17 августа 2021

...прозёванный гений. Очарованный странник катакомб языка!

 Общаясь (а когда слушаешь книгу, то эффект непосредственного общения становится более ощутимым, чем при чтении текста на бумаге) с книгой Майи Кучерской "Прозёванный гений", погружаешься во время, в ту эпоху, которая описывается в произведении. Во всяком случае со мной было так при прослушивании этой аудиокниги. Знакомые имена писателей, поэтов, общественных деятелей, менее знакомые издателей, журналистов, чиновников как бы оживали в моём воображении, их биографии дополнялись новыми фактами и подробностями, в результате чего становились  более понятными реалии общественных и литературных процессов второй половины 19 века. В романе "Прозёванный гений" собрано огромное количество такого материала, так что слушаешь/читаешь его как энциклопедию, при том написанную художественно, занимательно, захватывающе.

Согласитесь, что сразу обращаешь внимание  на заглавие романа. "Прозёванный" -- такого слова я раньше не слышала. По морфологическим признакам это страдательное причастие, форма глагола "прозевать", совершенного вида, в мужском роде, единственном числе. Сделать школьный разбор слова как части речи меня натолкнула ещё одна особенность книги: автор в ней выступает не только как беллетрист и мемуарист, но ещё и как филолог, литературовед, лингвист. Это делает произведение особенно привлекательным и ценным для учителя литературы.


Прозевать, прозёвывать значит оказаться невнимательным, упустить что-то. Прозёванный -- пропущенный, просмотренный, прохлопанный (всего 7 синонимов в Словаре синонимов). Книга М. Кучерской о Николае Семёновиче Лескове, которого при жизни недооценили, а потом читали мало, а сейчас вообще не читают. В школе "Левшу" "проходят" в 6 классе (рано, не по возрасту, детям трудно одолеть такой текст) и в 10 классе читают по программе "Очарованного странника" и "Тупейного художника" (внеклассное чтение). Почему он гений и как все его прозевали -- об этом далее.

Описание книги

13 августа 2021

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 5-9 классы

 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ссылка

ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». 

Программа включает пояснительную записку, в которой даётся общая характеристика курса, раскрываются цели изучения родной русской литературы, определяется место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. 

08 августа 2021

"Благоволительницы" Джонатана Лителла

 «Благоволительницы» из названия романа — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии, другое имя которых — Эвмениды — означает «Милостивые».

ссылка Википедия подробно о романе "Благоволительницы".

Разбор книги "Благоволительницы" здесь

Я сначала прослушала (прочесть бумажную книгу в 840 страниц, думаю, мне не под силу) исторический роман Джонатана Литтелла о похождениях вымышленного оберштурмбаннфюрера СС Максимилиана Ауэ, а потом прочитала о книге в Интернете. Ссылки на некоторые материалы привожу вверху. Именно в такой последовательности надо знакомиться с этим произведением, чтобы убедиться в том, что это шедевр. Когда слушаешь (и, наверное, когда читаешь), то возникает ощущение, будто читаешь классику ("Войну и мир" или "Горячий снег"), потом вдруг бах! -- мерзости и пакости по Сорокину и психоанализ по Прусту. Вот такое сочетание, как мне показалось, манер и стилей в "Благоволительницах".

Роман мне понравился фактологической насыщенностью. Все критики определяют его как исторический роман. И не только о Второй мировой войне, но и о культуре античной, об искусстве, прежде всего музыки. Джонатан Литтелл -- образованнейший человек и честный писатель.

И напоследок, роман этот не лёгкое чтение для развлечения, но прочитать его я бы посоветовала тем, кто любит художественные произведения, основанные на исторических событиях и честно, в соответствии с вечными ценностями представленными автором.

06 августа 2021

Министру образования и науки 29 лет

 Сообщение обычно  начинают словами: у меня две новости -- хорошая и плохая. Мои новости я не могу так чётко разделить. Первая: у нас страшная жара -- 42 в тени. Я чуть в обморок не упала позавчера, когда шла на маршрутку. Вторая новость "пожарче" первой: 4 августа губернатор назначил нового министра образования и науки (у нас министерства в области). Им оказался Егор Угаров, которому всего 29 лет, по образованию он кораблестроитель, окончил технический университет в 2014 году. В образовании, разумеется, не работал. Занимался делами молодёжи и ещё чем-то. Однако участвовал в конкурсе "Лидеры России" и входит в ТОП-40 этих лидеров в Южном федеральном округе. 

Общественность (не только учителя) изумлена, теряется в догадках, пытаясь понять, что послужило основанием для такого назначения, жалеет этого молодого красивого, я  бы даже сказала, импозантного человека, как он осмелился занять такой ответственный и провальный пост. Некоторые  делают предположения: ждите, новый предмет "кораблестроение" в школах введут. Другие: что ж, поживём увидим. Молодым надо давать дорогу.  Мне же просто жалко Егора. Тяжёлую ношу взвалил он себе на плечи.

https://www.instagram.com/p/CSLqEvkNU7h/?utm_medium=share_sheet фото нового министра из Инстаграма

05 августа 2021

Как легко составить рабочую программу по предмету для учителя

 Источник

Сегодня расскажу, как составить рабочую программу по своему предмету и затратить на это мероприятие не больше получаса.

Всем нам известно, в начале этого года Госдума и министерство образования утвердили список отчетов и бумаг, которые обязан делать учитель-предметник.

Вот он, кто запамятовал (Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. NN СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки учителей"):

·         рабочая программа;

·         программа работы с отстающими детьми;

·         рабочая программа курсов внеурочной деятельности;

·         план работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;

·         календарный план воспитательной работы;

·         программа коррекционной работы;

·         журнал учета успеваемости;

·         материалы личного дела обучающегося.

PS: конечно, если вы только не классный руководитель. В таком случае ваша отчетность увеличивается в разы.

Но вернемся к первому пункту нашего списка:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

НА КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Здесь все просто:

1.     вбиваете в поисковике слова "фгосреестр примерная программа";

2. в первой строке находите необходимый нам документ, а именно примерную основную образовательную программу нужного вам уровня (НОО, ООО, СОО);

3.       скачиваете в формате DOC;

4.  открываете документ и удаляете все, кроме трех необходимых нам частей (цели и задачи, планируемые результаты освоения программы и содержание предмета);

5.      Всё готово! Остался только титульный лист, его вы возьмёте у завуча по УВР и КТП.

В следующей статье напишу как составить КТП по предмету и не умереть от скуки.

Напомню, что программа составляется на уровень образования, т.е. для начальной школы, основной и средней - 4, 5 и 2 года соответственно. А вот КТП составляете только для тех классов, в которых вы ведете свой предмет.

30 июля 2021

Степан Разин в Астрахани

Чтобы закрыть тему о Степане Разине, здесь о его пребывании в Астрахани.

Биографическая справка о Степане Разине и народных песнях о нём.

Разирн Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

29 июля 2021

Захар Прилепин о Степане Разине

 Почему в школе изучают исторические песни, сложенные  народом о Степане Разине?

Оказывается, что известно более двухсот записей песен о Степане Разине. Среди них две песни записаны в 1824 году А.С. Пушкиным и, как предполагают исследователи, от Арины Родионовны, а в 1826 году Пушкин написал три стихотворения "Песни о Степане Разине", в основе которых также народные исторические песни и сказания. По количеству уступает число песен и сказаний о Разине только народным творениям об Иване Грозном и Петре Первом. 

Кто же он -- Степан Разин? Бандит или потенциальный правитель?

Заинтересовалась я этим тоже после встречи в прошлую субботу с Захаром Прилепиным. Он рассказал, что пишет роман о Степане Разине, что открылись новые данные об этом незаурядном человеке и что появилась возможность дополнить замечательные произведения о нём А. Чаплыгина ("Разин Степан") и В.М. Шукшина ("Я пришёл дать вам волю"). Оказывается, Разин знал восемь языков и был хорошим дипломатом. Впрочем, читайте далее.

Источник

Захар Прилепин о Степане Разине, украинских атаманах и ошибке арабского ученого

28 июля 2021

На кладбищенскую тему

  Каких только книг на свете нет! Вот выудила роман "Земля" Михаила Елизарова. Кстати, услышала о нём всё на той же встрече с Захаром Прилепиным, который весьма положительно отозвался об этом писателе. Более того некоторые считают Михаила Елизарова чуть ли не "наше  всё". Я роман не дочитала. Не заинтересовала меня кладбищенская тема. К слову замечу, что ведь необязательно читать книги от корки до корки. Так не угонишься за потоком в геометрической прогрессии возрастающей информации. А учителю литературы нужно знать о разном в его профессиональной сфере -- художественной литературе.

Далее помещаю отзывы о романе "Земля". Некоторые мысли из них мне близки.

Я знаком с творчеством Елизарова, неоднозначный писатель... Сюжет крутится вокруг кладбищенской темы, темы смерти с конкретным налетом девяностых.

Полагаю, не только на мой взгляд. книга перегружена философскими размышлениями, подчас дилетантскими и совершенно неинтересными и такого шлака процентов тридцать. 

Достаточно много присутствует текста с идиоматическими выражениями, встречаются настолько сочные, что диву даешься великому и могучему!, поэтому книга не для тех, кто не переваривает мат. Да и откровенными сценами текст насыщен.

Неоднозначное отношение к книге... Вроде бы и шляпа какая то, но дослушал до конца... хотя считаю, что пара часов потрачена зря

Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_11056802.html

Одолел достаточно объемный том очередного произведения М. Елизарова и делюсь своими впечатлениями от прочитанного. Достаточно амбициозно заявлено о том, что сие произведение является масштабным осмыслением «русского танатоса». Я с этим согласен лишь отчасти. В книге рассказывается история молодого человека буквально от его рождения, причем детские годы описаны достаточно скромно по объёму и являются скорее небольшим прологом, прелюдией, а далее охватывают период после его возвращения со службы в армии. Большая часть произведения составляют разборки в духе 90-х, а также небольшая часть и чуть-чуть о предназначении.

27 июля 2021

О привычке к чтению

 Впечатления от встречи с Захаром Прилепиным не оставляют меня. Сказывается недостаток материала для того, чтобы изложить его в блоге, так сказать  мало информационных поводов для этого. Однако обо всём на свете, о любом человеке, о Захаре тоже можно  узнать в Интернете. Да, конечно. Но это не  заменяет личного и коллективного общения, когда видишь, слушаешь собеседника воочию. Как он одет, говорит, жестикулирует, двигается, делает какие-то оговорки, употребляет характерные слова. Общение глаза в глаза не заменить процессом поиска в сети ("гуглением", "гугляжом" или как там ещё).

На встрече Захара спросили, как, на его взгляд, следует приобщать детей к чтению. Он рассказал о том, как это делается в его семье, в которой четверо детей "от одной жены" (значимое пояснение, согласитесь). В их доме везде книги: дети их видят сызмальства, в какую комнату бы ни вбежали, ни зашли, ни заползли. Именно с того времени, когда ребёнок ещё ползает, в этой семье ему начинают читать. Очень важен, по мнению писателя,  этот первый эмоциональный момент встречи дитяти с книжкой. Потом ребёнок постоянно видит папу и маму, других детей с книгой. Кстати, сам Евгений (Захар -- псевдоним) в детстве казался странным: мальчишки играли в разные пацанские игры, а он читал. И ещё один момент (!) У Прилепиных в доме нет телевизора, а айфоны дети получают ближе к подростковому возрасту. Жесть!. Но, наверное, это и правильно: дозированно, под контролем до детей доходит медиаинформация, которая далеко не всегда полезная, а скорее вредная, калечащая душу и извращающая ум. (По себе знаю: телевизор не смотрю неделями -- приходит ощущение гармонии внутри).

В общем-то, вещи банальные, скажете вы. И вы, и я считаем, что так надо прививать детям привычку к чтению. Но услышанное от авторитетного человека ещё более укрепляет нас в правильности таких действий. 

И ещё о важном: только родители, по словам Захара Прилепина, могут приобщить детей к  чтению. Ни школа, ни учителя без родителей этого не сделают.


Фото из открытых источников.

26 июля 2021

Родная (русская) литература. Учебные пособия

 Каталог учебной литературы

 и т.д.

Новая рабочая программа по родной (русской) литературе. 5 класс

В издательстве "Просвещение"  вышли учебные пособия по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Местные книжные магазины заказали  их по минимуму, чтобы оценить спрос. Что же оказалось? Содержание пособий не совпадает с нашими программами, по которым мы работали в прошлом учебном году. Грядёт обновление рабочих программ и КТП в соответствии с содержанием учебных пособий. Картинки обложек, предложение книг, цены есть в Интернете. Новую рабочую программу нашла только для 5 класса.

К сожалению, забыла сохранить ссылку на источник. Но содержание пособия для 5  класса точно совпадает с этой программой.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана на основе:

×            федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

×            требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

×            примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

×            «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

×            «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

×            Примерной программы по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20));

×            «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.

 В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

О Захаре Прилепине. Мои впечатления

 Источник материалы о Захаре Прилепине.

Мои впечатления о нём. Захар показался мне простым человеком, который готов общаться с каждым, кто к нему обратится. Мне понравилась ("приколола") его смущённая естественная улыбка после  комплимента в его адрес, когда он расписывался в моей книжке.

Естественный, простой человек по моему определению, настоящий интеллигент, заметила моя приятельница Татьяна Валентиновна. Одет простецки: черная рубаха, светлые летние брюки, недорогие кеды-кроссовки. Образованнейший человек. С ясной личной позицией. Несомненно, патриот своей страны. Хотя это слово стало чуть ли не ругательным, но как бы мы ни относились к власти, к чиновникам, мы любим Россию, свою Родину. 

В Астрахани он оказался впервые по партийным делам. Дал пресс-конференцию, участвовал в открытии мемориальной доски в честь нашего земляка Владимира Меньшова, встретился с читателями в музее истории Астрахани. Обещал обязательно приехать ещё, потому что пишет роман о Степане Разине, пути которого не раз приводили того в Астрахань. Про шубу разинскую, в которой Степан ходил в июле в Астрахани, рассказал, про его первую встречу с местным губернатором Прозоровским, который пропустил казаков на Дон, так и не сумев разоружить их. Про вторую встречу мы знаем, когда воевода/губернатор был сброшен казаками со стен кремля.

Не всегда получишь столько информации, общаясь, слушая человека, за час такой встречи. Захар ответил на вопросы. Задавали их в основном молодые люди. По пути замечу, какие умные, начитанные, хорошо говорящие у нас ребята! И экскурс своеобразный по творчеству Прилепина  получился для меня по этим вопросам/ответам. Я прочитала немногое из его произведений. Когда накануне и после встречи перелистывала "Обитель", то всё больше и больше убеждалась в том, что по манере, по стилю, авторскому отношению к изображаемым событиям, по многим другим признакам это классика и Захар Прилепин является продолжателем лучших традиций русской классической  литературы.


22 июля 2021

Конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

 Источник

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди школьников, студентов, педагогов и работников школьных библиотек.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

Задачи:

▪ способствовать развитию навыков творческого мышления и письменного изложения, заявленной в Положение темы - «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (на примере произведений Ф. М. Достоевского или фактов его биографии);

▪ популяризовать жанр эссе;

▪ стимулировать развитие читательской культуры участников и информационных компетенций.

3. Участники Конкурса

Для участия в Конкурсе приглашаются школьники, студенты, педагоги и работники школьных библиотек. Участие в Конкурсе может быть только индивидуальным. Количество участников Конкурса не ограничено. Принимая участие в Конкурсе, конкурсант подтверждает, что ознакомлен с Положением проведения Конкурса и выражает свое согласие на участие в нем и обработку персональных данных (см. Приложение 1) и публикацию материалов с сохранением авторства.

21 июля 2021

"Оправдание Острова" -- новый роман Е. Водолазкина

Прослушала очередной роман, номинированный на премию "Большая книга". Здесь идёт голосование. Кому как, а мне нравятся псевдоисторические романы. Таким является роман Евгения Водолазкина "Оправдание Острова". Это и притча, и утопия, и сказка, и похоже на фэнтези. Однако угадывается наша история и разбираются наши сегодняшние проблемы. В общем, роман увлекает. Помещаю рецензию Владимира Душина из "Лабиринта". 

Источник

Новый роман Евгения Водолазкина - это хроника выдуманного автором Острова, описывающая, казалось бы, совершенно понятную историю его существования и развития, но очень напоминающую российские исторические события реального измерения. И описание это настолько сказочно и саркастично, что степень накала этого комичного абсурда вызывает весь спектр эмоций - от смеха до искреннего недоумения. А это уже что-то совсем новое в творчестве автора. Структура романа выстроена в формате хроники летописцев разных времён с вкраплениями отрывков повествования от имени главных героев - княжеской четы и представителей двух династий, Парфения и Ксении. Было предсказано, что путём их объединения на Острове прекратятся междоусобные распри. Так и произошло на какое-то время. Однако, человек - существо сложное и, как бы хорошо ни жилось, ему всегда хочется чего-то нового. Это приводит к революциям, вооруженному захвату власти, переписыванию истории, к отказу от Бога и его замене на «веру в Светлое Будущее», к движению Острова к «Совершенной Гармонии», а точнее, к апокалипсису. Хроника постепенно перетекает в антиутопическое повествование, которое, однако, нельзя назвать стандартным. Оно фантастичное и смешное до нелепого. И, вроде, при чтении антиутопии, ты должен испытывать отрицательные эмоции, здесь - все наоборот. Ты обезоружен этой забавой.

16 июля 2021

Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Н. А. Некрасова

   Источник        

           Положение о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Н. А. Некрасова  «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди учащихся 9-11 классов, студентов, педагогов и библиотекарей.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), Общество русской словесности (Москва) и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

14 июля 2021

О чём роман "Сад" Марины Степновой?


 По-моему, я несколько лет назад читала её роман "Женщины Лазаря". Правда, деталей не помню. И вот новая книга -- роман "Сад". Подумала о том, что его неплохо было бы прочитать каждой женщине.

 Рассказывается в нём о семье князей Борятинских. Ну и что, скажите вы? Не каждому это интересно. Однако, если смотреть широко, то это роман о воспитании, о женщине в обществе, о глупостях в семейных романах и о том, зачем их читать: всё там неправда о женщинах. 

Персонажи живые, описания деревьев, плодов, цветов, сада и полей такие яркие, что когда слушаешь аудиокнигу в исполнении актёра Багдасарова, то слышишь, как ветки стучат в окно и спелые яблоки дождём сыплются с яблонь...

Роман "Сад" номинирован на премию "Большая книга" 2021 года. Здесь идёт голосование.

13 июля 2021

Какие там "Игры престолов"? Читайте "Тобол" Алексея Иванова

 "Игры престолов", каюсь, не читала. Цитату в заголовке поста выловила из одной рецензии на дилогию Алексея Иванова "Тобол. Много званых", "Тобол. Мало избранных". Вчера был срок сдачи её в библиотеку, и я наконец дослушала  эту электронную книгу.

Не могу отойти от неё. Захватила глубоко меня книга своим богатством исторических сведений, художественностью описаний, настоящим русским языком (!), мудростью.  Так и хочется вскричать вослед за главным героем романа Семёном Ульяновичем Ремезовым "Научи!" так выражать свои мысли и владеть словом, как автор. Ну, хотя бы на треть, как он!

07 июля 2021

В честь кого назван Центр Гамалеи? 5 интересных фактов об учёном

Источник

 С августа 2020 года число запросов «Гамалея» в поисковиках выросло в 13 раз. И это неудивительно, ведь именно Центр имени Николая Гамалеи производит самую массовую в России вакцину от коронавируса — «Спутник V». Кем был и чем отличился этот ученый? Мы собрали пять самых ярких фактов из его биографии.

1. Поэма Тараса Шевченко «Гамалiя»

В 1844 году Тарас Шевченко опубликовал поэму о морских походах запорожских казаков: в ней отважный казацкий атаман Гамалея отправлялся с товарищами в Стамбул, чтобы выручить попавших в неволю запорожцев. Сразу после публикации в истории Украины стали искать исторического персонажа с такой фамилией или прозвищем, причастного к черноморскому походу, — искали и не нашли.

В «Истории Малой России» Д. Бантыша-Каменского есть несколько упоминаний исторических деятелей с этой фамилией, а в книге Ю. Миленушкина о Николае Гамалее (М.: Медицина; 1967) приводится такая версия: гетман Хмельницкий отправил послом в Стамбул казака Григория Высоцкого, которого султан и его министры называли Гамалеей, что, видимо, соотносится с турецким словом kamal — «совершенный». Других подробностей о Григории Высоцком-Гамалее отыскать не удалось, но представители этого украинского дворянского семейства начиная с петровского времени появляются в истории Украины и России: Семен Гамалея, поэт и переводчик, был масоном и соратником Николая Новикова, управителем канцелярии и прославился тем, что, когда ему за верную службу были пожалованы 300 душ крепостных, он от них отказался, сказав, что с собственной душой не знает, как управиться, как же принять еще 300 чужих на свое попечение. Платон Гамалея был автором учебника по морскому делу, а Михаил Гамалея, дед Николая Федоровича, был врачом, хирургом, прививал от оспы и служил личным лекарем Голицыных; в 1792 году первым в России опубликовал монографию о сибирской язве. Так что фамилия эта знаменитая. 

Николай Гамалея в молодости.

06 июля 2021

О деревянных людях и истории

Лишь назову прочитанное в последние недели.

Андрей Рубанов "Человек из красного дерева".

Алексей Иванов "Много званых". "Мало избранных" (ещё читаю).

Про деревянных людей: хотела бы познакомиться с человеком из красного дерева. Он бы мне ремонт сделал!

20 июня 2021

Педагог и автор учебников Людмила Петерсон: гаджеты и школа - кто кого?

Почему взрослые не всегда могут решить задачки из началки? Как развивать у детей способности? Как правильно хвалить ребенка? Чем привлекают детей компьютерные игры и что может школа предложить взамен? Об этом "РГ" рассказала доктор педагогических наук, научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики Людмила Петерсон.

Людмила Георгиевна, за последние годы общество сильно изменилось, а школа осталась прежней. "Садись, два!", "Реши задачки от сих до сих" и бесконечные контрольные. А ученикам это уже не интересно, они - в смартфонах. Как отвлечь детей от гаджетов?

Людмила Петерсон: Нынешние дети, кажется, уже рождаются с планшетами, и, конечно, они сильно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Как правило, у них более гибкое, но поверхностное мышление, им трудно удерживать внимание, для них важен собственный выбор и собственный результат, из "почемучек" они превратились в "зачемучек".

Массовая школа явно не успевает реагировать на эти изменения. И дело здесь не в классно-урочной системе, а в методе обучения. Еще Плутарх говорил, что ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Источник

14 июня 2021

Юваль Ной Харари «Homо Deus. Краткая история будущего»

Читаю слушаю. На этот раз аудиокнигу Юваля Ноя Харари о будущем. Его "Sapiens. История человечества", прочитанная год назад, заинтересовала меня богатством и разнообразием представленных в ней материалов. Правда, поданных и подобранных несколько претенционно. Это касается достижений и истории нашей страны.
Что же представляет из себя новая книга, как я поняла её?
Первое. Вместо Sapiensа теперь Home Deus (человек божественный), наделённый сверхъестественными способностями, такими, как вечная жизнь.
Второе. Все организмы суть алгоритмы.
Третье. Многие профессии исчезнут, так как таксистов, учителей, докторов и прочих специалистов заменят эти самые алгоритмы -- роботы, автомобили-беспилотники и пр. 
Четвёртое. Все религии, союзы, страны, деньги -- это мифы, сочинённые элитой для удобства управления массами.
Пятое...
Слава Богу, что жить в эту пору прекрасную...

АННОТАЦИЯ

 Юваль Ной Харари «Homо Deus. Краткая история будущего» – долгожданное продолжение всемирной литературной сенсации «Sapiens. Краткая история человечества».

В своей первой книге, «Sapiens. Краткая история человечества», оксфордский профессор Харари рассказал, как Человек Разумный пришел к господству над нашей планетой. «Homo Deus» – это попытка заглянуть в будущее.

Что произойдет, когда Google и Facebook будут лучше, чем мы сами, знать наши вкусы, личные симпатии и политические предпочтения? Что будут делать миллиарды людей, вытесненных компьютерами с рынка труда и образовавших новый, бесполезный класс? Как воспримут религии генную инженерию? Каковы будут последствия перехода полномочий и компетенций от живых людей к сетевым алгоритмам? Что должен предпринять человек, чтобы защитить планету от своей же разрушительной силы?..

Главное сейчас, полагает Харари, – осознать, что мы находимся на перепутье, и понять, куда ведут пути, простирающиеся перед нами. Мы не в силах остановить ход истории, но можем выбрать направление движения.