Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
03 августа 2023
Webflow Animation: создание ярких и динамичных эффектов для вашего сайта
02 августа 2023
Актуальная цитата из романа "Молодая гвардия". О язве людоедства
Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:
— Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труда… Язва людоедства разъедает души уже не только отдельных людей, а целых народов, она угрожает существованию человечества… Эта язва людоедства, более страшная, чем чума, будет разъедать мир до тех пор, пока благами мира будут пользоваться не те люди, которые их создают, пока неограниченной властью над людьми будут пользоваться выродки человечества, сосредоточившие в своих руках все богатства мира… Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!.. ("Молодая гвардия". Глава 53)
01 августа 2023
Как дети стали героями?
Несколько дней нахожусь под впечатлением от прочитанного романа А.А. Фадеева "Молодая гвардия". Сначала слушала аудиокнигу в исполнении актрисы Маргариты Ивановой, дочитывала уже обычную бумажную версию, благо, что книгу мне недавно подарил один мой девятиклассник. Издание 1978 года.
Когда слушала и читала, то постоянно мне хотелось остановить запись или вернуться к прочитанному отрывку, хотя ведь читаю не в первый раз. Зачем? Чтобы запомнить, записать мысль, характеристику героя, ещё раз насладиться языком, полнотой стиля автора. Развёрнутые описания военных событий, эвакуации, движения "гигантского табора" отступающих, стремящихся на восток, подробные истории героев, лирические отступления, размышления автора и героев о войне, мире, патриотизме, человеческой сущности, природе -- всё это разворачивалось в широкую, масштабную, эпическую картину.
В подпольной организации "Молодая гвардия" состояли подростки -- мальчики и девочки, младшему из которых было 14 лет, а старшим — чуть за 20. И действовали они часто как дети -- наивно, неосторожно. Они собирали оружие, чтобы поднять восстание в городе перед приходом Красной Армии. С сентября по январь (время существования организации) ребята писали листовки, устраивали диверсии на угольных шахтах, карали предателей, нападали на немецких солдат, подожгли немецко-фашистскую биржу труда, чтобы уничтожить списки, составленные для угона в Германию молодых людей, перед праздником Октябрьской революции вывесили красные флаги над административными зданиями врагов. Эти действия требовали от юных подпольщиков смелости и отваги. Боялись они? Думаю, что да. Ну что заставляло их пересилить этот страх? Что заставляло детей совершать эти поистине настоящие подвиги и стать героями?
Они учились, дружили, влюблялись, были активными комсомольцами, мечтали, с надеждой и уверенностью смотрели в будущее... и тут война. Отступление нашей армии, эвакуация, уничтожение шахт и заводов, чтобы не достались врагу... Эти мальчики и девочки даже в страшных условиях неразберихи, неясности, бомбёжек и смерти читают стихи, вспоминают героев гражданской войны, мечтают о будущем, ни на минуту не сомневаясь, что война закончится, враг будет разбит и победа будет за нами. Они объединяются, чтобы бороться, чтобы земля горела под ногами фашистов, чтобы приблизить освобождение родины от врага.
- Вы, ребята... вы даже не знаете, какие вы ребята! - сипло сказал майор, с волнением глядя на них своими глубоко спрятанными под нависшими бровями влажными глазами, - Не-ет! Такое государство стояло и будет стоять! - вдруг сказал он и с ожесточением погрозил кому-то в пространство коротким черным пальцем. - Он думает, он у нас жизнь прекратил! - с издевкой в голосе продолжал майор. - Нет, брат, шалишь! Жизнь идет, и наши ребятишки думают о тебе, как о чуме или холере. Пришел - и уйдешь, а жизнь своим чередом - учиться, работать! А он-то думал! - издевался майор. - Наша то жизнь навеки, а он кто? Прыщ на гладком месте, - сковырнул, и нет его!. Ничего! Я в этом проклятом госпитале сам было пал духом, - неужто ж, думаю, на него и силы нет, а как я к вам пришвартовался, и иду, у меня полное обновление души. Думаю, многие клянут сейчас нас, армейцев, а разве можно? Отступаем - верно. Так ведь он какой кулак собрал! Но подумайте, какая сила духа! Ах, боже мой! Да это счастье - стоять на месте, не отступать, жизнь отдать, - поверьте совести, я сам бы почел за счастье жизнь отдать, отдать жизнь за таких ребят, как вы! - с волнением, сотрясавшим его легкое сухое тело, говорил майор.
Да, эти ребята были плоть от плоти своего народа, который в трудную годину для своей страны встаёт на её защиту и готов жизнь положить за её свободу.
Страшными картинами заканчивается роман. Нечеловеческим мучениям подвергают фашисты и их пособники-предатели молодогвардейцев. Силу духа, мужество и стойкость проявляют юные борцы в фашистских застенках. Они думают не о себе, а о товарищах, о родных, жалеют, что не смогли поднять восстание в родном Краснодоне. И смерть брошенными живыми в шахту да ещё придавленными сверху вагонетками, они принимают достойно -- с пением "Интернационала", который до 1944 года был государственным гимном СССР.
Центральное место в романе занимают образы молодогвардейцев. В них Фадеев обобщил черты и свойства советской молодежи, которые охарактеризовал следующими словами:
"Самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение,- эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения".
Фото
История «Молодой гвардии»
Картина «Краснодонцы». Соколов-Скаля П.П. 1948 г. Public Domain |
Роман и фильм "по горячим следам"
Оперативное награждение
Что исправляли в фильме и книге?
Патриоты без спецподготовки
Их мужество поражало врагов
"Бандеровский миф": как молодогвардейцев записывали в украинские националисты
О чем роман «Молодая гвардия», который снова будут изучать дети?
9 февраля 2023 года исполнилось 80 лет подвигу молодогвардейцев, чья героическая история легла в основу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». В 2023 году произведение вернулось в список обязательных для изучения произведений в средней школе. О чем роман, который снова будут изучать дети, — в материале aif.ru.
Почему роман Фадеева вернули в школьную программу?
По словам главы Комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, произведение вернули по просьбе родителей и преподавателей, в том числе жителей Луганской Народной Республики, — организация действовала на территории Донбасса, и это их историческое наследие. Казакова отмечала, что «Молодая гвардия» — «роман о подвиге сверстников сегодняшних школьников, о дружбе и предательстве, о справедливости и исторической правде».
Источники:https://iz.ru/
https://www.pnp.ru/
https://rg.ru/Картинки в открытом доступе
Советский писатель Александр Александрович Фадеев
Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это «партийностью». <…> …Меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел.
Фигура Александра Фадеева — одна из самых противоречивых в истории советской литературы. Фадеев как секретарь Союза писателей начинал кампании по травле Бориса Пастернака, Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, как человек — восхищался их творчеством и втайне помогал деньгами. Илья Эренбург говорил: «Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего».
Об Александре Александровиче Фадееве в статье на сайте "Культура.рф" по ссылке
31 июля 2023
Как звали того, с коршунячим носом? Сложный кроссворд по героям русской литературы
Пройдите по ссылке и решите кроссворд.
Это непереводимое слово — «хамство»
Источник Автор: Сергей Довлатов
Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
30 июля 2023
Что вы знаете о тельняшке?
Источник из блога
Правила сокращений
ГОСТ
Правила сокращений
«И т.д. и т.п.» Мы часто используем сокращения в письменной речи. А как делать это правильно? Ставить ли точку? Сокращать до одной, двух или трёх букв? Разберёмся вместе.
1. Сокращения с точкой
Как правило, до точки после первой буквы усекаются слова на согласную букву: т. — том, р. — река. Меньше сокращений, в которых точка ставится после гласной буквы: о. — отец, озеро, остров.
Известные сокращения с точкой на конце:— тысяча — тыс.,— рубль — р. и руб.,— копейка — к. и коп.,— год — г., годы — гг.,— век — в., века — вв.,— понедельник — пн. (и аналогично другие дни недели),— и тому подобное — и т.п.,— прочее — пр.
2. Сокращения без точек
Без точек пишутся единицы СИ и другие единицы измерения, используемые наравне с ними, например:— миллиметр — мм,— сантиметр — см,— грамм — г,— килограмм — кг,— центнер — ц,— секунда — с,— минута — мин,— час — ч.Сокращения мин. (минута), ч. (час), сек. (секунда) в бытовых (не технических) текстах могут писаться с точкой на правах обычного сокращения.
3. Сокращения с дефисом
Дефис ставится, когда:
Выбрасывается срединная часть слова (дефис её заменяет) при сохранении окончания (госпожа — г-жа).
Сокращается сложное слово, части которого в полной форме пишутся через дефис (инженер-механик — инж.-мех).
Сложное прилагательное сокращается так же, как и словосочетание, из которого оно образовано. Дефис служит указанием для читателя, что он имеет дело со сложным прилагательным, а не с сочетанием прилагательного и существительного (сельскохозяйственный — с.-х., в отличие от с.х. — сельское хозяйство).
Существуют и другие правила сокращений.
Сокращения должны быть понятны читателю. Большое число необщепринятых сокращений затрудняет чтение текста. При усечении слова оставшаяся часть должна позволять легко и безошибочно восстанавливать полное слово, например: филос., филол., а не фил.
Нежелательны сокращения, совпадающие по написанию с другими. Такие сокращения допустимы только в том случае, если контекст подсказывает, какое именно слово сокращено.
Сокращения должны быть единообразными. Принцип единообразия выдерживается, когда сокращаются (или не сокращаются) все однотипные слова. Форма сокращения при этом должна быть одинаковой.
29 июля 2023
Как составить эффективный промт -- запрос для нейросети
Нейросеть совсем как человек — чем больше информации она получит, тем лучше будет работать.
Какой контекст имеется в виду:тон письма — например, формальный, профессиональный, дружелюбный;
тип текста — статья в блог, описание к видео или электронное письмо;
роль пишущего — специалист, клиент, заказчик.
Чем больше контекста, тем точнее будет результат. И переспрашивать не придется, а это сильно экономит время.
2. Предлагайте примеры
Особенность современных нейросетей заключается в том, что они обучаются. Поэтому для того, чтобы машина «подхватила» и развила идею, ей можно просто предложить готовый пример!
Такой подход отлично работает, когда нужно писать скрипты, ответы на вопросы, описания к фотографиям и короткие посты в определенном стиле. Еще он работает не только с написанием текстов, но и, например, с программированием. И другими вещами, с которыми машина точно справится быстрее человека.
На Восточном готовят к запуску «Луну-25»
28 июля 2023
27 июля 2023
"Человек с большим и сильным сердцем": 170 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко
27 июля 2023 года исполняется 170 лет со дня рождения русского писателя и правозащитника Владимира Короленко. Этот писатель вошел в историю как автор многочисленных повестей, рассказов, очерков, а также как критик и публицист, журналист и общественный деятель. Его произведения отличает стремление к защите обездоленных, высокий гуманизм, воспевание душевной стойкости, упорства и мужества.
С детства Владимир Галактионович был окружён семьёй, где основой воспитания были взаимопонимание, уважение и безупречная честность.На формирование личности писателя оказал серьёзное влияние его отец, человек строгий, неподкупный и принципиальный. Владимир Короленко унаследовал эти черты его характера в полной мере.
Короленко писал в основном для взрослых, но в его творчестве есть книги для детей и юношества. Институт воспитания в честь юбилея автора собрал подборку произведений, которые отлично подойдут для детей старше 12 лет. А также эксперты составили список вопросов для обсуждения после прочтения.
Повесть «Дети подземелья», 12+
Вопросы для обсуждения:
Почему Вася так сблизился с новыми друзьями?
В чем главное различие семьёй Валька и Васи?
Почему отец Васи изменил своё мнение о сыне?
В чем состоит главная мысль произведения?
Сложный тест по запятым: проверяем их по книге «Маугли»
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/5290784-slozhny-test-po-zapyatym-proveryayem-ikh-po-knige-maugli
26 июля 2023
Николай Чернышевский: что делать в педагогике?
Принципы нового образования
Все начинается с учителя
195 лет со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского
24 июля исполнилось 195 лет великому мыслителю, писателю, просветителю Николаю Гавриловичу Чернышевскому.
"Историческое значение каждого русского человека измеряется – его заслугами Родине, человеческое достоинство – силой патриотизма", - говорил Чернышевский.
К юбилею писателя в "Учительской газете", №27 от 4 июля 2023 года вышла статья Михаила Викторовича Богуславского "Николай Чернышевский. Что делать в педагогике".
Читайте материал по ссылке
Поэма -- что это такое в литературоведении?
25 июля 2023
Что изменится в школе с сентября: инициативы, которые одобрили в Госдуме
«Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы», — заявил ранее Вячеслав Володин, которого цитирует РБК.
«Уже в школе формировать чувство личной причастности к делу и ответственности за его результат: сегодня в виде простых бытовых навыков — таких как умение навести порядок, чистоту в классе, в школе», — заявила Ольга Казакова, председатель думского комитета по просвещению, один из авторов закона. Её слова цитирует телеграм-канал «Большая перемена».
«Думаю, и для родителей, и для школьников будет приятная новость: мы со следующего учебного года вернем серебряные медали», — обещал министр просвещения Сергей Кравцов еще в конце мая.
«У нас есть предмет, «Основы безопасности жизнедеятельности», … этот предмет включает в себя курс начальной военной подготовки, но он шире… Мы понимаем, что время сегодня, в том числе, нам говорит о том, что этот курс нужно развивать. И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями, и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду. Вот такое сейчас решение тоже обсуждаем, чтобы назвать «Основы безопасности и защита Родины», — объяснял ранее Сергей Кравцов.
Сайт «Рувики» — российский аналог «Википедии» — стал доступен для читателей в тестовом режиме
24 июля 2023
Головоломки, которые можно использовать на уроках
22 июля отмечался Международный день головоломки. Нам кажется, это отличный повод вспомнить о головоломках, которые можно использовать на уроках. Делимся подборкой постов по теме.
Криптограммы. Зашифрованные сообщения, которые можно составить к любому занятию.
Ссылка:
Готовые кроссворды по предметам школьной программы.
Ссылка:
Кроссенс. Визуальная загадка из девяти картинок.
Ссылка:
Подборка онлайн-сервисов для составления ребусов.
Ссылка:
Квиз. Современный формат викторин. Онлайн-сервис для создания и проведения.
Ссылка:
Роман как жанр литературы: определение, особенности, примеры
🔍 смотри также:Русский роман 19 века: хронология, особенности и новаторство
Русский роман и повесть 19 века: общая характеристика
Сюжет романа, как правило, объединяет множество действующих лиц и значительно растянут во времени, в отличие от других эпических жанров, таких как повесть или рассказ. Эта повествовательная форма стремится запечатлеть различные стороны человеческой жизни, отсюда такое многообразие разновидностей романа: авантюрный, о воспитании, женский, исторический, криминальный, детективный, научно-фантастический, «карьеры», плутовской, приключенческий, семейно-бытовой, солдатский, антивоенный, антифашистский, антиколониалистский, рыцарский и проч. С точки зрения поэтических особенностей, выделяют роман социально-психологический, «потока сознания», «новый», мифологический, пародия, центростремительный, центробежный, полифонический и др. Существует также классификация романного жанра относительно того или иного направления в литературе: просветительский («Робинзон Крузо» Д. Дефо), сентименталистский («Бедная Лиза» Н. Карамзина), романтический («Отверженные» В. Гюго), реалистический («Обломов» И. Гончарова, «Война и мир» Л. Толстого), модернистский («Петербург» А. Белого), постмодернистский («Приглашение на казнь» В. Набокова) и др.