27 июля 2021

О привычке к чтению

 Впечатления от встречи с Захаром Прилепиным не оставляют меня. Сказывается недостаток материала для того, чтобы изложить его в блоге, так сказать  мало информационных поводов для этого. Однако обо всём на свете, о любом человеке, о Захаре тоже можно  узнать в Интернете. Да, конечно. Но это не  заменяет личного и коллективного общения, когда видишь, слушаешь собеседника воочию. Как он одет, говорит, жестикулирует, двигается, делает какие-то оговорки, употребляет характерные слова. Общение глаза в глаза не заменить процессом поиска в сети ("гуглением", "гугляжом" или как там ещё).

На встрече Захара спросили, как, на его взгляд, следует приобщать детей к чтению. Он рассказал о том, как это делается в его семье, в которой четверо детей "от одной жены" (значимое пояснение, согласитесь). В их доме везде книги: дети их видят сызмальства, в какую комнату бы ни вбежали, ни зашли, ни заползли. Именно с того времени, когда ребёнок ещё ползает, в этой семье ему начинают читать. Очень важен, по мнению писателя,  этот первый эмоциональный момент встречи дитяти с книжкой. Потом ребёнок постоянно видит папу и маму, других детей с книгой. Кстати, сам Евгений (Захар -- псевдоним) в детстве казался странным: мальчишки играли в разные пацанские игры, а он читал. И ещё один момент (!) У Прилепиных в доме нет телевизора, а айфоны дети получают ближе к подростковому возрасту. Жесть!. Но, наверное, это и правильно: дозированно, под контролем до детей доходит медиаинформация, которая далеко не всегда полезная, а скорее вредная, калечащая душу и извращающая ум. (По себе знаю: телевизор не смотрю неделями -- приходит ощущение гармонии внутри).

В общем-то, вещи банальные, скажете вы. И вы, и я считаем, что так надо прививать детям привычку к чтению. Но услышанное от авторитетного человека ещё более укрепляет нас в правильности таких действий. 

И ещё о важном: только родители, по словам Захара Прилепина, могут приобщить детей к  чтению. Ни школа, ни учителя без родителей этого не сделают.


Фото из открытых источников.

26 июля 2021

Родная (русская) литература. Учебные пособия

 Каталог учебной литературы

 и т.д.

Новая рабочая программа по родной (русской) литературе. 5 класс

В издательстве "Просвещение"  вышли учебные пособия по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Местные книжные магазины заказали  их по минимуму, чтобы оценить спрос. Что же оказалось? Содержание пособий не совпадает с нашими программами, по которым мы работали в прошлом учебном году. Грядёт обновление рабочих программ и КТП в соответствии с содержанием учебных пособий. Картинки обложек, предложение книг, цены есть в Интернете. Новую рабочую программу нашла только для 5 класса.

К сожалению, забыла сохранить ссылку на источник. Но содержание пособия для 5  класса точно совпадает с этой программой.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана на основе:

×            федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

×            требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

×            примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

×            «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

×            «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

×            Примерной программы по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20));

×            «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.

 В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

О Захаре Прилепине. Мои впечатления

 Источник материалы о Захаре Прилепине.

Мои впечатления о нём. Захар показался мне простым человеком, который готов общаться с каждым, кто к нему обратится. Мне понравилась ("приколола") его смущённая естественная улыбка после  комплимента в его адрес, когда он расписывался в моей книжке.

Естественный, простой человек по моему определению, настоящий интеллигент, заметила моя приятельница Татьяна Валентиновна. Одет простецки: черная рубаха, светлые летние брюки, недорогие кеды-кроссовки. Образованнейший человек. С ясной личной позицией. Несомненно, патриот своей страны. Хотя это слово стало чуть ли не ругательным, но как бы мы ни относились к власти, к чиновникам, мы любим Россию, свою Родину. 

В Астрахани он оказался впервые по партийным делам. Дал пресс-конференцию, участвовал в открытии мемориальной доски в честь нашего земляка Владимира Меньшова, встретился с читателями в музее истории Астрахани. Обещал обязательно приехать ещё, потому что пишет роман о Степане Разине, пути которого не раз приводили того в Астрахань. Про шубу разинскую, в которой Степан ходил в июле в Астрахани, рассказал, про его первую встречу с местным губернатором Прозоровским, который пропустил казаков на Дон, так и не сумев разоружить их. Про вторую встречу мы знаем, когда воевода/губернатор был сброшен казаками со стен кремля.

Не всегда получишь столько информации, общаясь, слушая человека, за час такой встречи. Захар ответил на вопросы. Задавали их в основном молодые люди. По пути замечу, какие умные, начитанные, хорошо говорящие у нас ребята! И экскурс своеобразный по творчеству Прилепина  получился для меня по этим вопросам/ответам. Я прочитала немногое из его произведений. Когда накануне и после встречи перелистывала "Обитель", то всё больше и больше убеждалась в том, что по манере, по стилю, авторскому отношению к изображаемым событиям, по многим другим признакам это классика и Захар Прилепин является продолжателем лучших традиций русской классической  литературы.


22 июля 2021

Конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

 Источник

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди школьников, студентов, педагогов и работников школьных библиотек.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

Задачи:

▪ способствовать развитию навыков творческого мышления и письменного изложения, заявленной в Положение темы - «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (на примере произведений Ф. М. Достоевского или фактов его биографии);

▪ популяризовать жанр эссе;

▪ стимулировать развитие читательской культуры участников и информационных компетенций.

3. Участники Конкурса

Для участия в Конкурсе приглашаются школьники, студенты, педагоги и работники школьных библиотек. Участие в Конкурсе может быть только индивидуальным. Количество участников Конкурса не ограничено. Принимая участие в Конкурсе, конкурсант подтверждает, что ознакомлен с Положением проведения Конкурса и выражает свое согласие на участие в нем и обработку персональных данных (см. Приложение 1) и публикацию материалов с сохранением авторства.

21 июля 2021

"Оправдание Острова" -- новый роман Е. Водолазкина

Прослушала очередной роман, номинированный на премию "Большая книга". Здесь идёт голосование. Кому как, а мне нравятся псевдоисторические романы. Таким является роман Евгения Водолазкина "Оправдание Острова". Это и притча, и утопия, и сказка, и похоже на фэнтези. Однако угадывается наша история и разбираются наши сегодняшние проблемы. В общем, роман увлекает. Помещаю рецензию Владимира Душина из "Лабиринта". 

Источник

Новый роман Евгения Водолазкина - это хроника выдуманного автором Острова, описывающая, казалось бы, совершенно понятную историю его существования и развития, но очень напоминающую российские исторические события реального измерения. И описание это настолько сказочно и саркастично, что степень накала этого комичного абсурда вызывает весь спектр эмоций - от смеха до искреннего недоумения. А это уже что-то совсем новое в творчестве автора. Структура романа выстроена в формате хроники летописцев разных времён с вкраплениями отрывков повествования от имени главных героев - княжеской четы и представителей двух династий, Парфения и Ксении. Было предсказано, что путём их объединения на Острове прекратятся междоусобные распри. Так и произошло на какое-то время. Однако, человек - существо сложное и, как бы хорошо ни жилось, ему всегда хочется чего-то нового. Это приводит к революциям, вооруженному захвату власти, переписыванию истории, к отказу от Бога и его замене на «веру в Светлое Будущее», к движению Острова к «Совершенной Гармонии», а точнее, к апокалипсису. Хроника постепенно перетекает в антиутопическое повествование, которое, однако, нельзя назвать стандартным. Оно фантастичное и смешное до нелепого. И, вроде, при чтении антиутопии, ты должен испытывать отрицательные эмоции, здесь - все наоборот. Ты обезоружен этой забавой.

16 июля 2021

Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Н. А. Некрасова

   Источник        

           Положение о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Н. А. Некрасова  «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди учащихся 9-11 классов, студентов, педагогов и библиотекарей.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), Общество русской словесности (Москва) и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

14 июля 2021

О чём роман "Сад" Марины Степновой?


 По-моему, я несколько лет назад читала её роман "Женщины Лазаря". Правда, деталей не помню. И вот новая книга -- роман "Сад". Подумала о том, что его неплохо было бы прочитать каждой женщине.

 Рассказывается в нём о семье князей Борятинских. Ну и что, скажите вы? Не каждому это интересно. Однако, если смотреть широко, то это роман о воспитании, о женщине в обществе, о глупостях в семейных романах и о том, зачем их читать: всё там неправда о женщинах. 

Персонажи живые, описания деревьев, плодов, цветов, сада и полей такие яркие, что когда слушаешь аудиокнигу в исполнении актёра Багдасарова, то слышишь, как ветки стучат в окно и спелые яблоки дождём сыплются с яблонь...

Роман "Сад" номинирован на премию "Большая книга" 2021 года. Здесь идёт голосование.

13 июля 2021

Какие там "Игры престолов"? Читайте "Тобол" Алексея Иванова

 "Игры престолов", каюсь, не читала. Цитату в заголовке поста выловила из одной рецензии на дилогию Алексея Иванова "Тобол. Много званых", "Тобол. Мало избранных". Вчера был срок сдачи её в библиотеку, и я наконец дослушала  эту электронную книгу.

Не могу отойти от неё. Захватила глубоко меня книга своим богатством исторических сведений, художественностью описаний, настоящим русским языком (!), мудростью.  Так и хочется вскричать вослед за главным героем романа Семёном Ульяновичем Ремезовым "Научи!" так выражать свои мысли и владеть словом, как автор. Ну, хотя бы на треть, как он!

07 июля 2021

В честь кого назван Центр Гамалеи? 5 интересных фактов об учёном

Источник

 С августа 2020 года число запросов «Гамалея» в поисковиках выросло в 13 раз. И это неудивительно, ведь именно Центр имени Николая Гамалеи производит самую массовую в России вакцину от коронавируса — «Спутник V». Кем был и чем отличился этот ученый? Мы собрали пять самых ярких фактов из его биографии.

1. Поэма Тараса Шевченко «Гамалiя»

В 1844 году Тарас Шевченко опубликовал поэму о морских походах запорожских казаков: в ней отважный казацкий атаман Гамалея отправлялся с товарищами в Стамбул, чтобы выручить попавших в неволю запорожцев. Сразу после публикации в истории Украины стали искать исторического персонажа с такой фамилией или прозвищем, причастного к черноморскому походу, — искали и не нашли.

В «Истории Малой России» Д. Бантыша-Каменского есть несколько упоминаний исторических деятелей с этой фамилией, а в книге Ю. Миленушкина о Николае Гамалее (М.: Медицина; 1967) приводится такая версия: гетман Хмельницкий отправил послом в Стамбул казака Григория Высоцкого, которого султан и его министры называли Гамалеей, что, видимо, соотносится с турецким словом kamal — «совершенный». Других подробностей о Григории Высоцком-Гамалее отыскать не удалось, но представители этого украинского дворянского семейства начиная с петровского времени появляются в истории Украины и России: Семен Гамалея, поэт и переводчик, был масоном и соратником Николая Новикова, управителем канцелярии и прославился тем, что, когда ему за верную службу были пожалованы 300 душ крепостных, он от них отказался, сказав, что с собственной душой не знает, как управиться, как же принять еще 300 чужих на свое попечение. Платон Гамалея был автором учебника по морскому делу, а Михаил Гамалея, дед Николая Федоровича, был врачом, хирургом, прививал от оспы и служил личным лекарем Голицыных; в 1792 году первым в России опубликовал монографию о сибирской язве. Так что фамилия эта знаменитая. 

Николай Гамалея в молодости.

06 июля 2021

О деревянных людях и истории

Лишь назову прочитанное в последние недели.

Андрей Рубанов "Человек из красного дерева".

Алексей Иванов "Много званых". "Мало избранных" (ещё читаю).

Про деревянных людей: хотела бы познакомиться с человеком из красного дерева. Он бы мне ремонт сделал!

20 июня 2021

Педагог и автор учебников Людмила Петерсон: гаджеты и школа - кто кого?

Почему взрослые не всегда могут решить задачки из началки? Как развивать у детей способности? Как правильно хвалить ребенка? Чем привлекают детей компьютерные игры и что может школа предложить взамен? Об этом "РГ" рассказала доктор педагогических наук, научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики Людмила Петерсон.

Людмила Георгиевна, за последние годы общество сильно изменилось, а школа осталась прежней. "Садись, два!", "Реши задачки от сих до сих" и бесконечные контрольные. А ученикам это уже не интересно, они - в смартфонах. Как отвлечь детей от гаджетов?

Людмила Петерсон: Нынешние дети, кажется, уже рождаются с планшетами, и, конечно, они сильно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Как правило, у них более гибкое, но поверхностное мышление, им трудно удерживать внимание, для них важен собственный выбор и собственный результат, из "почемучек" они превратились в "зачемучек".

Массовая школа явно не успевает реагировать на эти изменения. И дело здесь не в классно-урочной системе, а в методе обучения. Еще Плутарх говорил, что ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Источник

14 июня 2021

Юваль Ной Харари «Homо Deus. Краткая история будущего»

Читаю слушаю. На этот раз аудиокнигу Юваля Ноя Харари о будущем. Его "Sapiens. История человечества", прочитанная год назад, заинтересовала меня богатством и разнообразием представленных в ней материалов. Правда, поданных и подобранных несколько претенционно. Это касается достижений и истории нашей страны.
Что же представляет из себя новая книга, как я поняла её?
Первое. Вместо Sapiensа теперь Home Deus (человек божественный), наделённый сверхъестественными способностями, такими, как вечная жизнь.
Второе. Все организмы суть алгоритмы.
Третье. Многие профессии исчезнут, так как таксистов, учителей, докторов и прочих специалистов заменят эти самые алгоритмы -- роботы, автомобили-беспилотники и пр. 
Четвёртое. Все религии, союзы, страны, деньги -- это мифы, сочинённые элитой для удобства управления массами.
Пятое...
Слава Богу, что жить в эту пору прекрасную...

АННОТАЦИЯ

 Юваль Ной Харари «Homо Deus. Краткая история будущего» – долгожданное продолжение всемирной литературной сенсации «Sapiens. Краткая история человечества».

В своей первой книге, «Sapiens. Краткая история человечества», оксфордский профессор Харари рассказал, как Человек Разумный пришел к господству над нашей планетой. «Homo Deus» – это попытка заглянуть в будущее.

Что произойдет, когда Google и Facebook будут лучше, чем мы сами, знать наши вкусы, личные симпатии и политические предпочтения? Что будут делать миллиарды людей, вытесненных компьютерами с рынка труда и образовавших новый, бесполезный класс? Как воспримут религии генную инженерию? Каковы будут последствия перехода полномочий и компетенций от живых людей к сетевым алгоритмам? Что должен предпринять человек, чтобы защитить планету от своей же разрушительной силы?..

Главное сейчас, полагает Харари, – осознать, что мы находимся на перепутье, и понять, куда ведут пути, простирающиеся перед нами. Мы не в силах остановить ход истории, но можем выбрать направление движения.

09 июня 2021

Миры Запределья. Беловодье с его магией

 Больше недели  ничего не писала в блоге. Экзамены, проверка, читала, вязала... И вот хочу поделиться информацией о прочитанной книге -- Григорий Шаргородский "Станционный смотритель. Незнамо куда". Фэнтези я не жалую, а тут увлеклась после первых страниц. А главное -- из библиотеки прислали электронную книгу. Ну как не воспользоваться такой возможностью. К тому же чувствуешь голод на чтиво. Именно на чтиво. Где занимательно и увлекаешься, и кажется, будто научную фантастику читаешь.

Аннотация от ЛитРес

Никита Зимин – обычный сорокапятилетний холостяк. Живет он замкнуто, работает на фрилансе, с людьми практически не общается. Единственное исключение – старый друг Гена по кличке Баламут, полная противоположность Зимина. Активный, общительный, обожающий всяческие авантюры. Странно, что мужчины до сих пор хорошо дружат, несмотря на их совершенно разные взгляды на жизнь.

Все сильно меняется, когда внучка Гены Злата серьезно заболевает. Денег на лечение в заграничной клинике нет. Отчаявшийся дедушка готов пойти на что угодно, лишь бы спасти внучку. Даже поверить в существование другого мира, где есть настоящая магия, а всесильные волшебники способны излечить Злату. Казалось бы, несусветная чушь. Как бы не так! Этот мир существует, но попасть в него может только человек с задатками мага. И у Никиты Зимина они, похоже, есть. А значит, ему теперь придется спасать внучку старого друга любой ценой. Терять ему в этом мире нечего, так почему бы не попробовать?

30 мая 2021

Какая это ошибка?

Вчера спорили о том, какая это ошибка --  отсутствие кавычек в предложениях Слово мама -- наше первое слово. Слово мама равнозначно слову жизнь. Пунктуационная или орфографическая?

В Интернете  -- и такая, и такая. Однозначного и конкретного ответа я не нашла. 

К случаю размещаю материал о классификации  ошибок при проверке письменных работ ОГЭ и ЕГЭ.

26 мая 2021

Проверяем...

 Сегодня у нас началась проверка заданий с развёрнутым ответом ОГЭ по русскому языку. Сперва вебинар ФИПИ почти на полтора часа, потом ожидание  работ. Сам процесс поверки с перерывом на обед. Всё как обычно, как в прошлые годы.

Говорить о результатах и качестве работ пока нельзя. Думаю, что есть, то есть. Дети мало читают и знают не то, о чём нам хотелось, чтобы они знали. И отсюда фактические, речевые ошибки.

Однако сегодня первый день проверки. Поживём, попроверяем -- и увидим. Из приятного: встретилось много знакомых. Слава Богу, все живы-здоровы.

20 мая 2021

Наш помощник Skysmart


 Вот такие извещения получают ученики, выполнившие задания из интерактивной тетради Skysmart. Конечно, не все по 100 баллов. В мой личный кабинет  приходит балл и оценка каждого ребёнка. Очень удобно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Особенно во время дистанционного обучения. Списать нельзя. Поисковой системой не воспользуешься. А какие удобства для учителя -- и говорить нечего!
Делюсь ссылкой на ресурс для преподавателей https://edu.skysmart.ru/?ref=xatifibuto

"Поездка в прошлое". Решаем читательские задачи

Ответы на вопросы по повести "Поездка в прошлое" в блоге ученика 7 класса Петра Л. по ссылке https://chitatel2007.ucoz.net/news/v_abramov_poezdka_v_proshloe/2021-05-20-13 

18 мая 2021

Конкурс образовательных ресурсов

 ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ САЙТ ПЕДАГОГА - 2021»

БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ:
>>>УЗНАТЬ СРОКИ, УСЛОВИЯ И ПОДРОБНОСТИ О КОНКУРСЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОНКУРСУ
 ПУБЛИКУЮТСЯ НА ДАННОЙ СТРАНИЦЕ В ТЕЧЕНИЕ 48-МИ ЧАСОВ ПОСЛЕ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ.
ДЛЯ УДОБСТВА РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОИСКОМ НИЖЕ:

Просмотров: 1080

Дата публикации: 01.05.2021 г.

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

 

333997

13 мая 2021 г.

Саблина Валентина Васильевна – Блог учителя русского языка и литературы "Учебник нашего времени": https://qwertyui11.blogspot.com/ (Победитель конкурса - II степень) 

Диплом заказать не захотела.

17 мая 2021

Таблица речевых ошибок с примерами

 Представлена таблица с перечнем возможных речевых ошибок и примерами их исправления на основе анализа типовых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ. Самым лучшим способом выработки навыка правильного употребления слов является выполнение большого количества упражнений. А расширению словарного запаса способствует вдумчивое чтение, в процессе которого надо обязательно обращаться к толковым словарям.

Далее по ссылке https://disk.yandex.ru/i/GbDvGIwXIKzOhA

Речевые недочёты

 Речевой недочёт может быть определён как: 1) неточно употреблённое слово или устойчивое выражение; 2) слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; сюда же включается однообразие словаря и грамматического строя речи. Речевые недочёты  подразделяются на лексические, морфологические, синтаксические.

Среди лексических недочётов можно выделить: а) неточности словоупотребления; б) нарушение лексической сочетаемости слов; в) ошибки  в употреблении фразеологизмов; г) нарушение стилевого единства; д) погрешности, ослабляющие выразительность текста; е) однообразие  словаря, нарушение благозвучия.

14 мая 2021

"Поездка в прошлое". К уроку литературы в 7 классе

По программе Б Ланина в 7 классе изучается повесть  Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое". В ней многое непонятно современному читателю, особенно детям. Поэтому размещаю вот эти материалы. Во-первых, объяснение слов, которые сейчас почти не используются. Во-вторых, найденную в Интернете презентацию своего коллеги.

Коллективизация – одно из важнейших событий в истории России ХХ века, связанное с созданием в СССР крупного сельскохозяйственного производства путем насильственного объединения мелких крестьянских хозяйств в колхозы.

Кулаки́ (также мироеды) — в России до Октябрьской революции — зажиточный слой крестьян, пользующийся наёмным трудом (крестьяне-работодатели).

Середняк — это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом.

Раскулачивание (известно также как раскрестьянивание) — политика постепенного вытеснения капиталистических элементов в сельском хозяйстве и ликвидации кулачества как эксплуататорского класса (в марксистской терминологии), определяемого по признакам имущественного положения и отношения к средствам производства и найму рабочей силы, проводившаяся большевиками в период с 1925 по 1932-й год в ходе коллективизации сельского хозяйства.

(Определения из Википедии)

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/f20TtdhifuyXGg