04 сентября 2011

Отзвенело лето радостной струной

Отзвенело лето радостной струной...
«Отзвенело лето радостной струной...» на Яндекс.Фотках
Отзвенело лето радостной струной,
Изнурять не сможет больше летний зной,
Наступает время грусти и тревог,
Осень золотая стала на порог.
Песни птиц задорных больше не звучат,
Оголит деревья быстро листопад,
Осень не задержит свой могучий бег,
И ковёр осенний вмиг побелит снег.
А пока идут холодные дожди,
Безраздельно грусть господствует в груди,
Но в душе живёт великая мечта:
Снова возвратится Лета Красота.
На землю теперь ложится рано тьма,
Быстро пробежит холодная зима,
Небо будет синим, станет даль ясна,
К счастью путь проложит ранняя весна.
Летом золотые будут времена,
Снова всколыхнётся Радости Струна,
Разольются трели ранних певчих птиц.
Не бывает в жизни счастья без границ…
А. Болутенко 

О смысле слов с чередованием

Вслушаемся в корни с чередованием гласных е//и: запереть -- запирать, замереть -- замирать. Какое действие обозначают эти глаголы? Мы видим, что запереть и замереть обозначают то, что уже совершено один раз. Запирать и замирать -- действие, которое совершается многократно, но суть происходящего при этом не изменяется.
Теперь присмотримся  к паре блестеть и блистать. Можем ли мы про эти глаголы сказаать тоже? Блестеть -- это действие, которое изначально имеет длительность, про него мы не можем сказать, что оно совершено  один раз и уже закончилось. Глагол блистать несёт в себе значение не многократности, а также длительности, продолжительности.
Но самое главное: эти глаголы имеют разные оттенки смысла! Блестеть -- это значит ярко светиться, сверкать. Блистать -- тоже ярко светиться. Мы можем сказать: звёзды блестели -- звёзды блистали. А дальше: глаза блестели -- глаза... блистали? О глазах мы не скажем, что они блистали.
Человек может блистать красноречием, но не может красноречием блестеть. Знатная дама может блистать в свете, а бриллианты на её платье могут блестеть. А вот успех может быть как  блестящим, так и блистательным.

03 сентября 2011

ДОРОГА. ЗАКАТ

Дорога.
«Дорога.» на Яндекс.Фотках

Аналитический отчёт о результатах ГИА-2011 по русскому языку

Обученность участников экзамена по русскому языку составила:
в 2011 г. - 92%,
в 2010 г. – 87%.
Отметки «4» и «5» получили:
в 2011 г. - 59%,
в 2010 г. – 48%.
Распределение участников экзамена по первичным баллам:
отметку "2" (от 0 до 18 баллов) получили 8%;
отметку "3" (от 19 до 28 баллов) - 33%,
выпускников, набравших 28 баллов, – 4,5%,
тех, кто получил 19 баллов, – менее 2%;
отметку "4" (от 29 до 36 баллов) получили 41% участников ГИА,
36 баллов получили 5,5% выполнявших работу, что также превышает показатели 2010 г;
отметку "5" (от 37 до 41 баллов) получили 18% (в 2010 г. – 11%),
максимальное количество баллов удалось набрать почти 1,5% (в 2010 г. – менее 1%).
Средний процент выполнения задания С1:
в 2011 г. – 77,3 %,
в 2010 г. – 75 %.
Все же анализ экзаменационных работ выявил проблему недостаточной сформированности комплекса умений, необходимых для написания сжатого изложения.
Средний процент выполнения заданий А1-А3 (с выбором ответа) составил 83 %.
С выполнением заданий части 2 экзаменационной работы большинство участников экзамена справились. При этом очевидно, что отдельные элементы содержания представляют определенную трудность для выпускников IХ классов.
Все показатели выполнения заданий В1-В14 (с кратким ответом) в 2011 г. оказались выше показателей 2010 г., за исключением заданий В1 (выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения) и В2 (правописание корней) – здесь средний процент успешного выполнения снизился:
В1 – 69% (в 2011 г.), 74% (в 2010 г.)
В2 – 72% (в 2011 г.), 75% (в 2010 г.).
Анализ выполнения части 3 (С2.1 и С2.2) обнаружил неподготовленность выпускников, получивших на экзамене отметку «2», к созданию текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Источник  блог "По уши в ГИА" 

Рыцарский турнир

В Астраханской области в субботу стартует V военно-исторический фестиваль "Итильский берег", на котором эпоху средневековых сражений и рыцарских турниров будут воссоздавать 300 представителей военно-исторических клубов из 15 городов России. 
 "Фестиваль будет проходить в Харабалинском районе области, где ведутся раскопки Сарай-Бату - древней столицы Золотой Орды, и снимался фильм, посвященный той исторической эпохе", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пятницу в Минкультуры области. У стен стилизованного золотоордынского города пройдут конные и пешие рыцарские поединки, турнир по историческому фехтованию, стрельбе из лука, а также ночные сражения рыцарей, вооруженных копьями и палицами. Кроме этого, состоятся конкурсы исторической кухни, костюмов и танцев эпохи средневековья. Фестиваль завершится 4 сентября большим рыцарским шествием.
Источник здесь 

02 сентября 2011

БУКВА "ЯТЬ": в дополнение к материалам урока

Вам, моим читателям, быть может, невдомёк, почему некогда Мы срубили ели надо было писать через е (ели), а Мы ели уху через ѣ "ять" (ѣли). Ведь слова "ели" и "ели" там и тут выговаривались абсолютно одинаково.
Многим казалось, что буква эта выдумана без всяких причин и надобностей специально на погибель малышам первоклашкам и что никакого смысла в ней нет и никогда не было.
На самом деле всё обстояло "и так и не так"... Начнём с "не так".Составители кириллицы отнюдь не хотели никого затруднять. Они стремились всячески облегчить славянское правописание. К греческому алфавиту они добавляли лишь такие буквы, которые выражали реальные звуки славянских языков. Такой была буква "ять", хотя по многим причинам мне было бы трудно описать сейчас, каков же был звук, ею обозначаемый. Свидетельства об этом чересчур неясны, а магнитофонов в IX веке не было.
Читать дальше 

Морские ежи

Морские ежи.
«Морские ежи.» на Яндекс.Фотках
Каких чудес на свете не бывает!

Проект критериев оценивания заданий ГИА-2012 по русскому языку

Планируются ли изменения в критериях оценивания экзаменационной работы по русскому языку в новом учебном году?  
Рассмотрим ПРОЕКТ системы оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 2012 году.
Проверка заданий А1–А7; В1–В9
Здесь ничего не изменилось:
за верное выполнение заданий А1–А7 и В1–В9 экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание,
за неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
А вот максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий (раньше - 17 заданий) части 2 работы, уменьшилось на 1 – 16 баллов.
Критерии оценивания задания С1 (изложения)Уменьшился на 1 пункт критерий ИК2, т.к. сократилось количество микротем в тексте для прослушивания (было 4, стало 3). Всё остальное осталось без изменения.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения С2.1
Претерпели некоторые изменения критерии С1К1, С1К2 и С1К4 в связи тем, что изменилась формулировка сочинения на лингвистическую тему.
Изменилось и максимальное количество баллов по критериям С1К1-С1К4: было 7, стало 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения С2.2
Критерий С2К4 (Композиционная стройность) стал более развёрнутым, он содержит 4 пункта, а не 2, как было раньше. Соответственно увеличилось на 2 балла максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1-С2К4: было 7, стало 9.
Критерии оценки грамотности ГК1 - ГК4 и фактической точности ФК1
Критерии оценки грамотности и фактической точности остались без изменения.
Максимальный балл составляет, как и прежде, - 10.
Изменился лишь верхний предел суммарного объёма сочинения и изложения: если в 2011 году он составлял 290 слов, то в 2012 году верхний предел не ограничен.
Цитирую:
"При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов". (2012 год)
 "При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов". (2011 год).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, увеличилось на 1: было 41, стало 42 балла.

Не забывайте о том, что это только лишь ПРОЕКТ! За изменениями следите на сайте ФИПИ .
Источник здесь 

Словообразование

Творческое задание 1
Поэты любят играть со словами, образовывать новые. Вот посмотрите, что придумал Даниил Хармс. Какое из этих существительных, по его мнению, образовалось приставочно-суффиксальным способом?

"Гибель уха – глухота,
Гибель носа – носота,
Гибель нёба – немота,
Гибель слёпа – слепота."

Творческое задание 2
Известны ли вам способы:
1) Как из одного рукава сделать безрукавку?
2) Как из стакана сделать подстаканник?
3) Как сделать сруб без топора?
4) Как превратить обычное кресло в качели?
5) Как увеличить или уменьшить предмет без лупы?
6) Как сделать пруд?
Источник здесь 

«Дом Маленького принца» откроется через три года

В городке Сен-Морис-де-Реман в 40 км от Лиона, в родовом поместье знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, через три года откроется музейный комплекс «Дом Маленького принца». Здесь юный Экзюпери часто проводил свои летние каникулы.
На протяжении 20 последних лет наследники писателя и его почитатели вели работу по созданию здесь мемориала. Дело в том, что во Франции до сих пор нет музея Антуана де Сент-Экзюпери, а обломки самолета, на котором писатель и военный летчик совершил свой последний полет, находятся в Музее воздухоплавания и космонавтики в парижском предместье Ле Бурже. Недавно мэрия города Сен-Морис-де-Реман решилась взять в банке кредит и за 950 тысяч евро выкупила поместье у его последнего владельца. В основном же создание «Дома Маленького принца» будет финансироваться за счет пожертвований спонсоров и меценатов. В ближайших планах – реставрация поместья. Потом туда привезут книги Экзюпери, исторические документы, фотографии и вещи, принадлежавшие ему.
Музей Антуана де Сент-Экзюпери в замке Сент-Морис-де-Реман откроется 29 июня 2014 года – в день рождения писателя и поэта.

01 сентября 2011

Вспомним о критерии Винокура и морфемном членении слова

О морфемном разборе и критерии Винокура.
Алгоритм  морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Эти подсказки к урокам русского языка  вы найдёте по этой ССЫЛКЕ. 
Подсказка для учеников всех моих классов! 

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. Шпаргалка к урокам на завтра

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.
Орфография состоит из нескольких разделов:
1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов.
Написание морфем (значимых частей слова)
Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

...процесс письма все же должен быть сознательным

Хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть сознательным. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и соответственно решать ту или иную орфографическую задачу. Уже из этого следует, что механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, и даже больше - она обязательно приведет к полуграмотности,  так как не создаст привычки при писании анализировать языковые формы.
                                                                                                                                     Л.В. Щерба

С ДНЁМ ЗНАНИЙ!

Такую открытку прислала мне сегодня команда Интернет-педсовета с пожеланием не перетруждаться на уроках. С интерактивной доской и системой "Вотум", пожалуй, работать намного легче...