04 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Уроки французского"

Напоследок ещё одна подсказка. Повесть В. Распутина "Уроки французского" об уроках доброты и... жестокости. Как, по-вашему, к своим ученикам относятся Лидия Михайловна и директор Василий Андреевич: кто из них по-человечески вам более симпатичен?
Лидия Михайловна по-человечески пожалела одинокого полуголодного ребёнка. Игра для учительницы стала единственно возможным средством  поддержать своего ученика: на вырученные деньги он мог купить себе немного еды
Формально директор поступил правильно. Однако его решение жестокое: он даже не попытался разобраться в том, чему сам стал свидетелем. Ведь учительница делала всё, что было в её силах. Интересовался ли директор тем, как живут ученики, каждый ли день удаётся им хоть немного поесть? Директор мог расспросить обоих или поговорить с учительницей наедине, а потом принимать решение об её увольнении.

03 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Детство"

Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней  содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.

"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"

Прекрасным материалом для  сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
  • Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
  • Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
  • Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
  • Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
  •      Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
  • О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?

Роль мечты в моей жизни

 Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
  • Нужно ли современному человеку мечтать?
  • Какой может быть настоящая мечта?
  • Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
  • Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
  • Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
Повесть А. Грина "Алые паруса" можно использовать в качестве одного из аргументов.
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы  в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).

Направление "Мечта и реальность"

02 декабря 2018

Направление "Отцы и дети"

Направление "Месть и великодушие"

ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека (2014 год)

По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.

Именно о том, как  музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая  величие и могущественную силу этого искусства.

Направление "Искусство и ремесло"


  1. Что такое настоящее искусство?
  2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  3. Почему люди путают искусство и ремесло?
  4. В чём ценность искусства?
  5. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
  6. Над каким искусством время не властно?
  7. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
  8. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
  9. Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?

"Итоговое сочинение". Группа Вконтакте

Ссылка на группу "Итоговое сочинение" Вконтакте здесь
Я уверена, что большинство из 11-классников уже знают эту группу. Кстати, там представлены добротные рекомендации по итоговому сочинению. Но я всё-таки решила в эти последние дни перед "часом икс" сбросить ссылочку. Чтобы не искать долго и получить всё в одном пакете.

30 ноября 2018

Есть над чем подумать...


На картинке неправильно написано поименование автора. 
Вот ссылка из Википедии. Ома́р Хайя́м Нишапури́ (перс. عُمَر خَیّام نیشابوری‎; 18 мая 1048Нишапур — 4 декабря 1131[4], там же) — персидский философматематикастроном и поэт

Аргументы: жестокость и милосердие на войне


К итоговому сочинению 2018. 
Не могу не поделиться ссылкой из блога Ларисы Евгеньевны Лисовицкой

Прочитать необходимо весь материал. В нём сначала приводится фрагмент повести Б. Васильева "В списках не значился", в котором рассказывается о том, как боец Плужников оставил в живых пленного немца. Плужникову было приказано его расстрелять, а он проявил милосердие. А потом этот  немец сжёг из огнемёта еврейскую семью. Далее цитируется большой кусок текста повести, который поможет читателю (тому, кто познакомится с произведением хотя бы в таком урезанном виде) представить, насколько жестокой и бесчеловечной была война.
Б. Васильев ставит вопрос о том, как можно остаться человеком среди всеобщей жестокости войны: он не осуждает своего героя, из-за ЧЕЛОВЕЧНОСТИ которого погибли люди и который впоследствии погиб сам.

И ещё к итоговому сочинению...

В итоговом сочинении надо просто показать свое 
умение читать, судить о прочитанном и рассуждать логично 
на русском литературном языке, 
аргументируя свое мнение.
Итоговое сочинение (изложение) уже в среду! Развязка приближается. Хоть и говорят, что перед смертью не надышишься, призываю 11-классников в оставшиеся до 5 декабря дни не просто погуглить в Интернете в поисках готовых текстов, а ещё раз обратить внимание на правила (мы, учителя, употребляем слово "методика") написания сочинения: пиши на тему, не противоречь себе в разных частях сочинения, излагай мысли просто и ясно.

Открываю новые (для меня) блоги и сайты



Рубрика: Мечты и реальность в русской литературе 

К итоговому сочинению 2018


Осуществленные мечты в литературе XX века


Мне понравился этот материал и сайт даже при беглом знакомстве с содержанием последнего. А книги, о которых написала Лариса Евгеньевна, были в 20 веке самым любимым чтивом (не вкладываю ни грамма уничижительного смысла в это слово). Может быть, моя заметка поможет вам их вспомнить, а молодому поколению я настоятельно советую их прочитать. Готовый материал к итоговому сочинению нынешнего года.