08 мая 2020

Номер 138805

После вчерашнего своего сообщения в блоге о хлебе и воспоминаниях об отце, о том, что он пережил в немецком плену, не могу не написать ещё и об этом. Голод, когда была съедена заключёнными (об этом рассказывал отец) вся трава, только-только пробившаяся весной, голод, от которого можно было озвереть. Нестерпимые мучения от холода. Непосильный труд в шахтах, на заводах. Постоянное ожидание смерти от пули надзирателя,  даже от пинка -- много ли надо живому скелету. Но была в тех людях неведомая фашистам сила -- вера, надежда и сострадание...
-- Пан, есть ли у Вас книга об Освенциме на русском языке?
Он, видимо, сразу не понял, попросил повторить.
-- Книга. На русском языке.
-- Ах, по-русски.
Он подаёт мне книгу, выпущенную издательством Государственного музея в Освенциме "Освенцим в глазах СС". Пан Бронислав Бернадский жестом просит книгу назад и молча пишет на форзаце цифры 138805. Так же не говоря ни слова, он показывает на запястье левой руки несмываемый номер 138805 -- его лагерный номер. Он был узником Освенцима. 
Тогда, в 1975, ещё пускали русских в этот страшный музей (сейчас, я слышала, уже не пускают). Читаю свою старую статью в газете о  поездке в Польшу и воочию вижу подробности экскурсии в Освенцим: бесконечные бараки,  многоэтажные нары внутри, грубо сколоченные столы, алюминиевые плошки, арестантские лохмотья. В следующих бараках пирамиды из чемоданов, взрослой обуви и детских ботиночек, сандаликов. Горы человеческих волос. А дальше спуск в подземелье, в карцеры для заключённых. Рельсы в печь  и сама эта печь -- крематорий, в котором сжигали пленных. Нам только рассказывали о медицинских экспериментах, которые проводили фашисты в этом лагере. Показать ничего не показывали. Нормальная человеческая психика этого выдержать не может.
Мой отец тоже был приговорён к сожжению. В том лагере, где он находился, всё было так же, как в Освенциме. Остался живым благодаря тому самому состраданию, милости к ближнему и верности в дружбе. Сосед по нарам предложил моему Василию Фёдоровичу поменяться номерами (к счастью, в их лагере их не выкалывали на теле заключённых) -- чтобы вместе со своим другом разделить смертную участь. Он сгорел вместе с товарищем, а отец, благодаря ему, остался жив. 
Оставляю эти записки, чтобы потомки помнили. Мой отец прошёл через это. Я своими глазами видела восстановленные с помощью живых свидетелей картины (теперь это обозначается словом инсталляции) этих ужасов. 
Помните, люди! Через века, через года помните! (Да простит мне поэт, что не буквально цитирую его слова).

07 мая 2020

О хлебе насущном

В буквальном смысле о хлебе насущном. Ржаном, пшеничном, французском батоне, городской булке... Находясь на самоизоляции, я редко хожу в магазин. Сделаю закуп продуктов -- и вроде всё есть. Можно неделю не беспокоиться. Вот только хлеба не хватает. Не запасёшь его на неделю, десять дней. И знаете, я ощущаю дискомфорт. Без хлеба и еда не такая вкусная, иной продукт (селёдка, к примеру, икра) без хлеба вообще не лезет в рот. Можно, конечно, испечь блинчики, оладушки, пирожки. Но  не заменят они русскому человеку хлеб.
А теперь вспомним о военном пайке. В действующей армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года, рацион обычного солдата состоял на 80% из хлеба, его полагалось 800 граммов. В блокадном Ленинграде рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, остальные -- по 125 граммов. "Хлеб войны. Каким он был?" -- подробно обо всём этом по ссылке https://www.edlinhleb.ru/articles/hleb-vojny-kakim-o-byl/ © www.edlinhleb.ru
Вспоминаю своего отца. Он еле выжил в немецком плену. Так и остался на всю жизнь худым и болезненным. К хлебу он относился не просто бережно -- трепетно. Так и вижу сейчас мысленно, как он сметает со стола крошки в сложенную ковшиком сухонькую ладошку и отправляет их в рот. И жизнь уже вроде бы наладилась. Хлеб был и другая еда в хозяйстве в деревне водилась. Нормальная еда: мясо, молоко, яйца, картошка, овощи с огорода,  сахар, муку, макароны, крупы покупали оптом, чтобы не бегать каждый раз в магазин. Сладостями тоже, детей в особенности, баловали. Но жила в моём Василии Фёдоровиче какая-то там память (на уровне подсознательном что ли) о хлебной крошке, которая была бесценна в бесчеловечных условиях концлагеря.
Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных, был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в германском рейхе 21 декабря 1941 г. Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывающих, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов. Источник
И ещё об одном воспоминании из детства расскажу. В 60-е годы прошлого века хлеб в магазинах продавался на вес. К буханке обычно (чтобы выходил точно килограмм хлеба) продавщица добавляла маленький кусочек -- довесок. Какое великое искушение было съесть этот  мягкий, ароматный, с поджаристой корочкой кусочек по дороге домой! За это не ругали.
... Нам, вполне себе упитанным и сытым, грех жаловаться и ныть постоянно в многочисленных комментариях в Интернете. Просто надо погуглить другие сайты, познакомиться с документами и свидетельствами очевидцев, узнать, как люди выживали, и сравнить своё житьё-бытьё   с тем, что было...

06 мая 2020

"Искусство лёгких касаний"

Какие ассоциации у вас возникли при этих словах? Можно догадаться какие. А это название романа Виктора Пелевина. Удосужилась сегодня прочитать. В нём всего 270 страниц. Полдня чтения с перерывом на перекусы и попить чайку. Так вольно пишу потому, что роман, как и другие у Пелевина, невообразимая смесь обыдёнщины и мистики, политики и мифологии, фантастики и грубой реальности, химеры и гаргойли,  древние тайные общества и современные спецслужбы. Столько "лёгких касаний", что до их искусства так и не доберёшься до самого конца. До смысла то есть. И серьёзно относиться к этому, анализировать как-то неловко.
В аннотации сказано о неповторимой манере автора собирать мозаику из несовместимых фрагментов. Я бы сравнила   эти фрагменты романа с беспорядочно рассыпанными  деталями какого-нибудь огромного лего  из тысяч десяти деталей, который попробуй собери даже при помощи подробной инструкции. Но послевкусие (этим заканчивается аннотация) остаётся. Почему? Потому что удивляешься умению? манере?автора так писать. Пришло на ум: сон разума рождает чудовищ. Об этом тоже есть в романе.
Вспоминается, как лет  сорок пять назад читала Фолкнера и Пруста. Манера вроде бы та жа: ассоциации, аллюзии, поток сознания... Было  удивление  неискушенного читателя, воспитанного на классике и советской литературе. Удивлялась и сегодня. Пелевин, пожалуй, будет позабористей тех зарубежных классиков...

Непонятки с экзаменами... можно ничего не делать

Из-за коронавируса мир пошатнулся. Весь мир -- это ясно. А я имею в виду наш -- школьный уклад жизни. Непонятно, будут ли 9-классники сдавать экзамены (Сергей Кравцов, министр просвещения РФ: «В отношении девятых классов пока принято решение, что итоговая аттестация состоится по двум предметам — русскому языку и математике. Возможно, мы примем решение, которое освободит 9-классников от итоговой аттестации, аттестация пройдет по текущим оценкам»). Да и 11-классникам может повезти (Сергей Кравцов: «Мы прекрасно понимаем, что зачисление в высшие учебные заведения мы не можем провести без единого государственного экзамена. Пока решено экзамены проводить с 8 июня. Но я не исключаю, что после праздников, после 12 мая, возможно, это решение будет скорректировано в зависимости от той ситуации, которая будет»).
Подобные непонятки и состояние в режиме ожидания расхолаживают. Выход, по-моему, может быть такой: не хочешь ничего делать -- не делай. Отдыхай на здоровье. Почувствуй, наконец-то, себя свободным от всяких забот и тревог. А что? Имеем право.

03 мая 2020

Режим самоизоляции, удалёнка и пр.

Как и все, нахожусь в самоизоляции: выходить из дому нет особой необходимости. Это, во-первых. А во-вторых, всё время занимает работа на так называемой "удалёнке". У нас, как и везде, школа на дистанционном обучении. Приходится делать понятные, притом очень короткие (500 знаков) описания уроков, отыскивать видеофрагменты по каждой теме (собственные видео делать в таких условиях считаю нерациональной тратой времени), проверять очень много работ учеников в форме фото, голосовых сообщений, документов гугл, сообщений в Дневнике.ру (это наша платформа на дистанционном обучении). С телефоном не расстаюсь ни на час. За месяц удалёнки использовала весь лимит (1200 сообщений, 1200 минут разговоров). Трафик Интерната, по-моему, тоже на пределе. В-третьих, родительский и другие чаты отнимают массу времени. Родительские собрания, классные часы, разные акции онлайн... В этом круговороте неотложных дел невозможно найти время для блога. Да что там время -- мыслей и идей в голове никаких... 
Очень мы -- учителя -- заняты во время дистанционного обучения.

14 марта 2020

4 навыка, которые должна формировать школа 21 века

4-navyka-kotorye-dolzhna-formirovat-shkola-21-veka
Какие навыки и умения должна давать современная школа? Отвечают исследователи Высшей школы экономики. 
Исследователи ВШЭ подготовили практические рекомендации для педагогов и предложили вести уроки по-новому, пишет «Российская газета». Рекомендации основаны на лучших практиках самых успешных стран — Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Японии и стремительно развивающегося в сфере образования Вьетнама. Самое главное — это так называемые 4 «К»: критическое мышление, креативность, коммуникативность и кооперация. 
Какие человеческие качества помогут быть успешными в 21-м веке? Любопытство, инициативность, настойчивость, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомленность. 
Какие виды базовой грамотности нужны для того, чтобы освоить хорошую профессию и состояться в ней? Языковая, числовая, естественно-научная, цифровая, финансовая, гражданская и культурная. 
Исследователи ВШЭ также проанализировали, как самые важные навыки 4 «К» соотносятся с нашими школьными стандартами, учитываются ли хоть как-то требования времени в наших программах? Оказалось, все не так уж и плохо, теоретически совпадений много. Но весь вопрос в том, что уроки надо проводить по-новому. Например, могут помочь «перевернутые» уроки, когда ученик дома читает теорию, изучает вопрос, а на уроке выполняет только практическую работу. Впрочем, как наши школьники будут самостоятельно что-то изучать, если, как показало последнее исследование PISA, у нас лишь 15-16 процентов учеников-подростков в состоянии прочитать текст и понять основную мысль? 
Еще несколько вариантов обучения — ученикам дают задания, где предполагается несколько ответов; групповое задание, когда дети работают небольшой командой или в паре, и не 45 минут. Например, на работу над темой или проектом им дается неделя. Понятно, что рассадка за парты в три ряда в этом случае мало годится. Можно предлагать ученикам задания, связанные с поиском информации из открытых источников. Или задачи, которые требуют поиска информации по другим предметам. Компьютеры, планшеты, смартфоны приветствуются — куда же без информационной среды? В конце урока — небольшое интервью: что понравилось на уроке, что ученик смог узнать лучше? А потом — групповое обсуждение, и надо позаботиться о том, чтобы провести его как можно раньше. В этот же день или на следующий. И главное, учитель перестает быть вещателем и становится консультантом. 

09 марта 2020

ФИПИ назвал минимальные баллы ОГЭ для поступления в профильные классы

fipi-nazval-minimalnye-bally-oge-dlya-postupleniya-v-profilnye-klassy
ФИПИ разработал рекомендации для школ, с каким количеством баллов ОГЭ учеников девятых классов могут взять в профильный десятый класс. 
Чтобы претендовать на профиль по русскому языку, надо набрать на ОГЭ не меньше 26 баллов (пятерка начинается с 29-ти), сообщает «Российская газета» со ссылкой на Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). 
Для математики правила другие. Хотите в естественно-научный профиль? Надо набрать не меньше 18 баллов. Будущим экономистам достаточно 18 баллов, для физико-математического профиля — 19. 
Хотите в профиль по физике? Зарабатывайте на экзамене хотя бы 30 баллов из максимальных 43-х. 
В профиль по химии возьмут, если получено от 27 баллов, в биологический класс можно писать заявление, если ты набрал от 33 баллов на ОГЭ. Для географического надо получить 23 балла, а если мечтаете об историческом профиле, то минимум для претендента — 24. 
А если в вашей школе уже есть профильный класс и в нем заполнены все места? Педагоги будут смотреть на то, как школьники сдали ОГЭ и выбирать будущих учеников по баллам. По идее, если ученик непрофильного класса сдал предмет лучше, чем тот, что учится в профиле, предпочтение должны отдать более грамотному школьнику.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/fipi-nazval-minimalnye-bally-oge-dlya-postupleniya-v-profilnye-klassy/?

01 марта 2020

После уроков: Презентация на тему "Работа над сжатым изложением"...

После уроков: Презентация на тему "Работа над сжатым изложением"...: От слова изложение у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладони? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за ...

УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Бушменам не варкается

УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Бушменам не варкается: Древо индоевропейских языков  Лингвисты из Новой Зеландии и Нидерландов нащупали непреодолимый барьер между людьми разных культур: это н...

14 января 2020

Ещё раз о том, как писать сочинение на ЕГЭ

Поговорим о композиции и алгоритме написания сочинения. Как же писать сочинение? В каком порядке? С чего начать? Тут важно понимать следующее: не надо пытаться писать сочинение так, как написано в задании по порядку. Начинать писать сочинения с поиска проблемы - это верный путь к плохому результату. Итак, давайте разберемся, так с чего же начать писать и чем закончить наше сочинение, чтобы получить максимальный балл.

Алгоритм работы (Как работать, с чего начать, как работа должна выглядеть в черновике?):


1) Определяем тип текста (художественный или публицистический).

2) Находим авторскую позицию. В художественном тексте позиция не выражена в каком-то определенном предложении. В публицистическом тексте может быть много авторских позиций.   

3) Формулируем проблему в зависимости от типа текста. (в виде вопроса или в форме Р.П.)

4) Ищем важные для понимания проблемы предложения и фразы. Из них составляем комментарий, не забывая пояснить каждый пример, а также связать их по смыслу между собой.

5) Формулируем свою позицию, не забывайте раскрыть ее и объяснить, почему так думаете.

6) Подтверждаем позицию. (можно приводить как пример из литературы, так и пример из жизни, еще можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.)

6) Работаем над введением, заключением, микровыводами и связками между частями. Если введение в некоторых ситуациях можно опустить, то заключение необходимо писать обязательно, как и микровыводы по некоторым частям (более подробно см. в других разделах)

7) Проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на:

- соотнесённость глагольных форм
- пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию)
- лексические повторы 
- фактические ошибки
- орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов)
- речевые и грамматические ошибки

Изучите раздел "Типы ошибок 

Ну а после проделанной на черновике работы, составляем сочинение из получившихся частей вот в такую композицию:

Композиция сочинения (Как сочинение должно выглядеть в чистовом варианте):

1) Вступление.
2) Формулировка проблемы.
3) Комментарий по проблеме. 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами
4) Авторская позиция по проблеме.
5) Ваша позиция по проблеме.
6) Обоснование вашей позиции, то есть аргумент.
7) Заключение.

Очень важно!!!
 Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

Источник

12 января 2020

Что такое ФИШБОУН?


Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.
Фишбоун позволяет:
  1. определить проблемный вопрос,
  2. установить причинно-следственные связи событий и явлений в тексте,
  3. сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерность.
В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева –  мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).
 
Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:
  • прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
  • прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
  • прописать только проблемный вопрос,
  • дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).
Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун  индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.
Такую схему также  можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.
Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.

05 января 2020

Астрологический прогноз для педагогов на 2020 год

Астрологи считают, что белый цвет символизирует начало чего-то нового. Для специалистов системы образования 2020 год предвещает немало перемен. Министерство просвещения готовит для педагогов новые испытания, проверки, модули повышения квалификации, профстандарты, аттестацию. И они обязательно придумают что-нибудь ещё. Однако не стоит унывать! Выдержать подобные трудности способны все педагоги! Ведь покровительница 2020-ого года научит их железной стойкости, трудолюбию, способности здраво и рационально оценивать происходящее, находить лучшие выходы из сложных ситуаций.  
Узнайте прямо сейчас, что ждет Вас в 2020 году. Читайте наш педагогический гороскоп для каждого знака Зодиака: 
Читать свой гороскоп

Самые популярные темы итогового сочинения

Итоговое сочинение уже написано. И результаты отличные: 98% учеников допущены к экзамену! Около 674 000 выпускников уже получили зачет за сочинение. А 11 500 — ребята с ограниченными возможностями здоровья — написали итоговое изложение. Результаты те же — 98% получили зачет.

Рособрнадзор сообщил, что самым популярным у одиннадцатиклассников стало направление сочинения «Надежда и отчаяние» — его выбрали 39%. «Добру и злу» отдали предпочтение 24% школьников, «Он и она» завоевали сердца 23% выпускников. 

А вот тема «Война и мир», похоже, пугает школьников — ее выбрали всего 2%. Может, ребята не читали великую книгу Толстого, а может, не поняли, что на «Войну и мир» можно смотреть шире — это тематическое направление хоть и приурочено к 150-летию романа-эпопеи, но отнюдь не ограничивает ученика в выборе произведения для аргументирования рассуждений. Или выпускникам просто не интересна тема сама по себе...


19 ноября 2019

После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз

После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз: Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения Выберите только ОДНУ из предложенных т...

10 ноября 2019

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...: Ссылка здесь Ссылка  здесь Ссылка  здесь Ссылка  здесь