15 июля 2010

...когда человек становится ближе...

Михаил Викторович Панов – наш Учитель. Он был терпеливым, добрым, щедрым, требовательным. Он учил и воспитывал своих учеников и своими научными работами, и лекциями, и беседами, и замечаниями на полях, подчас ироничными и даже едкими («гм», «умственно!», «не пижоньте, пожалуйста» и т. п.), и самим своим поведением, честным и принципиальным.
                      М.Я. Гловинская, С.М. Кузьмина (Москва). Слово о нашем Учителе.

…А боль,

нестерпимая, —

пусть она схлынет!

Отойдет!

Или хоть замрет, затаится…

Белые хлопья

падают, падают.

Забвенье.

Тишина. Снег.

  (М. Панов. Декабрь сорок шестого. 1946)

Тишина и снег– очевидно, ключевые слова в поэтическом творчестве Панова. Неслучайно по последней строчке этого стихотворения названа его книга стихов.

Вспоминается одно весеннее занятие. Восьмое мая 1995 года. Михаил Викторович, сидя у окна, начинает беседу словами: «Надо наслаждаться этими днями, потому что лучше их ничего в году не будет. Смотрите, какая свежесть, какое чудо! Так бы и смотрел бы, и смотрел бы, и смотрел…». На том занятии Михаил Викторович учил, как на уроках русского языка заниматься текстом.
                          А.Э.Цумарев. Москва. 2005

Как пишутся сложные прилагательные?

Вспомнила о сложных прилагательных в связи со словом стосорокасолнечный (см. вчерашний синквейн про жару). Кажется, я первая его придумала... Во всяком случае в поисковой системе Яндекса был получен ответ, что в энциклопедиях и во всех словарях такого слова не найдено.. Вот тебе и на!
Сложные прилагательные имеют в своём составе обычно две основы (большее число основ встречается редко). Эти основы  в одних прилагательных пишутся слитно, в других -- через дефис. В сборнике упражнений И.А. Громова нашла забавный текст из Успенского. Там встретились слова: (русско)кошачий и (охотничье)собачий  словари  и (корово)пастухачий тоже, (колбасно)угощательный и (венико)выгонятельный характер.
К упражнению задания:
-- выпишите сложные прилагательные, раскрывая скобки; верно ли образовано слово (корово)пастухачий?
-- перечислите названия словарей, которые вы знаете; встречаются ли в этих словарях сложные прилагательные?
-- людей с какими характерами вы любите? А не любите? В своих ответах постарайтесь сохранить шутливый тон повести Э.Н. Успенского и использовать сложные прилагательные.
Не правда ли, замечательное развивающее задание?!

14 июля 2010

О Михаиле Викторовиче Панове

М. В. Панов – представитель Московской лингвистической школы. Он научный правнук Ф. Ф. Фортунатова (его учителя и старшие коллеги – А. А. Реформатский, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров – «ученики учеников Ф. Ф. Фортунатова»). МВ всегда дорожил своей «родословной», храня верность школе и в то же время творчески развивая ее идеи. И его учителя смотрели на него как на продолжателя и хранителя московских традиций.
Что ценно для нас в научной деятельности Михаила Викторовича?
– ШИРОТА И РАЗНООБРАЗИЕ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ: в его работах исследуются все языковые ярусы.
– ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛУБИНА исследований, сочетающаяся с исчерпывающим описанием выбранного участка языковой системы. Так, его книгу «Русская фонетика» (М., 1967) можно назвать фонетической энциклопедией.
– СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯЗЫК и умение видеть общее в частном. Мысли Михаила Викторовича свойственно движение от углубленного изучения фрагмента к размышлению об устройстве целого.
ЧЕТКОСТЬ, ЛОГИЧНОСТЬ и в то же время РАСКОВАННОСТЬ, сознательный антиакадемизм изложения. И в этом он – ученик А. А. Реформатского, который отметил «стилистическую афористичность изложения» МВ, «художественный прием детективного уклона». Научный стиль Михаила Викторовича – естественный сплав науки и искусства.
– ТАЛАНТ ОРГАНИЗАТОРА. МВ умел создать среди учеников атмосферу студийности. Ирония, игра, шутка – неотъемлемые элементы, определяющие эту неповторимую атмосферу.
 – Михаил Викторович – НЕ ПРОСТО ОРИГИНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, но и замечательный ПОПУЛЯРИЗАТОР НАУКИ. Не только ученый, но и учитель, школьный, а потом вузовский. Им написаны блестящие популярные книги об орфографии, он составитель, редактор и один из авторов «Энциклопедического словаря юного филолога», вдохновитель, редактор и один из авторов новой школьной программы и написанного по ней экспериментального учебника в четырех томах для средней школы, автор глав в учебниках для вузов, автор вузовского пособия по фонетике русского языка, автор сборников упражнений для вузов.
Здесь размещён сборник статей "Жизнь языка. Памяти Михаила Викторовича Панова".

Презентация о фонеме

Сколько в языке звуков? Неисчислимое множество. А как передать это множество на письме? С помощью букв? Этот ответ лежит на поверхности. Однако он совсем неверный. Сколько букв нужно для множества зауков? Тоже, наверное, очень много. Всё становится простым и понятным, если узнать, что такое ФОНЕМА,  что такое СИЛЬНАЯ и СЛАБАЯ ПОЗИЦИИ фонемы, каково ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ПИСЬМА в русском языке. Здесь помещена презентация , посвящённая фонеме. Пролистайте, не поленитесь.

В сто сорок солнц...

Зной
многодневный, изнуряющий
жарит, палит, сжигает всё,
как будто солнце выбросило протуберанец
стосорокасолнечный.

08 июля 2010

Фонетические законы. Из книги "Русская фонетика"

Труд Михаила Викторовича Панова "Русская фонетика" -- это научное исследование  фонетической системы русского языка. В нём описаны законы сочетания и чередования звуковых единиц. Выведенные законы определяют основной принцип русской орфографии как парадигмо-фонемный (или фонематический в общеупотребительной практике).
Итак, "по Панову" всё просто с нашим правописанием: в основе русской орфографии лежат всего 3 правила. Три правила! Какие читать далее до конца.

06 июля 2010

Самовыражение

К вопросу "Зачем мне нужен блог?" Вот пришёл в голову синквейн.
Самовыражение
необычное, нестандартное,
когда планируешь, ищешь что-то, создаёшь
для широкого, безграничного сетевого общения
свой блог.

05 июля 2010

BC "ASTU-Voljanin"

http://basketball.astrobl.ru/ -- сайт баскетбольной команды моего сына

Презентация "Занимательные задачи: imagechef"

В  презентации  представлены образцы заданий  по русскому языку для 6 класса, выполненные при помощи сервиса http://www.imagechef.com/ "Мозаика из знаков". Задания ориентированы на программу к учебникам "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией доктора филологических наук М.В. Панова, однако могут использоваться учителями, работающими по другим учебникам. Представленные в таком виде задачи способствуют повышению интереса детей к занятиям русским языком, пробуждают их воображение, формируют  аналитические навыки. Учащиеся лучше запоминают лингвистический материал.

04 июля 2010

Путешествуем по родному краю

Астрахань --  очень жаркий южный  город. Наша область располагается в зоне полупустынь.  И сейчас, когда стоит изнуряющий зной, вспоминаются остро весна, прохлада и путешествие в карстовые пещеры, на гору Богдо,  на соленое озеро Баскунчак  (см. снимки).  Так вот  под землёй, совершенно ровной  и выгоревшей на немилосердном солнце, как ни странно, есть  у нас на севере области карстовые пещеры. В них  царит абсолютный мрак и постоянная температура в любое время года, где-то около семи градусов. Говорят,  что ведут эти  ходы  вплоть до самой Волгоградской области и Казахстана.  А самая высокая точка на территории области -- гора Богдо там же, в Ахтубинском районе. И рядом -- Баскунчак. Солёное озеро, на котором добывают соль.. И мы, аки по суху, ходили по его водам... Весной вся наша степь покрывается тюльпанами.

03 июля 2010

А какая в принципе разница: это мы о суффиксах в словах...

А какая в принципе разница, нужно выделять или нет тот  или  иной суффикс в слове. Всё равно понятно: это смородина, а это малина.  Дело в другом.  Подобные задания помогают более глубоко понять строение языка.. Они дают простор для развития  интеллектуальных способностей ребёнка, позволяют "формировать у детей  умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать".
Как сказано в пояснительной записке к программе  к УМК В.П. Панова: "Программа и отвечающие ей учебники направлены на воспитание активности мысли ученика, желания и умения искать решения лингвистических вопросов. Ещё более важно, что они убеждают ученика, приводят доводы в пользу конкретного -- верного решения поставленных проблем. Ученик -- участник научного размышления, он овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка". Такое умение нужно не только на уроках русского языка, но и в жизни. И наконец,  подобные упражнения, как нам кажется, делают  более интересным  и понятным освоение учащимися  русского языка и  науки о нём.

Так есть ли суффикс -ин- или его нет в словах?

Вам уже встречались занимательные задания о том, есть ли суффикс -ин- в словах. Попробуем прояснить положение и дать ответ на вопрос, заключенный в этих мозаиках из слов.
В словах баранина, свинина, лососина, осетрина выделяется суффикс -ин-, который имеет значение "мясо животного". Баранина -- мясо барана,  свинина -- мясо свиньи... А буженина -- это чьё мясо?
В современном языке ответа на этот вопрос нет.
О таких словах спор в науке  идёт давно. Особенно остро  столкнулись мнения  двух учёных: Г.О. Винокура и А.И. Смирницкого.
Г.О. Винокур считал, что слова малина, смородина не делятся на части. Если выделить в них -ин- и приписать ему значение "ягода", то после такого вычитания в основе остаются кусочки мал- и смород-. "Ясно, что разница между названными ягодами, как известными предметами действительности, передана в языке разницей цельных слов, а не разницей комплексов мал- и смород-, которые сами по себе ничего не значат, Суффикса -ин- в данных словах не существует".
А вот что писал А.И. Смирницкий: "В основах этих слов имеется общий  им звуковой отрезок -ин-,  вместе с тем оба слова обозначают ягоды, то есть относятся к предметам, обладающим известными общими им признаками, к предметам одного класса. Поэтому общий данным основам звуковой отрезок -ин- представляется не случайно одинаковым в них, но осмысленно одинаковым: он наполняется определённым содержанием, значением "ягода", и тем самым оказывается морфемой. Вместе с тем и звуковые отрезки мал- ( в малина) и смород- (в смородина) неизбежно осмысляются: если -ин- в рассматриваемых словах значит "ягода", то очевидно, что мал- и смород- значит "то в малине и смородине, что отличает эти ягоды друг от друга и от прочих ягод". Из того, что значения звуковых отрезков мал- и смород- трудно определимы словами, ещё не следует, что этих значений не существует".
А на чьей стороне вы?
Задание взято из учебника  "Русский язык. 6 класс". Авторы М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л..Н. Булатова, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина.

02 июля 2010

Формирование орфографических навыков в курсе нового УМК

Бывает… так:
усложнишь дело —
и в результате оно станет
более простым.
М.В. Панов

При беглом знакомстве с программой и учебниками может сложиться впечатление, что в них не предусмотрена специальная работа над орфографией. Действительно, формирование у школьников орфографических навыков — всего лишь одна из задач (и, как нам кажется, не самая важная), успешно решаемых с помощью курса под ред. МВП. В этой статье мы постарались рассказать о подходе авторов курса к формированию орфографической грамотности.
Начнем с того, что напомним: курс основан на идеях Московской фонологической школы, а значит, на признании фонематической основы нашей орфографии. Вот как объясняет ее преимущества именно для школьного преподавания сам МВП:
«У редкого учителя уроки правописания вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания — это такая куча! Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание о и е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание ъ между согласными, правописание разделительных ъ и ъ, правописание приставок... и еще, и еще, и еще... Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска эта орфография.
И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый... Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции — вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.
Рассудите сами: что делать интереснее — учить множество случайно сбежавшихся правил, плод крючкотворчества чиновников, или учить разумно построенную систему письма? Какой подход может вызвать энтузиазм школьника — первый или второй?»
Как же конкретно происходит обучение орфографии «по Панову»? читать дальше

Автор данной статьи  В. В.  Луховицкий  работает по учебнику МВП очень давно -- с самого его появления на свете в 80-х годах прошлого века. Всеволод Владимирович преподаёт в московской школе-интернате "Интеллектуал". Он  с большим желанием готов поделиться своим  богатым опытом. Статья печатается с разрешения автора.

Великий книгочей Николай Рубакин

Великий русский книговед  Николай Александрович Рубакин (1862--1946) за свою жизнь прочитал 250 тысяч книг, собрал 230 тысяч книг, опубликовал свыше 350 статей, составил и разослал   15 тысяч программ по самообразованию.
Он владел  быстрым чтением и проглатывал книгу за книгой. Николай Александрович советовал ежедневно уделять чтению один час, в воскресенье -- три часа. Значит, в год получается 450 часов чтения. Это самое малое -- 5000 тысяч страниц! А при навыке в два-три раза больше.
Книга -- дорога в мир. Берите пример с Николая Александровича Рубакина. В ХХ1 веке стыдно быть тёмным и невежественным.