13 июля 2019

О законах стихотворчества

"... первая строка должна захватывать и тащить через текст, чтобы мозг не успевал сообразить, куда его тащат, и не мог опомниться до самого конца, где зкономерно стояли  две оглушительные и оглушающие строки".
"...сравнение кровь стихотворения".
Это из романа Алексея Сальникова "Опосредованно", вошедшего в список произведений -- номинантов на премию "Большая книга" в текущем году. 
Ссылка здесь можно увидеть весь шорт-лист на  премию, скачать и прочитать книги и проголосовать за понравившуюся.
Роман "Опосредованно", как я поняла (до конца не дочитала, может, и не дочитаю), о времени, когда к советскому читателю стали понемногу приходить ранний и поздний Блок, Пастернак и др. 
Пытаясь донести до своих учеников мысль о величии литературы и необходимости приобщиться к этому поистине бесценному пласту культуры (если без пафоса -- полюбить чтение), я обычно обращаю  внимание на то, как складно и гармонично получается у поэта поставить рядом слова, которые каждый из нас повторил бессчётное количество раз... а стихов не получилось. Данный пост тоже в рубрику  "Заметки к урокам". 

12 июля 2019

Заметки к урокам: "Вишнёвый сад" Чехова

А.П. Чехов. "Вишнёвый сад". От рассказов "Барыня"(1880), "Чужая  беда" (1886), "В усадьбе" (1894), "В родном углу" (1897), "У знакомых" (1897) к комедии "Вишнёвый сад".
Место действия -- дворянская усадьба (повторяется).
Центральная тема -- вынужденная продажа вишнёвого сада -- поставлена в комедии не впервые.
Захотел  написать комедию. Чехов: "Драмы писать не хочется, а комедию ещё  не придумал. Я напишу что-нибудь странное." (1895, из письма В.И. Немировичу-Данченко).  Первый такой опыт -- пьесу "Чайка"- ни зрители, ни критика не поняли (мягко говоря).
В "Вишнёвом саде" заложено два взгляда на происходящее: обитателей дворянской усадьбы, которые прощаются со своим  родовым гнездом, и взгляд автора, который сочувствует им, но уверен в исторической закономерности, как бы мы теперь сказали, "передела собственности".
Почему комедия? "Весёлый, живой тон" её, водевильный характер ряда персонажей (Епиходов, Шарлотта и др.), тригикомические положения (бал в день аукциона). А главное -- авторское отношение, авторская концепция жизни. "Негодование и суровые попрёки тут бесполезны; скорее нужно смеяться; одна холодная насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей".
На какие размышления меня навели эти заметки? Во-первых, как художник сумел найти такую эффективную форму для отражения актуальной проблемы рубежа 19-20 веков и дать ей  объективную, но не бесстрастную оценку. Во-вторых, он соединил "хорошую нсмешку" с гуманным чувством и с убеждённостью в справедливом ходе истории. И в-третьих, об открытом финале пьесы, который звучит оптимистично. В ремарках к финальной сцене: "весело, призывающе", "весело, возбуждённо".

Русский родной язык и родная (русская) литература

Рабочие программы с календарно-тематическим планированием.
Русский родной язык ссылка
Родная (русская) литература ссылка

О значении чтения

«Границы моего языка определяют границы моего мира», - писал немецкий философ Л. Витгенштейн. Литература же раздвигает их, помогая человеку проникнуть в суть вещей, познать самого себя. Сегодня писатели обеспокоены тем, что их современники теряют эту способность, теряя интерес к чтению. Задача учителя – вернуть читателя в лоно литературы, возвращая ему себя самого.
«Чтение – одна из форм счастья», - говорил аргентинский писатель Х.-Л. Борхес. Обрести это счастье дано, к сожалению, не каждому. Необходимо приложение личных усилий, стремление меняться, меняя книги, готовность отправиться в путешествие с завязанными глазами, чтобы обрести зрение. Задача учителя – подарить ребенку возможность стать счастливым.
«Хороший читатель – ценитель... Плохой читатель – оценщик». 

11 июля 2019

Заметки к урокам: баллады Жуковского

Открываю новую рубрику "Заметки к урокам". Можно, конечно, вести записи в телефоне. Мне, однако,  привычнее в блоге. Именно в этом, а не  в "Дамских штучках".
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана". Произведение является отражением  отношений поэта к прототипам "Светланы" -- сёстрам Протасовым. Вопросы нравственной сущности дружбы, счастья, любви, жестокая власть провидения, покорность ему человека, несмотря на  то, что каждый человек имеет право на непредрешённый, свободный поступок.
Жуковский был  учителем, идейным наставником дочерей своей родной сестры по отцу  Екатерины Афанасьевны Протасовой. Занятия продолжались почти три года (1805-1808). Жуковский серьёзно к ним готовился, составлял планы, думал над программами и способами  изучения предметов: истории, философии, словесности (прямо, как мы, современные учителя!). Но прежде всего эти уроки были откровением незаурядной личности учителя и потому развивали в ученицах творческую мысль, поэтическое воображение.
Посвящена  Александре Андреевне Протасовой. За прямым обращение к Саше стояло затаённое обращение к её сестре Маше, которую беззаветно любил поэт
"Эолова арфа". О метрике. Эта баллада Жуковского -- произведение поразительное по точности своей метрической и строфической формы. Плавный, гибкий амфибрахий, организованный в восьмистишной строфе в строки разной длины, интонационно то восходящие, то ниспадающие, передаёт звучание арфы.

09 июля 2019

Дамские штучки: Дитмар Эльяшевич Розенталь

Дамские штучки: Дитмар Эльяшевич Розенталь: Прежде всего ссылка на статью об этом великом лингвисте  https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=email А теперь о моих взаимоотнош...

Дитмар Розенталь – профессор «Великого и могучего»

Дитмар Розенталь – профессор «Великого и могучего»
Этот удивительный человек владел 12 языками, при этом считая русский наиболее сложным из них. Ему была важна абсолютная правильность речи у публичных людей. Его приглашали для обучения литераторов, дикторов, журналистов. Правилами русского языка, которые вывел именитый языковед, и его учебниками пользуются до сегодняшнего времени. Это не то иной, как Дитмар Розенталь – личность, изменившая русский язык. Именно он сформулировал все основные правила и законы русского языка, написал ни один десяток

Читать далее: https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=copy 

08 июля 2019

Зарплатное образование

Опрошенные “Ъ” эксперты считают необходимым зафиксировать базовую ставку учителя на уровне двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Они заявили, что сейчас учителя в российских регионах зачастую получают меньше 70% средней зарплаты по региону, потому что зарплатных фондов «едва хватает на базовые выплаты». Ранее на парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева признала, что сейчас базовая (гарантированная) зарплата учителя иногда составляет всего 10% средней заработной платы в регионе, тогда как должна составлять не менее 70%.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева на прошедших в начале этой недели парламентских слушаниях призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки». Госпожа Васильева добавила, что сейчас в большинстве регионов пропорция не соблюдается: «Иногда гарантированная часть доходит до 10%». Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также председатель Госдумы Вячеслав Володин. «В тех регионах, где средняя зарплата — 28 тыс. руб., 20 тыс. вы должны в договоре предусмотреть. Не получится, что это 12 тыс., 15 тыс., коллеги»,— обратился он к участникам слушаний.

Названы предметы, которые оказались самыми сложными на ЕГЭ этого года

Стало известно, какие предметы на ЕГЭ оказались для российских школьников в этом году самыми сложными.
Как рассказали в Рособрнадзоре, предметами, при сдаче которых больше всего учеников не смогли преодолеть минимальный порог, необходимый для поступления вузы, оказались обществознание, биология и химия. Они не являются обязательными для получения аттестата об окончании школы, поэтому пересдать их можно будет только в следующем году.

Лишь бы контроль качества образования не помешал урокам

В Интернете попался крик души преподавателя, посвятившего школе 38 лет: «Сейчас, как никогда прежде, не дают учить. Всю вторую четверть дети писали всероссийские проверочные работы (ВПР), диагностические работы и внутришкольные мониторинговые срезы». А ниже вместо подписи лишь риторический вопрос, обращенный в пространство: что, мол, проверяют, если мы еще ничему не научили?