04 июня 2012

Первичный балл -- в школьную отметку

Шкала пересчета первичного балла за выполнение  
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-17
(было 18)
18-27
(было19-28)
28 -36
(было 29-37)
 Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4
37-42
(было 38-41)  
Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4
Источник здесь

Инструкция по выполнению экзаменационной работы по русскому языку


На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1– В9).
 К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
 На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при  оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Источник здесь

03 июня 2012

Половодье в наших краях


Посмотреть на Яндекс.Фотках

...и о сочинении на лингвистическую тему (С2.1)

Итак,  сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова  "Чучело". Частью оно  компилятивное, то есть мы позаимствовали некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении  речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы  приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться. 
Словарь языка -- это  его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое  нужное, передающее в точности и образно его мысли и  чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными  словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. (К тезису об умении выбрать нужное слово подойдут также и другие примеры лексических явлений отсюда -- об употреблении многозначного слова работа и лексического повтора).
 Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова.  Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.

Об изложении на экзамене (задание С1)

Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011  248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что: 

  • экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • количество микротем после сжатия текста не должно меняться;
  • во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
  • можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
  • максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7По этой ссылке 5 текстов для прослушивания (аудио и в печатном варианте) для сжатого изложения, а также микротемы к ним.

02 июня 2012

Собака бывает кусачей

Автору стихов "Собака бывает кусачей" Юнне Мориц сегодня исполнилось 75 лет.

Вечер на Волге

Вечер на Волге
«Вечер на Волге» на Яндекс.Фотках

Отыменные и отглагольные прилагательные (задание А7)

Отыменные прилагательные -- это прилагательные, образованные от имен существительных. Они образуются при помощи суффиксов -ан-/-ян-, -ин-, которые пишутся с одной буквой Н, а также при помощи суффиксов -онн-/-ённ-/-енн- -- с двумя буквами НН
Две буквы Н пишутся  и в прилагательных,  образованных  при помощи суффикса -н-, который присоединяется к основе на Н. 
Например, кожа -- кожаный, серебро -- серебряный (исключения: оловянный, деревянный, стеклянный), гусь -- гусиный: авиация -- авиационный, письмо -- письменный (исключение ветреный); карман -- карманный.
Отглагольные прилагательные образуются от глаголов и называются отглагольными, если у них нет приставки и зависимого слова. Такие прилагательные пишутся с одной буквой  Н
Если слово имеет приставку или зависимое слово, то это -- причастие, и пишется оно с двумя НН. Например, варить -- варЁНый, но варЕННый в мундире картофель; сварить -- СварЕННый. Общим условием написания двух букв НН в бесприставочных и приставочных прилагательных/причастиях  является совершенный вид глагола, от которого они образованы. Например, бросить (что сделать? СВ) -- брошЕННый, купить -- куплЕННый, пленить -- пленЁННый.
Это также прописная истина, изучаемое в школе правило, однако, по моим наблюдениям, дети  не умеют его применять на практике и допускают очень часто ошибки.
В задании А7 ещё надо прилагательное/причастие не спутать с наречием!     

Грамматическая основа предложения (задания В3, В6, В7-В9)

В этом посте речь не о каждом из этих заданий по отдельности, а об общих подходах к их выполнению . Итак, первое.
Грамматическая основа предложения (ГО) -- это подлежащее и сказуемое. Чтобы найти подлежащее, надо задать общий вопрос: о ком или о чём говорится в предложении? и конкретизирующий  общий вопрос: кто? или что?
Чтобы найти сказуемое, нужно задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? И потом привычные вопросы: что делает/сделает предмет? каков предмет? что это такое? и т.д.
Второе. При выполнении всех указанных заданий необходимо  в каждом предложении или части сложного предложения найти ГО. (Можно выписать предложения в черновик и там  подчеркнуть главные члены).
Помните (лучше повторите, пока есть время!), что подлежащее и сказуемое может быть выражено самыми разными способами. По этой ссылке в моем блоге подробно, с примерами рассказано о способах выражения подлежащего и сказуемого (нужно пролистать страницу вниз).
Третье. Определив ГО в частях сложного предложения, надо посмотреть, какие союзы -- сочинительный или подчинительный (союзное слово) -- соединяют их. Соответственно предложение будет либо ССП, либо СПП. А может, союзов и вовсе нет -- значит, предложение бессоюзное.
Понимаю, что излагаю сейчас прописные истины, но порой мы делаем ошибки, потому что не знаем общие приёмы выполнения тех или иных действий или не применяем их.

Альтернативный ЕГЭ по русскому языку


По этой ссылке http://mn.ru/society_edu/20120531/319296970.html?act=reset тест по русскому языку. Пока школьники сдают ЕГЭ, редакция "Московских новостей" предлагает проверить свое знание русского языка. 
По результатам определяется, в какой вуз вас могут принять. 
Попробуйте свои силы.

Сердечная награда -- от сердца к сердцу


Моему блогу  вручена новая награда, придуманная в блогосфере для воодушевления не самых известных блогов, - СЕРДЕЧНАЯ НАГРАДА.
От сердца к сердцу, от блога к блогу путешествует "Сердечная награда"! Вот и мой блог получил сердечную награду от Жени Бикмаева  (блог  "Мир глазами человека"). Огромное спасибо, Женя!
Эта награда вручается начинающим блогерам и их блогам с количеством постоянных читателей меньше 200, чтобы о них узнало как можно больше людей. Раздать данную награду нужно 6 блогам и оповестить награжденных в комментарии (перепост).
Я очень рада передать эту награду молодым блогам, которые я постоянно читаю!
Передаю "Сердечную награду" блогам:
После уроков

01 июня 2012

День защиты детей в Астрахани

Cегодня погода подарила нам солнечный день, и становится радостнее вдвойне — потому что мы отмечаем Международный день защиты детей. И в этот день в Астрахань прилетела команда «Первого канала», выдающиеся деятели спорта и культуры.
Первыми гостями стали Андрей Малахов и Екатерина Стриженова. В качестве подарка всем зрителям они преподнесли мороженое, что было очень кстати в такой солнечный день.
Во второй группе гостей находилась знаменитая астраханка Анастасия Заворотнюк и комментатор Виктор Гусев. Также посетили Астрахань актёры фильма «Кастинг для злодея», премьера которого состоится сегодня в кинотеатре «Иллюзион». Среди звёздных гостей присутствовали Арина Шарапова, Дмитрий Дибров, Юрий Николаев, Нонна Гришаева, Елена Захарова и ведущие «Первого канала».
Источник здесь

Интернету доверяй, но всё же проверяй...

Сегодня  девятиклассники сдавали пять экзаменов. У нас в школе не только наши ученики, но ещё из трёх  школ. 
Конечно, волнения было много. Задания по физике и биологии оценены выпускниками как достаточно непростые, даже трудные. Ответов на имеющиеся у нас варианты найти не сумели. (Может, плохо искали?!) В связи с этим кое-какие наблюдения и замечания.
Во-первых, я бы не стала доверять ответам из Интернета, а обязательно решила бы всё сама. 
На одном из сайтов, где посетители настойчиво просили: выложите, дайте ответы по обществознанию, биологии, и т.д.,  владелец сайта в пространном посте посоветовал самим решать, чтобы не попасться и не списать неправильные ответы.
-- У Наташи неправильные ответы, -- поделился один из 9-классников на форуме. -- Только что пришел с экзамена. Была минутка, и учитель географии забежал, подсказал ответы. Они совсем не  совпадали с ответами, которые дала Наташа.
Итак, нельзя безоглядно доверять пользователям Сети. Это, во-первых.
Во-вторых, будьте внимательны: могут быть выложены ответы на задания КИМов прошлого года. Например, нахожу на одном из сайтов сегодня ответы  на задания по русскому языку к предстоящему 5 июня экзамену. И что же? Заданий части А там 6 -- сейчас их семь, заданий В в этих ответах 14, нынче их  лишь 9. Проходной балл -- 19, в 2012 году он  равняется 18 баллам.
И в-третьих, не стоит сильно волноваться (до колик в  животе и повышения температуры) -- лучше  ещё раз повторить материал  тестовых заданий, посмотреть заготовленные образцы сочинений части С2, вспомнить способы сжатия текста при написании изложения.  Ещё есть время сделать все это основательно, чтобы на экзамене чувствовать себя уверенно. Удачи!

Более семисот просмотров за день

Статистика -- вещь  полезная для аналитики. Вот поэтому за посещаемостью своего блога я слежу достаточно внимательно. Вчера был побит рекорд -- 732 просмотра за  день!
Полагаю, что всплеск  интереса к "Учебнику нашего времени"  вызван  публикацией материалов, связанных с экзаменами.