Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

30 октября 2011

Использование ЭОР в учебном процессе

На прошлой неделе закончила прохождение очного этапа  федеральных курсов  в академии АйТи по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе". Перед этим был дистанционный курс -- очень насыщенный и  напряжённый с лекциями, практикой и тестированием промежуточным и итоговым.  На неделе зачтена моя итоговая работа -- план-конспект урока. Главное условие -- использование электронных образовательных ресурсов. Я представила самый  обыкновенный урок, ЭОР  действительно использовала. Итоговую работу  можно посмотреть здесь. Но обучение-экзамен продолжается: нужно выполнить ещё четыре самостоятельных работы.

В десантно-штурмовой роте

Сегодня побывали со своими учениками в десантно-штурмовой роте Каспийской флотилии. Экскурсия организовалась в очень короткие сроки. В среду послали письмо командующему флотилией, в воскресенье уже отправились в расположение части.  Познакомились с замечательными ребятами, которые служат здесь, с оружием современного морского пехотинца.  Под руководством матросов разбирали и собирали автоматы и пулемёты, были в казарме и столовой. Учились рукопашному бою. Наши мальчишки не утерпели и показали на татами свои умения.  
Отдали почести  трём  бойцам части, погибшим в чеченской войне. На территории части  лежит камень -- знак памяти. Имена десантников каждый день звучат на поверке, они навечно зачислены в списки части. 
Осмотрели БТР, который может не только по земле двигаться, но и плавать. Наш командир старший матрос Илнор водил  нас по  расположению части исключительно строем и даже заставил совершить пробежку до столовой. В общем, всем очень понравилась экскурсия. А Артём К. сказал, что исполнилась мечта его жизни: он подержал в руках снайперскую винтовку СВД. 

Новая старая школа... имени Гейдара Алиева


Ещё одно  важное событие, случившееся в Астрахани на прошлой неделе,  -- это открытие школы имени Гейдара Алиева.  Старую 11-ю школу по весне  почти полностью разобрали, оставив одни стены, и за лето и осень  построили  новую. Финансировал проект фонд Гейдара Алиева по соглашению Правительства Астраханской области с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Источник здесь

В Астрахани открыли театр оперы и балета



В четверг  состоялось торжественное открытие Астраханского театра  оперы и балета, который строили  шесть лет. На  знаменательное мероприятие  был приглашён оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева. Фотографии взяты из блога губернатора Астраханской области А.А. Жилкина.





27 октября 2011

И.Н. Никитин. "Живописец Петра Великого"

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
В начале 20-х годов Никитин не раз писал Петра I, и в «Юрнале» Петра было указано, что «на Котлине острову... писал его величества персону живописец Иван Никитин». Возможно, что этим портретом, написанным в Кронштадте, является портрет Петра (в круге; Русский музей.
Он отличается тем, что хорошо передает значительность Петра, сложность его натуры. Петр охарактеризован в этом произведении Никитина наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художников. В небольшом по размеру портрете господствует само лицо Петра, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней; тускло блестящие стальные латы полководца, наоборот, едва различимы во мраке фона. Портрет лишен даже намека на аллегорические мотивы, столь частые вообще в искусстве того времени: Никитин, подлинный художник-реалист, проявил в нем замечательную ясность художественного мышления. В облике Петра он сумел дать почувствовать и внутреннюю силу государственного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека.
    Петр ценил Никитина, подарил ему дом недалеко от Зимнего дворца, найменовал его «персонного дела мастером». Имеются указания, что Петр рекомендовал придворным заказывать художнику портреты.    Своими портретами 20-х годов Никитин вполне оправдал высокое о себе мнение Петра I. Он был выдающимся мастером портретной живописи, создавшим характерные образы представителей бурной эпохи начала XVIII века.
Читать дальше  (Материал опубликован к уроку искусства в 9 классе).

Алмаз по имени "Шах"

А. С. Грибоедов , классик русской литературы , дипломат , был растерзан в ходе нападения религиозных фанатиков на посольство Российской Империи в Тегеране.
Полномочным министром (послом) в поверженную страну был назначен автор "Горя от ума", не за пьесу, разумеется, за успех в Туркманче. В стольном Тегеране неспокойно. Не смирившиеся с поражением активисты антирусской партии и раздосадованные англичане только ждут случая, чтобы вынудить Россию первой нарушить мирный договор. 30 января 1829 года (по ст. стилю) толпа жаждущих реванша врывается в русскую миссию, громит здание, растерзывает дипломатов и охрану. 
Шах испуган призраком новой войны, ссылается на религиозных фанатиков. Император Николай объяснением удовлетворен. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие",- успокаивает он представителя восточного владыки и в знак примирения принимает дорогой дар - известный крупный алмаз по имени "Шах". Только в эту минуту закрывается история войны, начатая Ираном против России зимой 1804 года.
Печальную встречу описал Пушкин во второй главе "Путешествия в Арзрум". Догоняя армию Паскевича, он ехал верхом сквозь малое ущелие через гору Безобдал, отделявшую Грузию от Армении. В виду крепости Гергеры, где три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега, увидел арбу, которую тянули в гору два вола. Дальше рассказывает автор:
Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" - спросил я их. - "Из Тегерана". - "Что вы везёте?" - "Грибоеда". - Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.
Читать полностью здесь

Скалозуб и Фамусов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f5d9894-051e-4988-a871-d565f2907dc5/%5BLI9RK_10-05%5D_%5BVI_09%5D.htm По этой ссылке фрагмент фильма-спектакля "Горе от ума"  в постановке 1952 года. Постановка: П. Садовский.  Садовский.  Текст полностью соответствует оригиналу. Нажмите на ссылку посмотрите фрагмент.

26 октября 2011

Учебный словарь "Строение сложноподчинённых предложений"

По данной ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc526efa-eb95-4eb5-b952-54bee7a26e36/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_217%5D.htm Учебный словарь по теме, которую "проходим" сейчас в 9 классе. Представлено много предложений, к ним даются задания, которые способствуют формированию навыка определения главной и придаточной частей сложноподчинённого предложения.  Вообще-то, когда просматриваешь много примеров  по определённой теме, происходит погружение    в изучаемый материал и он легче запоминается, становятся понятными и  другие примеры (в заданиях ГИА). Новые задачи решаются без труда. Поэтому так важна и нужна  постоянная тренировка.

Интерактивный тест "Сложноподчинённое предложение"

По этой ссылке  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b77adf99-d0a1-4b29-bb28-3ec42bd0263b/index_listing.html интерактивный тест по теме "Сложноподчинённое предложение". Он состоит из 5 вопросов, для ответов на которые надо знать структуру СПП, уметь "читать"  схемы, знать подчинительные союзы. Хорошая тренировка для учащихся  всех классов.

Состоялась научно-практическая конференция

У нас в школе состоялась  ученическая научно-практическая конференция "Старт в науку". Ребята представили работы по физике, химии и биологии, мировой художественной культуре, симметрии и золотом сечении  в русском языке. Мои девятиклассники представили: Татьяна Ш. -- виртуальную экскурсию "По следам Робинзона Крузо" и Максим К. -- научно-практическую работу "Создание интерактивных презентаций по предметам гуманитарного цикла". Татьяна в своей работе рассказала о Селкирке, сравнила  с ним   Робинзона Крузо, показала  их остров в Тихом океане. Разумеется, в презентации с анимационными эффектами и гиперссылками. Максим же продемонстрировал "собственноручно" изготовленные интерактивные тесты по русскому языку и МХК.  Их можно посмотреть в моём хранилище в SlideBoom по ссылкам:

Будланула и кудрячит -- глаголы продуктивных классов

Сегодня на уроке в  7 классе в упражнении встретилось известное предложение Л. Щербы  Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Мне кажется, что оно уже встречалось этим ребятам, занимающимся по УМК М.Панова. Однако, как водится, они удивились и первым делом спросили, кто такая куздра. Решили, что это живое существо, взрослое, и оно совершает какие-то действия по отношению к другому взрослому существу и его детёнышу. Определили части речи  и правильно разобрали предложение по членам. Здесь всё предельно ясно и понятно, потому что были названы грамматические значения каждого слова. Пример в данном случае авторы использовали для того, чтобы определить, к какому  продуктивному классу относятся употреблённые в этом предложении глаголы. Таблица была перед глазами -- дали  правильный ответ.  Подобные примеры искусственно созданных слов,  здесь -- глаголов, дают наглядное представление, почему тот или иной класс слов относится к продуктивному типу: таких глаголов в русском языке тысячи и они могут создаваться по существующим моделям.
Кстати замечу, что меня особенно привлекает в учебнике Панова, -- это то, что авторы  дают представление о языке как стройной, логичной и понятной системе, а не просто списком излагают правила, непонятно откуда и почему возникшие.

Эксперты: электронные книги не уступают обычным

Ученые считают, что, несмотря на предвзятое мнение, электронные устройства не уступают бумажным листам с текстом. Таковы результаты первого в мире исследования в этой области, проведенного сотрудниками Майнцского университета Иоганна Гутенберга. Руководитель исследований, профессор Штефан Фюсзель уверен, что нет причин для скептицизма перед лицом новых электронных книг.
Для сравнения исследователи использовали электронную книгу с экраном E-Ink (Kindle-3), планшетный ПК (iPad) и обычную книгу. Они предложили молодым и пожилым людям использовать их для чтения. Каждый участник читал различные тексты с разными уровнями сложности, в то время как ученые производили «глазное прослеживание», снимали электроэнцефалограмму, а потом анализировали общее понимание текста, усвоение информации и отзывы.
Результат исследования резко контрастировал с субъективной реакцией участников. Почти все участники заявили, что им больше всего понравилось чтение печатных книг. Это был доминирующий ответ, однако он не совпадал с данными, полученными в результате исследования.
Объективные данные выявили преимущество планшетных ПК. Оказалась, что информация с экрана планшетных ПК усваивается легче. Конечно, существенных различий выявлено не было, но участники из старшей возрастной группы продемонстрировали более высокую скорость чтения при использовании планшетного ПК.
Аналогичным образом, результаты исследования подтвердили, что на самом деле нет никакой разницы (с точки зрения производительности) между чтением с бумаги или с электронной книги.
Однако исследование не ответило на главный вопрос в противостоянии электронных и обычных книг. Не было проведено анализа воздействия электронных устройств на утомляемость зрительного анализатора при продолжительном чтении.
Считается, что планшетные ПК, использующие LCD-экраны на импульсных газоразрядных лампах, менее полезны. Мерцание таких экранов при длительном использовании создает напряжение для глаз и психики читателя. В отличие от них, электронные книги (E-Ink) создают статичное изображение в отраженном свете, напоминая обычную бумагу.
Предполагается, что их воздействие не отличается от обычного бумажного листа. Пока это остается предположением, так как серьезных исследований пока проведено не было.

24 октября 2011

"Последняя туча рассеянной бури..."

Перед вами репродукция картины И.И. Левитана "Озеро. Русь"(1900). Завтра на уроке литературы ученики 7 класса будут читать стихотворение А.С. Пушкина "Туча".
Созвучно  ли настроение, переданное на картине, общей тональности  стихотворения "Туча"?
Всмотритесь в картину, вслушайтесь в звучание стихотворения  и вы почувствуете, что изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека.  Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и  ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником

Гипертекстовое определение СПП

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm гипертекстовое определение сложноподчинённого предложения. Что такое гипертекстовое? Это означает наличие гиперссылок на дополнительную информацию. В данном примере по гиперссылке находятся схемы  предложений.

Как различать союз и союзное слово?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87502719-99a2-4588-a0a8-6420e23c2e6c/%5BRUS9_206%5D_%5BIM_232%5D.swf  цифровой образовательный ресурс, проще интерактивная  подсказка с анимацией, как различить союз и союзное слово.

Лучше, конечно, в Google Chrome

Сегодня у нас, учителей  русского языка и литературы, и ещё учителей математики начался очный этап  федеральных курсов по использованию ЭОР в образовательном процессе. О курсах (если придётся, разговор особый) -- сейчас о другом. Вхожу я в свой блог с компьютера  в РЦДО... и открывается всё наполовину, картинка ужасная, всё с искажением. Одним словом, блог не узнаю. Не всеми браузерами поддерживается платформа Blogger, поэтому очень значительно изменяется интерфейс блога. Если у вас так -- приношу свои извинения. Попробуйте использовать Google Chrome. Кстати, по оценкам многих, достаточно быстрый и функциональный браузер.

«Фото как хокку»: новый проект Бориса Акунина

«Фото как хокку» – новая книга, только что вышедшая в издательстве «Захаров», и, более того, целый новый проект Бориса Акунина. Идея родилась в блоге писателя, воплотилась там в виртуальном варианте, но постепенно стала перерастать в нечто большее.
«Мы привыкли к тому, что тексты с бумажных носителей переписывают на электронные, но уникальность этого проекта в том, что, пожалуй, впервые в отечественном книгоиздании истории из блогосферы перешли в книгу, а не наоборот. Это воспоминания обычных людей, наших с вами современников, о родных и близких, воспоминания и фотографии из старых альбомов, – отметили в издательстве. А почему именно «как хокку»? Фотографий каждого героя три (и тогда перед нами возникает своеобразное хокку) или пять (и тогда это уже танка), поясняет автор проекта.
«Давно я не читал ничего более интересного и значительного, – прокомментировал книгу Борис Акунин в предисловии. – Интересного – потому что все это было не художественным вымыслом, а правдой. Значительного – потому что из коротких, по большей части очень простых рассказов о судьбах обычных людей постепенно складывалась полифоническая и весьма непростая документальная повесть о судьбе целой страны и целого века, да какой страны и какого века!».

Академ -- академия

Тесей, сын афинского царя Эгея, похитил прекрасную Елену, дочь Зевса и смертной женщины. Братья Елены, Кастор и Полидевк (их называют Диоскурами), отправились на поиски сестры. Но никто не знал, где Тесей спрятал Елену.
Тогда Диоскурам встретился афинский герой Академ. Он-то и открыл  братьям, где укрыта их сестра. Диоскуры освободили девушку. Это была та самая Елена, из-за которой потом началась Троянская война.
Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.
Прошли столетия, и в 4 веке до нашей эры роща стала местом, куда стремились самые лучшие юноши, чтобы получить образование, потому что именно в этой роще перед учениками развивал свои взгляды Платон. Школа Платона получила название Академия.
Вслед за школой Платона академиями начали называть собрания выдающихся учёных. Спустя два тысячелетия имя мифического героя продолжает звучать в названиях высших научных и художественных учреждениях по всему миру. Лучшие научные силы России  собраны в Академии наук, лучшие деятели  искусств -- в Академии художеств.
Академ знал, где скрыта красота. Знают ли современные академики тайну красоты и гармонии? Смогут ли открыть её миру?

23 октября 2011

Старинный вальс "Осенний сон"

Музыка британского композитора Арчибальта Джойса. Вальс написан не позднее 1914 года.

Какой корень в словах обуть/разуть/обуваться?


Обуваться

обуваться
Комментарий:
Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть.
Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать.
Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться.
Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать.
Источник здесь  

Как правильно разбирать слова по составу

Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен, т.к. ведёт к ошибкам. Узнай порядок разбора.

Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись сначала к рубрике Русская грамматика. Раздел 4. Морфемика.

Порядок разбора

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова.   Источник здесь

Связанные корни

Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления. Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязанные» к нему. Корни же слова употребляются и в соединении с суффиксами и приставками (стол-ик, при-вкус, бес-сон-ниц-а), и самостоятельно (стол, вкус, сон). Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т.е. в связанном виде.
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?».                                                                                                                                             (Е.А. Земская)

О коммуникативных качествах и профессионализме

Для того чтобы стать комментатором, нужно обладать  многими качествами. Важно владение литературным языком, умение давать своевременные комментарии, быть коммуникабельным человеком и, конечно, обладать большой эрудицией, быть в курсе всего происходящего. Кроме того, найти подход к собеседнику, задать интересный вопрос, обсудить что-то -- просто необходимо. Это называется коммуникативными качествами. Комментатор должен быть готов  к любой ситуации. Например, обычно он ведёт спортивные программы, но вдруг экстремальная ситуация -- его  просят прокомментировать репортаж о спуске в подземные коммуникации Москвы. Профессионал и это сумеет сделать.

22 октября 2011

Ференц Лист. "Шум леса"

Сегодня 200 лет со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа.

"Да как посмели!" (Давно не было котов)

Да  как посмели!
«Да как посмели!» на Яндекс.Фотках
Кота зовут Тимофей, уже в почтенном возрасте, по происхождению четвертьперс остальное- русская бойцовская порода, производит магическое воздействие на соседских кошек.

Карточка для соседа по парте

Приготовить карточку со словарными словами или примерами на какое-либо правило  -- такое задание на дом  мои ученики-семиклассники  получают не редко. С огромным удовольствием они меняются карточками друг с другом. Не замечала, чтобы подсказывал сосед  соседу по парте. Вставляют пропущенные буквы  с особым тщанием. Примеры тоже стараются подобрать не из учебника, а из словарей, из художественных произведений, сами составляют словосочетания или придумывают словоформы, которых порой и нет в русском языке.  Мне думается, так можно поднять интерес  ребят к  работе со словарными словами, а также, не тратя много времени, закрепить изученное. Сегодня на уроке вставляли, к примеру,  суффиксы -ива-(-ыва-), -ова-(-ева-). 

«Шифровка». Из заданий конкурса "Любимый русский язык"

Если в каждом слове заменить последнюю букву другой, чтобы получилось новое слово (имя существительное в начальной форме), то по вновь вписанным буквам можно прочитать слова В.Г. Белинского.

БРАТ       ПОЛ        ЭТАП           ТРОС           СОЛЬ 
СЛОГ      К              ОБО             ТЕМП           КРОТ
ОЧК        БАРД        Д                   МАРТ          ЛАВА
О             ОБЕД        СКАТ           МОР            А
СТОЛ     ЛОС          КРАБ            С                  ГРОТ
РОСТ      К               ПЕНС            ВРАЧ           ГОРА
КЛИ        Ч               ПЕР               О

О букве Ё

Впервые применять на письме букву ё предложила княгиня Дашкова на заседании Академии наук в 1783 году. Видимо, перед этим она разглядывала этикетку на бутылке Moët & Chandon.
В названии этого шампанского точки над E стоят для того, чтобы у читателя не было соблазна прочитать OE  одним звуком Œ (получится «мё» вместо правильного «моэ»).
Читать полностью здесь

Поезжай быстрее: мы опаздываем. Или: Ехай быстрее: мы опаздываем?

Правильно ли мы говорим? По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/66 интерактивный тест, какая из предложенных в заголовке фраз является литературной нормой. Полюбопытствуйте, решите тест и затвердите правильную форму. Удачи!

"Скоро Хэллоуин !"

Скоро Хэллоуин !
«Скоро Хэллоуин !» на Яндекс.Фотках
Америка , штат Флорида . Ярмарка-продажа предпраздничная во дворе церкви в г.Нейплз . Есть тыквы очень большие , просто великаны . У столика . где сидят продавцы , приготовлены тележки .Такую тыковку кладут на тележку , расплачиваются и везут к машине .

21 октября 2011

Родному городу посвящается

В составе жюри городского конкурса творческих работ учащихся ко Дню города проверяла сегодня сочинения  астраханских школьников. Мне достались работы восьмиклассников (эссе, очерки -- так определены жанры авторами).  Работы не особенно впечатлили. Поставила одному мальчику из интерната 38 баллов (из 54): он, по-моему, неплохо представил историю своего микрорайона, расположенного на острове с необычным для города названием Заячий, который омывают большая Волга и маленькая Воложка. Что было и что есть теперь в этом месте и как тут жили и живут люди. Работ на конкурс представлено много. Ещё на английском языке, а также фотографии и рисунки  уголков родного города. Рядом   художник и фотограф оценивали эти работы.

20 октября 2011

Вновь о блогах и... деньгах

Сегодня снова "делилась опытом" о том, как создать и вести образовательный блог. В этот раз с работниками дошкольных образовательных учреждений.  Подумала: людям нужен толчок, чтобы они начали какое-то совершенно незнакомое до этой поры дело. Не научились мы  в массе своей жить интересно и разнообразить  серые будни и суету их  чем-то необычным, нестандартным. 
И ещё об одном. Когда, подводя итог, сказала, что ведение блога может прибавить  баллов в учётной ведомости по начислению стимулирующих выплат, в зале засмеялись. Зарплата наша действительно, несмотря на все заявления о её повышении, смех сквозь слёзы. Но это уже другая история.

19 октября 2011

Вопрос к коллегам-блогерам

Почему, если вставляю в окно скопированный текст, получается большой пробел между названием и сообщением? Как это исправить? Посоветуйте, пожалуйста. С уважением, Валентина Саблина.

Юрий Буйда: "Дюжина лучших романов XX века"






 

 
Аугусто Роа Бастос, «Я, Верховный»
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
Франц Кафка, «Процесс»
Джозеф Конрад, «Лорд Джим»
Фланнери О'Коннор, «Мудрая кровь»
Джузеппе Томази ди Лампедуза, «Леопард»
Юкио Мисима, «Золотой храм»
Итало Свево, «Самопознание Дзено»
Луи-Фердинанд Селин, «Контракт со смертью»
Ганс Фаллада, «Железный Густав»
Уильям Фолкнер, «Медведь»
Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
Ну еще можно добавить штучку, чтоб получилась чертова дюжина: «Волшебная гора», «Улисс», «Жизнь Клима Самгина», «Мост на Дрине», что-то еще...
Источник здесь
Юрий Буйда -- современный русский писатель, весьма популярный.Произведения, включённые им в список, не новые, написаны большей частью в первой половине и в середине прошлого века. Мы по ним изучали зарубежную литературу в институте.Конечно, дело вкуса, кого включать в подобный список. Однако я была бы неизмеримо счастлива, если бы мои ученики прочли хотя бы пять произведений из него.

Сегодня Царскосельскому лицею -- 200 лет

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен --
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Источник здесь
Эти строки знает каждый. Они из известного стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор") и посвящены были очередной годовщине Царскосельского лицея. Сегодня  знаменитому лицею исполнилось 200 лет. Пушкин на всю жизнь остался верен лицейскому братству и в этом стихотворении вспоминает своих друзей-лицеистов,   учителей и наставников. Если вы пройдётесь по указанной ссылке, то обнаружите, кроме текста стихотворения,   комментарий, который значительно расширит ваш кругозор и позволит лучше понять стихотворение. К слову, есть вещи, который должен обязательно знать всякий культурный человек. Информация, о которой идёт речь, из таких вещей. Полюбопытствуйте.

Попробуем создать блоги

Сегодня давала мастер-класс... по теме "Создание и ведение образовательного блога"... (ещё одна пауза)... для учителей информатики школ города. Городской комитет по образованию и науке решил провести конкурс блогов, поэтому потребовался такой ликбез.  Некоторые из присутствующих заинтересовались, подходили, уточняли детали, давали оценки моему выступлению. В общем-то, лестные.  

18 октября 2011

Царскосельская художественная премия

Царскосельская художественная премия вручена сегодня в Санкт-Петербурге. 19-я церемония по традиции прошла в канун лицейской годовщины и была посвящена 200-летию Императорского Лицея.
Настоящей королевой вечера стала актриса Татьяна Доронина. Премия вручена ей "за изящество и одухотворенность образов в театре и кино", однако все члены жюри были единодушны во мнении, что ее талант всегда оказывается выше любых формулировок.
Актер Армен Джигарханян удостоен награды "за самобытный актерский почерк и уникальный путь в театре и кино", а его прибалтийский коллега Юозас Будрайтис - "за тонкий интеллигентный психологизм" и неповторимую харизму, которой он обладает, покоряя сердца миллионов зрителей.
За долгое и преданное служение поэтической музе, яркую лиричность и открытую гражданственность в книгах последних лет отмечен поэт Андрей Дементьев. Писатель Анатолий Найман, в прошлом личный секретарь Анны Ахматовой, награжден за книгу рассказов о великой поэтессе ХХ века "и преданность русской поэзии". 
Читать дальше

Тексты для изложения: полезная ссылка

По этой ссылке http://www.vishime.ru/blogs/2010/01/28/teksty-dlya-szhatogo-izlozheniya/ тексты для сжатого изложения. Это хороший помощник  девятиклассникам в подготовке к ГИА. Здесь не только опубликованы тексты, но и разъясняется, как с ними работать, как, используя разные приёмы компрессии текста, выполнить первую часть экзаменационной работы -- написать сжатое изложение 

Ещё раз о переходности/непереходности глаголов


В дополнение к материалам урока. Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.
К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое.
Грамматическая особенность переходных глаголов — наличие форм страдательного залога — как не изучаемых в школьной грамматике личных форм (Книга читается мною), так и изучаемых причастных (читаемая мною книга).
Источник здесь

Плитвицкие озёра, Хорватия. Виртуальное путешествие


Название «Плитвицкие озёра» впервые было записано священником из Оточаца Домиником Вукасовичем в 1777 году. 
8 апреля 1949 года Плитвицкие озёра получили статус Национального парка, а с 1979 года Национальный парк Плитвицкие озёра включен в реестр «Всемирное наследие» ЮНЕСКО. До 1958 года парк был недоступен для туристов, в нём были проложены только просеки. В 1958 году Йосип Мовчан, директор парка, начал строительство пешеходных дорожек, а в настоящее время в дополнение к широкой сети настилов действуют маршруты экологически чистых электропоездов, паромов и прогулочных катеров на электрической тяге. В озерах парка категорически запрещено купаться, а также устраивать пикники, разводить костры, приходить с собаками. Такой строгий порядок обусловлен сохранением природного равновесия, которое на протяжении многих лет тщательно оберегают местные экологи. 
Источник здесь

Поэзия укрепляет женское здоровье

Женщины, которые любят поэзию и учат стихи наизусть, укрепляют свое здоровье. Как выяснили ученые, процесс запоминания укрепляет личность, тем самым заставляя девушку чувствовать себя более уверенной в себе, сообщает Raut.
Результаты проведенного исследования показали, что люди знают больше всего о тех стихах, которые они непосредственно учили наизусть. Более того, специалисты утверждают, что обучение стихам играет важную роль в развитии народной самобытности.
Исследователи также хотят изучить терапевтический аспект, то есть то, как поэзия воздействует на людей. Эксперты утверждают, что в течение всей жизни такие произведения искусства часто приобретают эмоциональное значение для юношей и девушек.
Порой стихи связаны со счастливыми воспоминаниями, что, в свою очередь, положительным образом влияет на настроение.
Источник здесь

К. Н. Батюшков. Элегия

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
За то, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную... но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
Дата написания: 1804—1805 год
Источник здесь

17 октября 2011

Опубликован проект расписания экзаменов

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов, которая не является обязательной, пройдет с 29 мая по 19 июня, сообщают в Рособрнадзоре. Обществознание, химию, географию, историю, физику, биологию, иностранные языки, литературу, информатику и ИКТ девятиклассники смогут сдать - 29 мая и 1 июня, математику - 5 июня, русский язык - 14 июня. Резервные дни - 15 и 16 июня.
Резервные дни сдачи ЕГЭ и ГИА предусмотрены для тех, у кого совпали дни сдачи экзаменов по выбору. Дополнительные дни сдачи - для тех, кто не сдал или не завершил сдачу ЕГЭ или ГИА по уважительным причинам в основной волне, а также те, у кого результаты были отменены государственной экзаменационной комиссией.
Читать полностью (ещё о ЕГЭ) здесь

ГИА: обсуждение продолжается

"В настоящее время продолжается обсуждение и апробация проектов документов ЕГЭ и ГИА-9 кл. в регионах РФ. Начиная с 18 октября уточненные проекты будут размещаться на сайте ФИПИ для дальнейшего обсуждения. К концу октября планируется завершить обсуждение и апробацию проектов документов по всем предметам. В начале ноября на сайте ФИПИ и Рособрнадзора будут размещены согласованные с НМС и утвержденные документы ЕГЭ и ГИА-9 кл."

16 октября 2011

Керид. Озеро на месте жерла вулкана

Керид
«Керид» на Яндекс.Фотках
Кальдера Керид - кратер вулкана с озером внутри. Это один из нескольких кратеров с озером внутри в районе, известном как Западная вулканическая зона Исландии. Вулканическая порода кальдеры имеет красный (а не черный, как обычно) цвет. Считается, что Керид был конусом вулкана. После извержения вся магма "вытекла" наружу и конус рухнул под тяжестью собственного веса в образовавшуюся пустоту. Кальдера приблизительно 55 метров глубиной. 
Само озеро неглубокое (около 7-14 метров). Из-за большого количества минералов в почве вода в нем непрозрачная и имеет красивый аквамариновый цвет

ГИА: трудный выбор

Вчера завуч заполняла так называемую "маску" -- сведения о выборе экзаменов ГИА. Мои 9-классники пребывали в лёгкой прострации,  не зная, какие два  предмета выбрать (хотели больше). В конечном итоге 23 человека решили сдавать устный экзамен по русскому языку. Теперь я в обмороке (!)

Виртуальная экскурсия по музею

По этой ссылке http://www.samara3d.ru/s3dplayer.php?width=702&height=527&tour=8&panorama=1&quality=2&menu=on# виртуальная экскурсия по музею Алабина в Самаре. На этот раз  по теме "Жизненный круг. Рождение и совершеннолетие". Интересно.

Когда жил царь Горох?

— Это ты? — недоверчиво спрашивает внучка свою бабушку, рассматривая фотографии в семейном альбоме. На старом снимке она увидела девочку в школьной форме с букетом в руках — бабушка тогда пошла в третий класс.
—  Представь себе, это я. Как время летит и как же давно это было! Почти при царе Горохе, — вздыхает бабушка.
— А царь Горох до революции правил? — интересуется внучка.
— Нет, — отзывается бабушка. — Такого царя не было вообще.
— А почему же тогда ты так говоришь?Наверное, и вам интересно узнать, при чём тут царь Горох. 
Выражение пришло к нам из русского фольклора, где был такой герой царь Горох. Вреда он людям не приносил, и потому жили они при нём, горя не зная. Неправдоподобие такого царя и придаёт выражению значение «невероятно давно».
Надо сказать, что царь Горох не одинок. Подобные выражения есть и в славянских, и в неславянских языках: «при царе Копыле», «при царице Чечевице». В Польше, например, скажут: «при короле Сверчке» или «при короле Голыше». А у нас — царь Горох, вполне симпатичный, добрый, нестрашный. Жил он очень, очень давно, когда — и не упомнишь.
Источник здесь

15 октября 2011

.......

Весной всё призрачно, а осенью прозрачно...
Однажды в Троицком, в твоём посёлке дачном,
Фанерный старенький причал заждался парохода.
(В тот год была нелётная погода.
И дождик лил какие уж сутки --
Хороший пёс не вылезет из будки).
...Последняя ракета  в 20.20
Успела в Троицком слегка пришвартоваться.
Ракета постояла тут недолго --
Её ждала волна, работа, Волга.
-- Ну что, причал, фанерный неудачник?
Весной всё призрачно, а осенью прозрачно?
На все вопросы он ответил мудро:
-- По расписанию она вернётся утром.

Что такое залог в грамматике"


Глаголы действительного залога обозначают действие, совершаемое семантическим субъектом (производителем действия) и направленное на предмет, над которым производится действие (семантический объект). Например: Рабочие строят дом Рабочие – семантический субъект, производитель действия; в данной активной конструкции он одновременно является и грамматическим субъектом предложения – подлежащим. Дом – семантический объект (предмет, над которым производится действие) – одновременно является и грамматическим объектом – дополнением. Глагол в активной конструкции обязательно переходный; дополнение при нем выражено винительным падежом без предлога или родительным падежом без предлога в двух случаях: при отрицательном сказуемом: не пил молока ; если обозначает часть целого: выпил молока .
Страдательный залог показывает, что живое существо или предмет, выступающий в роли подлежащего, то есть грамматического субъекта, не производит действие, а испытывает его со стороны другого живого существа или предмета, является семантическим объектом. Производитель действия (семантический субъект) выступает в роли грамматического объекта – дополнения в творительном падеже без предлога. Например: Дом строится рабочими Дом – грамматический субъект, подлежащее; семантический объект, так как испытывает действие, а не производит его. Рабочими – грамматический объект, дополнение в творительном падеже и в то же время семантический субъект, так как называет производителя действия.
В совершенном виде страдательный залог выражается преимущественно причастиями прошедшего времени: Дом построен рабочими. Полы вымыты уборщицей. Смета составлена бухгалтером.

Таким образом, значение страдательного залога в русском языке может быть выражено двумя способами:

  1. личными формами глаголов 3 л . ед. и мн. ч. несовершенного вида переходных глаголов, у которых добавляется постфикс –ся выполнять – выполняться убирать – убирать ся;
  2. с помощью страдательных причастий, образуемых от переходных глаголов путём присоединения суффиксов –ем- (-им-), -нн-, -енн-, -т- убираемый, убранный, выполненный, вымытый и т. д. Они имеют полные и краткие формы. Источник здесь