Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 апреля 2021
17 апреля 2021
Буктрейлер к уроку родной литературы
Об использовании нецензурной лексики
11 апреля 2021
Тотальный диктант 2021
ТД. Ч.1. Текст с разметкой для проверяющих ссылка
ТД. Ч.2. Текст с разметкой для проверяющих ссылка
ТД. Ч.3. Текст с разметкой для проверяющих ссылка
ТД. Ч.4. Текст с разметкой для проверяющих ссылка
ТД-2021. Комментарий к некторым написаниям ссылка
ТД-2021. Памятка для проверяющего ссылка
Опубликовала в надежде, что материалы могут пригодиться коллегам.
10 апреля 2021
Он был организатором Тотального диктанта в Астрахани
В этом году в нашей школе впервые за более чем 10 лет нет очной площадки для написания Тотального диктанта. Прежде всего из-за ограничений в связи с пандемией. А ещё и потому, что нет с нами Евгения Бикмаева -- организатора этой международной акции в Астрахани в самом её в начале. Каждый год он организовывал курсы подготовки к диктанту, был нашим связным со штабом ТД, экспертом городской комиссии, консультантом по правилам русского языка. Женя умер в прошлом году. У него остановилось сердце...
Кстати. Вчера на уроке родной литературы в 9 классе, когда размышляли над рассказом "Белый квадрат" Захара Прилепина, несколько ребят, не сговариваясь, сказали, что это произведение ещё и о том, что уходят от нас лучшие, такие, как герой рассказа солнечный пацан Сашка...
Женя Бикмаев был таким.
Тотальный диктант. Впервые без нас...
Раз в год. Для всех, кто умеет писать. |
Дорогие друзья! Тотальный диктант уже сегодня, и у нас есть совсем немного времени, чтобы рассказать, |
Что еще можно успеть: |
10 апреля почти 3000 очных площадок в 60 странах откроют свои двери для Тотального диктанта от Дмитрия Глуховского. Актеры, музыканты, телеведущие, писатели, журналисты, филологи, учителя, библиотекари, преподаватели вузов будут ждать участников акции. Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru. Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях. |
10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) по ссылке можно будет написать диктант онлайн. Прочитает его автор, Дмитрий Глуховский, |
Смотрим трансляции с площадок Тотального диктанта из разных часовых поясов: в 8:00, 11:00, 14:00 и 23:00 (МСК) ― и пишем на бланке, который нужно скачать с сайта заранее. Проверить работу можно будет самостоятельно или отнести в городской пункт проверки. Трансляции будут доступны на сайтеtotaldict.ru . |
10 апреля в 34 городах России впервые пройдет английский диктант в партнерстве с EF Education first. Текст для него тоже написал Дмитрий Глуховский. Места еще есть ― успейте зарегистрироваться. Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта или в социальных сетях. |
Тест для тех, кто изучает русский язык как иностранный, можно будет написать как очно в 46 странах, Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru . Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях. |
Смотреть 17-часовой онлайн-марафон, 10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) онлайн-марафон объединит трансляции с площадок диктанта для всех часовых зон, лекции экспертов в области лингвистики и литературы, включения из разных точек мира с приветствиями участникам диктанта и общение с гостями — друзьями проекта. |
09 апреля 2021
Характеристика образа героя
07 апреля 2021
Создание веб-страниц о поэтах и не только о них
Позавчера я разместила пост о том, что на уроке литературы мы будем создавать веб-страницу о поэте, писателе, своих литературных и других интересах. Сказано -- сделано. Ученики одного моего класса увлеклись этим заданием и к вечеру засыпали меня ссылками на свои ресурсы. В параллельном классе ажиотаж не наблюдался. Исполнительные и увлечённые литературой дети, конечно же, создали свои страницы. Однако что есть то есть.
Далее ссылки на наиболее интересные страницы.
О Мусе Джалиле Ильфина А.
10 главных мемов классической литературы Алина Р.
Александр Сергеевич Пушкин Владислава М.
В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям. На португальском Анна З.
И немного не в тему. Жизнь Роксоланы во дворце султана Рената М.
Есть ещё о Пушкине, Блоке, Маяковском, о знаниях и учении... Все страницы на Яндекс. Дзене. Один юноша попытался создать блог на Blogger. За урок не успел, и результата пока я не получила.
Первую попытку своих учеников создать нечто вроде блога считаю вполне успешной. Ребята приобрели какой-никакой опыт, получили "пятёрки" и "четвёрки". Кстати, этот урок проходил после сочинения с традиционным анализом стихотворения "Над поэтической строкой" (по стихам Блока, Есенина, Маяковского).
06 апреля 2021
Домашнее задание по русскому родному языку
К уроку по "Собачьему сердцу" М. Булгакова
05 апреля 2021
Блоги моих учеников
https://chitatel2007.ucoz.net/ -- Блог юного читателя
https://dominovmyfavoritebook.blogspot.com/ -- Мои любимые книги
https://ardato8.blogspot.com/ Мой читательский дневник
Эти ссылки даю к уроку литературы в 9 классе, на котором мы завтра попробуем создать страницу/блог в Интернете. Например, о книгах, о современной литературе, о своих увлечениях.
Удобные платформы для этого Blogger и ucoz (мои ресурсы размещены на них).
Ссылка https://www.inetgramotnost.ru/sajt/sozdat-blog-na-blogger-besplatnaya-platforma.html -- как создать блог на первой платформе и
Бесплатный конструктор сайтов ссылка на юкозе https://www.ucoz.ru/
Слоганы в языке современной рекламы
Это проектная работа ученика 5 класса Александра М. по русскому родному языку.
04 апреля 2021
О подготовке к экзаменам
О трудностях во время подготовки к ОГЭ в 9 классе. Совершенно провальные тестовые задания 2, 3 и 5. И не только потому, что ученики не умеют находить грамматическую основу, обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, определять вид предложения, вид сказуемого, не знают правил орфографии и пунктуации, а потому, что, не укажут они один из ответов из возможных девяти, -- результат обнуляется. Приговор -- не умеют ваши ребята делать синтаксический, пунктуационный, орфографический анализ. В результате набирают максимум 4 тестовых балла.
Несомненно, что у каждого из нас сложилась своя система подготовки учеников к экзамену. Традиционной является методика обобщения и систематизации теории в виде блоков, таблиц, схем, а затем практика, решение тестовых заданий. Мне в помощь в этом РУСТЬЮТОРС
На инфоурок.ру я нашла Памятку для выпускника
30 марта 2021
ЕГЭ для родителей
Руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько:
«Самый главный вывод, который мы можем сделать по сегодняшней процедуре, – все ее участники потенциально готовы к тому, чтобы сдать ЕГЭ. Это понятный и выверенный экзамен, и дети к нему готовы».
Так высказалась И. Цыбулько в связи со Всероссийской акцией "Единый день сдачи ЕГЭ родителями". У нас в школе также состоялось это мероприятие. Без помпы, спокойно. Родители задавали много вопросов. Выполнили задания КИМов. Мы проверили. Результаты разные. Но не в них суть...
В городе, конечно, устроили из акции шоу: на ЕГЭ пришли губернатор, министр образования, другие официальные лица. Так освещали событие местные СМИ. Но а мы, учителя русского языка, ожидаючи выполненные работы для проверки после уроков, подустали....
29 марта 2021
Интерактивные технологии в образовании
"Набиваю руку" -- решаю тесты ОГЭ на сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны https://saharina.ru/ Быстро, сразу получаешь свой результат и правильные ответы. Хорошая тренировка. Есть лёгкие задания, есть трудные. Собственная практика учителя помогает понять затруднения учеников.
28 марта 2021
Азбука карантина, или Словарь коронавируса
Это проектная работа моей ученицы 8 класса Арины А. к уроку русского родного языка. К слову, личные обстоятельства девочки совпали с выбором темы для проекта.
Почему я забросила блог?
Обычно на первое место ставят причину недостатка времени. У меня, действительно, свободного времени мало, чтобы заниматься блогом. Однако я эту причину не считаю первостепенной. Отвлеклась я от блога потому, что нашла в Интернете более фунциональные ресурсы для решения своих повседневных преподавательских задач. Назову некоторые из них.
Во-первых, учительский сайт https://nsportal.ru/ На этом портале, без преувеличения, есть всё для уроков. И добротные, без ошибок конспекты, и не перегруженные лишней информацией презентации, и справочные материалы.
Во-вторых, чтобы сократить время на проверку тетрадей, пользуюсь интерактивной тетрадью Skysmart https://edu.skysmart.ru/ Ученики тренируются сейчас, готовясь по этим заданиям к ВПР и ГИА.
В-третьих, Дневник.ру усовершенствуется и открывает новые приложения для использования их в учебном процессе и для осовременивания учительской рутинной работы..
И наконец, мы прошли обучение на Школьной цифровой платформе Сбербанка, и скоро нас ждёт переход на неё со своими 5-8 классами. А это отдельная песня.
Приходится признать, что блог учителя в нынешнем его виде, как у меня, ученикам не особенно нужен. Но, думаю, я найду свою нишу и для него. Дай, Бог, здоровья всем нам! Кстати, в следующем посте про коронавирус.
С возвращением меня!
Удивительно! Пять месяцев я не эаходила в блог, а в этом месяце просмотров уже почти 11 тысяч, в прощлом было около десяти тысяч. Любопытно, что это была за аудитория и что люди просматривали в заброшенном мной блоге. В новом дизайне плохо ориентируюсь
и статистики по аудитории не нашла.
Впрочем, сейчас другие блоги в моде. Конкуренции с ними мне не выдержать. Поэтому я в поиске новой идеи своего ресурса, определения его аудитории и формы подачи материала.
Но как бы там ни было: с возвращением меня! (Вы тоже, наверное, встречали такую форму -- обычно так поздравляют сами себя с днём рождения).
18 октября 2020
07 сентября 2020
9 кругов ада. Виртуальная экскурсия по "Божественной комедии" Данте Алигьери
Автор презентации Казарцева И.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
В помощь ученикам 9 классов
06 сентября 2020
Правило морфемного разбора
Правило:
Как правильно делать морфемный разбор
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
О морфемном разборе и критерии Винокура
Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
Другие статьи по теме:
Алгоритм морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Можно посмотреть на странице блога "Для уроков". Целевая аудитория: учителя и ученики.
Выставлен ли суффикс -ин- в ВИТРИНЕ?
В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура
31 августа 2020
Читательский дневник четвероклассника
"Мой читательский дневник" ссылка О книгах, которые прочитал мой внук Артём. Блог он ведёт с моей помощью, как и все дети, которые делают это под руководством взрослых.