Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
03 декабря 2018
"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"
Прекрасным материалом для сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
- Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
- Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
- Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
- Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
- Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
- О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?
Роль мечты в моей жизни
Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
- Нужно ли современному человеку мечтать?
- Какой может быть настоящая мечта?
- Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
- Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
- Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).
Направление "Мечта и реальность"
- Примеры итогового сочинения «Мечта и реальность»
- Цитаты и афоризмы по направлению «Мечта и реальность»
- Как раскрыть тему «Мечта и реальность»
- Аргументы по направлению «Мечта и реальность»
- «Мечта и реальность» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Мечта и реальность»
- Всё вместе здесь
- И ещё ссылка на материалы по теме в блоге Ларисы Евгеньевны Лисовицкой.
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mechta-i-realnost/
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mechta-i-realnost/
02 декабря 2018
Направление "Отцы и дети"
- Как раскрыть тему «Отцы и дети»
- Примеры итогового сочинения «Отцы и дети» с проверкой
- Цитаты и афоризмы по направлению «Отцы и дети»
- Аргументы по направлению «Отцы и дети»
- «Отцы и дети» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Отцы и дети
- Всё вместе здесь
- Направление "Отцы и дети" уже стало привычным для нас. Перед экзаменом посмотрите ещё раз темы. Вся русская классика о взаимоотношениях отцов и детей. И в реальной нынешней жизни примеров-иллюстраций (почему-то они называются аргументами?!) предостаточно. Только не увлекайтесь и пишите грамотно, излагайте свои мысли литературным языком.Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/
Направление "Месть и великодушие"
- Цитаты и афоризмы по направлению «Месть и великодушие»
- Как раскрыть тему «Месть и великодушие»
- Примеры итогового сочинения «Месть и великодушие»
- Аргументы по направлению «Месть и великодушие»
- «Месть и великодушие» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Месть и великодушие»
- Всё вместе здесь
О чём писать в сочинении по этому направленю?
ФИПИ даёт такое пояснение по направлению.
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Внимательно прочитайте материалы по ссылке Как раскрыть тему «Месть и великодушие». Думаю, это поможет вам соориентироваться в теме.
ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека (2014 год)
По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
Именно о том, как музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая величие и могущественную силу этого искусства.
Направление "Искусство и ремесло"
- Цитаты и афоризмы по направлению «Искусство и ремесло
- Примеры итогового сочинения «Искусство и ремесло»
- Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»
- Как раскрыть тему «Искусство и ремесло»
- «Искусство и ремесло» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Искусство и ремесло»
- Всё это вместе здесь
- Направление "Искусство и ремесло" мне кажется непростым. Во всяком случае я ни разу не писала сочинение об этом. О чём здесь можно поразмышлять? О гении и бездарности, о том, где кончается ремесло и начинается искусство, о силе воздействия искусства на человека (об этом у меня было сочинение, только в формате ЕГЭ), о предназначении художника и многом другом. Посмотрите только, какие разные темы придумали по этому направлению.
- Что такое настоящее искусство?
- Как отличить настоящее искусство от ремесла?
- Почему люди путают искусство и ремесло?
- В чём ценность искусства?
- Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
- Над каким искусством время не властно?
- Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
- Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
"Итоговое сочинение". Группа Вконтакте
Ссылка на группу "Итоговое сочинение" Вконтакте здесь
Я уверена, что большинство из 11-классников уже знают эту группу. Кстати, там представлены добротные рекомендации по итоговому сочинению. Но я всё-таки решила в эти последние дни перед "часом икс" сбросить ссылочку. Чтобы не искать долго и получить всё в одном пакете.
30 ноября 2018
Аргументы: жестокость и милосердие на войне
К итоговому сочинению 2018.
Не могу не поделиться ссылкой из блога Ларисы Евгеньевны Лисовицкой
Прочитать необходимо весь материал. В нём сначала приводится фрагмент повести Б. Васильева "В списках не значился", в котором рассказывается о том, как боец Плужников оставил в живых пленного немца. Плужникову было приказано его расстрелять, а он проявил милосердие. А потом этот немец сжёг из огнемёта еврейскую семью. Далее цитируется большой кусок текста повести, который поможет читателю (тому, кто познакомится с произведением хотя бы в таком урезанном виде) представить, насколько жестокой и бесчеловечной была война.
Б. Васильев ставит вопрос о том, как можно остаться человеком среди всеобщей жестокости войны: он не осуждает своего героя, из-за ЧЕЛОВЕЧНОСТИ которого погибли люди и который впоследствии погиб сам.
И ещё к итоговому сочинению...
В итоговом сочинении надо просто показать свое
умение читать, судить о прочитанном и рассуждать логично
на русском литературном языке,
аргументируя свое мнение.
Итоговое сочинение (изложение) уже в среду! Развязка приближается. Хоть и говорят, что перед смертью не надышишься, призываю 11-классников в оставшиеся до 5 декабря дни не просто погуглить в Интернете в поисках готовых текстов, а ещё раз обратить внимание на правила (мы, учителя, употребляем слово "методика") написания сочинения: пиши на тему, не противоречь себе в разных частях сочинения, излагай мысли просто и ясно.
Открываю новые (для меня) блоги и сайты
К итоговому сочинению 2018
Осуществленные мечты в литературе XX века
Мне понравился этот материал и сайт даже при беглом знакомстве с содержанием последнего. А книги, о которых написала Лариса Евгеньевна, были в 20 веке самым любимым чтивом (не вкладываю ни грамма уничижительного смысла в это слово). Может быть, моя заметка поможет вам их вспомнить, а молодому поколению я настоятельно советую их прочитать. Готовый материал к итоговому сочинению нынешнего года.
Три мифа о сочинении 15.3
МИФ 1. Определение понятия может находиться только в начале сочинения.
Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)
Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.
Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)
МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.
Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного текста, литературного произведения, кинофильмов, СМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)
Ссылка здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)