Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

26 октября 2011

Будланула и кудрячит -- глаголы продуктивных классов

Сегодня на уроке в  7 классе в упражнении встретилось известное предложение Л. Щербы  Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Мне кажется, что оно уже встречалось этим ребятам, занимающимся по УМК М.Панова. Однако, как водится, они удивились и первым делом спросили, кто такая куздра. Решили, что это живое существо, взрослое, и оно совершает какие-то действия по отношению к другому взрослому существу и его детёнышу. Определили части речи  и правильно разобрали предложение по членам. Здесь всё предельно ясно и понятно, потому что были названы грамматические значения каждого слова. Пример в данном случае авторы использовали для того, чтобы определить, к какому  продуктивному классу относятся употреблённые в этом предложении глаголы. Таблица была перед глазами -- дали  правильный ответ.  Подобные примеры искусственно созданных слов,  здесь -- глаголов, дают наглядное представление, почему тот или иной класс слов относится к продуктивному типу: таких глаголов в русском языке тысячи и они могут создаваться по существующим моделям.
Кстати замечу, что меня особенно привлекает в учебнике Панова, -- это то, что авторы  дают представление о языке как стройной, логичной и понятной системе, а не просто списком излагают правила, непонятно откуда и почему возникшие.

3 комментария:

  1. Прочитала Ваш пост, Валентина Васильевна, и вот , что предложила своим читателям: http://fraubloggerin.blogspot.com/2011/10/blog-post_26.html

    ОтветитьУдалить
  2. Юлия Владимировна, посмотрела задание. Решить не решила, однако здорово, как мне кажется, оно развивает аналитические способности.Спасибо за внимание к моему блогу.

    ОтветитьУдалить
  3. Я давно это предложение знаю. В учебнике его нет, но я просто одноклассникам рассказывал

    ОтветитьУдалить