Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

01 октября 2012

Какой современный урок нужен современному учителю?


3d men
Различные аспекты современного урока, проблемы взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой «круглых столов» и научных конференций.
Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть уроку в школе или не быть?
Среди научных оппонентов появились даже сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная педагогическая практика 
убеди­тельно доказывает, что
                            урок еще не исчерпал всех своих воз­можностей.
Проблема состоит в том, какой смысл мы вкладыва­ем в это емкое понятие «УРОК».  
К сожалению, классическое определение не отражает всей его многогранности:
«УРОК – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразова­тельных школах, профтехучилищах и средних специаль­ных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)»
(Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).
Между тем, толковые словари русского языка позволяют нам задуматься о более глубинном значении слова, а следова­тельно, и более широком трактовании понятия «урок», как
нечто поучительного,
того, из чего можно сделать вывод для будущего:
·         Уроки истории.
·         Получить хороший урок. Это ему урок на будущее.
·         Извлечь урок.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 2000. Электронная версия).
Таким образом, в любом уроке закладывается определённое воспитательное начало.
Урок – это уникальная форма педагогического общения.
И, прежде всего, следует не высасывать из пальца все новые и новые“типологии уроков”, “виды и типы уроков”, а учить учителя современным формам этого общения, как с помощью электронных средств обучения, так и без них.
Любопытно, что многие учителя имеют прирождённый талант педагогического общения, хотя часто на аттестационных экзаменах теряются при простейших вопросах методического и методологического характера.
В научно-педагогической литературе широко используется понятие«современный урок», который противопоставляется уроку традиционному.
Безусловно, информационная революция, происходящая на наших гла­зах, вносит существенные коррективы в образовательный процесс. Ученые-педагоги вкладывают в понятие «современный урок» не только временную характеристику, но и ряд значительных отличий от традиционного урока
по теоретико – познавательным основам,
характеру управленческих действий:
·         планированию,
·         организации,
·         руководству,
·         контролю.
В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологично­сти развивающего эффекта урока.
Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.
Это не обыкновенное   «натаскивание»   учеников,   не   экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель – ученик.
На мой взгляд, в наше время учителя больше всего нуждаются не в описании всё новых и новых типов и видов уроков, а в статьях и монографиях, касающихся
·         методов управления образовательным процессом на уроке. А если учесть современную ситуацию перенасыщенности информационно-образовательного пространства, учитель должен научиться уметь управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для учеников в восприятии данной информации.
·         способов педагогического общения,
·         конструирования педагогических ситуаций и путям разрешения педагогических конфликтов.
Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание также является  важнейшим  условием  образования.
Вроде бы вполне понятно: необходимо  создать обстановку   взаимодействия   и   взаимной   ответственности.
Однако длительное пребывание всего нашего образования в стадии модернизации, хаос в управлении во всей вертикали, постоянные шараханья и кампанейщина,- давно лишили многих учителей творческого начала.
Только при  наличии  высокой мотивации  всех участников  образовательного   взаимодействия   возможен   положительный результат.
Источник здесь
Похожие статьи:

Комментариев нет:

Отправить комментарий