Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

30 января 2011

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА

В дополнение к учебнику: какие подвохи может таить в себе форма единственного числа?
Пусть в тексте выступает форма единственного числа существительного. Прежде чем решить, что она обозначает один предмет, надо проверить, не стоит ли за ней какой-нибудь подвох.
А подвохи могут быть вот какие.
Во-первых, для некоторых существительных в единственном числе вопрос о числе обозначенных ими предметов вообще не имеет смысла. Например, мёд, гордость, студенчество.
Во-вторых, могут быть существительные в единственном числе, обозначающие совсем не единичность называемого предмета. Когда мы, например, видим на упаковке товара надпись Подарок школьнику (новосёлу, садоводу) или Завтрак туриста, то речь, разумеется, идёт не об одном-единственном школьнике, новосёле, садоводе, туристе. Имеется в виду  любой, всякий, каждый, а следовательно, все школьники, новосёлы, садоводы, туристы.
Или когда мы читаем мудрые слова М. Горького Любите книгу -- источник знания, то прекрасно понимаем, что речь идёт не об одной-единственной книге, а о любой книге, то есть о книгах вообще.
И в известной строке из пушкинской "Полтавы" Швед, русский колет, рубит, режет, конечно, речь идёт не об одном шведе или русском, а обо всех шведах и русских, участвующих в сражении. Сравните то же самое явление в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино": И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Не один же француз ликовал так громко!
                                                                                                 (И. Милославский.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий