Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

18 июля 2010

Развитие речи при изучении русского языка по учебникам М.В. Панова

Автор  предлагаемой  статьи  учитель одной из московских школ В.В. Луховицкий пишет:"Самый частый вопрос, задаваемый методистами и учителями на семинарах по учебникам Панова, — «А где же здесь развитие речи?». Действительно, мы не найдем в тексте специфических «речеведческих» терминов, нет и отдельной группы упражнений, направленных именно на «развитие речи». Тем не менее школьники, обучающиеся по программе Панова, пишут интересные творческие работы разных жанров, легко анализируют научные, деловые и художественные тексты, их устная речь богата и разнообразна, а главное — они сознательно относятся к выбору языковых средств. Более того, именно сейчас, когда в ЕГЭ увеличивается доля заданий, направленных на проверку умения понимать и редактировать текст, обучающимся «по Панову» детям легче подготовиться к экзамену, чем обучающимся по другим программам.
Все дело в том, что так называемое развитие речи происходит на уроках постоянно, оно связано с изучением всего теоретического материала и выполнением большинства заданий. Идет ли речь о звуках, морфемах или словах, о морфологии или синтаксисе — авторы не забывают отвечать на самые главные вопросы: зачем эти знания нужны читателям? как понимание законов языка помогает людям в общении? С этого начинается изучение языка в 5 классе (вот названия первых параграфов: «Язык помогает людям думать», «Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу», «Язык позволяет действовать» и «Язык позволяет людям радоваться его красоте»), этой же проблеме посвящены обобщающие параграфы в конце 7 класса («Стилистическое использование грамматических форм слова» и «Рассказ о литературном языке») и в конце 9 класса («Стилистика»)." Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий