"Ведь, по сути, зачем нам дано искусство? Затем, чтобы усилить впечатление от собственной жизни», -- сказал о постановке "Вишнёвого сада" и вообще об искусстве режиссёр спектакля, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Ещё он отметил, что каждая постановка классики -- это новая история, а "Вишнёвый сад" остаётся актуальным потому, что "сопереживает всем тем, кто живёт в эпоху перемен". И вот вчера мы опять были в театре, смотрели чеховскую комедию в Астраханском ТЮЗе в исполнении Алтайского молодёжного театра имени Валерия Золотухина.
Если с самого начала, то, войдя в зрительный зал, мы могли лицезреть открытую всем взорам сцену, а на ней пять... кроватей, с панцирными сетками, как в каком-нибудь интернате или другом общественном спальном заведении советских времён -- бедном, если не сказать убогом. Ещё на сцене стояло несколько старомодных венских стульев, низенький доморощенный столик, а задник представлял собой то ли стену внутри дома, то ли снаружи -- обшарпанную, давно не белённую. У зрителя вопрос: что это такое, что за символ? Ведь действие в пьесе А.П. Чехова развёртывается в помещичьем имении, далеко не бедном, с уникальным садом, описанном в энциклопедии. Да, ещё был там шкаф -- тот самый "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...", к которому обрашаются Раневская и Гаев.
Так, с помощью декорации бывшей детской комнаты в доме Раневской с самого первого акта (кстати, декорация не менялась в продолжение всего спектакля) создатели постановки, как мне кажется, овеществили идею пьесы о разрушении дворянских гнёзд в эпоху перемен. Вообще, в спектакле озвучено и обыграно много таких проблем: о рабстве и свободе, о недовольстве жизнью и желании ее изменить, о разрушении гармонии между людьми, их взаимной отчужденности, одиночестве, ослаблении родственных связей и утрате духовных корней. о необходимости трудиться (только о последнем почему-то говорит "вечный студент", "облезлый барин"... настоящий бездельник Петя Трофимов). Я ничего не имею против этого персонажа -- мне его даже жалко. Кстати заметим, в жизни так часто и бывает: тот, кто за что-то агитирует, сам оказывается человеком несостоятельным.
Мои симпатии, вопреки традиционным школьным трактовкам пьесы, на стороне Ермолая Лопахина -- работяги, деятеля, пассионария (если хотите)... Да и просто...красивого брутального мужчины. Кстати, они все в труппе красавцы -- исполнители мужских ролей...
Продолжение следует.
Заключительная сцена спектакля. |