Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

Приветствую тебя, молодой учитель!

К нам в школу на работу пришло несколько новых учителей. Притом среди них есть и  молодые, и очень молодые. С одной из них, Наташей, мы сегодня беседовали. Понравились мне её вопросы: о форме  календарно-тематического планирования,  о первом родительском собрании, об учебниках - сами учителя их покупают для себя или их дают  в школе, много ли она будет зарабатывать и как повысить свой разряд. Изо всех сил старалась раскрыть моей собеседнице привлекательные стороны  учительской деятельности, толковала о  радости, которую приносит  общение с детьми, о поистине королевской привилегии в нашей работе -- научить ребятишек всем премудростям, которыми владеем сами. А наша зарплата, Наташа, конечно, слёзы. Но  в нас нуждаются люди -- и мы идём.... "в огонь за честь Отчизны"... Звучит пафосно, однако альтруизм учителя достоин ещё более высоких слов. 

31 августа -- День блога

День Блога (BlogDay, БлогДень) — отмечается каждый год 31 августа. В этот день каждый пользователь публикует у себя ссылки на 5 других блогов отличных по тематике. Впервые праздник отмечался в 2005 году. Его придумали на Западе.
Как говорится на официальном сайте организаторов, «блогеры обязательно должны иметь хотя бы один день, который можно было бы посвятить знакомству со своими коллегами из разных стран и с разными интересами».
Источник здесь 

К уроку безопасного интернета

Материалы  к уроку по безопасности использования Интернета здесь

30 августа 2011

За участие в интернет-конкурсе "Золотое пёрышко"

Моей ученице Зухре Шакировой пришла сегодня по почте благодарность за участие в Международном интернет-конкурсе детских литературных работ "Золотое пёрышко" по теме "Славлю имя твоё -- Мать!", проведённом Сообществом взаимопомощи учителей WWW.PEDSOVET.SU.  Сама я удостоилась благодарности за подготовку участника конкурса. Приятно!

ОХРАНА. Мои любимые спаниели

Охрана

«Охрана» на Яндекс.Фотках
Комментарий автора к снимку. В данный момент кокеры просто находятся у открытой калитки, хозяин находится во дворе. Дом двухэтажный, съёмный. На первом этаже живёт одна семья, у них тоже была собака ( может быть есть и сейчас, просто я давно её не видела). А на втором этаже этого дома живёт хозяин этих кокеров. Выгуливаются собаки только в поле неподалёку. Если по дороге случится "конфуз", хозяин собак обязательно убирает всё в пакетик. Многие собаководы этого не делают, но никто их за это не наказывает. Люди, как собаки, к чему приучишь. Эти кокеры хорошо выдрессированы, на дорогу никогда сами не выйдут, будут сидеть и ждать, когда хозяин разрешит. 

Классный собачий специалист

Сегодня в школу приходил кинолог с собачкой -- молодым коккер-спаниелем. Я наговорила ему комплиментов. "Смотри, чтобы хвост у тебя не отвалился, -- попеняла своему питомцу его хозяин-инструктор. Уж так любят, так любят эти собаки ласковые слова.
Кстати, узнала о  щенке нашей Ванессы, который служит в этом питомнике. Большой специалист по  обнаружению наркотиков! И кличут его по-императорски -- Гай Юлий Цезарь. У нас он  звался Персиком за свой нежно-персиковый золотистый окрас.

Добраться до сердцевины

Если мы посмотрим на ствол дерева, то заметим, что он  может быть толстым или тонким, стройным или корявым. Кора его может быть гладкой или шершавой, светлой или тёмной. Мы определим породу дерева, но не сможем сказать, как оно росло.
Если же мы посмотрим на спил, то по годовым кольцам сможем определить, как развивалось дерево, какой год был для него благоприятным, какой нет. Мы увидим не только годовые кольца, но и сердцевину.
С точки зрения современного русского языка мы выделяем в слове определённый корень. Но если посмотреть на историю слова, на то, как оно развивалось, то увидим, что корень можно выделить иначе.
Вот пример: с точки зрения истории языка слово знакомиться образовано от глагола знать. Но сейчас мы выделяем в нём корень знаком-.
Изучая происхождение слов, мы стараемся добраться до их сердцевины.

«ИМЕНА ЗЕМЛИ АСТРАХАНСКОЙ» зазвучат в школах

На итоговой конференции августовской региональной недели образования педагогической общественности был представлен проект «Имена Земли Астраханской». Как заявил министр образования В. Гутман, система образования региона будет активно участвовать в его осуществлении.
Целями проекта являются восстановление связи между поколениями, сплочение всех жителей области вокруг общего прошлого и знаковых исторических фигур, воспитание подрастающего поколения на примерах выдающихся земляков.
Огромный воспитательный и образовательный потенциал «Имен Земли Астраханской» предопределил активное участие в проекте учителей области. По сути дела, «Имена» становятся для астраханских педагогов хорошим подспорьем в работе. То, что дети не останутся равнодушными к новому проекту, гарантирует не только обращение к героике и историческим сюжетам, всегда популярным среди подрастающего поколения. Увлекательной является и сама концепция проекта: жителям области предстоит путем голосования определить «десятки» лидеров в трех номинациях – «Лица истории» (деятели прошлого, оставившие след в истории края), «Общественное признание» (современники, заслужившие уважение земляков) и, в сельских районах области – «Люди нашего района». Более того, каждый астраханец имеет возможность не просто проголосовать за предложенные кандидатуры, но и внести новые, по его мнению, наиболее достойные. И такое право предоставляется каждому жителю области, начиная с 7 лет.
Таким образом, с началом нового учебного года тысячи школьников будут постигать историю родного края в лицах и знакомиться с замечательными людьми, живущими на астраханской земле сегодня и делающими ее лучше и краше. Можно не сомневаться, что юные патриоты побудят к активному участию в проекте и пап с мамами, и дедушек с бабушками.
Голосование будет проходить как в интернете, так и путем заполнения анкет – их в каждый дом и в каждую квартиру берутся доставить добровольцы-волонтеры. Подведение итогов запланировано на начало ноября.
Источник здесь 

28 миллионов на поиски шпор

Минобрнауки объявило конкурс на разработку системы мониторинга опубликованных в интернете заданий к единому госэкзамену. Об этом пишут «Московские новости».
Ведомство готово заплатить 28 млн рублей компании, которая сможет эффективно отслеживать размещение тестов в сети. На первом этапе создания системы планируется выявить вручную все случаи утечки заданий за три прошедших года, после чего будет разработа автоматическая схема мониторинга.
Как сообщает «Интерфакс», во время выступления на педагогическом совещании в Майкопе президент России Дмитрий Медведев потребовал от чиновников принять меры, которые будут препятствовать нарушениям при проведении единого госэкзамена.
Глава государства напомнил, что в этом году при проведении ЕГЭ тексты заданий заранее попали в интернет, а кроме того, вместо некоторых выпускников экзамены сдавали студенты. Однако президент подчеркнул, что подобные факты «грубым нарушением установленного порядка» и свидетельствуют об отсутствии культуры, но ни в коем случае ни являются прямым следствием введения единого госэкзамена.
Источник здесь 

Среднеарифметическое число. Индийская притча

Люди из одной компании хотели переправиться через реку, которая находилась на их пути. Поскольку предводителем компании был математик, они попросили его произвести расчёты глубины реки с тем, чтобы знать, можно ли её безопасно пересечь. Он измерил глубину реки и сказал им, что проблем не будет — они могут безопасно переправиться. Но некоторые, когда переправлялись, утонули.
Оставшиеся в живых спросили математика:
— В чём дело? Почему они не спаслись?
Он ответил:
— Сейчас проверю, нет ли какой-нибудь ошибки в моем расчёте.
После проверки он не нашёл ошибки. Его расчёты были правильны, и он ответил:
— Цифры, которые я получил при вычислении, точны.
Люди тогда спросили:
— Так в чём же причина, что некоторые утонули? Разреши нам взглянуть, как ты делал!
Он объяснил им, как делал замеры воды. В одном месте глубина была два фута, в другом только один фут, в третьем — три фута, а в других — по десять футов. После сложения всех замеров вместе он произвёл деление и получил среднее арифметическое число — четыре фута. А при глубине четыре фута каждый мог безопасно перейти пешком. Этот человек был математиком.
Итак, нам не следует полагаться на среднеарифметическое число. Нам необходимо выходить из положения лёгким путём, держа также в уме наиболее худший вариант, который может встретиться на нашем пути. Таким образом, мы всегда будем готовы к любым опасностям, которые подстерегают нас. Если мы пренебрегаем ими и полагаемся только на лучший исход, то терпим провал.

Иерусалим. Виртуальное путешествие




Иерусалим. Храм Рождества Христова. Говорят,что это единственая икона, 
на которой Мария улыбается.
Иерусалим. Храм гроба господня

Храм гроба господня.

Встреча с интересным человеком

С Натальей Анисимовной Леухиной, учителем-методистом гимназии  № 3, преподавателем МХК, методистом Астраханского  института повышения квалификации, мы сотрудничаем  с позапрошлого года. Точнее  сказать, я пользуюсь  продуктами труда Натальи Анисимовны: преподаю мировую художественную культуру по её авторской программе "Страницы отечественной  культуры. Лики  русской духовности  от язычества до средневековья". Сегодня провела  час-другой в обществе  этого интереснейшего человека, милой обаятельной женщины и получила от общения огромное  удовольствие,  а вместе с ним направление, чему учить на уроках МХК теперь уже в 9 классе и как учить лучше. Н.А., конечно, снабдила  методическими материалами. А её рассказ о посещении священных мест в Израиле просто очаровал: живой, профессиональный -- будто сама там побывала...  

Августовский педсовет

Сегодня состоялся школьный педсовет по итогам года прошлого и задачам на новый учебный год. Итоги у нас, конечно, хорошие, но многое предстоит ещё сделать. Учителя начальной школы, например, написали по новым ФГОСам рабочие программы.  Вызывает  наряду с положительными  эмоциями это обстоятельство недоумение. Учёные мужи оценивают  стандарты как бросовые, а учителям приходится приспосабливаться.  Новые СанПины любопытные. О сокращении  времени на домашние задания тоже занятно. Ещё третий час физкультуры в неделю. Всё, в общем-то, правильно, но как это  будет внедряться и какую пользу принесёт. С реформированием нашего образования получается, как в известной сказке, надо бежать всё быстрей и быстрей, чтобы оставаться на месте...

Читаю сейчас: "Ученик чародея", но другой

В основу сюжета нового романа Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея» легло полузабытое ныне «Дело ленинградских масонов» 1925–1926 гг. Но оно, как часто случается в книгах этого писателя (вспомним романы «Орфография» и «Оправдание», с которыми «Остромов» составляет своеобразную трилогию), стало лишь фоном для многопланового повествования о людских судьбах в переломную эпоху, о стремительно меняющихся критериях добра и зла, о стойкости, кажущейся бравадой, и конформизме, приобретающем статус добродетели. И размышлений о том, не предстоит ли и нам пережить нечто подобное.
Роман  выдвинут  на премию "Большая книга" в числе тех десяти произведений, за которые голосуют сейчас читатели на Имхонете. Занятное, конечно, чтение. Но мне больше нравятся стихи Дмитрия Быкова в проекте "Поэт и гражданин, который автор ведёт вместе с Михаилом Ефремовым.

300 миллионов!

Вы знали, что русским языком владеют более 300 миллионов обитателей Земли? А это как-никак две России! Из них 114 миллионов в 100 странах мира изучают его как иностранный.
Источник здесь 

ГИА: анализ проекта ДЕМО-2012

Что ожидает нынешних 9-классников на экзамене по русскому языку в 2012 году? Изменятся ли задания экзаменационного теста или останутся прежними? На эти вопросы поможет ответить анализ проекта КИМа 2012 года. А его сравнение с демонстративным вариантом теста 2011 года поможет увидеть все изменения.
Задание С1 (часть1)
В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов).
 В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).
Уровень А (часть 2) 
Увеличилось количество заданий уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:
3 по орфографии (из уровня В),
1 по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).
 Вот так выглядят эти задания в проекте КИМа 2012.
Читать дальше

ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Читать дальше

О слове НЕДЕЛЯ

В русском языке словом неделя обозначают семь суток подряд -- от понедельника до воскресенья. В древнеруссском языке так же, как и в современных украинском и белорусском, это слово обозначало ещё и "воскресенье" -- нерабочий день.
Именно "воскресенье" -- первоначальное значение недели: в этот день по церковным правилам полагалось не делать, не заниматься никакими работами. Но церковь вовсе не призывала людей бездельничать. Этот день нужно было посвятить духовным занятиям -- молитвам и размышлениям, устремить свои мысли от бытовых забот, от земного к небесному.
Для обозначения недели в её современном смысле было слово седмица.
Старинное значение слова неделя -- "воскресенье" сохранилось в названии первого дня недели: понедельник -- день, идущий по неделе, сразу после недели.

ФЕСТИВАЛЬ АСТРАХАНСКОГО АРБУЗА

В арбузной столице России - Астрахани, сегодня открылся фестиваль любимой всеми полосатой ягоды. Это масштабное и зрелищное мероприятие организовала мэрия Астрахани.Фестиваль открылся торжественным разрезанием 20-килограммового красавца. Это под одобрительные крики и аплодисменты сделали мэр Астрахани Сергей Боженов и оперная солистка Мариинского театра Мария Максакова.
"У Астрахани много брендов, - сказал Боженов. - Это, к примеру, лотос, вобла. Но самый всенародно любимый и доступный всем - это наш знаменитый арбуз. Мы благодарны всем бахчеводам, кто выращивает для всей страны эту самую крупную в мире ягоду. Нашему фестивалю уже сейчас можно присвоить статус общероссийского".Фестиваль превратился в настоящее народное гулянье. Тысячи астраханцев и гостей города на Волге бесплатно угощаются сладкими и сочными арбузными скибками. К празднику фермеры-бахчеводы собрали 350 т лучших арбузов. Часть из них выставлена в качестве экспонатов, часть пойдет на угощение и реализацию на ярмарке.
Праздник "День астраханского арбуза" в самом разгаре. Движение по центральным улицам города перекрыто, сейчас здесь все во власти Короля Арбуза. Вокруг главного астраханского бренда развернулось большое театрализованное действо. Проходят различные соревнования, конкурсы, викторины, караоке-шоу. В небо над Астраханским кремлем взлетели три громадных воздушных шара в виде арбузов.
Во второй половине дня всех гостей ждет концерт "Астрахань - арбузная столица" в рамках проекта мэра города "Площадь талантов".
Источник здесь

26 августа 2011

Вид на Кунсткамеру и Дворцовый мост

Этот музей,основанный по указу Петра I , открылся в 1714г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом "Кунсткамера", что означает "кабинет редкостей". В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты,созданные природой и руками человека.
Источник здесь 

В Свердловской области выпустили учебник физкультуры

Его выдадут 1 сентября каждому первокласснику в Свердловской области. В необычном пособии изложена теория здорового образа жизни, к которой, по мнению региональных властей, с младенчества должны приобщаться все дети.
-- Учебник рассказывает о том, как правильно следить за своим здоровьем, почему вредно долго сидеть за компьютером, чем полезно закаливание, для чего необходимо соблюдать распорядок дня... Книга содержит полезные для здоровья ребенка рекомендации, - сообщили в пресс-службе областного министерства образования.
Источник здесь

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВА

Большинство слов, которыми мы называем учебные заведения, пришли к нам из иностранных языков: университет, институт, лицей, гимназия, колледж и даже всем привычная школа. 
Школа проделала долгий путь в русский язык из древнегреческого, где это слово имело значение... "досуг"! Да,  то, что для нас стало постоянной и обязательной работой, для греков было занятием на досуге.
Существительное колледж имеет другое происхождение. Оно пришло к нам через английский из латинского языка, причём исходное слово имело значение "товарищество".
Школа в России -- это среднее учебное заведение. Колледжами называют, как правило, учебное заведение, куда принимают после окончания основной школы и где человеку дают определённую специальность.В педагогическом колледже студенты получают специальность учителя начальной школы или воспитателя детского сада. В медицинском колледже обучают будущих медсестёр. В колледже культуры студенты получают профессии режиссёра, актёра, танцора, художника-оформителя.

В школе после отпуска

Сегодня начался новый  трудовой год: как и многие мои коллеги, я после отпуска приступила к своим служебным обязанностям. Мои девятиклассники мыли окна, красили  дверные откосы, вешали занавески (жалюзи мы только нынче заказали), убирали листву на крыше. Одним словом, наводили порядок. До полного порядка  ещё далеко -- предстоит упорно поработать. Но, как мне показалось, мальчишки и девчонки с удовольствием занимались коллективными делами. Они повзрослели. Как я обычно говорю, вы уже большие, сами всё старайтесь делать.  Они за всё берутся.

25 августа 2011

Ретро-цитатник

Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу .

"Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобъется? Он не сможет научиться писать." (Из выступления на собрании учителей, 1703 г.)

"Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?" (Отчет директора школы, 1815 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!" (Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании." (Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.)

"Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления." (Газета «Родительский комитет», 1941 г.)

"Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши." (Журнал «Federal Teachers», 1950 г.)
Источник здесь

А КАК В ИДЕАЛЕ?

   Из Программы развития Классического пансиона МГУ им. М.В.Ломоносова      
  Учитывая возможности Пансиона учить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, школьная система перестроена таким образом, что индивидуальные стили обучения для всех учащихся определяются заранее, так как преподаватели сами умеют распознавать их.
  Задача Пансиона побеспокоиться о том, чтобы учить своих воспитанников в соответствии с их особенностями, обеспечив каждого ученика материалами, отвечающими его любимому способу обучения и работы.
В целом, обучение преследует тройную цель:
♦ получить навыки и знания по конкретным дисциплинам, а также научиться получать их быстрее, эффективнее и проще;
♦ развить общий концептуальный подход — научиться применять схожие подходы в разных областях;
♦ развить персональные навыки и воспитать соответствующее отношение к жизни, которые можно легко использовать во всем, что приходится делать.
Так как каждый воспитанник Пансиона является программистом, а попутно и составителем своей собственной программы обучения, образовательная программа в Пансионе персонализирована — чтобы зафиксировать успехи любого отдельного ученика в выполнении его собственного плана обучения.
Источник здесь

Какую школу мы хотим получить и какой она должна быть?

Академик А.М. Абрамов: -- Сегодня де-факто школа является ступенькой для подготовки в вуз. Что, кстати, явно зафиксировано в идее ЕГЭ. Экзамен материализует эту цель. А школа тем временем очень важный "человекообразующий и народообразующий" институт. И его функция - организация проживания ключевых периодов жизни: детства, юности. Это важнейшая задача, и вузы здесь совершенно ни при чем. А что касается подготовки к будущей профессии, то у нас существует система кружков, факультативов, олимпиад, специализированных школ. Это совсем другой поток.
Источник здесь 
Действительно, у детей отнимают детство со всеми этими реформами, проектами и стандартами... 

Чему учить детей -- непонятно

Корреспондент "Российской газеты Мария Агранович взяла интервью у члена-корреспондента Российской академии образования А.М. Абрамова.
РГ: Новые стандарты для старшей школы все еще дорабатываются. Вы участвовали в разработке на самых первых порах. Чего сейчас не хватает проекту?
 Абрамов: Этот документ доработать уже нельзя. Можно только делать заново. Он не отвечает своей главной задаче - фиксировать содержание образования. Написан так, что понять, чему конкретно учить детей, просто невозможно. Та же история и со стандартами для начальной школы, которые уже утверждены и с нового учебного года начинают действовать во всей России. Документ есть, а качественно разработанных программ под него нет, методик для новой схемы преподавания нет... Всю работу, по сути, нужно начинать с нуля.
Читать полностью здесь 

Послушаем симфонию

"Илья Муромец. Пролог" (Серия 1). (1975). О Муромце и каликах перехожих. В фильме использована музыка Р. Глиера "Илья Муромец". (К урокам литературы в 6 и 7 классах).

Сим- -- значит вместе

Симфония, симметрия, симпатия. Что общего между этими словами? Все они пришли к нам из древнегреческого языка.
Сим -- эта часть переводится "вместе", "со". Зная это, мы вниматнльно всматриваемся в оставшиеся части слов и видим знакомые нам корни.
Симфония -- "вместе" + "звук" (фонотека, магнитофон) -- "созвучие".
Симметрия -- "соразмерность".
 Симпатия -- "сочувствие, склонность".

24 августа 2011

Нотр-Дам де Пари. Перспектива и свет в конце...


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Церковь Нотр-Дам в Пуатье. Франция. Во многом уникальное сооружение даже для  этой страны. Автор советует смотреть в большом размере.

Какие у нас перспективы?

Латинский глагол, послуживший основой для образования слова перспектива, означает "смотреть сквозь, проникать взором". Именно это смысловое ядро лежит в основе современного спектра значений данного существительного.
Даль, пространство, охватываемое взглядом. Из окна углового дома была видна перспектива  бульвара, занавешенного сиреневой кисеёй весеннего тумана.
Способ изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии и кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, обусловленным степенью отдалённости их от точки наблюдения. Чтобы правильно изобразить предметы на картине, необходимо знать законы перспективы.
Будущее, ожидаемое, виды на будущее. У этого парня  хорошие перспективы в жизни: умён, талантлив, а главное -- умеет работать. 

Августовское совещание словесников города

Сегодня состоялось совещание  городского методического объединения учителей русского языка и литературы.  На нём обсудили проект нового закона об образовании, заслушали анализ  результатов ЕГЭ по русскому языку  в школах города. Учителя-мастера поделились опытом работы с одарённми детьми,  работы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на этапе подготовки к ЕГЭ, а также результатами учебно-исследовательской деятельности учащихся по выяснению особенностей языковой личности современного подростка.   
Всё-таки беспокойные эти учителя -- словесники. Чем только они не занимаются! Поймала себя на мысли: в течение всего заседания ни разу не прозвучало обычное: "за копейки работаем". В общем-то, по адресу пришлось пожелание не успокаиваться  и постоянно быть в творческом поиске нового методиста комитета Марии Владимировны  Земсковой, которая вела  наше собрание.
Замечание : заданность и традиционность (узнали о результатах ЕГЭ, поделились опытом) августовского совещания объяснима, однако  хотелось бы услышать хоть краем уха о том, что кроется под грядущей с 1 сентября сменой вывески в статусе наших школ, об изменениях в КИМах ГИА, о совершенно новых  формах деятельности творческих учителей,  об интерактивных рабочих программах... Думается, что нужно было больше внимания уделить методической составляющей нашей работы.

Программированное обучение. Что это?

Впервые об этом методе заговорили в Советском Союзе в восьмидесятых годах прошлого, то есть двадцатого века, когда была переведена с английского и опубликована книга «Химический тренажер» в оригинальном названии «Chemistry made easy». Дословно: химия, сделанная легкой.  Чиновников от образования эта книга не вдохновила, учителей тоже. В книге нашли множество недостатков: не соответствует школьной программе, не так расположены темы, неточные формулировки. Короче, учителя, которых я просила дать отзыв, пользоваться ей не советовали. Зато ученики, рискнувшие с ней поработать, добились прекрасных успехов. Сегодня наше образование переживает кризис. Учебники написаны так, что без учителя-комментатора в них не разобраться, а грамотных и, главное, умеющих интерпретировать материал учителей, в силу объективных причин, маловато. Услуги репетитора достаточно дороги: профессионалы умеют ценить свой труд и свое время. А дешевые репетиторы – это те же учителя (только в профиль), и зачастую обучение заменяется натаскиванием.  Поэтому самое время вспомнить о методе, который позволяет ученику обойтись без учителя вообще, то есть о программированном обучении.
Его принципы: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Читать дальше здесь 

23 августа 2011

Блогеры попросили отдать "Букера десятилетия" Рубену Гальего

 Юрий Васильев, журналист и редактор сайта "Радио Свобода", попросил жюри "Русского Букера десятилетия" присудить премию писателю Рубену Гальего. Васильев обратился с просьбой к жюри в своем ЖЖ; его поддержали на данный момент более 260 человек.
 Рубен Гальего, автор автобиографической книги о детском доме "Белое на черном", получил за нее премию "Букер - Открытая Россия" в 2003 году. Таким образом, Гальего является одним из претендентов на "Русского Букера десятилетия", призовой фонд которого составляет 600 тысяч рублей.
20 августа "Новая газета" написала, что Гальяго, парализованный с рождения, находится в больнице в тяжелом состоянии. 16 августа писатель упал на рельсы в метро в Вашингтоне. Он пытался сесть в последний вагон метро, но не удержался и упал, сверху Рубена Гальяго придавила его коляска. По словам жены писателя, у него были обнаружены множественные переломы ног и лицевых костей. По состоянию на 20 августа писатель мог только разговаривать.
Рубен Давид Гонсалес Гальего - российский писатель венесуэльско-испанского происхождения. Он написал несколько произведений о жизни в детских домах: кроме "Белого на черном" известность также получила книга "Я сижу на берегу" (2005). Гонсалес в детстве жил в домах для инвалидов. 
Источник здесь 

Автор "Чудака из 6 Б" и "Чучела"

Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года. В 1957 году окончил Литературный институт имени Горького. Дебютная книга - «Разноцветная история» - вышла в 1960 году. Автор таких произведений, как «Чудак из шестого «б», «Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы», «Чучело».Автор и соавтор сценариев ко многим фильмам. С 1988 года - художественный руководитель киностудии «Глобус», выпускающей детские фильмы.Дважды удостоен Государственной премии СССР - за сценарии к картинам «Чудак из 5 Б» и «Чучело».
Источник здесь 

Премию имени Грина получил писатель Владимир Железников

Российскую литературную премию имени Александра Грина получил сценарист, писатель и кинодраматург Владимир Железников.
«Премия, которой мы сегодня отмечаем ваш труд, - это своего рода попутный ветер в паруса вашей творческой удачи!», - сказал на церемонии награждения губернатор Кировской области Никита Белых.
Железников передал премиальные деньги в размере 45 тысяч рублей одной из воспитанниц жительницы Кировской области Ирины Онохиной, создавшей семейный детский дом.
Премия имени Грина, учрежденная в 2000 году, ежегодно присуждается за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы - создание особо значимого произведения или результаты творчества в целом. Произведение должно быть посвящено или адресоваться детям старшего возраста, подросткам и юношеству.
Источник здесь

Полная банка. Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
-- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Читать дальше

Всероссийский фестиваль «Вот оно какое, наше лето!»

Центр новых образовательных технологий ТГПУ приглашает Вас принять участие во всероссийском Фестивале «Вот оно какое, наше лето!», который проводится с 01 июля 2011 года по 30 октября 2011 года.
В Фестивале могут принять участие обучающиеся школ, гимназий, лицеев, кадетских корпусов, учреждений дополнительного образования. Участие в работе Фестиваля может быть как индивидуальным, так и командным (автор и руководитель). Количество соавторов одной разработки не должно превышать трех человек.
Подробнее здесь 

12-й Всероссийский интернет-педсовет

Дебаты - это новая форма проведения форумов и конференций на Педсовете.
Идея заключается в том, чтобы в ограниченный период по времени - всего 24 часа - обсудить одну тему со всех сторон, в том числе с практической точки зрения.
Кроме того, важно, чтобы у темы был конкретный заказчик - один или несколько участников, партнеры сайта или другие средства массовой информации.
Редакция Педсовета и заказчики дебатов специально к разговору готовят подборки ссылок, информационно-аналитические материалы и мнения экспертов. В завершение разговора будет подготовлен итоговый материал в виде публикации, руководства или новостной заметки (в зависимости от темы).
"Голос учителя должен быть услышан!"
Как сделать так, чтобы голос учителя, не просящий или требующий, а достойный, выдержанный, партнерский и конструктивный, был услышан и понят? Достаточно ли существующих механизмов взаимодействия с органами власти и общества для того, чтобы педагоги реально влияли на происходящие изменения? Что делать, когда не хотят слушать? Какие современные инструменты влияния есть сегодня?
Начало: 25 августа, четверг, 12.00 мск.
Завершение: 26 августа, пятница, 12.00 мск.
Заказчик - клуб "Профессиональная среда".
Источник здесь 

Иван Константинович Айвазовский

 Иван Константинович Айвазовский — aкадемик живописи, профессор Академии художников, член Амстердамской, Штутгартской, Флорентийской и Римской академий художеств. Живописец Главного морского штаба. Обладатель наград: серебряной медали и золотой медали на выставках Петербургской академии художеств, золотой медали от папы Григория ХVI золотой медали на выставке в Лувре, ордена Почетного легиона (1857 г.). Основатель Музея древности (1871 г.), художественной мастерской, картинной галереи и концертного зала в Феодосии.
Читать дальше 
И.К. Айвазовский "Кораблекрушение". 

Картинная галерея им. Айвазовского

В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца и по его поручению писал виды русских северных портов и приморских городов.
 Он стал модным художником. Заказы завалили его. Петербургский свет спешил заполучить в свои собрания полотна Айвазовского... Эта светская блестящая круговерть утомляла, отвлекала от любимого дела. 
Перед глазами художника стоял образ слабеющего, постаревшего Брюллова, так много обещавшего дать родине по приезде из Италии. Нет, нет! Работать, работать, работать. Никакой суеты, пустословия, никчемной траты времени.
 Его не привлекала возможность стать придворным художником и выполнять волю именитых заказчиков, и по совету Белинского Айвазовский решает покинуть Петербург. Он мог бы поселиться в любом уголке мира, однако же для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать. 
 "...Но чуть повеет весной, - писал он, - на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к Черному морю... "Это чувство он будет испытывать в течение всей жизни. 
В 1845 году он приобрел участок на окраине Феодосии, на самом берегу моря. Решил построить дом с большой мастерской для работы. Мечтал создать здесь школу живописи.
Читать дальше 

Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ в 2012 году

На сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) в начале августа 2011 года появилась информация о том, какими пособиями можно воспользоваться для подготовки к ГИА и ЕГЭ в 2012 году.
 Итак, можно смело пользоваться пособиями, которые готовят авторские коллективы ФИПИ в 2011 году для следующих издательств:
"АСТРЕЛЬ" (9 серий, 156 пособий),
"НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (8 серий, 88 пособий).
ФИПИ также рекомендует к использованию доработанные в 2011 году пособия издательств:
"Интеллект-Центр" (10 пособий серии «Отличник ЕГЭ»);
"ЭКСМО" (одно пособие «ЕГЭ-2012. Английский язык. Тренировочные задания»);
"ЭКЗАМЕН" (12 пособий серий «ЕГЭ Тематические тестовые задания» и «ЕГЭ. Тематические рабочие тетради»).
Источник здесь 

Контрольно-измерительные материалы ГИА-9 2012


Здесь представлены проекты документов, определяющих содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) 2012 года по русскому языку, математике, истории, литературе, обществознанию, биологии, географии, физике, химии, информатике и ИКТ:
- кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы;
- спецификации контрольных измерительных материалов;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов.
Приглашаем Вас к их обсуждению.
Предложения по совершенствованию документов просим направлять по адресу: reception@fipi.org в срок до 20.09.2011 г.

Немецкая студия снимает фильм о дельте Волги

Немецкая студия «Nonfictionplanet Film & Television» специально для программы «Mare TV» снимает в Астраханской области 45-минутный фильм с рабочим названием «Дельта Волги». Съемки киноленты продолжатся до 30 августа. Автор проекта Тилл Лехманн и продюсер Эдуард Бочанов рассказали, что передача «Mare TV» выходит на немецкие телеэкраны уже 10 лет. Этот успешный формат передачи два раза в месяц освещает регионы мира, связанные с водой. Документальные фильмы «Mare TV» фокусируются на историях людей, чей быт, профессиональная деятельность и жизнь неразрывно связаны с водной стихией. 45-минутные истории собирают перед телевизорами от 2 до 2,5 миллионов зрителей. Это одни из самых популярных трансляций на телеканале NDR (северо-немецкое телевидение), который входит в пятерку государственных телеканалов Германии и находится в подчинении ARD – «первой кнопки» страны.
Чем же привлек немецкую творческую группу астраханский регион? По словам Тилла Лехманна, жителей Германии всегда интересовали природа и образ жизни России, а великую Волгу немцы знают достаточно хорошо. Однако Астраханская область, Каспий и сама река никогда не попадали в «Mare TV». Теперь авторы проекта решили восполнить этот пробел, показав самую крупную реку Европы чрез призму восприятия тех, чья жизнь непосредственно связана с Волгой.
Читать дальше 

ЭКСПРЕСС-КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

Летнее время – прекрасная пора для “самокопания”, анализа своей профессиональной деятельности, поиска новых возможностей. Иногда это сложно. На первый взгляд учителю кажется, что он всё делает “правильно”. Легче найти оправдание в учениках-”бездарях”, изъянах учебных программ и учебниках, засилии школьной бюрократии и в других объективных причинах профессиональных неудач.
Методические пособия пестрят всякого рода диагностическими материалами для анализа и самоанализа урока. Иногда эти технологические карты и диагностические таблицы занимают не одну страницу. Порой эти разработки сложны для понимания. Да и непрерывная ситуация дефицита времени требует более сжатого и оперативного анализа.
Предлагаю вашему вниманию краткую технологическую карту анализа учебной деятельности на уроке. Она может пригодиться как учителю для самоанализа урока, так и завучу, который оперативно может определить дидактическую направленность урока.
Читать дальше 

Канон -- канун -- на кануне -- накануне

Наречие накануне выглядит совершенно русским, однако это впечатление обманчиво. Если мы отбросим приставку на- и суффикс , у нас останется канун -- "молитва, богослужение вечером перед праздником".
Канун -- это искажённое канон: во время вечрних богослужений перед праздником исполняли особые песнопения -- каноны. Это греческое слово, превратившись в русском языке в канун, стало сначала обозначать вечернее богослужение, а затем благодаря слиянию предлога и существительного в предложном падеже на кануне превратилось в наречие со значением "в предыдущий день", "перед чем-нибудь".

Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП

Приёмы групповой познавательной активности всегда вызывают затруднения в реализации. Помимо сложности управления учебными группами, сопровождения их творческого поиска, накладываются возрастные особенности, специфика учебного предмета и т.д.
Приём ШЕСТЬ ШЛЯП привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс.
Мы распределяем различные способы мышления по соответствующим шляпам.
Автор этого приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно, написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать”, широко известен в нашей стране.
Читать дальше

„Портрет П. М. Третьякова". Художник И. Крамской

Этот холст Ивана Крамского чрезвычайно напоминает гризайль. До того собранна гамма теплых золотисто-коричневых тонов. Но зато как просторно мысли, духовности, царящей в портрете. Внимательный, задумчивый, с тонким, чуть иконописным лицом, глядит на нас выдающийся собиратель... Высокий лоб, осененный постоянной, не покидающей думой. Необычайно живые, добрые карие глаза. В них смысл картины.
Взор Третьякова словно проникает в душу. Ничто не отвлекает от этого взгляда. Никакой манерности, цветистости. Только свет деликатно очерчивает благородные черты создателя знаменитой галереи - одного из крупнейших и интереснейших собраний планеты.
В ней экспонировано немало шедевров мирового класса. Иван Николаевич Крамской был не только художником. Он блестяще владел пером. Был страстный оратор, публицист.
Прочтите несколько строк из его высказываний, и вы тут же поймете, почему именно он, Крамской, был вожаком нового движения в отечественной живописи, которое называлось ,,передвижничеством":
„Художник, как гражданин и человек, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Ему остается только быть искренним, чтобы быть тенденциозным".
Источник здесь 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Как народ, так и каждая даровитая личность имеет свой гений и ясно его отпечатывает на делах своих; особенно на изящных искусствах заметно это.                                Павел Чистяков 
 Когда в мае 1856 года молодой московский купец Павел Третьяков впервые приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Возможно, что и сам Павел Михайлович не сразу осознал всю глубину движения своей души. Однако минуло менее пяти лет, и представитель „темного царства", столь ярко описанного Островским, составляет „Завещание", в котором говорится:
„Я желал бы оставить национальную галерею... Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".
 С этого удивительного заявления до самой кончины почти сорок лет жизни Третьяков отдал все помыслы и чаяния святому делу собирательства лучших творений русских мастеров. Это был подвиг. 
С завидным упорством и твердостью, истово, самозабвенно шел он к заветной цели. С поражающей интуицией и вкусом, обладая особым художественным тактом и чутьем, порою отвергая советы, невзирая на хулу, этот человек менее чем за полвека создал фундамент собрания произведений русской школы, вложив в него само свое сердце.
Читать дальше 

20 августа 2011

ЧЕТЫРЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В ОБУЧЕНИИ

Говоря о технологии целеполагания урока, необходимо четко и конкретно представлять себе не только и не столько средства обучения, но, прежде всего, четко сформулированные учебные  цели, и, соответственно, конкретные, зафиксированные результаты, которые легко поддаются анализу учителя, любого проверяющего, а также учеников, использующих достигнутые ими результаты как исходный материал для самоанализа. 
Если учитель забудет поставить цель, то, естественно, он не будет искать средства их осуществления, а потому идея, которая могла быть заложена в цели, не появится в результатах. Требования учителей к самим себе и к учащимся в постановке целей должны быть максимально четкими и ясными. 
В модели современного урока само качество его проведения в традиционном понимании не имеет большого значения и не рассматривается как  цель, поскольку  стратегической целью является организация познавательной деятельности, ориентированной на достижение четких, ясных для каждого ученика результатов. 
Каждый участник образовательного процесса принимает участие в постановке замысла и цели: вместе со всеми решает, каким способом цель может быть реализована, выполняет определенную функцию в ряду других, таким образом выступая субъектом коллективной (совместной) деятельности. 
Сама деятельность и ее результат становятся затем предметом совместной рефлексии, где и учитель, и ученики обращаются к прошлому опыту и учатся на его достижениях и ошибках, чтобы стать еще более умелыми и оснащенными для организации последующей совместной деятельности. 
Цель — это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам учебный процесс.
Читать дальше 
Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. 
Анатоль Франс, 
французский писатель.

Стол ломился от яств

Яство -- это старинное русское слово. Оно означает "еда, кушанье". 
Раньше существовал глагол ясти -- "есть, кушать". От него и образовалось существительное яство.
В наше время мы редко употребляем это слово. Но когда слышим его, то представляем себе очень красочную картину. Что возникает в Вашем воображении, когда вы слышите, например, такую фразу: "Стол ломился от яств"?

Явь -- явство -- явственный -- явственно

Посмотрим, как образовалась слово явственный.
К существительному  явь (то, что существует реально, а не во сне или в мечте) прибавим суффикс -ств-. Получится явство. Сейчас такого слова нет, но оно было раньше, и именно к нему прибавляется суффикс -енн-, чтобы получилось прилагательное явственный. Если к основе этого прилагательного прибавить суффикс , то получим наречие явственно.
Как получить наречие наяву? Надо к существительному явь  одновременно прибавить приставку на- и суффикс -у.

Детская спартакиада "Мы выбираем жизнь"

Во дворце спорта «Спартак» под лозунгом «Мы выбираем жизнь» прошла малая городская спартакиада между воспитанниками районных подростково-молодежных клубов. Мероприятие проводилось при поддержке мэра Сергея Боженова и под патронажем антинаркотической комиссии при мэре города Астрахани в рамках долгосрочной целевой программы «Астрахань против наркотиков». Учредителем спартакиады стало муниципальное учреждение «Центр развития молодежных инициатив».
Источник здесь 

Мадридский художественный музей Прадо

Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».
 Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 году на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.
Источник здесь 

19 августа 2011

ДОЖДЬ, ДОЖДЬ, ДОЖДЬ!..

У нас наконец прошёл дождь! Короткий, но сильный. Прямо стеной падала вода с неба.  Гремел гром, сверкала молния. Интернет работает с пятого на десятое.

«Пришло время читать!» в Астраханской области

С 29 августа по 29 сентября в Астраханской области пройдёт акция «Пришло время читать!», организованная министерством культуры области и рядом областных библиотек (научной библиотекой имени Н.К. Крупской, юношеской библиотекой им. Б. Шаховского, детской библиотекой, библиотекой для слепых).
Целью данного мероприятия является популяризация книг и чтения, увеличение числа читателей библиотек, а также пополнение фондов библиотек новыми книгами, как утверждает сайт «Министерства культуры Российской Федерации».
В рамках акции будут проводиться презентации книжных выставок, круглые столы, встречи с писателями, куда приглашаются все желающие, будут принимать новые и раритетные издания. Также в ней примут участие различные деятели науки, культуры, образования.

Государственный Русский музей

Итак,перед нами основное здание Русского музея - Михайловский дворец. Здесь собрана большая часть коллекции музея.  Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Росси (1777 — 1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершивших застройку центральной части Петербурга во втором — третьем десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, "Невы державному теченью", протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей. 
Обзорная экскурсия по музею здесь