Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

30 апреля 2011

И к нам пришла настоящая весна

Полдень.
«Полдень.» на Яндекс.Фотках
Наконец-то под тёплым солнышком всё позеленело.
Трава растёт на глазах и буйство одуванчиков.

Бушменам не варкается

Древо индоевропейских языков
 Лингвисты из Новой Зеландии и Нидерландов нащупали непреодолимый барьер между людьми разных культур: это не традиции и религия, а грамматика. Если строй речи определяет мышление – нам никогда не понять образ мысли индейцев навахо или даже людей, которые с младенчества говорят на арабском. Работа четверых ученых, опубликованная в журнале Nature, ставит крест на идее общего праязыка и универсального «языкового модуля» в сознании.
Вспомним знаменитое стихотворение «Бармаглот» Льюиса Кэрролла в русском переводе: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» Все слова – выдуманные, но мы без труда понимаем смысл: он «закодирован» в грамматической структуре фраз. «Шорьки» – подлежащее. «Пырялись» – сказуемое. «Хливкие» – определение. «По наве» - обстоятельство места. Поэтому «Бармаглота» можно перевести на русский или немецкий. А вот на язык индейцев навахо или бушменов – уже нельзя. Все потому, что эти языки принадлежат к другим языковым семьям.
Источник дальше

Совет да любовь!

Про свадьбу века  только упомяну здесь, в своём блоге. Чтобы запомнить  столь   экстраординарное событие. Насколько счастливы такие знаменитые люди? Наблюдать за церемонией было интересно.

Пробный экзамен ГИА по русскому языку

Утром на пробном экзамене по русскому языку в 9 классе читала текст для сжатого изложения. Это достаточно сложное задание, так как некоторые дети не умеют просто элементарно слушать, а ведь ещё надо уметь отделить главное от второстепенного, исключить подробности, объединить предложения, использовав различные приёмы сжатия текста. Научить этому только на уроках русского языка невозможно. Гложет  внутри вопрос: почему всё это так сложно для детей? А каковы будут результаты, если текст для изложения будет звучать с диска в актёрском исполнении? Таковы ожидаемые изменения в ГИА по русскому языку.

Храмы Астрахани

Сегодня  ездила со своими 8-классниками (и ещё были ребята из 8 б и 7 класса) на экскурсию "Храмы Астрахани". Это учебная экскурсия по темам  уроков мировой художественной культуры. У нас  есть храмы разных стилей. К сожалению, это всё псевдостиль, так как  настоящие храмы были разобраны во времена борьбы с церковью. Кроме одного -- католического, которому 200 лет с лишним.  В городе также имеется 5 мечетей. Но дети сошлись в одном: православные храмы самые нарядные и торжественные.

28 апреля 2011

ВОЛШЕБНОЕ ОТРАЖЕНИЕ


Лунная дорожка. В Астраханской картинной галерее
хранится этюд Куинджи к его знаменитой картине.
Ощущение  схожести  с ним этой фотографии  возникло у меня,
 когда я её приметила  среди Фоток Яндекса.
  Посмотреть на Яндекс.Фотках

Премия Солженицына вручена внучке Корнея Чуковского

Лауреатом литературной премии Александра Солженицына стала Елена Чуковская, внучка Корнея Чуковского, сообщает в четверг, 28 апреля, ИТАР-ТАСС.
Чуковская получила награду из рук Натальи Солженицыной. Вдова писателя пояснила, что премия вручается за «подвижнический труд по сохранению и изданию богатейшего наследия семьи Чуковских, за отважную помощь отечественной литературе в тяжелые и опасные моменты ее истории».
Елена Чуковская занимается публикацией книг Лидии и Корнея Чуковских. Она является автором ряда комментариев и статей, посвященных их творчеству.
Александр Солженицын учредил свою премию в 1997 году на гонорары от издания книги «Архипелаг ГУЛАГ». Ею награждаются писатели и ученые, живущие в России и пишущие на русском языке. В прошлом году премией Солженицына был награжден историк и археолог Валентин Янин.
Источник здесь

Горицвет -- слово с чередованием в корне, кстати...

Горицвет 9.
-- Чудесные солнышки,  освещающие все вокруг... и красивый миф. Еще одна история прекрасной Любви, --  написала Ирина в комментарии к этому снимку. Мне понравилось. Теперь бы узнать, что за миф связан с горицветом.
«Горицвет 9.» на Яндекс.Фотках

Классификация прилагательных по науке и по нашему учебнику

Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т. е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.

Источник здесь

Неизменяемые прилагательные: приводим их список

НУЛЕВОЕ СКЛОНЕНИЕ
В дополнение к материалу учебника русского языка для 6 класса.
 Нулевое скл. объединяет несклоняемые прил. с нулевыми флексиями. К этому склонению принадлежат притяжат. прил. его, её, их и слова иноязычного происхождения. Сюда относятся следующие слова (приводятся наиболее распространенные): ажур, аллегри, ампир, апаш, аплике, банту, барокко, беж, бемоль (муз.), бордо, брутто, буфф, валансьен, гала (в сочетаниях гала-представление, концерт-гала; театр.), галифе, гольф, дезабилье, декольте, диез (муз.), джерси и джерси, ин-кварто, ин-октаво, ин-фолио, клёш, коми, комильфо, либерти, люкс, мажор, макси, максимум, манси, маренго, микст, миди, мини, минимум, минор, модерн, мокко, морзе, неглиже, нетто, пик (в сочет. час, часы пик), пике, пикколо (муз.), плиссе, реглан, рококо, рондо, соло, comе, суахили, терракот, томат (в сочет. томат-пюре, паста-томат); травести (роль травести, театр.); трико, урду, факсимиле, фантази, фри (картофель фри), хаки, ханты, хинди, цирлих-манирлих (разг.), цунами, экстра, электрик, эсперанто. Многие из таких слов имеют узкую сферу употребления и выступают как термины (муз.: бемоль, диез, мажор), названия языков и народов (коми, манси, суахили), различных стилей и направлений (ампир, барокко, модерн).
Примечание. Некоторые из перечисленных слов выступают и как сущ., например: апаш, банту, барокко, бордо, коми, манси, маренго (сорт ткани), модерн, мокко, неглиже, рококо, суахили, соло, травести, урду, хинди, цунами, эсперанто.
Источник здесь

Какой корень в словах ШЛА, ШЛО, ШЛИ?

В современном русском языке много чередований в корнях слов. Они ведут своё происхождение из глубокой древности. Таким является и чередование -ход-//-шед-: ходить -- ушедший.
От корня -шед- образовался глагол шёл. Сначала добавился суффикс -л-, и слово стало звучать так: шедл. Сочетание дл оказалось неудобно произносить, д выпал, и получилось слово шёл с корнем шё-. А в женском и среднем роде и во множественном числе от корня вообще  осталась только одна буква: шла, шло, шли.
Хитрую шутку сыграло это чередование со словом шествовать.
Шед- + -ств- + -ова-: там, где вместе сошлись четыре согласные, буквосочетание стало трудно произносить, буква д не выдержала давления и ушла со сцены.

О неумении правильно прочитать условие задачи

Сегодня были на пробном экзамене по математике в 11 классе в качестве организаторов в аудитории. Очень серьёзные дети, чинный ход экзамена -- всё по правилам. Оценок трудности заданий услышать пока не пришлось. На сайте про экзамены нашла  любопытный отчёт с "круглого стола" об ЕГЭ по математике. Ссылка
Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить, сколько стоит билет с 50-процентной скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», — рассказал глава комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению, является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны именно с неправильной трактовкой условий.
Повод задуматься о том, что существенная часть математического образования — это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали процесс обучения, а потом изображали экзамен», — добавил Ященко.
Кроме того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях с отрицательными числами — примерно 20%. «Многие выпускники элементарно не умеют считать без калькулятора, — сетует академик Семенов. — Мы наблюдаем проблемы начальной школы — с 1-го по 6-й класс. Важно, чтобы дети умели считать — в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не сейчас».

Лучший фантаст года

По итогам «Роскона» лучшим фантастом признан Роман Злотников.
Фантастом года по версии 11-й литературной конференции по вопросам фантастики «Роскон» стал писатель Роман Злотников. Отметим, что эта премия присуждается самому рейтинговому и успешному писателю-фантасту только два раза в жизни.
На конференцию съехалось более 400 участников не только из России, но и из Италии, Испании, Германии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии, Молдавии. «Это очень значимая премия, потому что основана на абсолютно объективных показателях: суммарных тиражах за год. Несмотря на то, что я получил за 2010 год уже много премий, в том числе как самый востребованный автор Интернета, я горжусь, что стал «Фантастом года»», – прокомментировал Злотников.

Симпатичный такой Тимон

Ученики 5 класса писали сочинение-описание предмета. Вот что получилось у Насти И.
У меня   есть много игрушек: куклы, заяц, медвежонок, крокодильчик, слоник. Но больше всего я люблю тигрёнка. Его подарила мне мама на Новый год, когда мне было пять лет.
Я назвала его Тимоном, полюбив с первого взгляда. У тигрёнка оранжевая с чёрными полосками шкура и шуба с колпаком на голову, как у Деда Мороза. Его симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Тимон смотрит на мир круглыми добродушными глазами-бусинками. Красный язычок чуть-чуть высунут изо рта, как будто просит какое-нибудь лакомство.
Когда я была маленькой, то любила  прятать нос в тёплую шубку тигрёнка. Да и сейчас, хотя мне уже двенадцать лет, я часто беру Тимона на руки, прижимаю его к себе, иногда так и засыпаю вместе с ним. Я его очень люблю. 

Кто такой Артемий Лебедев и о чём его новая книга?

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его. Маст-рид для любого дизайнера и современного пользователя сети, претендующего на профессионализм в интернете.
Сын писательницы Татьяны Толстой, дизайнер, путешественник, бизнесмен и ресторатор Артемий Лебедев — один из ведущих деятелей рунета. Его блог в Живом журнале читают сотни тысяч человек по всему миру, его дизайн-студия по праву занимает ведущее место на рынке. При всем при этом Артемий отличается невероятной широтой интересов и познаний — он часто ездит по миру, подмечая интересные особенности и законы дизайна. «Ководство» — сборник заметок и статей о нем.  Читать дальше

Очередной день чтения по инициативе "Розового жирафа"

26 апреля издательство детской литературы «Розовый жираф» провело очередной, традиционный международный День чтения. По оценке организаторов, в этот раз в нем приняло участие около 40 тысяч человек.
В День чтения издательство рассылает желающим книги по всему миру для прочтения в назначенное время перед любой заинтересованной аудиторией. Незадолго до мероприятия участники получают пакет, в который входит книга, набор методических материалов для проведения праздника – раскраски, задания для детей. Таким образом уже читали «Очень голодную гусеницу» Эрика Карла и «Квак и Жаб снова вместе» Арнольда Лобела. В первом Дне чтения участвовали две тысячи читателей, в прошлом году – более пяти тысяч.
26 апреля День чтения проводился по книге Джилл Томлинсон «Горилла, которая хотела повзрослеть». Основной площадкой в столице стал Московский зоопарк, кроме того, участием в Дне чтения новый столичный книжный магазин «Циолковский» открывает свою детскую программу. Но читает не только Москва: в 15.00 по местному времени в Санкт-Петербурге, Казане, Уфе, Стерлитамаке (Башкирия), Владивостоке, Пскове, Барнауле и других городах, а также в Белоруссии, Украине, Армении, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Германии, Франции, Ирландии, США и Канаде участники взяли книгу в руки и начали читать ее всем желающим послушать. Кстати, после проведения акции полагается оставить книгу в дар библиотеке детского сада или школы.
В сказке Томлинсон детеныши разных животных, которые познают мир и себя, учатся принятым в своем сообществе правилам поведения.
Источник здесь

Понь в пОльто




Я катался на коне летней ночью
при луне.
Мы скакали по лугам, по лесам
и по горам...
А под утро на рассвете
обогнали даже ветер!
Я катался на коне --
только жалко, что во сне.
Тим Собакин

Все языки мира произошли из Африки

Прародину всех языков мира установили лингвисты, проследив их эволюцию от самых истоков. При этом именно язык стал одним из факторов, который вынудил наших предков расселиться по планете, пишет ScienceNOW.
Как правило, ученые воссоздают древние слова с помощью исследования эволюции языка. Однако такой способ позволяет проследить изменения лишь на 6,5 тыс. лет назад. Новозеландский психолог Квентин Аткинсон из университета Окленда воспользовался другим методом. Он проследил за изменениями фонем — языковых единиц, которые позволяют отличить одно слово от другого...Читать дальше

Какого цвета ваше мышление? Что-то интересненькое...


Какого цвета ваше мышление?
Какого цвета ваше мышление?Этот тест позволяет определить, на какой стадии социально-культурной эволюции вы находитесь.
Мой результат:
Ваш тип мышления можно охарактеризовать как Системный (цвет – жёлтый) Интеграция. Экспрессивный. Выражаю себя, но не за счет других. Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей. Цель – независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную систему. Системный подход, учет контекста. Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально» . Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства. Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора. Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.
Пройти тест "Какого цвета ваше мышление?"
Все познавательные тесты на ШколаЖизни.ру

Без телефона и калькулятора

Сегодня проводился пробный экзамен по математике по технологии ГИА в 9 классе. Я была ответственной в аудитории. Сидели там 11 учеников из 9 б. Организаторы дали указание приблизить условия проведения экзамена к реальным. Это означает, что мобильные телефоны при входе в класс отбираем, ничего не объясняем, никаких рекомендаций не даём. "Читайте инструкцию -- в ней вся необходимая информация," -- примерно такова наша реакция на вопросы учащихся. Всё по правилам и в соответствии с требованиями. Удивило, что самой трудной задачей считается  задача, в которой нужно составить  рационально-дробное уравнение (кажется, это так называется). Я полагаю, что это трудно, потому что у ребят существуют проблемы с пониманием текста... Вот оно наглядное подтверждение низких результатов российских детей в  исследованиях по версии  PISA.

25 апреля 2011

Чем можно пользоваться на ЕГЭ?

В связи с поступающими в адрес Рособрнадзора многочисленными вопросами об уточнении перечня предметов и справочных материалов, которые можно использовать на ЕГЭ, считаем необходимым сообщить следующее.
Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Рособрнадзора.
Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам и соответствующего приказа Рособрнадзора для ЕГЭ-2011.
ЕГЭ по математике
Приказом Рособрнадзора разрешается пользоваться линейкой.
Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.
Читать полностью здесь

Завтра в  школах Астрахани проводится экзамен по математике в 9 классах в форме ГИА, в пятницу у 9-классников пробный экзамен  по русскому языку, а в четверг проверят свои знания по математике  ученики 11 классов. Так что вопрос о том, чем можно пользоваться на экзамене весьма актуальный

Собор святого Владимира в Астрахани

Астраханское, монохромное
В этом соборе, построенном в начале прошлого века, долгое время был автовокзал. Несколько лет назад храм был передан Астраханской епархии.
«Астраханское, монохромное» на Яндекс.Фотках

Конкурс "Золотое пёрышко" на PEDSOVET.SU

Сайт
Положение о литературном конкурсе «Золотое пёрышко»
Конкурс «Золотое пёрышко» - это конкурс литературных произведений детей школьного возраста, живущих в Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье. Конкурс проводится в целях выявления одаренных учащихся. Конкурс «Золотое пёрышко - 2011» посвящён теме «Славлю имя твоё – Мать».
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, порядок и особенности проведения литературного конкурса «Золотое пёрышко» (далее - Конкурс).
1.2. Организатором и учредителем Конкурса (далее Организатор) является: СМИ «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU»
1.3. Организатор формирует Организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет) из пользователей сайта Педсовет.su.
Читать полностью здесь

Словесные игры с омонимами

Омонимы и их разновидности – одно из наиболее часто употребительных средств словесной игры (шуток) и разнообразных художественных эффектов. В дополнение к учебнику для пятиклассников.

а) Шутки, в которых омоним встречается два раза.
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В.И. Даль).
Злато, злато! Сколько через тебя зла-то! (А.Н. Островский).
Не под дождем – постоим да подождем. (Пословица).
Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков).

б) Шутки, в которых омоним встречается один раз.
Во все колокола звонят. (Можно произнести: в овсе.)
Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)
Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)
Незримый хранитель могучему дан. (Можно произнести: Могу чемодан.)
Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)
Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (Можно произнести: У шеи хвостов.)
Источник здесь

Н и НН в прилагательных. Запоминалки


-Онн-, -енн- – пиши два Н; -ан-, -ян-, -ин- – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -янн-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Часть 2. С 11 до 16 лет
Данная литература не входит в обязательную программу. Список составлен преподавателями «Лиги Школ» и отражает их вкусы. Поэтому в какой-то мере он случаен. По субъективным причинам в подборку практически не вошла поэзия. Ваши пожелания по совершенствованию рекомендаций будут приняты с благодарностью.
7–8 классы
А. Азимов. Конец вечности. Цикл «Основание».
Р. Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Собачье сердце.
Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Таинственный остров.
О'Генри. Рассказы.
Э. Гофман. Новеллы. Житейские воззрения Кота Мурра.
А. Грин. Бегущая по волнам.
В. Гюго. Собор Парижской Богоматери. Человек, который смеется.
Д. Даррелл. Моя семья и другие животные.
Список полностью далее

Имя прилагательное. Морфологическая норма

1. Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных:
Девушка была высокая, красива и весела.
2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени: Мой брат более старше меня.
3. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней  лучше, хуже: Он учится лучше меня.
4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Он более способный и умнее меня.
5. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.
1). Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны, девочка красива.
2). Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
3). Полная форма указывает на постоянный признак, краткая - на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).
4). Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения : мальчик глухой - мальчик глух (к просьбам).
5. При образовании кратких форм прилагательных с ударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный - искусствен, искусственен, торжественный - торжествен, торжественен. В настоящее время эти варианты равноправны, закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).
6. Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга - книга мамы, каменная стена - стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика - стариковская походка (переносное значение), роспись стены - стенная роспись (терминологическое значение).
Источник здесь

СО СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЯ!

В этот день солнце светит ярко-ярко. Говорят, "играет".
Природа и мы вместе с ней радуемся свету, теплу, возрождению.

23 апреля 2011

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
Время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять;
Время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать;
Время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть;
Время войне, и время миру.
Библия, Екклесиаст, 3, 1-8

Учитель в Интернете. 8 советов и рекомендаций

1. Контент - залог успеха
Самое главное в блоге - информация (контент). Именно мысли, которыми блогер делится со своими читателями, идеи, которые смело выносятся на всеобщее обсуждения, рассуждения, которые проводятся по тому или иному вопросу, и определяют полезность блога. Т.е. чем интереснее пишет автор, тем большее число постоянных читателей он приобретёт со временем.
Если Вы, например, учитель истории, то это отнюдь не значит, что Вы должны писать в свой блог исключительно об истории и о преподавании истории. Блог - это как публичный дневник, где Вы можете отражать любые свои мысли. С вами произошёл интересный случай? Расскажите о нём! Нашли в Интернете полезную ссылку? Поделитесь ей! Захотелось пофилософствовать на отвлечённую тему? Сделайте это в своём блоге! Такие посты сделают Ваш блог интереснее для всех читателей: для Ваших учеников, для коллег, для случайно зашедших посетителей, для подписчиков.
Остальные 7 советов учителю-блогеру в блоге Дениса Гиряева здесь

КАВАЛЕР ПЛЮС ЗВЕЗДА

В классе зацвёл гиппеаструм. Прямо к празднику. Глаз радуется.
Название рода происходит от греч. hipperos — кавалер и astron — звезда.

Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"


Шпрехен зи руссиш?
Шпрехен зи руссиш?Тест на знание заимствованных слов, имён собственных и других хитростей русского языка. Такой небольшой «диктант» , позволяющий проверить вашу грамотность.
Валентина Саблина прошел этот тест с результатом:
Ни одной ошибки! Столь доскональное знание русского языка выдаёт в вас профессионала.
Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"
Все познавательные тесты на ШколаЖизни.ру

22 апреля 2011

Про ель и сосну из "Кладовой солнца"

Двести лет тому назад,
Ветру- сеятелю дан был приказ –
Принести два семечка в Блудово болото,
Чтобы украшали они его, как золото.

Но ветер решил иначе:
Сплетя судьбы семян покрепче,
Кинул он их в глубокую яму
Недалеко от большого плоского камня.

Семена эти – ели и сосны --
Неразлучны стали навеки с той весны.
Сплелись их корни с малолетства,
Не знают свободы они с детства.

Вверх тянулись их стволы,
К яркому свету стремились они,
Старались обогнать друг друга,
Ведь вместе им было неуютно и туго.

Впивались в стволы сухими сучьями,
Ветки их валялись рядом крючьями.
Несчастную жизнь им ветер устроил,
Не подумал, какую им оставил долю!

Качаясь, деревья проклинают ветер:
«Зачем ты вмешался и лишил нас воли!»
Зухра Ш., ученица 6 класса.

Тепло и солнечно наконец!

Сегодня у нас, как на этом снимке, было солнечно и тепло.
Рискнула пойти в школу в костюме без куртки.
В первый раз в эту весну.  И небо, как привычно,
высокое-высокое в белоснежных сугробах облаков.
Красота! На душе потеплело.

Чему нужно было учиться?

Одна кастрированная цитата подрывает доверие к подлинности или корректности цитат остальных. В оригинале говорилось: "Учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму настоящим образом". (В.И. Ленин.)
Источник здесь
Однако чаще всего эту цитату использовали как призыв к школьникам и студентам, чтобы они хорошо учились. Получалось, что грешили против истины. К сожалению, такое встречается довольно часто: слова, употреблённые вне контекста, приобретают порой совсем иное значение.

Знаете ли вы, кто такой Владимир Ильич Ленин?

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 - 1924) – политический деятель,
революционер, основатель большевистской партии,
Советского государства, председатель СНК.

Особенности склонения фамилий и личных имен

Фамилии с показателями -ов- и -ин- имеют в мужском роде особое склонение, не встречающееся ни среди личных имен, ни среди нарицательных существительных. В нем объединены окончания существительных второго склонения мужского рода и прилагательных типа отцов. От склонения указанных существительных склонение фамилий отличается окончанием творительного падежа (ср.: Кольцов-ым, Никитин-ым — остров-ом, кувшин-ом), от склонения притяжательных прилагательных — окончанием предложного падежа (ср.: о Грибоедов-е, о Карамзин-е — об птцов-ом, о мамин-ом).
Соотносительные женские фамилии склоняются как притяжательные прилагательные в форме женского рода (ср. как склоняются Ростова и отцова, Каренина и мамина).
То же надо сказать о склонении фамилий на -ов и -ин- во множественном числе (Базаровы, Рудины склоняются как отцовы, мамины).

Источник: Н. А. Еськова. Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати». Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990.
 Данному вопросу посвящена книга Л. П. Калакуцкой «Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке». М., 1984. Это фундаментальное исследование, основанное на богатом материале. В настоящем разделе кратко рассматриваются лишь основные вопросы, причем внимание акцентируется на самых сложных и спорных. Фамилии и имена рассмотрены отдельно.

21 апреля 2011

Ошибки при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной - слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:
Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.
Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее - действен, свойствен.
Читать полностью здесь

Игрушка для взрослых

Я расскажу, что такое музыкальная шкатулка. Это игрушка, пришедшая на смену музыкальной табакерке в восемнадцатом веке, механический музыкальный инструмент  в форме небольшого ящика. Заводной механизм вращает валик с шипами, которые задевают за тонкие металлические пластинки.
Музыкальные шкатулки  могут быть самыми разными. Я видел только одну музыкальную шкатулку -- с балериной. Когда её открываешь, внутри стоит на тоненькой ножке маленькая балеринка, и звучит  чудесная музыка. Под неё балерина танцует, поворачиваясь вокруг своей оси.
Как я сказал, музыкальная шкатулка -- игрушка. Но игрушка не для детей, а для взрослых. Взрослые. конечно, с ней не играют, как дети. Это как сувенир, во-первых, а во-вторых, они просто любят слушать замечательные звуки, которые издаёт шкатулка.
Алан К., ученик 5 класса.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Это рисунок ученицы 6 класса Зухры Шакировой.
Она любит рисовать, сочиняет стихи, пишет хорошие сочинения.

20 апреля 2011

Электронное задание "Притяжательные прилагательные"

 По этой ссылке  http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a399b0a-0a01-0355-0030-9239b6d83725/%5BRUS67_02-103%5D_%5BQS_078A%5D.html  вариант 1 электронного  задания "Притяжательные прилагательные". Тренировочное задание для учеников 6 класса.

Вариант 2

Вариант 3

Это о студентах, но к школьникам относится тоже

ЗАМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА О СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Узость кругозора и бедность лексики - две стороны одной медали. Одно обуславливает другое. Обедненность речи есть следствие неразвитости мышления и ограниченности кругозора. Оттого обычным явлением в наших аудиториях стало непонимание: студенты элементарно не могут понять, что говорит преподаватель. Они слов таких не знают. На практических занятиях мы часто сталкиваемся с тем, что студенты не понимают вопроса, отвечают невпопад, наобум, спрашиваешь про одно - отвечают про другое, не могут понять учебного задания, приходится по нескольку раз объяснять, что от них требуется. В общем, ты про Фому, они про Ерему, так и разговариваем.
Что еще отличает менталитет современного студенчества - это отсутствие логики и самого понятия о ней. Нормальное (не говоря уже - научное) мышление требует связности, логической последовательности, когда одна мысль вытекает из другой, и все вместе они образуют связное целое. Подавляющее большинство студентов не способно к связному рассуждению. Мышление носит фрагментарный, отрывочный, «клиповый» характер. Они видят одни частности, куски, но не могут соединить их в связное целое.
Читать полностью здесь  ВЕСЬМА АКТУАЛЬНО! Прочтите и задумайтесь.

Дети просят Президента не отменять ЕГЭ

19 апреля, 15:54
Дискуссии взрослых о ЕГЭ всегда были острыми. И, как правило, на тему «самого лучшего образования в мире».
Но дети другого мнения, которое они попытались высказать Президенту.

Текст обращения:
Здравствуйте!
Я учусь в 10 классе и уже готовлюсь к поступлению в ВУЗ, но недавно моей маме сказали, что ЕГЭ возможно отменят. Мы пришли в ужас. Дело в том, что мои родители люди среднего достатка, детей в семье трое, старший брат студент Кубанского Государственного Медицинского Университета и смог поступить туда только благодаря результатам ЕГЭ. Он учится на бюджете, стипендию не получает и вынужден жить на квартире. тут одного студента для нашей семьи содержать накладно, а если отменят ЕГЭ у меня не будет возможности получить образование вообще.
В школе мы часто спорим про экзамены, и многие считают, что без денег ни куда не поступишь и ЕГЭ не нужно, но у меня есть пример брата. Я считаю, что ЕГЭ – это единственный шанс поступить в высшее учебное заведение, опираясь на знания, а не на деньги родителей.
Возможно, ЕГЭ нужно доработать, т.к. оно требует от ученика повышенного уровня знаний, гораздо большего, чем дает школьная программа, но это все преодолимо, если есть цель.
(Орфография и пунктуация автора сохранены).
Источник здесь

Слово в переносном значении

Дополнительные упражнения к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова" в 5 классе.
1. Найдите в следующих выражениях, среди выделенных слов слова, употребленные в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
2. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже, почему можно так говорить. Подберите сами подобные примеры.
Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.
3. Найдите в следующих предложениях прилагательные, употребленные в переносном значении.
Серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (Н.В. Гоголь).
Отец у меня золотой человек. (И.С. Тургенев).
Холодная усмешка скривила губы Базарова. (И.С. Тургенев).
Мысль важная в уме его родилась, но надобно ей дать остыть. (А.С. Пушкин).

... я б в рабочие пошёл -- пусть меня научат

Побывала со своим классом на выставке "Образование: инвестиции в успех -- 2011". Эта выставка стала уже традиционной в нашем городе. Различные учебные заведения, фирмы, связанные с поставками продукции для  школ, колледжей и вузов представили, как говорится, товар лицом. Это был как бы собранный вместе грандиозный день открытых дверей. Мои восьмиклассники  с большим интересом изучали, где на кого можно выучиться, какую специальность  приобрести. С удовольствием участвовали в рейтингах и опросах, пробовали себя в  викторинах и сдавали тесты. Набрали полным-полно буклетов. Начнём изучать возможности будущего профессионального выбора на классных часах.

19 апреля 2011

Мичиганские туманы. Как высоко, однако...

Мичиганские туманы
«Мичиганские туманы» на Яндекс.Фотках
Захотелось  вставить в блог картинку с городским видом
 (рука не повернулась напечатать пейзажем).
Понравилась эта из фоток на Яндексе.

Эта странная ипостась – школьный учитель. Эссе

Ипостась – (первонач.) сущность,
а также лик, лицо.
Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Почему странная? Написала бы великая или выдающаяся – всё сразу стало бы понятным… Поразмышляем над этим.
«Когда я учился, -- вспоминает С.Т. Шацкий, -- то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, применённой к себе». Станислав Теофилович создаёт совершенно новую школу, школу, открытую влиянию социальной среды. Школу, которая помогала детям жить богатой эмоциональной и интеллектуальной жизнью. Вместе со своими сподвижниками он не только просвещает детей и взрослых, но учит их всякому ремеслу, даёт дело в руки, чтобы люди могли приспособиться к жизни в обществе и, может быть, достигнуть лучшей доли. Сын дворянина, он заботится о детях бедных окраин Москвы, он безоглядно отдаёт себя служению им, совершенно ему чужим. С точки зрения обывателя очень странные порывы.
Мне учиться в школе нравилось. И как учили нас тоже нравилось. Вспоминаются, к примеру, приёмы, которые учителя использовали при опросе учащихся – в то время широко был распространён приём уплотнённого опроса. Конечно же, в памяти остались уроки написания сочинений непременно со сложным планом (вариант – цитатным) и обязательным эпиграфом. И особенно интересно было, когда сочинения читались потом на уроках и разбирались их достоинства и недостатки. Было что тогда разбирать – работы большей частью ученики писали сами. Сейчас не пишут сочинения, а скачивают. И поэтому многим могут показаться странными усилия учителей научить своих учеников писать сочинения. А процесс-то уже становится необратимым: преподаватели университетов бьют тревогу – студенты не умеют связать двух слов... Читать дальше

Кто такой Станислав Теофилович Шацкий?

Проект "Педагогическое наследие", о победе в котором я вчера сообщила в блоге,  посвящён выдающемуся  педагогу России Станиславу Теофиловичу Шацкому.
Биографическая справка о нём из Википедии: "Станислав Теофилович Шацкий окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 организовал общество «Сетлемент» которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит работой первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории".
Читать полностью здесь
По условиям конкурса надо было ответить на вопросы об этом выдающемся педагоге и написать эссе. Ответы здесь
Памятник Станиславу Теофиловичу Шацкому в Обнинске.