география (пространства от Тибета до Крыма, от северных русских земель до низовьев Волги, Самарканда и Герата с Кандагаром), факты биографий реальных людей -- героев романа, дотошность описаний событий, кровавых схваток... точные данные, сколько коней, фуража для них требовалось, к примеру, в войске Тимура, сколько пропитания, овец, верблюдов, котлов и прочей утвари для воинов и их семей надо было заготовить перед походом. И "полезла" я в список используемой литературы, которым завершается издание. Обнаружился... ещё один "роман"... Это к вопросу о гиперссылках и полезности обращения к ним.
Одним словом, по-настоящему хорошая книга не просто увлекает читателя, а заставляет работать его мысль, углубляться в тему, расширяет кругозор и развивает ум и сердце.
Одним словом, по-настоящему хорошая книга не просто увлекает читателя, а заставляет работать его мысль, углубляться в тему, расширяет кругозор и развивает ум и сердце.
07 августа 2019
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Грамматические загадки по русскому языку
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Грамматические загадки по русскому языку: 1. Загадочные синонимы-рифмы: Шум – грохот, Смех – ... (хохот). Хвала – одобрение, Удача –- ... (везение). Здесь – тут, Работа – .....
05 августа 2019
Заметки к урокам: цезура
М.В. Панов. Рассказы о русском стихе. Цезура. (В оцифрованном виде статьи не нашла, поэтому ссылки нет).
"Вот стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое можно перечитывать бессчётное число раз, и оно снова и снова приносит радость и счастье.
Выхожу • один я на дорогу;
Сквозь туман • кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, • пустыня внемлет Богу,
И звезда • с звездою говорит...
В каждом стихе после третьего слога следует цезура: третьим слогом оканчивается слово, и все эти три слога -- интонационная целостность. После цезуры -- вторая часть строки -- тоже является интонационной целостностью, единством.
Итак, цезура -- особое средство организации стиха: постоянное разделение, разрыв внутри стиха (стихотворной строчки)."
Получается, что цезура -- это перепад интонаций, фразораздел, пауза. М.В. Панов приводит примеры стихов, когда в слове, предшествующем цезуре, усиливается ударение или замедленно произносится ударный слог. Цезура вместе с другими особенностями стиха способна создавать его напевный характер. Она поддерживает выразительность и достоинство тактового стиха.
Какую практическую пользу ученик может извлечь из этой информации? (В школе всё теперь рационалистично и направлено на натаскивание к экзамену. Плохо это или хорошо -- другой разговор. Может быть, и хорошо: ведь спортсмен добивается высокого результата после изнурительных многочасовых тренировок. Значит, такие тренировки показаны и в освоении школьных предметов).
Во-первых, знание цезуры как литературоведческого термина необходимо тому, кто собирается сдавать литературу. Во-вторых, (это для всех девятиклассников) помогает научиться выразительно читать. Пусть на устном собеседовании тексты прозаические, но умение сделать при чтении правильный фразораздел будет нелишним. И наконец, в-третьих, эстетическая сторона дела: звучание стиха, его напевность, эти волны и перепады, преграды. Цезуры как бы увеличивают число преград. Почитайте стихи из ранней книги Б. Пастернака "Поверх барьеров"... "Цезура вместе со всей ритмикой превращается в метафору, в звуковое подобие самых глубоких основ поэзии Б. Пастернака." (М.В. Панов).
Итак, учитесь читать!
03 августа 2019
О юбилее ГПУ ... и влиянии литературы на нашу жизнь
В.Я. Пропп о парадоксе 1960-х:
В 1967 году Пропп сделал удивительную запись в дневнике:
Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. «Ревизор» не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни, а у нас казнены уже миллионы, а палачи возведены в газетах в герои. Юбилей ГПУ — с музыкой и спектаклями, а те, кто видел наши застенки (я видел и кое-что знаю), только и могут, что сидеть по углам и быть незаметными. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы. Самые великие никогда не поучали (даже хотели этого), они были.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)